Рассказ о моем друге Васильеве Равиле Рашидовиче. Который погиб в бою с террористами 23 ноября 1999 года, в горных района Ташкентской области, поселок Янги Абад. Рассказ посвящен его работе до службы в спецназе, в школе №15 города Чирчик, Ташкентской области. Вспоминает его бывшая ученица, Елена Мещерякова. ...Мы были самыми бесшабашными и самыми неуправляемым классом в школе. Мало кто из учителей мог справиться с нами. А те учителя, которые все - таки решались вести у нас уроки, прилагали немало усилий, чтобы добиться от нас дисциплины и внимания на уроках. За время учёбы у нас сменились пять (5!) педагогов по русскому языку и литературе, три преподавателя истории, две учительницы математики со слезами на глазах отказались вести уроки в нашем классе. С уроками английского языка вообще поступили так: учителя разделили наш класс на четыре группы, и каждую группу вел свой учитель. Только так они смогли контролировать дисциплину в классе. Но, несмотря на всё наше озорство, а порой и хулиганство, в нашем классе была особая черта - мы были дружными. В то время так получилось, что мы были единственным старшим классом в школе. И мы по праву считали себя самыми важными и самыми лучшими в школе. Никогда и нигде не было такого случая, чтобы кто-то из класса остался в стороне от общих дел. Все, что мы делали, мы делали сообща, все вместе. Если, кто-то из нас решил сбежать с уроков, то сбегали все вместе, всем классом! В школе организованы конкурсы или соревнования? Мы участвуем всем классом! Ребята и девчата были впереди всех, и почти все призы были наши. А если и получали "нагоняй" за свои проделки, то в кабинете у директора собирали всех - все сорок два человека... Сентябрь 1988 года. Мы в десятом классе! Как на торжественной линейке нас назвал директор - "полноправные хозяева школы". Ну, так по крайней мере мы думали, и считали что никто из учителей не сможет нами "помыкать". Никогда. Так мы думали. Но как же мы глубоко заблуждались на этот счет! Это стало понятно в первую же неделю учёбы. В первых числах сентября, "из достоверных источников" мы узнали, что в школу прибыл новый преподаватель физкультуры и спорта, как мы говорили - физрук. Нам сказали, что это молодой парень, выпускник физкультурного института, и он будет вести занятия по физкультуре у наших девочек. А наша "родная учительница" - Фарида Пулатовна отказалась вести с нами занятия по той же причине - что мы "неуправляемы". И вот наконец - первый урок физкультуры в этом году! Мальчишки нас подбадривали, давайте, мол, девчонки, покажите новенькому, кто здесь хозяин! Мы в ответ отшучивались: не сомневайтесь, мальчишки мы справимся, поиздеваемся, оторвемся на молодом учителе, справимся, не впервой! И вот, начало урока. Спортивная площадка школы находилась в небольшой низине, за школой. Вышли мы на площадку, стоим, ждем начала урока. Видим, как с горочки спускается молодой, стройный парень, с журналом под мышкой, а в руках у него секундомер. Когда он подошел к нам поближе, мы рассмотрели, что он был красив, строен, и с усами, которые добавляли ему строгости. Почему-то запомнился именно тот факт, что в руках он держал секундомер. Раньше мы такого не видели ни у одного преподавателя физкультуры. Вот по этому секундомеру он и начал нас гонять, сразу же, с первого момента появления его на уроке! Мы даже опомниться не успели, как он сказал: - Так, строиться не умеем, понятно! Значит, будем учиться! И построил нас раз двадцать, если не больше. Без передышки, учились мы строиться весь урок! Только и слышали "разойдись!" и "становись!".... Как он смог подчинить нас своему влиянию, и заставил беспрекословно выполнять команды, мы так и не поняли. Все произошло внезапно, почему-то никто ни слова не сказал, все как заговоренные выполняли его команды, сопротивляться никто даже и не подумал. Это было как наваждение. Мальчишки, наблюдавшие это, хихикали над нами. Именно над нами, а не над учителем! А нам было не до смеха, болели ноги, от постоянной беготни, а ведь самого урока физкультуры еще не