Возвращаюсь я из армии, мне говорят через 4 дня едем в пустыню Гобби. За это время я ищу маршрут, координат нет, есть только направление. Маршрут получился как всегда… Готовим машину, пилим, сверлим, варим. Закупаем продукты, технические жидкости для машины, некоторые вещи и так по мелочам. Итого за 4 дня подготовились на маршрут в 8000км, 50% по асфальту, остальное по пересеченной местности, степи, пески. Никто не знает куда точно ехать, но никого это не напрягает. "Обычное дело" говорит мама. 09.08 Последние часы до отъезда, самое тяжелое время. Все переживают. И те кто едет, и те кто провожает. Начинается лёгкая паранойя на предмет забытого... Это лёгкое волнение неотъемлемая часть начала путешествия. Загрузились, все вошло (на удивление), перегруз конкретный... Потом ещё удивляемся, почему у нас рессоры лопаются. Мы ребята бывалые :) взяли с собой пару листов рессор (так на всяк случай). Поехали заправляться, газ, бензин. Стоит ГБО (с запасом) для моторов объемом до 5,5л и пара баллонов с общим объемом около 120л. Заливаем газ и бензин под завязку, и заполняем канистры 2х20л. Последние проверки машины "на глаз". Устраняем мелочи, которые попались при осмотре. Машину "накормили" (заправили), теперь готовим себе еды в дорогу, на первые пару дней. На этом домашняя еда закончится до конца путешествия. Дальше будет только "сухпай" (лапша, быстросуп, консервы) и кафе, если попадутся... Выехали 09.08.2017 в 21:00 из Красноярска. Через 15 минут остановили ГАИ, душевно побеседовали, удивились что мы одни и в пустыню. Хотели посмотреть в багажник, но это сделать нереально. Все упаковано, закрыто, завязано и пристёгнуто стяжками (для верности). Все переживания ушли через 30 минут дороги. Только радость и счастье на душе:) Из-за перегруза пришлось останавливаться и регулировать фары, противотуманки. Самое классное в дороге это поесть:) Поели, попили чай с золотым и моральим корнями (заменяет энергетик, даёт бодрости и не так сильно рубит спать) Жаль, что не получилось купить «Тайга8» в дорогу, взяли остатки, как НЗ. 10.08 Под утро что-то громко загудело. Решили остановиться. Поспали пару часиков и начали поиск гула... Ничего не нашли, предположили, что умирает подшипник в редукторе. Решили сделать частичную замену масла в заднем мосту. Как говорит батя "хороший стук наружу выйдет", и на этой оптимистичной ноте двинули к границе. И вот долгожданная развязка, через пару часов пути заклинил ступичный подшипник. Полуось перегрелась, сальник сгорел (ниразу такого не видели, тушили водой). Починили за часик, гул пропал, несёмся дальше:) Не успели на таможню. Найти место для ночёвки в Туве оказалось проблемой. Все дороги ведут к юртам и домам чабанов. На стоянке перебрали рессору, которую выгнуло в другую сторону... Закончили ремонт в десятом часу вечера с фонариками. Нагородили "хрень", посмотрим что из этого выйдет (вышло хорошо, вернулись домой ничего не переделывая). На ночь поставили вытягивать рессоры домкратом (подняли машину сзади на 1.5 метра), сомнительное мероприятие, но надо как то спасать ситуацию. Ночью мне поспать не удалось, был критический момент моей ангины. Всю ночь давила температура за сорок. Просыпался попить через каждые пол часа. Хорошо, что взял с собой фляжку воды. Таблеток нет под рукой, искать очень тяжело, решил перетерпеть. Все ремонты прошли с температурой 39°С. Таблетки сильно не помогали, на градус, максимум, сбивали температуру. С высокой температурой даже удавалось нормально крутить гайки и придумывать способы ремонта. Голова в тумане, но работает. 