Глава 1. Преступление и наказание. Преступление – от слова "преступить", то есть, переступить через что-то. Вопрос - через что? Первым делом у нас, "цивилизованных" людей, возникает ассоциация с законом: преступить закон. Да, это так. А через что ещё можно "переступить"? Через себя можно – то есть, через свои моральные устои, через свой внутренний закон. Интересно, если произвести опрос на тему "продолжите фразу: преступить ... (что?)", сколько процентов первым делом ответили бы "закон", а сколько – "совесть"? Смею предположить, что вторые были бы в меньшинстве. Почему? Потому, что, увы, человечеством давно уже правит страх наказания, а не моральные устои. Конечно, не всеми! - оговорюсь я. Для кого-то совесть – всё ещё главнейший из всех ориентиров. А над кем-то и страх наказания не властен. С чего это я - оптимистка и идеалистка – так решила? Да просто иногда смотрю по телевизору хроники наших дней. Вот ты, облечённый властью и в дорогой костюм (нынче это неотделимо одно от другого), заливаешься соловьём о том, как хорошо скоро будет всем оттого, что именно тебе мы поручили наше будущее, а сам грубо и спешно высасываешь все соки и из земли, на которой живёшь, и из народа, который тебе поверил. Или вот: в твоей стране война, гибнут соотечественники, если не соседи и родственники, а ты под этот шумок – под шумок войны! – тащишь на тачке холодильник из разрушенного магазина или скарб из разбомблённого дома, где лю... трупы ещё не остыли... И это всё – третье тысячелетие от Рождества Христова! Двадцать веков прошло с тех дней, когда Божий Посланник принёс на землю рекомендации от Отца нашего Небесного: как поступать, а как не стоит, чтобы жизнь удалась – и не только твоя собственная жизнь. Не кради и не пожелай чужого - лучше заработай или сам сделай. Попроси, в крайнем случае – дай человеку шанс сделать доброе дело. Не ври: всё тайное станет явным - рано или поздно - зачем тебе краснеть потом. Ну, и так далее... Любите, возлюбите! – повторял Он – любите себя, друг друга, Бога. Именно в этой последовательности. Ибо: как сможешь любить Бога, "которого не видишь, если не любишь брата, который рядом", и как сможешь любить "ближнего, как самого себя", если себя не любишь? И сам без устали подавал пример любви и милосердия. Если бы человечество придерживалось мудрых советов нашего Творца, не было бы нужды в гражданских, уголовных и всяких прочих кодексах с многотомными комментариями. Да ещё различных для различных стран: выходит, у каждого субъекта своя правда, и там можно делать то, чего нельзя здесь? Почему? Да потому, что всё, что сверх десяти заповедей – от лукавого. От лукавого человеческого нутра. Это человек придумал, что, если очень хочется, то можно. Для этого лишь нужно закон правильно написать... м-м-м... ПРАВИЛЬНО написать. Чтобы он, закон, читался и так и эдак: кажется, не прав... ан, нет, вроде бы, прав... ... Полный текст публикуется в романе Ю.Добровольской "Смотрю на тебя", издательство Центрполиграф, Москва. |