Страшна и жестока жизнь от начал своих. Она ― вызов смерти, нарушение закона, в котором царят Всё и Ничто. Пока существуют Всё и Ничто, нет ни смуты, ни боли, ни Взрыва, ни осколков. Нет и Хаоса, рождённого от агонии. Жизнь ― только вспышка, которой суждено когда-нибудь угаснуть. И угасание начинается с первой искры огня, от которого и происходит агония. Жизнь стремится к наслаждению через боль, к миру ― через войну, к любви ― через сладострастие и ненависть. Елена родилась в Спарте от соития Зевса в образе лебедя с прекрасной Ледой, женой спартанского царя Тиндарея. Почему владыка богов выбрал образ этой птицы, остаётся только гадать. Самец лебедя был крупной птицей с пелопенным опереньем; округлые формы его стана, изогнутая длинная шея в движении, в особенности, его молящие и нежные стоны пробудили в Леде такое сладостное томление, что она, не в силах о чём либо думать, вся ― ожидание, простёрлась на лоне лазурных вод. Он быстро подплыл к ней и, подняв бурю брызг, обняв своими белыми крыльями, овладел ею. И эта безумная страсть передалась дочери, которая родилась от этого соития. Её назвали Еленой, что значит плодородие. Однажды, прогуливаясь близ храма Артемиды, престарелый герой Тесей, питомец мудрого Хирона, совершивший уже все свои подвиги, увидел девочку. Он плясала в честь богини и была так обольстительна, что герой не мог оторвать от неё взгляда. Шёлковое руно светлых волос густой волной обрамляло нежный овал её лица. Большие, подёрнутые паволокой глаза, точно колдовские озёра, звали в свою глубину, обещая блаженство. Столько свежести, неги и юной чувственности было в её лице, похожем на свежий бутон розы в первое утро цветения, столько мягкой, влекущей грации ― в гибкости её членов, что сердце Тесея поплыло. Золотистый тук её стройных ног под короткой туникой свел его с ума. Крепкие яблочки грудей так и звали к поцелуям. Он подождал её на поляне возле храма и, взяв за руку, увлёк в маслиновую рощу. Ей было 10 или 12 лет, возраст, в котором у древних народов девушек уже отдавали замуж. Рождённая от соития сладострастного лебедя с её матерью Ледой, вся дышавшая негой утреннего Эроса, она уступила ласкам героя. Жемчужные створки её раковины раскрылись. Тесей был вкрадчив, как лёгкий ветерок в жаркий день, нежен, как тёплый луч в душистой чашечке цветка. Он вошёл в неё мёдом и маслом желания, которому не мыслимо было противиться, и открыл ей дорогу в царство Эроса, устланную розовыми лепестками. И она ступила в страну блаженства, о которой пела каждая клеточка её нежного тела, гладкого и чистого, как розовый паросский мрамор, согретый золотым дыханием юного Гелиоса, сверкавший под его лучами самым чистым солнечным светом. Она принадлежала ещё нескольким мужчинам знатного рода, и бог любви открывал ей раз за разом всё новые тайны того бездонного чувства, которому покорны животные и люди, рабы и владыки, цветы и облака, которым был полон сам воздух. Её стали называть Еленой Прекрасной, и она стала символом всей Эллады, от материка до бесчисленных островов вокруг. Слава о ней докатилась до Египта и северных земель диких даков и галлов, скифов и готов. Обольстительность соперничала в ней с Красотой, и её можно было назвать Елена-Обольстительница. Руки её добивались цари и принцы многих народов, пока могучий владыка Эллады царь Агамемнон не просватал её за брата своего, царя одной небогатой микенской земли, храброго воина Менелая. Земли же Елены были тучны и богаты маслом, вином и хлебом, и всякими дарами земли. Тот, кто обладал Еленой, становился и рабом её, служителем культа богини любви Афродиты. И таким стал Менелай, любивший жену до потери рассудка, уступавший всем её желаниям, прихотям и приказам. Он следовал за ней повсюду, а она презирала его за это и любила помучить. У неё был капризный характер. Но тех, кто осмеливался только намекнуть об этом, ждал её гнев. Сказавший о ней правду поэт Стесихор ослеп и только после того, как сложил новые, славящие её стихи, вновь прозрел. Она