1956 год. Память – избирательного свойства. Для ее реализации часто нужны дополнительные события, связующие звенья. Гуляют в памяти – ветром сдувающие обрывки событий. Но только нечто важное, событийное способно воссоздать прошлое в последовательности сюжетно. Таким путеводителем для меня является 1956… И даже не один период – весь год! С начала года – до лета я студент четвертого курса Лесохозяйственного факультета Брянского Лесохозяйственного института. Признаться, не по призванию и доброму желанию стал студентом этого института. О предыдущем периоде уже писал. Интересно все, но не стану повторяться – затягивать повествование. В тот год мне исполнилось 21… Событие не столь уж важное, дата не «круглая», но достаточно памятная. Запомнилась – совпадением… Наконец, нас обучали предметам непосредственно по специальности. Считали: всех нас достаточно подковали в смысле идеологическом – основами краткого курса настольного учебника марксизма-ленинизма. А он у нас достаточно настольный: ставили на него горячие кастрюли и сковородки с огня – подкладывали. Иначе можно спалить стол. К счастью, само «марло ленизное» осталось в прошлом… Не совсем так: на пятом курсе нас продолжили потчевать марксистско-ленинской философией. А как по-другому? Без соответствующей подковки не должен оставаться командир социалистического производства… Не все лишнее осталось в прошлом: нас продолжали натаскивать на спецподготовке. Так официально называют военное дело. Студентов параллельно готовят офицерами стрелкового подразделения советской армии. Раз в неделю – уже не помню в какой день – все десять академических часов проводили вокруг огромного ящика с песком с картинкой-пейзажем местности. Преподаватель военной кафедры в звании подполковника втолковывал студентам основы тактики, стратегии… Научает уяснять обстановку… Зубрят очередность действий – в конкретных условиях обстановки боя. Начинается горячий момент. Командирскую работу провести деловито. Без суматохи, горячности. Наступил ответственный момент истины. Командир взвода получает боевую задачу. Сосредотачивается. Уясняет самое важное: задачу роты, место взвода в предстоящем бою. Прежде должен оценить обстановку. Проводит рекогносцировку визуально: просматривает местность с применением бинокля. Для ведения огня и контроля боя назначает хорошо просматриваемые ориентиры на местности. Важно понять цели, характер предстоящих действий противника. Проверяет подготовку собственного подразделения в реальной обстановке - по всем уставным категориям. Готовность выполнить к сроку новое ответственное боевое задание командира роты. Принимает самостоятельное командирское решение. Войти в волевое сосредоточение. Ясно, командирским голосом кратко, предельно точно отдает устный боевой приказ. Организует взаимодействие на флангах. Цели, задачи, взаимодействие с приданной частью. Управление боем. Докладывает командиру роты. * Тот день совпал с днем рождения или несколько отличался… Происходило днем… После занятий… Успел пообедать в студенческой столовой… Обычно я направлялся в читальный зал городской библиотеки… В тот день… Не помню, чем конкретно занимался… Со мной редко такое случалось: вернулся в институт. Наш институт расположен в угловом своеобразном строении на перекрестке двух улиц Ленина и Советской. Два или три квартала по Ленина размещаются между двумя огромными балками с эрозионными оврагами. Через обе эти балки перебросили мосты. Покатая улица Советская ведет вверх к стадиону, парку и тюрьме. Более крутая часть ведет вниз к древней церкви – ее недовзорвали… Рядом расположен городской рынок. Ниже – берег Десны, притока Днепра. Сам институт разместили в здании… Выделяют его массивные гранитные крепостные стены. Это здание построили во времена нэпа или еще до большевистского переворота-революции. Располагался в нем банк. Открыл массивную дверь… Вошел в узкий коридорчик… Открыл дверь в вестибюль. Древняя, но достаточно энергичная тетя Аня на своем вахтерском месте. На дверной стене вечно вывешивают объявления… Тогда прочитал или из другого источника узнал: в актовом зале проходит комсомольское собрание нашего курса. В актовый зал ведет небольшая лесенка. В самом зале проходят собрания, вечера художественной самодеятельности, почти каждый вечер демонстрируют платные художественные кинофильмы… Поднялся я по лесенке… Не знаю, на сколько опоздал? Собрание необычно проходит: нет выступающих… Читают письмо… Позже узнал: текст – это доклад проходящего в Москве съезда партии. Сообщают о жестоких гонениях, издевательствах недавнего периода культа личности И.В. Сталина. Слушал внимательно. Действительно: подобного прежде не слышал, не знал… Ужас! Такое происходило! Влияние фактов, сведений того письма на мне сильно отразилось: всю последующую жизнь ощущаю это влияние. Враз спали с глаз шоры, сползла пелена: я прозрел! Всю свою последующую жизнь только что накапливаю подтверждающие факты садисткой тирании – знания обновленного видения, более гуманного собственного мировоззрения. Помню: по горячему следу записал впечатление, очерк… Многим позже, году в 1961 – эту записку, вместе со статьей об антисемитизме в Киеве и СССР я передал на Запад. По косвенным признакам сужу: напечатали… * Взаимные потребности, интересы побудили сближение Египта с СССР. СССР - давний противник Великобритании. Грубиянские, даже бандитские сталинские манеры не прошли с Израилем. Сталин и его наследники ищут союзников среди противников «британских империалистов». Появился правитель Египта Насер: ищет себе союзников. В 1953-54 СССР заключил торговые соглашения с Египтом. В 1955 Г. Насер приобрел крупную партию советского оружия. Во время тайных контактов – советские советники подсказали Египту «легкое решение» финансовых проблем: национализировать Суэцкий канал – взимать самостоятельно все пошлины. И в период Суэцкого кризиса «миролюбивый СССР» защищал позицию Египта: не только пропагандой о «тройственной агрессии»: Великобритании, Франции и Израиля – против Египта. Советское информбюро тасс сообщило с категорической твердостью: «СССР и советским людям не безразлична судьба Гамаля Насера и рядовых египтян. Советское правительство не станет препятствовать добровольцам - готовы участвовать в вооруженной борьбе Арабов за свою свободу». Одновременно СССР готов оказать любую военно-техническую помощь Арабам, не исключает возможность военного вмешательства в конфликт всеми имеющимися средствами. Так сложилось: в результате победы во Второй Мировой войне (только для внутреннего пользования – так называемой Великой Отечественной войне) в Восточной Европе у СССР появились страны-сателлиты. В момент разворачивания Суэцкого кризиса – произошло «контрреволюционное восстание» в Венгрии. СССР двинули танки, войска для подавления этого восстания. А тут еще – попал в беду «друг Насер»… Надо выручать! И в плохом можно выудить нечто «полезное»: под прикрытием Суэцкого кризиса события в Венгрии прошли менее заметными для мировой общественности. * У нас в БЛХИ, и на факультете, на курсе, появились свои «добровольцы»: готовы поехать в Египет – воевать против Израиля. Вырываются наружу жуткие антисемитские настроения. Подобны настроениям сталинского периода «дела врачей». |