было, было просто построение. После урока, в раздевалке стояла тишина. Все были в шоке: как это? Что он с нами сделал? Почему мы не смогли воспротивиться его воле? Как это он смог нас построить и командовать нами? С первого же урока? Так с тех пор и повелось, каждый наш урок физкультуры начинался с построения. Но не только, наш новый учитель на каждом занятии давал нам что-то новое. Мы тогда узнали, что нового преподавателя физкультуры зовут Васильев Равиль Рашидович. Он был с нами строг и справедлив. Требовал, чтобы каждое упражнение и каждое задание было отработано "до блеска". Постепенно мы заметили, что с его приходом физкультура в школе поднялась на новый уровень. На уроки физкультуры стали ходить все. Даже те, кто раньше при любой возможности избегали уроков физкультуры, стали добросовестно посещать уроки Равиля Рашидовича. Более того, мы с девчонками стали замечать, что с нетерпением ждем его занятий. На уроках с жадностью схватывая каждое слово учителя, стараясь, как можно лучше выполнить все его задания. Упражнения выполняли с рвением, с азартом, занимались с удовольствием, чего в нашем классе не было раньше на физкультуре никогда. Даже, наши слегка располневшие к выпускному классу "девчонки-толстушки" (были и такие), и те стали показывать неплохие результаты. Во второй четверти учебы, с нашим учителем Владимиром Сергеевичем, который вел физкультуру у мальчиков, случилось несчастье, и к сожалению мы больше его не видели на занятиях... Теперь, уроки физкультуры во всем классе стал проводить Равиль Рашидович. Он очень быстро распознал активных зачинщиков беспорядков среди мальчишек, но не стал их наказывать, а просто и направил их энергию в "правильное русло". Нашим "шалопаям" он быстро нашел достойное занятие: назначил им шефство над младшими классами, не только по физкультуре, но и по другим предметам, и вот, за короткое время наши шалопаи стали учиться только на "хорошо" и "отлично". Перестали получать тройки, и даже среди самых отъявленных разгильдяев не было троечников. Я и моя одноклассница - Лена Хегай, состояли в комитете комсомола школы. Однажды Равиль Рашидович вызвал нас к себе в кабинет и сказал: - Почему бы вам не создать кружок танцев? Или аэробики? Вы же сможете, все данные у вас для этого есть. Мы даже не знали, что ему ответить, Равиль Рашидович обещал помогать нам, по мере возможности, а по сути, он "вытащил" этот кружок, мы только помогали. Так в нашей школе появился кружок аэробики. Равил Рашидович даже принес свой личный магнитофон и кассеты с записями зарубежных исполнителей, чтобы проводить занятия под бодрую музыку. А какая же аэробика без музыки? Кроме того, он помог нам разработать расписание занятий, собрал из других классов желающих заниматься аэробикой, он обеспечил явку необходимого количества учеников. Он находил время, чтобы индивидуально занимался с теми, кто проявил способности к легкой атлетике, и никто даже и не подумал "отказаться от занятий! РавилРашиович и сам много занимался над своим собственным уровнем образования, самосовершенствования. Мы не раз видели его в тренерской, как он сидел за изучением той или иной книги по физкультуре и спорту. Весной следующего года, проводилась городская Спартакиада. От школы в соревнованиях принимали участие наши одноклассники. И надо же такому случиться, что, на городской Спартакиаде, представители нашей школы впервые поднялись на пьедестал почета, и заняли первое место в городе! В этом, несомненно, есть огромная заслуга нашего преподавателя - Равиля Рашидовича Васильева. Впоследствии это стало нормой, на легкоатлетических эстафетах нам не было равных, на всех беговых дорожках области и города - мы были первыми! Как он сумел подчинить нас своей воле, и привел к победе, как он вообще заставил нас заниматься, и главное - полюбить спорт, мы не знали. Но он это сделал! При этом, он ни на кого не кричал, не ругал, и никто его не боялся, но уважали все. Все ученики и учителя нашей школы. Никто не мог себе позволить зубоскалить в его адрес, никто не смел перечить