бывала разная, и добрая, и злая, и великодушная, и мстительная, как все женщины. Мойры вписали в её судьбу не только память о ласках амура, но и алчность желаний, стоны и кровь, и жестокость Эроса, о котором сказано, что он не знает пощады. Семь видов любви различает душа эллина, и тот, о котором идёт речь, самый ужасный. Где любовь и страсть, там и кровь и жестокость, ибо пресыщенный ласками Эрот жаждет всё новых, более острых наслаждений. Однажды боги Олимпа заспорили о том, кому принадлежит сердце смертного. Призом было яблоко, тот плод, который стал причиной греха и изгнания из Рая первых людей. Три богини: Войны, Охоты и Красоты предстали перед сыном царя города Трои Парисом. ― Кому ты отдашь этот плод? ― спросили боги, наблюдавшие за этой сценой с Олимпа. Парис, пленённый прелестью Афродиты, отдал яблоко ей. За это она обещала ему любовь самой красивой женщины мира Елены Спартанской. Уязвлённые его выбором Афина и Артемида поклялись отомстить ему. Афродита указала ему путь в Трою и послала быстрокрылого Амура поразить стрелой сердце Елены. Она пребывала в то время в разлуке с Менелаем. Он отплыл куда-то по своим царским делам. Парис прибыл в Спарту, оставив корабли где-то у побережья, в бухте на острове Краная, в нескольких стадиях от города. Всё, что бродило в крови Елены, вспыхнуло и закипело огненной лавой, когда она увидела сына Приама. Она впустила его в свои покои. А через несколько суток они бежали на корабле, который ждал в гавани. Легко представить себе, что испытал Менелай, когда, вернувшись домой, узнал об обмане. Сердце его разрывалось на части. Сначала он надеялся уладить дело миром, присылал в Трою послов, по некоторым сведениям, приплыл туда сам, требуя, прося вернуть Елену. Ему отказали. Тогда он обратился за помощью к могущественнейшему Агамемнону. Поступок гостя из далёкой Трои бесчестил всю Элладу. Греческая земля собралась в поход. Судов всякого рода было столько, что их паруса затмили горизонт на целый день пути. Сей список кораблей оставил нам Гомер. Елена стала причиной войны, равной которой ещё не знало человечество. По подсчётам античных историков, осада Трои стоила жизни более полутора миллионов человек и стала самой кровавой войной древнего мира. Можно сказать, нулевой мировой, так как на стороне греков, и троянцев, воевали союзники из разных стран Европы, Азии и Чёрной Африки. Смерть собрала неслыханную до той поры жатву во имя Красоты, в которую облачился Эрос. Красота, соединившись со Смертью, взяла свою обильную дань. Она поистине стала «страшной силой». Огонь Эроса забушевал с такой силой, что от него загорелись лазурные воды моря. С тех пор он не раз вырывался наружу из обезумевших сердец человеческих, сжигая жизни и опаляя страницы бессмертных рукописей. Он лизал их своим огненным языком, но они не горели. Прошло десять лет с той злополучной поры, когда дочь Зевса и Леды, увлечённая страстью к Парису, покинула родину. Волшебство Афродиты сохраняло её молодой. Она по-прежнему была Еленой Прекрасной. И украшения, и масло роз и лаванды, и всякие благоуханные притирки не портили её кожу и не добавляли ей ничего искусственного, постороннего. Царь Менелай после взятия Трои был намерен убить её за измену. Сердце его горело обидой и неутолённой страстью. Но, увидев царицу, он заплакал, пал перед ней на колени и стал целовать её ноги. Троянская война окончилась. Мир изменился. Но Елена в разных своих обличьях осталась всё той же. И там, где она появлялась, снова пылали страсти, лилась кровь, и волны любовного Хаоса, из которого состоит мир, приходили в движение. Он никогда не укротит свой нрав, никогда не смирится, и Елена, что значит плодородие, будет являться миру, чтобы жизнь продолжалась. Любовь и Красота будут вечно править миром. А спасут ли они мир или погубят, кто знает? Скорее всего, они призваны не для спасения или гибели, а лишь для продолжения жизни. А жизнь будет всегда бросать вызов смерти. И так, в вечной борьбе, суждено существовать миру! |