11.08 Добрались до границы в 9:25, была не большая очередь, но ее хватило дотянуть до обеда, успели пройти только Русскую границу... С 12:00 до 14:00 стояли в нейтральной полосе, ждали конец обеда у монголов. На границе у монголов закончились бумаги, по которым нас должны выпускать на другой таможне. Сказали не переживайте, пускай звонят нам. В 15:00 вырвались на просторы Монголии. Трупы на обочине это нормально, птицы клюют верблюдов (и любую другую живность), которые «сильно устали» (мертвые животные). И так на всей территории этой страны. Одинокие юрты по среди степи, очень свободолюбивый народ. Самое интересное, что возле каждой юрты стоит Land-Crouser от 70 до 200 кузова, Prius и грузовичок. Иногда вместо крузера стоит УАЗик. Приехали в Улангом, поменяли денег, стали миллионерами, курс 40,5 тугриков за рубль. Поели с горем пополам (пока язык не понимаем, все на пальцах). В общем Монголия встретила нас хорошо, нашли мужика более менее говорящего по нашему. Он решил все наши вопросы, везде сводил, везде договорился. Осталось секретом, где делают автостраховку. Решили, что если потребуется, то сделаем. Купили пару арбузов за 170р на наши деревянные. Цены конечно удивляют, поели на 300р в четвером, все не осилили и запаковали с собой. Машина прошла адаптацию, все корректировки закончились, едем без поломок и доработок. 11.08-12.08 После Улангома решили отдохнуть на озере Кхуаргас. Гигантское озеро длинной 75км. Слабосолёная вода. Папа рыбачит, Данил купается, я и мама разбираемся с дальнейшим маршрутом (выехали же как всегда, по направлению). За эту дневку надо подшаманить машину, уточнить маршрут, отдохну с дороги и мне выздороветь, а то четыре дня с температурой 40°С сильно выматывает. Папа поймал две больших рыбины "Осман'а", одного пожарили, второго отпустили, рыба вкусная, мясо нежное. Рыбалка не ради рыбы, а ради удовольствия:) Как по Discovery, ловим и отпускаем. У папы счастья полные "штаны". Данил тоже затесался в рыбаки, после такого улова. До пустыни около 1000км. По купленной дорожной карте Монголии в Улангоме, стало более понятно куда ехать и где есть дороги. Досуг разбавили ловлей маленьких варанов, мелкие, шустрые и кусачие. Видели огромных чаек, лебедей, дикого зайца. Устроили нудийский пляж, все сгорели, даже не заметили как. На озере в пределах видимости ни души. Ходили гулять на ближайшую возвышенность, около 3км, машину не закрывали, лагерь остался один. Даже и мысли не было, что кто-то придёт и как-то навредит. Для нас это непривычно, но без людей боятся нечего. К вечеру поднялся ветер, палатку ловили всей толпой. Ночное небо прекрасное, много звёзд, млечный путь, небо низкое, звёзды прямо до горизонта, много падающих звёзд, видели метеоритный дождь. На утро все помылись перед дорогой, где ещё так повезёт не знаю (так больше нигде не повезло, только на оз.Байкал). 13.08 Хорошо, что с вечера собрались, переложили вещи как нам надо, железяки убрали подальше. Теперь предстоит большой переезд, хотим проехать 700км, а как получится не знаем. Утро началось с дождя, собрали палатку и умчались с озера и песчаной поверхности (нас пугали, что в дождь никто не двигается по пескам). Уже на трассе попили чай. Обед планировали в деревне по пути, но видимо кафе есть только в больших поселках. Остановились посреди дороги, дует сильный и холодный ветер. Интересный контраст, все в кофтах при температуре +35. Из-за ветра, воду кипятили долго. Налить воду из кастрюли тоже сложно, ветер сдувает струю. На обед ушло около часа. К вечеру попалась большая деревня Кховд, там мы поели в ресторане на 45000 тугриков(первый и последний ресторан в нашем путешествии). Купили кофе, германский