ему. Авторитет Равиля Рашидовича был неоспорим. Его любили, ценили, уважали, ученики тянулись к нему. Всего за год, он стал не просто учителем физкультуры, он стал другом, помощником и любимым учителем. Равиль Рашидович очень быстро втянулся в общественную жизнь школы, был в курсе всех новостей, что происходило в школе или должно было произойти, он знал наизусть весь план работы комитета комсомола, лично следил за выполнением этого плана. Я помню, как он помогал нам готовиться к городскому КВН... он сам что-то сочинял, помогал ставить номера, присутствовал на репетициях, заставлял нас рисовать плакаты. Благодаря его энергии мы знали всех ветеранов войны и труда не только в нашем районе, да и во всем городе, где они жили, в чем нуждались. Откровенно говоря, существовавшее тогда только на бумаге "Тимуровское движение", в нашей школе быстро стало популярным. Мы ходили к ветеранам домой, помогали им по хозяйству, иногда даже просто заходили "на чай", потому что ветеранам, и одиноким старикам порой хотелось просто человеческого общения, о чем-то с кем-то поговорить. Наша, отдельная "Тимуровская команда" появилась именно благодаря Равиля Рашидовичу. Он внес такую идею на одном из заседаний комитета комсомола школы, которую мы дружно поддержали. Большая часть наших мальчишек, после школы собирались поступать в различные военные училища. И ведь все, кто хотел - поступили! Ни один из них не "провалился" на экзаменах. Готовиться к поступлению им помогал тоже Равиль Рашидович. Он находил время заниматься с ними индивидуально. Даже после работы и в выходные дни. Я до сих пор помню этих ребят по фамилиям: Татарцев Денис, Гриневич Сергей, Гребенников Слава, Федулов Владимир, Гончаров Сергей, Мокрушин Андрей. Кто-то из них поступил в наше Чирчикское танковое училище, а кто-то в Ленинградское Военное училище. Был еще один интересный момент в деятельности Раивля Рашидовича: он как-то узнал, что несколько наших ребят занимаются в туристическом клубе, по теме горного туризма. В самое ближайшее время Равиль Рашидович организовал в нашем классе команду из восьми человек, в нее вошли те, кто уже совершал восхождения на горы в турклубе, и те, кто мог бы быть полезным в походе: готовить пищу, помочь в медицинском плане, устроить культурное развлечение. Два раза в год наш городской турклуб проводил соревнования между командами разных школ и городов. В программе было: скалолазание, знание аспектов доврачебной помощи, необходимой в альпинизме, прохождение маршрута по карте, нахождение объектов по заданным координатам, и многое другое. В общем, проводили своего рода экзамен на знание туристических маршрутов, а также и техники преодоления препятствий. В одну из таких поездок с нами отправился и сам Равиль Рашидович. На грузовиках нас забросили в район Чарвакского водохранилища, и оставили там с группой комиссии, в которой были инструкторы по альпинизму. В горах ночь наступает быстро. По прибытии к месту дислокации, наши мальчишки побросали свои рюкзаки, и пошли знакомиться с соседними командами. Мы же с девчонками быстро поставили палатку, окопали ее, накрыли клеенкой, укрепили. По прогнозу погоды объявили, что ночью возможен сильный дождь. Потом мы занялись приготовлением пищи. Натаскали дров, развели костёр, сбегали к ручью за водой. Ужин готовили уже при свете костра. А мальчишек все нет и нет. В палатке инструкторов допоздна было собрание преподавателей. Равиль Рашидович пришел, увидел, что нет наших мальчишек, и спросил у нас, где они. Мы в ответ только пожали плечами. Он присел с нами, сказал, что "семеро одного не ждут", стали ужинать. После приема пищи, мы с девочками пошли мыть посуду в ручье, когда вдруг пришли наши ребята. С ходу заявив, что они очень голодны, мальчишки попросили, чтобы мы их накормили. Мы организовали своеобразный "стол", постелив на землю клеенку, и собирались уже покормить мальчиков, когда увидели, как Равиль Рашидович наблюдает за всем этим. Он смотрел молча, но мы поняли: сейчас что-то будет! Он вооружился ивовым прутом (где он его