Произведение |
|
Объем: 83 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 17. 1/8 финала. Пара 4. |
А О войне ……Когда б вы что-то знали о войне, ……Не стали б спорить о её цене. ……Кому, зачем, за что нам столько жертв? ……На каждое мгновенье жизни — смерть. Трусы, дезертиры, паникеры — Все в приказе двести двадцать семь. Мне приснилось: я служу сапёром — Худенький, молоденький совсем. Но служу не просто, а в штрафбате. Здесь собрался разный контингент: Кто — из плена; вор; главбух; предатель. Я-то не предатель, хоть и — плен. Время заградительных отрядов, На краю у пропасти страна. Смерть в бою геройская отрадна, Мера по-военному сильна. Мне приснилось: бой, дымят окопы, Нас в атаку поднял командир, А вокруг руины, как некрополь, И назад ни шагу! В бой иди! Добежать успел до середины, Падая, вдруг понял: «Искупил!». Ранило в висок осколком мины, Ждёт меня амнистия и тыл. Вряд ли подсознанию не ведом Прейскурант победы и цены. Дед мой жив. И я, назло всем бедам. Но к чему такие снятся сны? _______________________________ 1. Я-то не предатель, хоть и плен. Здесь собрался разный контингент 2. И назад ни шагу! В бой иди! Нас в атаку поднял командир 3. Дед мой жив. И я, назло всем бедам. Вряд ли подсознанию не ведом 4. Ждёт меня амнистия и тыл. Падая, вдруг понял: «Искупил!». -------------- Б Птичье ……….. Птицы быстрые, птицы вольные, …………и не страшно вам, и не больно вам. Кате шестнадцать (верит пока в добро), рыжие косы, солнечная улыбка. Катя живёт у бабки в домишке хлипком. Мир деревенский прочен да мал – с горох. Летом – картошка, вечное комарьё, святы привычки с детства: хозяйство, куры. Парни вокруг считают девчонку дурой. Шутят, язвя, уставившись на неё: «Что как монашка? Юность тебе на кой? Брось! Загуляем, выпьем на лавке пива». Катя глядит с опаскою, боязливо – снова расплёскан в синих глазах покой. ...Бабка ворчливо крестится: «Отче наш». В церковь по воскресеньям с собою тащит, учит псалмам, считая совсем пропащей: коль неумеха – следует начинать? «Вот, – говорит, – молись! Тяжелы грехи. Бог завещал страдать, а в смиренье – благость. Запоминай!». Но Катя молчит, не каясь. Смотрят фальшиво мёртвые лепестки белых засохших роз у больших икон. Сойке-душе так тесно в холодном храме. Чудятся ей волнистые океаны, ветер, поющий с чайками в унисон. Бог далеко – как будто за кромкой сна, где облака-барашки в медовых бликах. Там не бывает матерных, пьяных криков, свечек и слов кадящих – лишь тишина. ...Крылья бы – легче ангельских – а ещё чистое, без дождливых изломов небо. Просит она у птиц перелётных: «Мне бы с вами». И сразу сладко и хорошо. ___________________________ 1. Что как монашка? Юность тебе на кой? снова расплёскан в синих глазах покой. 2. Бабка ворчливо крестится: «Отче наш» коль неумеха – следует начинать? 3. Просит она у птиц перелётных: «Мне бы...» чистое, без дождливых изломов небо. |
|
|
Дата публикации: 06.03.2021 20:03 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | А Ещё одна военная тема. Герой в прямом смысле меж двух огней – сзади заградительные отряды, впереди немцы. Сложено гладко, слова подобраны удачно. Сильная работа, не разочаровывающая, не позорящая подвиг народа. Впервые встречаю такое использование точки с запятой. Или редкоупотребимое, или даже не по правилам, но при этом удачное. Очень понятно передаёт смысл сказанного. Можно было бы точками, но так читается глаже. Хвалю! Но тут же в один ряд ставятся вор, предатель и главбух. И это странно. Если главбух, то обязательно вор? Понятно, что среди воров и предателей вполне мог оказаться главбух, но это не единственная его характеристика. Точно так же можно было написать «вор, кузнец, предатель». Получается, чтобы стать предателем, достаточно быть главбухом. Я вообще не особо симпатизирую всякого рода главбухам, но за справедливость. Б Отличный по звучанию дольник! Стиль знаком. Вот как будто я что-то похожее читал. Автора не назову, но не удивлюсь, когда узнаю. Впрочем, это не важно. Важно, выполнено ли задание. Героиню перетягивают к себе две противоположные стороны: легкомысленные сверстники и набожная бабка. А Катя сама по себе – не здесь, на земле, а в облаках. Пусть в мечтах, но суть в том, что она не хочет пить пиво, не хочет молиться богу, а мечтает о крыльях и улететь с перелётными птицами. Это… мурашечно. Из недостатков – речь сверстников: «Юность тебе на кой?» Противоестественный микс. Рифма «мне бы – небо» очень уж заезжена. Зато сложный ритм дольника держится от и до. Может быть, это тоже влияет на восприятие стихотворения. Или есть какая- то магия в построении фраз, или мастерски нарисована личность героини… Не знаю. Но очень и очень мощное