В годы Великой Отечественной войны на территории оккупированных стран, фашистами было создано несколько тысяч гетто для евреев. Но, Минское гетто имеет несколько отличий: оно было одним из самых больших по количеству узников, считается что в нём содержалось до 100 тысяч человек; в него привозили, а затем убивали евреев из семи стран Западной, Центральной и Восточной Европы; оно фактически состояло из трёх гетто ( частей); в нём работал Тельмановский подпольный райком КП Беларуси и там героически сражались 22 подпольные группы, а многие из подпольщиков затем ушли и создали 7 партизанских еврейских отрядов. Почему большинство евреев Белоруссии не были эвакуированы? Это произошло в связи с тем, что в СССР не существовало разработанного плана эвакуации населения на случай вторжения противника на территорию страны, и механизм переброски в тыл производства и людских ресурсов формировался уже в ходе войны. Хотя известно, что план эвакуации человеческих и материальных ресурсов появился в СССР ещё в апреле-мае 1941 года, но был отклонен «отцом народов и величайшим полководцем всех времён и народов» И. Сталиным. Когда же началось бегство мирного населения из приграничных районов и местные власти были вынуждены начать эвакуацию, то основными целями эвакуации были вывоз промышленных предприятий, сырья и материальных ценностей и предпочтение получали рабочие вывозимых предприятий, семьи командиров РККА и госбезопасности, семьи работников партийного и советского аппарата и их дети. Гражданское население же в целом, как это показывают факты, было брошено на произвол судьбы. Это касалось всех национальностей и евреев в частности. Но если для представителей других национальностей угрозы немедленной смерти не существовало, то евреев фашисты начинали уничтожать сразу после оккупации. Однако центральные советские и партийные органы не разъяснили местным органам, а те - еврейскому населению всю опасность оставаться на оккупированной территории. Более того, в первые дни войны такие высокопоставленные партийные чиновники, такие как первый секретарь ЦК КПБ П. Пономаренко в записке И.Сталину 12 июля 1941 года писал: “ …настроение белорусов исключительно патриотическое…. Как вывод, должен подчеркнуть – исключительное бесстрашие, стойкость и непримиримость к врагу колхозников в отличие от некоторой части служащего люда городов, ни о чём не думающих, кроме спасения своей шкуры. Это объясняется в известной степени большой еврейской прослойкой ( выделено – В.Л.) в городах. Их объял животный страх перед Гитлером, а вместо борьбы – бегство…” Кроме того, известно и то, что до последних дней местные партийные и советские работники горячо убеждали и призывали население: “Не паниковать и никуда не уезжать! ”. И если евреев из Бреста, Гродно и областей спасти было нельзя из-за стремительного наступления фашистов, то Минск был оккупирован только через 6 дней после начала войны и за это время евреев можно было эвакуировать. Но, властям это было не очень интересно… В последние двадцать пять лет ведется научный спор об эвакуации евреев СССР во время войны. Центром этого спора является вопрос о том, давало или не давало советское правительство приоритет евреям во время эвакуации? Все согласны с тем, что правительство СССР уже на ранних этапах войны имело полную информацию об уничтожении евреев на оккупированных территориях. Поэтому многие историки - евреи обвиняют правительство в невмешательстве, которое привело к уничтожению миллионов людей. С другой стороны, некоторые российские историки считают, что процент евреев среди эвакуированных был значительно более высоким, чем их вес в населении угрожаемых районов. Однако, это не результат политики советского государства по спасению евреев, а то что многие евреи понимали всю опасность своего положения. Как вспоминают свидетели, беженцы,особенно из Польши, которые приехали в Минск в первые дни войны, рассказывали о том, как фашисты уничтожают