шоколад и местной колбасы. Поели мороженное. Заправили полный бак и канистры бензином. По асфальту расход вышел 11л/100км. Такое в первый раз, обычно расход 15л/100км и больше. Тут асфальт прямой, без подъёмов и спусков, без поворотов, уходящий в горизонт. Всё не можем привыкнуть к ветру, который тут всегда и везде. Как не спрятаться от солнца, так и не спрятаться от ветра. Встали на ночёвку, кушать ещё никто не хочет, пьем кофе и едим шоколад. Проехали 550км. У меня окончательно спала температура, 36,3°С, голова начала соображать, начал есть, жизнь налаживается. Моя первая ночёвка в палатке, выписали из "инфекционки" (до этого спал в машине, чтобы не заразить остальных). Спал дольше всех:) 14.08 День весь в дороге, проехали около 500км. Преодолели перевал с высотой 3000м. Большинство пути было по степям. Дороги тут интересные, 7 дорог и все в одно место. Как многополосная магистраль. Попадаются мелкие броды. Иногда дорога идёт по старому руслу реки. Посмотрели на старый монастырь, разрушенные строения из глины. Завтра должны быть в пустыне и поставить лагерь в оазисе. Оттуда пойдем в радиалки (походы на легке, не собирая лагерь). Хороший был план. По пути в горах увидели родник, люди набирают воду. Проехали Шинжест - последний населенный пункт перед пустыней. Дороги дальше через скалы. В скалах наткнулись на колодец, помылись, набрали воды. Вода чистая, холодная. Поджиповали, чуть-чуть, по камням и руслу реки. По дороге попалось дерево которому несколько сотен лет, по традиции (видимо местной) оставили деньгу, на ней написали состав экипажа и дату (вдруг лет через десять дадут сдачу этой бумажкой). В пустыне сразу взяли курс на каньоны. Сначала заблудились, побуксовали. Покатались по барханам, заехали в оазис. Потом нашли верный путь и помчались к каньону. Он оказался не простой, тоже нашли где побуксовать. Главное, мы ночуем в каньоне:) Прогулялись в одну сторону, красивые скалки из глины и песчаника. Посмотрели на барханы, пробовали прокатиться на ледянке, не удалось. Врут про катания с барханов. Вечером побрили папу станком, почти на спор:) Днём в тени 45°С, жара ужас. В 22:00 37°С, на улице нормально, дует ветерок. Пошли спать, ветерка нет, лежим и текём ручьями. 16.08 Ночь никто не спал, дул порывистый ветер, прокапывал дождь. Под утро сложило ветром мамину палатку, затем и нашу с Данилом. Данил встал и сказал "И что мы имеем? Шесть утра, 32°, темнота" И он очень точно описал происходящее. Собрали все вещи, кипятим чай в машине, ждём рассвета. Каньон нас не принял... Кто рано встаёт, тот без жары в каньон идет. Прокатились по каньону на рассвете. Ожидали большего. Выехали на дорогу в сторону г.Гурвантес и температура окружающей среды упала до 26°. Погода пасмурная, не жарко. Прокололи колесо засохшей колючкой, быстро починили. Основную дорогу по пескам прошли успешно. Пески не смогли одолеть наш «трактор». Научились езде по барханам, немного другой стиль езды по пустынному бездорожью. Тут надо бить новую колею, по старым следам машина вязнет. Подъёмы самое трудное, их надо брать траверсом. Даже не пришлось пользоваться красноярскими досками и трапами (которые везли на случай, если конкретно забуксуем в песках). Дорога в Даланзагад оказалась перекрыта, там нашли месторождение (чего не понятно) и велись взрывные работы. Перекрыли трассу забором и всех отправляют в объезд. Делать нечего, поехали в объезд. Он лежит через перевалы и плохую дорогу. После бессонной ночи все быстро устали и решили встать пораньше. Папа устал и сердится. Машина не тормозит. Покушаем и наладим. Папа смазал все крутящиеся элементы, «нашел» тормоза и лег спать. Прокапывает дождь, лагерь стоит, жизнь налаживается (несколько раз она налаживалась в лучшую сторону). 17.08 За три дня в пустыне не одной машины, а тут на подъезде к национальному парку такая движуха, по 5-6 уазиков везёт туристов, и таких караванов много. Доехали до парка "Ёлын ам", погуляли по почти родному месту. Скалы, ручей, много растительности, прохладно. Встретили много туристов разных национальностей. Выдвинулись в Даланзагад. Там наткнулись на АГЗС (газовая заправка). Для нас поменяли заправочный пистолет и заправили полные баллоны. Немного пересмотрели маршрут, решили заехать в древнюю крепость. Встали на старом карьере, тихо и почти нет песка. Тут к нам приставали бродячие верблюды, мама гоняла их всеми способами (было весело). Пересекли официальную границу пустыни. За день температура за бортом колебалась от 16° до 30°. На ужине шиканули и открыли банку икры, кильку и фасоль. Мама потушила капусты. Наелись до отвалу. 18.08 Крепость находится в 60км от асфальта. Мы выбрали короткий путь, он оказался не самый лучший. Нашли болото, лужи. Крепость не сильно разрушена, вокруг красиво оборудовано. Стоят юрты для ночёвок, беседки, бассейн, площадка для баскетбола, музей, ров с водой и колодец. Встали за 70км до столицы Монголии. 19.08 Едем покорять столицу! Все нарядились в чистые, цивильные вещи, стали похожи на людей. Обычный город,примерно, как Красноярск. Погуляли, побродили, посмотрели. Походили по магазинам, кафе, ТЦ. Искали брюки мелкому, не нашли... Монголы все щуплые, худенькие. Потом оставшееся время искали тортик. С этим испытанием мы справились, но торт оказался простенький (нас избаловал кондитер дома), с голодухи зашел нормально :) Много иностранцев, Америка, Европа, Россия, Китай, Япония. Многоэтажные стеклянные здания в центре, в перемешку с юртами -выглядит необычно. Много машин, в основном приусы и крузеры, редко попадаются другие. Весь день шел небольшой дождь. Как только выехали в сторону границы, начался сильный ветер с ливнем. На обочинах буксуют плоскодонки, видимо хотели попасть к юртам. 20.08 Выехали в сторону границы. В последнем городе будем тратить последние тугрики. Попробуем найти маме платье, Данилу штаны, в который раз. Рынка не оказалось, покушали и поменяли валюту. Граница прошла легче чем на въезде. Монголы достали часть вещей, русские вообще не смотрели. Везде прошли быстро, без очереди, за сегодня ещё домчим до оз.Байкал. Встали на Байкале, пили чай, как первый раз в жизни :), воду ведь можно не экономить. 21.08 Выехали с Байкала, 1200км до дома. По трассе помогли иркутянину, дотащили 100км через перевалы до Иркутска. Мужик был очень благодарен, сказал «Всем мужикам расскажу, что Красноярские ребята супер!» 22.08 Приехали домой в 17:00. На этом путешествие закончилось. Прошло очень гладко, без серьезных поломок, без травм и конфликтов. Всем очень понравилось, узнали что-то новое, посмотрели на другую страну. Люди добрые, приветливые и стараются помочь всем, что в их силах. К Русским хорошее отношение. Увидели пустыню во всей красе, оазисы посреди абсолютно мертвой земли (пески, камни и жара). Все молодцы, справились. Больше всего боялись за Данила, что будет скулить «Ну когда уже домой», что тяжело перенесет пустыню. Он лучше всех перенес жару, нигде не гундосил, красавчик! За себя я не переживал, за папу тоже. Мама тяжело перенесла жару, спасалась мокрым полотенцем и сквозняком из окна машины. Больше «траблов» не происходило. Берите загранпаспорт и езжайте, виза не нужна, страна дешевая, за все путешествие в Монголии потратили меньше денег, чем по России. |