Под авторством Филлии (Луиджи Коломбо) и Филиппо Томмазо Маринетти. Опубликован в 1931 году. Переведено с итальянского Ph.D Клаудио Наполи с комментариями Дмитрия Шашкина Manifesto dell’Arte Sacra Futurista (1931) Манифест духовного футуристического искусства Скажем сразу, что соблюдение католических обрядов никогда не было неотъемлемым условием для создания шедевров духовного искусства. Скажем также, что лишенное способствующих развитию и эволюционному рывку факторов искусство обречено на вымирание. Имея в виду вышесказанное, мы утверждаем, что Футуризм, источник великих творческих сил, предлагает духовному искусству следующий выбор: либо воздержаться от любого вдохновляющего воздействия на верующих, либо полностью обновить себя через диалектический синтез, преображение, динамическое взаимопроникновение временного и пространственного измерения, синхронность настроений, геометрическое эстетическое великолепие Машины. Необходимые новшества: Использование электричества для правильного освещения церквей. Бело-синее сверкание электричества* духовно чище сладострастного, плотского, красно-желтого света церковных свеч. Прекрасные картины на священную тему, написанные Джерардо Доттори, первым футуристом обновившим Духовное Искусство самобытной глубиной своего стиля, футуристские фрески Джино Северини в церквях Швейцарии, многочисленные футуристские соборы, построенные в Германии и Швейцарии и отличающиеся динамичностью форм из железобетона, хрусталя и стали… Все это - признаки неизбежной необходимости внутреннего обновления Духовного Искусства. * (Комментарий Д.Ш. - в микрогравитационном пространстве, или проще говоря - в невесомости, свечение, исходящее от свечи - принимает сферическую форму и бело-синеватый оттенок) Почему футуристы - единственные провозвестники этого обновления? Ответим сразу: 1. Только футуристические художники, благодаря своей безграничной силе воображения, в состоянии написать или построить такое изображение ада, которое вызовет ужас у поколения, героически пережившего адские бомбежки Карса и привыкшего к механизированному образу жизни, гораздо более опасному, чем безобидные огоньки из дешевого газа традиционного ада. 2. Только футуристические аэрохудожники, прекрасно разбирающиеся в воздушных перспективах и полностью освоившие технику рисования с птичьего полета, в состоянии пластически передать бездонное обаяние и неземную прозрачность бесконечности. Подобное достижение недоступно традиционным художникам, почти поголовно связанным с навязчивым реализмом, почти поголовно непоправимо приземленным и, поэтому, неспособным к истинным мистическим абстракциям. 3. Только футуристские аэрохудожники в состоянии оживить на холсте разнообразие и молниеносность бытия Ангелов и появление Святых. 4. Только футуристские художники, стремящиеся к оригинальности любой ценой и систематически ненавидящие все привычное и уже увиденное, в состоянии придать картине, фреске или пластической композиции то мощное чувство сказочного удивления, которое вызывает истинное изображение чудес. 5. Только футуристские художники, разрешавшие 20 лет подряд сложную задачу синхронности в искусстве, в состоянии ясно развернуть в произведении сакрального искусства временно-пространственную взаимопронизанность и такие образы католической догмы о вездесущности, как Святая Троица, Непорочное Зачатие и Страсти Господни. 6. Только такие наэлектризованные положительностью, цветовым богатым восприятием и силой воображения футуристские художники, как Балла, Белли, Бенедетто, Кавильони, Коккья, Корона, Деперо, Дюльгеров, Доттори, Дузе, Филлия, Пепе Диаз, Лепоре, Мараско, Ломбардо, Мунари, Поццо, Прамполини, Росс, Зато, Тайат и др., в состоянии изобразить в произведении сакрального искусства блаженство Рая так, чтобы радость католических бойцов стала даже выше бесконечного райского ликования, которые мы все испытывали при одержании великой победы у Витторио Венето. Примеры, подтверждающие наши тезисы: Стремительный и быстрый футуризм -по ту сторону Искусства. Поэтому, он может изобразить