евреев. Хотя многие пожилые евреи, особенно те, которые во время Первой мировой войны побывали на оккупированной немцами территории, считали, что их не тронут. К сожалению, они жестоко ошибались. Это были уже не те немцы, а фашисты, которые ставили цель – уничтожение всего еврейского населения. Итог печален: в Белоруссии фашистами было убито более 800 тысяч евреев. Создание Минского гетто. Уничтожение евреев. Минск был оккупирован 28 июня 1941 года. В Минске в то время около 40% населения, примерно 57 тысяч человек, были евреями. Ещё более 25 -30 тысяч евреев были пригнаны из близлежащих местечек и небольших городов, расположенных рядом с Минском. Уже 1 июля оккупационные власти объявили о проведении контрибуции. И евреи Минска собрали 2 миллиона советских рублей, 10 килограммов золота, 200 килограммов серебра. Снимали с себя обручальные кольца, серги, золотые цепочки. Они думали, что этим можно будет откупиться и сохранить жизнь. Но, это было только начало. Потом немцы еще дважды накладывали контрибуции, но собирать уже было нечего. Решение о гетто было принято 19 июля 1941 года. Они представляло собой территорию площадью два квадратных километра и было разделено на 3 части. Большое гетто, охватывающее 39 улиц и переулков, примыкающих к Юбилейной площади, неподалеку от еврейского кладбища. Малое гетто - возле радиозавода. Третий участок – Зондергетто (часть гетто по ул. Сухой и Обувной), специальная зона для евреев, прибывающих из западных стран. Евреев селили по нескольку семей в одну комнату. Дом, в котором до войны жили 50 -70 человек, заполняло 250-260 человек. Примерная площадь на одного человека составляла всего 1,2-1,5 метра, не считая детей. На детей нетрудоспособного возраста площадь вообще не полагалась. Всю территорию гетто нацисты обнесли двухметровыми столбами и между ними натянули в несколько рядов колючую проволоку. Вход-выход трудоспособных мог быть только в колонне и только в двух местах – на Опанского (ныне Кальварийская) и Островского (ныне Раковская). Евреям запрещалось покидать территорию гетто самовольно, ходить без опознавательных желтых меток, обменивать вещи на еду с лицами нееврейской национальности, носить меховые вещи или обменивать мех на еду, ходить по тротуару, здороваться со знакомыми нееврейской национальности. При встрече немца, еврей за 15 метров должен был снять головной убор и склонить голову. И таких «правил» был не один десяток. Все они были направлены на уничтожение людей, сначала моральное, а потом и физическое. Чтобы поесть и выжить люди продавали свои вещи. Так как денег не было, основной «валютой» в торговле между гетто и «той стороной» служили личные вещи узников. Паёк – 100 граммов хлеба в день выдавался только тем, кто работал. В отличие от Варшавского гетто, где каждому узнику полагалось по 180 калорий в день, неработающим жителям Минского гетто пайка не полагалось вообще. Гирш Смоляр об ужасном продовольственном положении в гетто и высокой смертности в связи с этим писал: «Голод в гетто усиливался с каждым днём. У многих иссяк единственный источник существования – вещи, мебель, за которую можно было приобрести немного муки или картофеля. В гетто было огромное количество людей, - особенно среди тех, квартиры которых были разрушены во время немецких бандитских налётов на город, - у которых ничего не было. Они жили только на те 100 граммов хлеба и несколько ложек эрзац-супа, который получали на работе у немцев… Всё чаще можно было видеть на улицах гетто людей, опухших от голода, едва передвигающих ноги. В глухом переулке, по дороге к кладбищу, всегда можно было видеть людей, везущих на санках или ручных тележках покойников. Таких «похорон» в гетто бывало по 15-20 в день…» Дополнительный приток продовольствия обеспечивался только за счёт контактов с не еврейским населением, которое в Беларуси в массе своей не относилось к евреям враждебно. Несмотря на отдельные проявления антисемитизма, особенно со стороны