Чтобы оправдать свою подлючесть. Заговорили о стимулах поступков человека. Заспорили: что сильнее? идея или личный интерес? Миром управляют идеи, − говорили первые и приводили цитату из Карла Маркса о том, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой. Вначале я был убежденным сторонником этого постулата. Нет! – говорили вторые, − человек не сдвинется с места, если не увидит выгоды для себя, и приводили яркие примеры в подтверждение поговорки – « своя рубашка ближе к телу». Под давлением этих доводов я заколебался, и вот что мне вспомнилось. Далекий, далекий День рождения нашей дочки, Танечки. Ей три года. По этому случаю мы купили ей трёхколёсный велосипед. Ярко окрашенный красавец так и манил маленькую хозяйку к себе. Много раз она садилась на него прокатиться, но ничего не получалось и, шагая по полу, она водила его меж своих ножек. Разочарование от подарка росло и грозило вот-вот разразиться слезами. Я всё это видел, но прерывать такую интересную полухмельную беседу с гостями не хотелось, и я пообещал дочке, что завтра утром ездить на велосипеде я её научу. Она немного успокоилась и праздник продолжался. Вечером, укладываясь в кроватку спать, она попросила поставить своего трехколесного коня поближе к кроватке, и уснула, положив свою просунутую ручонку на его седло. Настало счастливое утро. Мы с дочкой, не дожидаясь завтрака, сразу приступили к делу. Села моя Танечка с радостными глазами на седло, положила обе ножки на педали и нажала на них. Велосипед стоит! Она нажала ещё сильнее – велосипед ни с места. Глядит на меня – в чём дело? Тогда я ей: «Таня, ты жми той ногой, которая наверху, а той, которая внизу не жми. Тогда он поедет. − Поняла? − Поняла. − Ну, тогда пробуй! Села дочка, поставила ноги на педали, и опять жмет обеими сразу. Велосипед стоит. Она смотрит на меня уже требовательно: в чем дело, папа? Я ей снова объясняю, какой ногой жать, а какой не жать. Она опять пробует, но велосипед, как заколдованный стоит, крутя нервно рулём влево-вправо. Третья, пятая, десятая попытка – велосипед ни с места. Жена сочувственно смотрит на наши муки, пытается то же самое растолковать попонятнее, более доходчиво, но результат – ноль! И тут меня осенило! Я достаю из шкафа шоколадную конфетку в красивой обертке, кладу её на пол, перед передним колесом, примерно за полметра, и говорю: «Таня, вот доедешь до конфетки, и она будет твоя». Здесь уместно добавить, что в то время, сорок семь лет назад дети не были так закормлены конфетами, как сейчас, и конфетка наградой была достойной. У дочки глазки загорелись, она соскочила с седла и ножками протопала эти полметра. «Нет, Таня, так нельзя! Надо, чтобы ты доехала до конфетки, не касаясь ногами пола», − сказал я требовательно и строго. Та озадаченно села на седло, обреченно поставила ноги на такие непослушные педали, а конфетка так и манит, так и зовет! Нетерпеливо и нервно она стала толкать ножками и так, и сяк, и по-другому. И,− О! чудо! велосипед тронулся и поехал. Ура! все трое вскричали разом. Конфетка возле колеса. Скушала дочка конфетку, а я достаю вторую и кладу уже подальше, метра на полтора. Жили мы тогда на частной квартире, которую хозяин организовал из летней кухни. Полы в ней были горкой, и крутить педали надо было всерьез. Но дочка, вдохновленная успехом, не без труда, но всё же преодолела и эти полтора метра. Так она научилась кататься на велосипеде, а мне преподала наглядный урок материального стимула. Этот мой пример стал победным аргументом в нашем споре о стимулах. А во времена Горбачевской перестройки, когда я отказался от своих прежних убеждений и стал, по мнению некоторых моих оппонентов, перевертышем, я приводил этот пример, в оправдание моей подлючести. Спасибо, доченька! И как жаль, что у товарища Ленина не было дочки! Константин Евдокимов 10 03 2018 года. |