Запах ночи Летний месяц, янтарный, двурогий, сквозь деревья мне светит в окно, протянулись корявые ветки – ухватить, удержать. Пеленой опускается вровень терпкий - где-то вровень с моим этажом терпкий ветер ночной. Этуалью в варьете меж небесных светил выделяется – Сириус(?). Дальний самолет выполняет прыжок – лети! Не сказать, что тебя не хватает - как то: голоса, рук, головы… Все уже просквозило – мимо сигаретным огнем бортовым, но у запаха ночи хвоста нет - дыма… Интересное стихотворение в жанре любовной лирики, перечитывать его хочется. Само название «Запах ночи» настраивает на тонкое восприятие содержания. ЛГ страстно желает ухватить, удержать за очень близкие, осязаемые корявые ветки, хоть за что-то схватиться, но человек, о котором думы, так далеко, что упоминается космический масштаб (Сириус). Одновременно ЛГ хотела бы его отпустить - лети!, убеждая себя, что и Не сказать, что тебя не хватает... Что Все уже просквозило – мимо. Но расставание окончательное, поскольку нет даже дыма. Быть может, и огня особого не было? Или это ночь умиротворяет? В любом случае, приём неоднозначности оправданный. Образно, художественно, певуче передано настроение и просто очень красиво! Аритмия в каждой пятой строке, замена в третьей стопе анапеста на амфибрахий не только не мешает, но значительно орнаментирует стихотворение, позволяя почувствовать реальный перебой сердца, дыхание... Задержку и - выдох... Быть может, сигаретного дыма... Очень хорошо, на мой взгляд получилось. Смело, дерзко, изысканно. Не как у всех! Cтихотворение богато украшено: авторская рифмовка пятистиший с альтернансом AbCbC — aBcBc, повторы (терпкий), звукопись (янтарный — корявые; голоса — головы), рифмы понравились — лёгкие, свободные, некоторая неточность здесь более чем органична, на мой взгляд. Финал совершенно замечательный — симфора, высшая форма метафоры, когда переживание ЛГ дано чистым художественным представлением: Все уже просквозило – мимо сигаретным огнем бортовым, но у запаха ночи хвоста нет - дыма… Что царапнуло... Понятно, что месяц двурогий, он же не луна, однако этот эпитет можно воспринять как умолчание, с которым перекликается упоминание достаточно чужеродного словосочетания из чуждого семантического ряда — Этуаль(ю) в варьете. Опять же, можно увязать с терпким запахом, с его оскоминой. Если это реальная задумка автора, то гастроли, действительно окончены, однако у ЛГ жизнь продолжается. Сириус, конечно, где-то сглаживает этот перифраз, но троп очень уж выпуклый... Потому что сама ЛГ воспринимается более чем не легковесно, я бы сказала... Впрочем, чего не случается, но в этом месте, действительно, несколько царапает. У меня такие читательские ассоциации, даже не знаю, насколько они оправданы, насколько совпадают с авторским замыслом. А вот слитное чтение хвостанет да, оно явный технический недочёт. В целом стихотворение очень понравилось! Нить Ариадны Этапом вели облака, понурился небосклон – прозрачный и призрачный, как глаза Ариадны Эфрон. Таежный глухой Туруханск, скрипучий бревенчатый дом, где в каждой стене труха, в заборе любом – пролом. Тоска – мыслей шелуха, окно – в памяти провал: накрапывая слегка, стекло дождик штриховал. «Я сильная. Я стерплю». Порукой (куда верней?) Марина – барвинок, плющ, бегущий по склону дней. Из раковин-букв строка, разматываясь на лист, с рожденья и на века - ее, Ариадны, нить, еще из парижей, ницц ведущая. Рубикон границы, затем темниц лубянкинских перейден. А что же свое? Альбом с рисунками – берегла в скитаньях своих его – да клумба с «цветами зла», послания от друзей московских, из всех прорех сердечных – сродни лозе - решимость: дожить за всех. Историческое нарративное стихотворение о ссылке Ариадны Эфрон, для вдумчивого читателя, знакомого с контекстом. Первый катрен: прозрачные и призрачные глаза... Сравнение смущает. Небосклон прозрачный и призрачный воспринимается органично, а вот глаза в этих эпитетах какие-то... даже боюсь, бельма... Второй катрен. Замечательная картинка и Туруханска, и избы с забором. Надо отметить, что в первых двух катренах аритмия терпима, во втором даже и неплоха... Третий катрен. Здесь чётко воспринимается сбой ритма. Остальные пять катренов без сбоев. Мне кажется, данное стихотворение лучше бы воспринималось в чёткой ритмике, без перебоев. Довольно жёсткий строчный логаэд: 01 001 01 — ямб, анапест, ямб, и любое отклонение колется. Чтобы содержание понять, требуется знать немало. Это ни хорошо, ни плохо. Нарисован психологический портрет через детали сильной, мужественной героини, жившей в ссылке мыслями о матери, Марине Цветаевой, о её судьбе, воспоминаниями эмиграции, альбомом с рисунками, переводом Бодлера и письмами-посланиями от московских друзей. Вытягивание нити не из клубка, а из раковин-букв — находка, очень выразительная и необычная метафора. Рубикон границы — воспринимается как тавтология, хотя вполне понимаю, что имел ввиду автор. Тема непростая — показать стойкость характера в совсем неженских испытаниях. Автор по-своему эту тему прочувствовал и отразил. Да, очень интересно, очень многое хочется поднять и в историческом плане, и в биографическом, и, конечно, поэзия Цветаевой накатывает девятым валом. Само стихотворение, мне кажется сделано в попытке стилизации под Марину Цветаеву. Однако Цветаева рифмы отрабатывала жёстко. Неточные рифмы не везде хороши, в данном стихотворении не сказать, что меня, как читателя, устраивают. Но две рифмы, определённо, великолепные, хотелось бы отметить: Туруханск — труха; ницц — темниц. |