тех, кто вступил в полицию, немцам не удалось разжечь в среде белорусского населения ненависти к евреям, об этом свидетельствует официальное сообщение от 31 июля 1941 г., в котором говорилось о том, что «в Минске не наблюдается выраженный антисемитизм», что «белорусов нельзя спровоцировать на погромы евреев». Трудоспособных фашисты заставляли работать, но принудительная работа на некоторых предприятиях и на расчистке разрушенных улиц. Исключением были квалифицированные ремесленники: портные, сапожники, столяры и другие, которых немцы использовали по специальности. Они были снабжены специальными удостоверениями, и их уничтожили в последнюю очередь. Работы еврейских узников вне территории гетто проводились на железной дороге, на разгрузке и погрузке тяжестей (леса, железных балок и прочего) ежедневно с 6 часов утра до 8 часов вечера. На работу и с работы шли под конвоем: немецкие жандармы в начале и в конце колонны, а по бокам - местная полиция. Но, работа, была не главная цель существования гетто. Главная состояла в «окончательном решение еврейского вопроса», то есть массовом уничтожение людей. И оно началось фактически с первых дней существования Минского гетто. Первая облава на жилища людей прошла уже в августе месяце, когда было уничтожено более 5000 человек. Вторая облава повторилась через три месяца. Рейхсфюрер Генрих Гиммлер, один из главных идеологов Холокоста, был в Минске 15 августа 1941 года. Он присутствовал при расстреле двухсот евреев. Стоял, видимо, так близко, что от размозженной выстрелом чужой головы ему в лицо полетели кусочки мозга. В итоге ему стало плохо… И он дал команду уничтожать более «гуманным образом» – душегубками. С ноября 1941-го в Минск стали свозить евреев из стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Если белорусские евреи имели шанс на спасение, ведь действовали группы сопротивления и существовала связь гетто с подпольщиками и партизанами, то эти люди, не знавшие языка, были полностью изолированы от мира и обречены. 7 ноября 1941 г. фашисты осуществили давно задуманную провокацию. Они рассыпались по улицам Немига и Островского и стали искать и хватать всех, кто попадался на глаза: мужчин, женщин и детей и всех сгонять на Юбилейную площадь. Старых и немощных расстреливали на месте – в квартирах, в кроватях. Затем всех построили в шеренги по 8 человек и раздали красные флаги с советской символикой. Мужчинам в первой шеренге дали в руки огромный плакат с лозунгом: «Пускай живет 24-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!» Евреям было приказано улыбаться и выглядеть счастливыми, взять на плечи детей и двигаться маршем. Их фотографировали и снимали на кинокамеру. Колонна вышла улицу, где уже стояла колонна больших черных машин. Евреев повезли и выгрузили в бывшие складские помещения 6-й дивизии НКВД. Теснота там была была такая, что люди умерали, но не падали – так и продолжали стоять, стиснутые со всех сторон телами. Дети задыхались на руках у матерей. Их не кормили и не давали воды. Так их там продержали два дня. Затем склады были открыты и, выпустив живых, нацисты отвезли их к свежевырытым рвам, где приказали раздеться и затем расстреляли. Так, 7 ноября 1941 года было уничтожено 18 000 евреев. Ещё три облавы и убийства узников прошли в январе и марте 1942 года, которые унесли жизни еще 40 тысяч человек. Обычной практикой были массовые убийства оставшихся в своих жилищах обитателей гетто в то время, когда трудоспособных уводили на работу. На начало апреля 1942 года, по официальным данным оккупационного генерального комиссариата, в Минске были зарегистрированы уже 20 000 работоспособных евреев. Всего к концу 1942 года в гетто были убиты более 90 000 евреев, и к началу 1943 года в живых осталось от 6 000 до 8 000 узников. Последним днём существования минского гетто считается 21 октября 1943 года – день начала последнего погрома. В течение 21-23 октября 1943 года нацисты убили всех ещё живых к тому