впечатление производит работа. Работа на уровне победителя Хита. В этой паре мне жаль расставаться с рыцарем А. Он вполне достоин следующих туров, и я бы с удовольствием с ним встретился ещё. Но, увы… жребий слеп. Думаю, остальные судьи этого «мужского» тура со мной согласятся – работа рыцаря Б на голову выше. Я не агитирую, просто предполагаю. А – 0 (увы) Б – 1 Судья Игорь Колесников | | Пришло в почту Хита от Рыцаря 4 А: ------------------------------------------ Передайте, пожалуйста, судье, что главбух в понимании автора не равнозначен вору, так как главбух мог отвечать и за непреднамеренную финансовую ошибку. Поэтому они и обозначены раздельно. И ещё, автор согласен с мнением, что работа соперника на голову выше и заранее рад за него :) | | Да, мне передали. Отвечаю. Конечно, понятно, что главбух не обязательно должен быть вором, чтобы встать с ним рядом. Но (разве я не понятно объяснил?) недостаточно для этого просто быть главбухом. Вот вором и предателем достаточно быть. И это главное. Если главбуха поставить между вором и предателем, то можно подумать, что его преступление только в выборе профессии. А ведь народная мудрость гласит, что главбухом можешь ты не быть, а... хотя это не совсем про это. | | Судье Игорю Колесникову от рыцаря Неуспокоенного --------------------------------------------------------------------------- Система дольника, не так уж и сложна. В ней две составляющие: ударные слоги (икты), назовём их условно Х ( икс) и Y (игрек) - безударные слоги. Х - постоянные, а Y - переменные (от нуля - до 3х слогов). Так вот, в Дольнике, постоянными должны быть икты, а не слоги. В той схеме, которую я прислал раньше, икты в каждой строке варьируются, как хотят, то 4, то 5, и т.д. А смысловая пауза, гуляет как кошка сама по себе. Так что стих Птичье, не Дольник, а чистой воды Силлабик. )) | | Совершенно верно! Силлабик чистой воды. Тут я допустил оплошность - применил слово "дольник" в значении "логаэд", как иногда делают. На самом деле это не синонимы. Мне почему-то "дольник" больше нравится. Надо отвыкать во избежание непонимания. Здесь я, конечно, не считаю стихотворение тоникой. |
|
| | Рыцарь А Теме задания – соответствует. ЛГ между двумя неприятными выборами – погибнуть от пуль заградотряда и ли в бою. Предложенные рифмы соответствуют заданию. Стихотворение о войне, о той, не всем известной роли шрафников. Есть интересные рифмы – паникеры-сапером, отрядов- отрадно, окопы- некрополь. Не могу согласиться с одним – смерть в бою геройская отрадна, все шрафники, конечно, хотели жить, и смерть – это беда. Хорошее стихотворение и благодарная тема. Рыцарь Б Тема задания – выполнена. Земная тяжелая жизнь молодой девочки и мечты о полете в облаках. Составные рифмы в наличии в необходимом количестве, хотя вторая не совсем точна. Стихотворение завораживает, хочется прочесть ещё раз. Необычные рифмы только подчеркивают уровень автора. Не повезло рыцарю А попасть в такую сильную пару. Счет А-0, Б-1 Судья Вячеслав Дворников | | Приветствую участников Хита-17! Рыцарь А – 0 Объёму и теме задания «О войне» соответствует. Есть эпиграф и более чем три составные рифмы. Очень приятно читать стихотворение о войне, написанное с пониманием её суровых законов. Это всегда важно учитывать, берясь за такую непростую тему. Автор ведёт рассказ от лица штрафника, который в бою кровью смывает позор пленения. ЛГ действительно находится между двух огней: заградотряда и врага, и здесь главное не получить пулю в спину… Хорошее стихотворение с драматичным сюжетом: зрелая техника, упругий слог и глубокие рифмы. Рыцарь Б – 1 Объёму и теме задания «Птичье» соответствует. Есть эпиграф и три составные рифмы. Стихотворение с интригующим названием плавно обволакивает, втягивая в свой незамысловатый, но таинственный сюжет, словно сон-наваждение: «Мир деревенский прочен да мал – с горох. Летом – картошка, вечное комарьё, святы привычки с детства…». Мастерки выполнены лаконичные портреты, повадки и диалоги героев (местечковый, патриархальный говор) перемежают яркие картинки- всплески – то ли явь, то ли видение: «Сойке-душе так тесно в холодном храме.» Так вот почему «птичье»… Прекрасная техника, филигранная ритмика, глубокие рифмы, камерность событий… Счет 0:1 Судья Ол Томский. | | А Да, штрафбаты и заградотряды – одна из многих страшных страниц той войны. Споры об этом «прейскуранте победы и цены» тоже из разряда страшных (для меня). Мысли и чувства потомков важны, без всякого сомнения, и ЛГ, один из них, задал непростой вопрос, завершая рассказ о своем сне. Стихотворение очень хорошее, заставляющее думать, цельное, техничное. Б Просто замечательно. Трогательный образ ