«Выгодно продать, выгодно купить, чтоб побольше взять и поменьше дать…» Так поют герои знаменитого водевиля «ХАНУМА», созданного по пьесе Авксения Цагарели и поставленного Георгием Товстоноговым. В этой фразе - вся сущность капитализма. В свое время, в исторической работе «КАПИТАЛ», Карл Маркс писал: «Нет такого преступления, на который бы не пошел капитал ради 300 процентов прибыли». Хищнический характер капитализма просматривается со дня его существования. Английский публицист XIX века T. Дж. Даннинг писал: Капитал … избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся, правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами. Появление капитализма открыло «ящик Пандоры» в деле моральной деградации современного общества. Потакая самым низменным чувствам, капитализм создал общество потребления, не считаясь ни с какими тяжелыми последствиями в будущем. Если проследить путь человечества в развитии искусства, культуры, нравственности то с уверенностью можно сказать, что пик их развития был пройден в конце XIX века, как раз начало развития капиталистических отношений. Сравнивая культуру, мораль того времени с сегодняшним, можно увидеть гигантскую пропасть между ними. Рафинированная музыка, живопись, выполненная великими художниками, стихи и проза великих мастеров, нравственные отношения между людьми, все, чем гордилось человечество, канули в «Лету». Современная музыка стала ритмичным шумом, живопись – мазня, достойная кисти неандертальца, нравственные отношения между мужчиной и женщиной уже подходят к скотским. Найдите отличие между танцами дикарей и современной молодежной дискотеки. Современные девушки с легкостью демонстрируют свои прелести на пляже, а их сопровождают сальные взгляды «любителей» женской красоты. Время подходит к тому моменту, которое описано в БИБЛИИ и связанное с уничтожением Содома и Гоморры, за нравственное разложение их жителей. Конечно, есть крупицы высоких отношений и истинно творческих достижений, но это уже исключения из общих негативных тенденций. В этом, по существу, есть подлая сущность самого человека. Никакие заповеди, моральные каноны не способны вытравить в человеке эту скверну. Вчерашний бедняк, практически святой, в своих помыслах, человек, получивший сегодня неожиданное богатство, завтра становится жестоким эксплуататором без стыда и совести. К примеру, главный герой известного сериала – «Дата Туташхиа», задаётся целью искоренить зло и улучшить мир, что приводит его на путь конфликта с законом и государством и превращает в изгнанника, абрека. В одном ауле он забирает «добро» местного богатея и передает его униженному и оскорблённому бедняку. Через некоторое время, посетив этот аул, Дата видит ту – же картину, только в образе жестокого эксплуататора выступает бывший бедняк. Сочетание человеческой звериной сущности с жаждой наживы дает страшный результат. Это и бандитизм, это и войны, на почве религиозной и национальной нетерпимости, а так же чисто грабительские преступления, это и банальные ссоры в семье. Безусловно, существуют и альтруисты, способные отказаться от всех земных благ во имя ближнего своего. Но их единицы и их альтруизм граничит с психическим заболеванием. Непременным атрибутом рыночной экономики считается такое понятие, как конкуренция, которая, по общему мнению, является двигателем прогресса. На самом же деле это имитация конкуренции и является приемом, способным создать потребительский ажиотаж. Пример: на улице, недалеко друг от друга расположены два продовольственных магазина. В первом и втором сахар стоит одинаково – 10 р. Как рассуждает потенциальный покупатель: у меня дома есть сахар, куплю его, когда он будет у меня кончаться, что бы ни загромождать место в кухонном шкафу. Завтра, зайдя в первый магазин, он обнаруживает, что сахар уже стоит 15 р, а во втором - те же вчерашние 10 р. Как поступает покупатель? Он тут же покупает 3 кг, пока «лопух» хозяин второго магазина тоже не поднял цену, при этом покупатель сэкономит (как он думает) 15 р, хотя пока дополнительный сахар ему и не нужен. Но покупателю невдомек, что хозяин этих двух магазинов один, и подобным приемом с ценами он заставил его совершить покупку ненужного ему пока продукта. Конкуренция существует как первоначальная форма , при захвате рынков сбыта. Товаропроизводители вытесняют, первым делом, слабых конкурентов. Когда на захваченной территории остаются примерно равные по силе конкуренты в силу вступает корпоративный сговор. Конкурентов явных больше нет, ибо любая конкуренция идет в пользу потребителя, а этого предприниматели никогда не допустят. Цены на товар устанавливаются максимально высокие, но дающие человеку со средним достатком возможность приобретать эти товары. Вот пример: на рынке яйца куриные стоят у разных продавцов практически одинаково -30 р. за лоток ( в лотке 30 яиц). Заезжает на рынок машина из соседнего района, с тем же товаром яиц. Прибывшие хозяева товара, поинтересовавшись сложившимися ценами на яйца, решили вступить в конкуренцию с местными продавцами яиц и устанавливают цену за лоток – 25 р. Естественно потребитель быстро сориентировался и у машины, с вновь прибывшими продавцами яиц, возникает очередь. Через короткое время здесь появляется человек и вежливо объясняет вновь прибывшим продавцам, что цена их товара должна соответствовать принятой на этом рынке. Те, предчувствуя бойкую распродажу, просят советчика не вмешиваться в их дела. Тогда появляется «парильная» команда из крепких парней и разносят в пух и прах товар не сговорчивых продавцов, а им самим намнут бока. «Справедливость» восстановлена, и все опять течет своим чередом. В накладе остается рядовой покупатель. Он хотел сегодня на завтрак съесть яичницу из 2 яиц, купив более дешевые яйца, но видно не судьба, придётся довольствоваться одним яйцом, т.к. съесть 2 яйца, ему не по карману. Если в данном городе имеются еще рынки, то на них устанавливаются те же цены, по тем же причинам. Это продиктовано одним желанием продавцов – получить максимально возможную прибыль и не допустить других конкурентов, сбивающих цену. Известно много случаев, когда часть товара просто уничтожалась с одной целью – сохранить на него высокую цену, а значит и высокую прибыль. Никакая мораль здесь не действует и призывы к совести капиталистов, также не помогут. Как правило, корпоративный сговор перерастает в монополизм на данный товар и тогда проявляется зловещая сторона капитализма: начинается подкуп, убийства, срастание криминального капитала с властью. Государство начинает тяжелую борьбу с монополизмом, издает антимонопольные законы, но результат, от этой борьбы, как правило - ничтожный. С этим явлением сталкиваются практически все государства со свободной, рыночной экономикой, кроме диктатур. Но диктатуры сами по себе саморазрушающиеся структуры власти, т.к. несут своим народам только беды. Но все ли так безнадежно? Представим себе опять рынок. Два торговца яблоками приобрели у поставщика по 100 кг. яблок, одного сорта и одного качества, по 2 р. за 1 кг. Первый, для поручения максимальной прибыли, установил цену в 10 р. за 1 кг. Второй торговец – 3 р. за 1 кг. Естественно, все покупатели умные и стали в очередь за яблоками ко второму продавцу. Прошло половина рабочего дня и второй продавец, распродал весь свой товар, а первый продал всего 3 кг. Их купили покупатели с высоким достатком, которым наплевать на цены, лишь бы в очереди не стоять. Итог рабочего дня. Первый заработал 30 р. , за весь рабочий день. 10 р. он отдал государству, в виде налога (30%) и чистый доход его составил 20 р. Оплату поставщику условно не будем учитывать, т.к. здесь оба торговца были в равных условиях. Второй заработал 100 р. Из них 30 р. – налог и чистая прибыль его составила -70 р. Он позвонил своему поставщику и заказал на завтра уже 200 кг. яблок, а первый отказался от новой поставки, т.к. еще не распродал 97 кг. Поставщик посетовал второму, что для дополнительного объема заказанных яблок, будет вынужден нанять еще рабочих, а первому – что будет вынужден уволить несколько рабочих. И вот результат работы у первого - полный рабочий день, низкая личная прибыль, небольшой доход государству от налога с продажи, увеличена безработица и тем самым государство недополучит налог с работников, недовольные покупатели, снижен доход поставщика. У второго – половина рабочего дня, высокая прибыль, высокий доход государству, снижена безработица, дополнительный налог с дополнительных рабочих, довольные покупатели, увеличен доход поставщика. Казалось, все так просто и должны быть все довольны от второго результата. Но в том то и беда, что хищнические законы свободного рынка не дадут идти вторым путем, вопреки всякой логики. Ярким примером осознанной рациональной логики в среде свободного рынка, на заре автомобилестроения, явился Генри Форд (1863 г – 1946 г). Работая у Томаса Эдисона и не имея сколь ни будь значительного капитала, Генри Форд был одержим идее создать автомобиль доступный всем. Но не потому, что проникся любовью к ближнему, а потому что понял, что получая небольшую прибыль с каждого проданного автомобиля, в сумме от продажи большого числа их получится огромная прибыль. Генри Форд остается верен своей идее, превратить автомобиль из предмета роскоши, в средство передвижения. Грандиозный взлет фордовские заводы пережили в 1908 году, когда Форд выпустил на рынок свою так называемую модель «Т». Машины этой модели за период с 1908 по 1927 год были выпущены в количестве более 15 млн. Это был такой рекорд, который много позднее, в 1972году, сумел побить только «Фольксваген». Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо». Качество — это делать что-либо хорошо, даже когда никто не смотрит. Он был убежден, что: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять» и руководствовался этим правилом всю жизнь. При этом он, как преуспевающий промышленник, не зацикливается на получении сверх прибыли. Именно ему принадлежит фраза: «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни», а большие деньги появятся как следствие этого правила. В этом случае довольны все: производитель, потребитель и государство. Прийти к такому выводу, преодолевая общую тенденцию получения сверхприбыли, среди производителей, должно «помочь» Государство. Оно заключается в том, чтобы принять закон о максимальной величине прибыли, дифференцированно, по разным отраслям производства и в зависимости от приоритетов. Контролировать подобный закон, не составит большого труда: себестоимость продукции + установленный законом, процент прибыли (20 – 30%). Величина должна зависеть от приоритетов в данный момент времени. Если, к примеру, себестоимость производства одной пары обуви данной модели, составляет 100 р., то продать её можно за 100 – 130 р. Разница в цене – на конкурентную борьбу. Рост прибыли будет зависеть от количества проданных пар обуви. Себестоимость легко контролировать по бухгалтерским документам, имея для сравнения, общие данные, на рынке цен и услуг. При этом уменьшится расслоение общества на сильно богатых и сильно бедных, как следствие общество станет более справедливым. Другой пример: строительная компания построила дом. Себестоимость его строительства составила 1 мл.р. Естественно компания хочет получить максимальный процент прибыли, предположим, 5 мл.р. Но закон говорит – максимум 30% прибыли, т.е. 1,3 мл.р. Хочешь больше – строй больше домов. За 10 домов прибыль составит 3 мл.р. Цены на жилье резко упадут. Появится стимул для всех: строителей, жильцов и государства, снижается безработица. Общеизвестная истина, что основой экономики является мелкий и средний бизнес. Страна, которая уделяет этому пристальное внимание, имеет устойчивую экономику. К такому выводу, в 1921 г. пришел В.И.Ленин и уже на X съезде РКП(б) был принят закон о НЭПе ( новая экономическая политика), что позволило быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономикой с использованием плановых и рыночных механизмов. Был привлечен иностранный капитал, в форме концессий, проведена денежная реформа (1922—1924) и как результат - рубль стал конвертируемой валютой, а рынок наполнился товарами и услугами. К приватизации даже готовился автозавод АМО (впоследствии ЗИЛ). После смерти В. Ленина в 1924 г., пришел к власти И. Сталин, который резко повернул страну к чистому социализму. Приверженцы НЭПа были уничтожены или сосланы в лагеря ГУЛАГа. Началась «палочная» индустриализация. Вторую попытку пойти по пути НЭПа предпринял М.С.Горбачов, введя кооперативное движение в стране, которое стало резко наполнять рынок товарами и услугами. Люди увидели перспективу улучшения экономики и повышение уровня жизни в стране. Но случилось ГКЧП. После прибытия с Фороса, первое, что сказал М.С.Горбачев: «И все таки я верю в социализм…» . Это стало концом кооперации. Попытку возродить принципы НЭПа в Китае, предпринял Ден Сяопин. Эта попытка увенчалась успехом. Он заложил основы для экономического развития Китая, что позволило Китаю получить репутацию страны с самой быстрорастущей экономикой в мире. Вторым выдающимся достижением Дэн Сяопина явился отказ КПК от вождизма, который и губил, в основном, социалистические страны. Был принят закон о обязательной сменяемости руководства партийной верхушки, притом всей разом. Сегодня в Китае пришло уже третье поколение руководства КПК во главе с Си Цзиньпином. Жесткие структуры власти Китая и рыночная экономика, явили свету стремительно продвигающуюся вперед экономику. Началась глобальная интервенция китайских товаров во все страны мира. Китайские власти, для подавления коррупции, с легкостью идут на публичные казни чиновников – взяточников. И народ их в этом поддерживает. Драконовские наказания нарушителям закона, привели к тому, что резко уменьшился контингент правонарушителей. Об этом говорит также и опыт Таиланда. Бросил окурок – 200$ штраф, попался на распространении наркотиков – смертная казнь и т.п. Честные граждане вздохнули с облегчением, как говорят опросы общественного мнения. Государство стало эффективно защищать их от всякой «нечисти», во всех областях жизни. Может быть, это и выглядит жестоко, но в этом случае трудно ожидать рецидива и общество будет благодарно государству за спокойную жизнь. В чем главная причина неудач в становлении малого и среднего бизнеса? Отсутствие опыта и начального капитала. Государство говорит: давайте, развивайте свой бизнес! И что получается в результате, открываются новые бизнесы и в большинстве случаев, они быстро прогорают. Не помогают никакие курсы по освоению азов бизнеса. Все рассчитано на авось. В этом плане государство должно взять на себя труд по созданию и первоначальному продвижению бизнесов. Должен быть создан единый центр, который проводит маркетинг в определенном районе проживания людей, выявляет насущные потребности населения, планирует создание определенных бизнесов, вкладывает деньги и нанимает работников. При этом, все эти действия производятся на высоко профессиональном уровне, самым оптимальным способом. Предпочтение в найме работников должно, в первую очередь, отдаваться людям пожилого и преклонного возраста, как наиболее уязвимой части населения. Получается парадокс: государство увеличивает пенсионный возраст, надеясь сократить не трудоспособное население, а на поверку оказывается, что людей просто обрекают на нищенское существование, т.к. уже, когда человеку за 50, никто на работу его не берет, хотя это наиболее ответственный контингент работников, с большим жизненным опытом и квалификацией. Именно такие люди, со своей ответственностью к делу, смогут поднять становление малого и среднего бизнеса. Когда бизнес, находящийся под контролем государства, начинает приносить устойчивый доход, управление им передается работникам этого бизнеса за разумную цену на основе коллективного договора. Коллектив, получивший опыт работы в бизнесе уже будет защищен от первоначальных неумелых действий. Производственная иерархия среди работников установится самым рациональным образом. Будет создано малое акционерное общество. Полученные средства государство пускает на открытие новых бизнесов. Подобная практика уже имеет место, среди некоторых бизнесменов, бизнес которых – создавать бизнесы. Они создают малые бизнесы, а потом успешно их продают. Хозяевами таких бизнесов становятся бывшие его работники. Проблемой экономики является так же вывоз капиталов за границу в поисках дешевой рабочей силы. И , как следствие, получение сверх прибыли. Реализация подобных планов подрывает экономику, усиливает безработицу, снижает поступление налогов в госбюджет и т.п. Товары, возвращаемые в страну также являются разрушительным фактором экономики, т.к. они более конкурентоспособные, из-за низкой цены. Цена настолько низкая, что является главным конкурентным свойством, против качества в борьбе за потребителя, который в своей основной массе, бедные или с низким достатком. Локомотивом подобной интервенции товаров является Китай, а так же быстро развивающиеся на сегодняшний день экономики Индии, ЮАР и Бразилии. Россия так же пытается включиться в эту гонку, даже была создана новое содружество «БРИКС», хотя по численности населения Россия и отстает от своих партнеров (кроме ЮАР), а это является решающим фактором получения низких цен на товары. Манмохан Сингх, Дмитрий Медведев, Ху Цзиньтао и Луис Инасиу Лула да Силва. Сегодня все магазины, различного назначения, заполнены товарами из Китая, главным преимуществом которых является цена. Нарушается главный принцип Генри Форда «дешево и хорошо». Делается «дешево и плохо». Основной потребитель рассуждает примерно так: зачем мне этот дорогой, качественный Японский телевизор, с гарантией на 20 лет (что еще не факт), когда я могу купить китайский, дешевый и через 3 года, с легким сердцем, его выбросить, т.к. к этому времени появятся более совершенные телевизоры. Как же защитится от подобной интервенции товаров, разрушающих экономику? Государство должно принять закон, уравнивающий всех производителей одинакового товара, как местного, так и импортного. Устанавливается оптимальная цена на определенный товар, основанная на себестоимости (плюс 20 – 30% прибыли) его производства в данной стране. Если китайские производители хотят за свой товар, к примеру: ботинки, 30 р. , хотя себестоимость подобных ботинок в стране 100 р. то они и получат 30 р. , но выставленная цена должна составлять - не менее 100 р. Разница идет в доход государства. Тогда на арену выходит главный фактор конкуренции - качество. Имея перед собой примерно равные цены на ботинки, потребитель предпочтет более качественные. Если импортный товар становится более дешевым, за счет совершенствования технологии его производства и теперь его качество, при средней цене, становится выше, чем у местных производителей и потребитель начинает интенсивнее покупать импортный товар, то это станет стимулом совершенствовать технологию и местных производителей. При этом вывоз капитала за границу становится бессмысленным занятием. Появится гармония в производстве и реализации товаров и услуг на благо основной массы населения. Прекратится утечка капитала за границу, т.к. это не принесет увеличения прибыли, стабилизируется экономика. Подобная практика контроля над ценами и прибылью со стороны государства, будет способствовать прекращению экономических войн и нормализации отношений между странами. Читать с картинками можно здесь |