времени узников, кроме 500 квалифицированных мастеров, вывезенных в Германию. На территории Минского гетто, как потом выяснилось, в живых осталось только 13 человек, которые прятались на протяжении нескольких месяцев в подвале дома около еврейского кладбища на улице Сухой, и смогли выйти из убежища только в день освобождения Минска в июле 1944 года. Несмотря на жесточайший террор и проведение политики поголовного геноцида, узники Минского гетто с первых дней его создания и вплоть до ликвидации вели тяжелую, неравную и героическую борьбу с фашистами. Героическая борьба с фашистами в Минском гетто. В СССР долгие годы бытовало мнение, евреи в гетто, которые были созданы фашистами на оккупированной части страны, безропотно шли на смерть. Об их героической борьбе, о подпольи, восстаниях, участии в партизанском движении ничего не говорилось и не писалось. И только после 1991 года открылась правда. Так, известно, что уже в первые месяцы оккупации в Минском гетто возникло несколько подпольных групп . Среди организаторов этих групп были: Михаил Гебелев, Наума (Нахума) Фельдмана и Григорий (Гирш) Смоляр. Последний был членом Коммунистической партии Польши, затем по заданию партии направлен в Киев, где стал секретарём губернского комсомола. Занимался журналистикой, обучался в еврейском отделении Московского коммунистического университета национальных меньшинств, был секретарём Компартии Западной Белоруссии. Три года отбывал заключение в виленской тюрьме. В начале войны оказался в Минске, где возглавил подпольную организацию. Ему удалось уйти из гетто и в дальнейшем служил комиссаром в под псевдонимом “Ефим” в одном из белорусских партизанских отрядов, где издавал партизанские газет на русском языке и идише. В 1946 года был отправлен в Польшу, работал в отделе культуры и пропаганды Центрального комитета польских евреев. До 1968 года был главным редактором газеты «Фолксштимэ». Во время мартовских событий 1968 года был исключён из партии и в 1970 году перебрался в Израиль, где работал в Национальной библиотеке в Иерусалиме и в Тель-Авивском университете. Умер в 1993 году. Автор книги о Минском гетто «Мстители гетто», которая была издана на идиш, русском и белорусском языках. Михаил Гебелев в 1927 году служил в Красной Армии. После демобилизации переехал в Минск и работал столяром. Учился на рабфаке, в Комвузе и школе пропагандистов. С 1939 года и до начала Великой Отечественной войны был инструктором- пропагандистом Сталинского райкома ВКП(б) города Минска. Его не успели призвать в армию и он был одним из организаторов подполья в Минском гетто. За мужество и личную храбрость Гебелев получил кличку «Бесстрашный Герман». После 26 марта 1942 года, Гебелев, по утверждению Гирша Смоляра, «фактически стал в это время одним из руководителей общегородской организации». В начале мая 1942 года он возглавил Тельмановский райком В июле 1942 года был арестован фашистами и казнён. Его именем названа одна из улиц Минска. Про Наума (Нахума) Фельдмана известно, что он ещё в годы Гражданской войны воевал в рядах Красной армии. В октябре 1941 года эти группы объединились в патриотическое подполье. Процесс организации подполья продолжался месяцами, в нем сочетались опыт нелегальной деятельности, который имели Г. Смоляр и другие коммунисты из Польши, и возможности местных коммунистов, знавших местные условия и имевших полезные знакомства с не еврейскими партийными деятелями вне стен гетто. Основным ядром подполья была группа из 10 человек – «десятка». В первые месяцы возникло 12 «десяток», и вместе с подключившимися к сопротивлению молодежными группами число подпольщиков достигло, как считает доктор исторических наук, профессор Э. Иоффе примерно 300 человек, а на пике их деятельности – около 450 человек. В последствии количество подпольных групп увеличилось до 22-х. Историки М. Леках и Ж. Тростоновский смогли восстановить имена руководителей этих групп. Это : Михаил Гебелев и Гирш Смоляр, Роза Липская, Наум Фельдман, Матвей Пруслин, Ента Майзлес и Залман Окунь, Михаил Маркин и Лев Гуревич, Михаил Каган, Ханан Русинов и Наум Бурштын ( Брускин), Абрам Шляхтович и Эвель Рольбин, Борис Хаймович и Вульф Лёсик, Лев Кулик и Хана Пруслина, Ципа Ботвинник и Сара Левина, Эмма Радова, Давид Герциг, Иосиф Миндель и Илья Мушкин. Последний, как известно был первым председателем юденрата ( орган еврейского самоуправления) в гетто.