и лепить только то, что по ту сторону жизни. Примеры священного футуристского искусства: Картина «Распятие», написанная Джерардо Доттори, отличается чарующей плавностью тел плачущих у креста женщин. Эти женщины являются как будто болезненным и горестным продолжением тела Христа, все фигуры композиции пронизаны внеземным освещением, исходящим из Спасителя. Картина «Рождество-Смерть-Вечность», написанная Филлией, представляет особенную перспективу: вокруг сидящей на первом плане Богородицы простирается ландшафт, ставший ирреальным из-за появления большого дематериализованного (то есть составленного из чистого неба) креста. Этот крест снова материализуется на плавном теле Богородицы, как прекрасная подводная фосфоресценция. Целая композиция заключена сферой мира, на чьей поверхности видны все церкви истории (катакомбного, римского, византийского, романского, готического, возрожденческого периода и т.д., вплоть до футуристского времени). Образ Богородицы одушевлен светлой линией, представляющей Младенца. Эта линия сливается с контурами Матери теми же самыми архитектурными элементами, что у церквей. К тому же, в этой картине была достигнута удивительная синхронность самых разнородных элементов. Поразительное слияние телесного и абстрактного. Синтез Католичества в его долгом многовековом развитии. Картина «Поклонение», написанная тем же Филлией, изображает беременную Богородицу, чье тело настолько дематериализовано, что уже не имеет ничего человеческого. Перед нами - абстрактная молящая форма у ног созданного из воздуха креста. Картина Ориани «Восхождение на Голгофу» отличается драматизацией скорбного нарративного пространства, где боль, которая изображается сотнями различных способов, достигает своего апогея в фигуре Христа. Пластическая композиция «Рождество Христово» (Мино Россо) показывает полное пластическое подчинение всех персонажей и всех предметов ирреально притягивающей фигуре Младенца. Одинаково образцовыми являются другие произведения Духовного футуристского Искусства, выставленные в Падуе футуристами Доттори, Филлией, Ориани, Поццо, Поголотти, Россо, Саладин, Северини, Виньаця. Новаторский футуризм Футуризм -новаторское движение для возрождения нации, непримиримо настроенное против масонства и духовенства. Его заслуги и достижения: -еще 20 лет назад предвидел возникновение Фашизма, -собрал вокруг себя и направил художественные авангарды всего мира -сделал литературу более острой и динамичной через метод свободных слов и синхронную стилизацию -лишил театр временных условностей и психологизации действия через неожиданное применение алогических синхронных решений или драматизацию предметов -бесконечно расширил возможности пластических дисциплин антиреалистическим преображением и пластической динамичностью -изобрел Искусство Громких Какофонических Звуков («Руморармонио») и Осязания («Таттилизмо») -ввел в музыку эстетику Машины -Дал новые стимулы и творческие перспективы фотографии -изобрел прекрасную Аэроживопись будущего -заложил основы Новой Архитектуры из железа и цемента, приспособленной к быстроте жизни, лишенной ненужных украшений, но богатой голым геометрическим великолепием. Антонио Сант Элия научил Новой Архитектуре всех итальянских рационалистов, которым пришлось смириться с этим фактом и признать итальянское происхождение этого движения в архитектуре. Они ж не хотят, чтобы их считали подражателями северных подражателей Сант Элии. Итак, двадцать из лучших ста художников нашего итальяского футуризма представляют выставку Духовного футуристского Искусства в Падуе. Будучи неутомимым новаторским движением, убыстряющим, украшающим и усиливающим мир, Футуризм выступает везде в доказательство своей чисто итальянской и фашистской мощи. Этот манифест, придуманный и составленный совместно с футуристским художником Филлией, - в полном соответствии с творчеством Энрико Прамполини, блестящего своими экстремистскими стремлениями на парижской выставке Группы 1940, и с творчеством Фортунато Диперо, готовящего свою великую выставку «Нью-йоркские Динамизмы» |