взял?), и начал гонять мальчишек по всей площадке между палаток! Мальчики бегали в полной темноте и пытались увернуться от него. Не всем и не всегда это удавалось. Вскоре дело приняло другой оборот: Равиль Рашивдович заставил их собрать все разбросанные рюкзаки и установить палатку, уложить все снаряжение в нее. Только после этого он разрешил им покушать, но ужин был уже холодным. На этом кошмары мальчиков не окончились. Так как было уже очень темно, то они мытьё посуды оставили на утро. А ночью... ночью, пошел сильнейший дождь. Примерно часов в пять утра, мы проснулись от сильного крика и ругани, выглянув из палатки, мы увидели картину, которую запомнили навсегда. И вы такое не увидите ни в одной кинокомедии. Сквозь пелену дождя было видно как Равиль Рашидович, весь жутко мокрый, хлестал ивовым прутом, по мокрому комку ткани, в которую превратилась упавшая палатка мальчиков. А в ней, в палатке, метались не найдя выхода, наши запутавшиеся мальчишки. Оказалось, что в темноте, мальчишки установили палатку вверх дном. Крыша палатки оказалась внизу, а дно - вверху. По окружности палатку ребята не окопали. Так как дно палатки сделано из другого материала, оно не предназначено для защиты от дождя. Палатку накрыли клеенкой, в ней скопилось большое количество воды, она прорвала полиэтиленовую пленку клеенку и протекла вовнутрь палатки. При этом, от тяжести воды оборвались все крепежные веревки, колышки вылетели из земли, и так как палатку не окопали по периметру, она с хлюпаньем и грохотом упала на спящих. Первым выбрался Равиль Рашидович, и вот теперь он прутиком подгонял запутавшихся в мокрой палатке ребят. Все это он сопровождал обидными пинками, и несильными подзатыльниками. Своей громкой возней мальчики разбудили не только нас, но и весь лагерь. Смеялись все: соседние команды и тренеры, инструктора и комиссия. Равиль Рашидович сказал, что спать мальчишкам все равно не придется, и тут же кого-то он послал за дровами, кого-то за водой, потом заставил готовить завтрак на всех. Когда дождь закончился, было уже утро. Он распорядился развесить мокрые вещи на просушку, а после завтрака заставил ребят, раз пять или шесть собрать и разобрать палатку, чтобы они могли даже в полной темноте поставить палатку правильно. Хоть на ощупь! У Равиля Рашидовича была еще одна хорошая черта: он всегда доводил любое дело до конца. Любую работу делал так, чтобы оно было сделано добротно и на совесть! Одним из таких дел было строительство нашей школьной спортплощадки. До прихода в нашу школу Равиля Рашидовича, у нас была лишь одна беговая дорожка. И небольшая яма с песком, для прыжков в длину. Он добился разрешения на строительство современного (по тем временам), спортгородка, но и сумел заразить этим делом других преподавателей. Второго физрука, и учителя по начальной военной подготовке. А также, и наших мальчишек. Всех подключил к работе над спортгородком. Новую беговую дорожку заливали рабочие, а все, что было на спортплощадке, преподаватели строили сами, своими руками - Равиль Рашидович, второй физрук и военрук. К сожалению уже не помню их имен. Мальчишки из нашего класса конечно им помогали. Сваривали что-то, окапывали, укрепляли, таскали, устанавливали. Здесь были: гимнастические лестницы, турники, штанги, брусья, а ещё блиндажи для военной подготовки, "змейка", и другие препятствия. Даже летние месяцы каникул наши мальчики провели на строительстве спортгородка для школы. К сентябрю следующего года у нас в школе был новый современный спортгородок. Он стал гордостью не только нашей школы, но и всего нашего города. Конечно жаль, что в наши дни он уже разрушен, время не пощадило его... Но нас радует тот факт, что постепенно школа и спортгородок восстанавливаются, идет работа и по восстановлению памяти нашего учителя - Равиля Рашидовича Васильева. Он был нашим учителем. Который нас объединил, заставил ценить то, что мы имеем, научил нас быть ответственными за свои поступки, за дела, научил быть серьезными, и главное - он научил нас быть взрослыми. Быть людьми! |