Это давало возможность подпольщикам заранее получать информацию о принимаемых немецкими властями решениях. К сожалению он и ещё один член правления Зяма Серебрянский вскоре были арестованы за связь с подпольщиками и после страшных пыток расстреляны. В конце ноября 1941 года подполье установило связь нееврейским городским коммунистическим подпольем, во главе которого стоял Исай Казинец. Он закончил Киевский нефтяной институт, служил в армии. Вступил в члены ВКП (б) и с 1939 года – главный инженер предприятия «Нефтесбыт» в Белостоке. С началом войны добрался до Минска. Остался в городе на подпольной работе и был избран секретарём Минского подпольного городского комитета партии в ноябре 1941 года. Имел подпольные псевдонимы – «Слава», «Юригин», «Мустафа Деликурды-оглы». Под руководством Казинца в Минске была создана сеть подпольных групп, проведено более ста диверсионных акций. Однако, в марте 1942 года нацисты сумели арестовать некоторых руководителей подполья и один из арестованных выдал Казинца. Во время ареста он отстреливался ранил и убил нескольких сотрудников СД, но был схвачен. 7 мая 1942 года вместе с 28 подпольщиками был повешен в Минске в городском сквере. 8 мая 1965 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, его именем названы площадь и улица в городе Минске. Писатель И. Новиков посвятил Исаю Казинцу и его соратникам книгу «Руины стреляют в упор», а режиссёр В. Четвериков снял в 1970-ом году на киностудии «Беларусьфильм» 6-серийный телевизионный сериал «Руины стреляют...» О его деятельности свидетельствуют отчеты айнзацгруппы от 3 апреля и 8 мая 1942 г.: «В Минске действует [коммунистическая] партия. ...Грузинский еврей, которого зовут Мустафа Деликурды-оглы, руководитель партийной организации, арестован. Подпольная группа, и в ней 60 евреев из гетто, финансирует деятельность партии, приобретает оружие… В квартире еврея Деликурды-оглы были конфисковано оружие, лекарства и перевязочные материалы, а также действующая типографская машина и 8 пишущих машинок. В августе - сентябре 1941 г. еврей пытался организовать и объединить эти [подпольные] грутпы …Казинец возглавил [коммунистический] комитет и был ответственным за дела гетто. В этой роли он установил связи с евреями Минска, чтобы мобилизовать их в партизаны …До настоящего времени около 100 евреев ушли из гетто и присоединились к партизанам... Типографией, которая также находилась в доме около гетто, руководил еврей по фамилии Чипчин, живший вне гетто. ...Шрифт был получен из гетто. Партизанское движение получало финансовую поддержку главным образом из по-жертвований, которые собирали в гетто. Установлено, что почти всё гетто было организовано и распределено по отрядам и подгруппам. Следствие по этому делу прекращено, принимая во внимание предстоящую ликвидацию гетто. ...К настоящему времени арестовано 404 человека, включая членов партизанской организации гетто. Из них уже расстреляно 212 человек…» Деятельность подпольщиков была разнообразной. Главными целями был вывод людей из гетто в леса для партизанской борьбы и помощь партизанским отрядам под Минском. По имеющимся данным, порядка 8 -10 тысяч евреев сумели покинуть Минское гетто и уйти в леса, но к сожалению, как считают историки Холокоста Беларуси, лишь около половины из них пережили войну. В общей сложности евреи гетто создали семь партизанских отрядов. В этой связи показателен семейный отряд Шалома Зорина, который в основном состоял из евреев Минского гетто, в том числе женщин и детей, что было невозможно в обычных партизанских отрядах. Важной задачей участников подполья был также сбор оружия для партизан. Так, евреи работавшие на складе трофейного оружия в Красном Урочище. похищали винтовки, пистолеты, гранаты, боеприпасы, а также автоматическое оружие и доставляли в гетто. Кроме того, в гетто попало содержимое тайника с винтовками, вероятно спрятанными попавшими в окружение красноармейцами. Подпольщики помогали проносу в гетто продовольствия, одежды, медикаментов и их распределением, занимались организацией больницы. Они располагали радиоприемником, при помощи которого принимали известия из Москвы и распространяли их в гетто и в городе. Активно действовала подпольная типография, которая издавала листовки, издавался подпольный листок "Вестник Родины". Как известно, подпольщики рисковали своей жизнью и жизнью своих родственников. Но, тем не менее они действовали и действовали весьма активно. Как считают некоторые историки, подпольная организация в Минском гетто, была одна одной из первых еврейских подпольных организаций в Европе, направленная на борьбу с оккупантами. Несмотря на аресты и гибель некоторых руководителей, героическая борьба подпольщиков продолжалась до октября 1943 года. Известно, что последняя группа из 90 евреев бежала в лес уже после уничтожения гетто, в октябре 1943 года. Что руководило евреями – подпольщиками и не позволило им смириться при самых отчаянных обстоятельствах? Почему они рисковали жизнью и не жалея жизни боролись с нацистами? Отвечая на этот вопрос, исследователь Холокоста в Белоруссии, доктор истории Л. Смиловицкий писал, что подпольщиков «…никто к этому не обязывал, они не проходили курс обучения в специальных школах и искусству подполья учились на собственных ошибках. Их не страховали товарищи во время смелых вылазок, не ждали награды за успешно выполненное задание. Большинство из них действовало, не надеясь уцелеть в этой неравной борьбе. …потребность сопротивления явилась единственным внутренним мотивом, который позволял выстоять в тех обстоятельствах, не сойти с ума, не утратить интереса к жизни, от чего погибли очень многие в гетто». Узники гетто – участники сопротивления, проведя многие месяцы в постоянном ожидании смерти, сохраняли волю к борьбе, и одержали моральную победу над своими убийцами и поэтому навсегда остались в памяти будущих поколений НЕПОКОРЁННЫМИ. Память о Минском гетто До 1991 года в Минске существовал лишь один памятник жертвам Минского гетто. Он был установлен в 1947 году на месте расстрела и захоронения нескольких тысяч евреев и получил название «Яма». Текст на идиш для памятника написал поэт Хаим Мальтинский: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года». И нужно отметить, что этот памятник являлся одним из первых памятников в память жертв Холокоста на просторах всего Советского Союза. Был момент, когда советские власти вообще хотели яму закопать, а этот памятник снести. И только после 1991 года это место стало настоящим мемориалом, а в 2000-м году здесь появилась скульптурная композиция «Лестница смерти», которая состоит из 27-ми бронзовых скульптур и символизирующая евреев, спускающихся вниз, к месту своей гибели. Композиция выполнена по проекту архитектора Леонида Левина, лауреата Ленинской премии за участие в проектировании известного мемориального комплекса Хатынь и лауреата Государственной премии Беларуси. В настоящее время на территории Минского гетто, на месте лагеря смерти Тростенец и окрестностях Минска, где хоронили убитых евреев есть несколько памятников и мемориальных досок погибшим евреям из Беларуси и стран Европы. По истории Минского гетто издано несколько книг исследователей и воспоминаний бывших узников, сняты документальные фильмы. Работает белорусско – немецкая «Историческая мастерская имени Леонида Левина», которая является музеем и научно-исследовательским учреждением. Будем надеется, что со временем в Беларуси будет создан музей Минского гетто. |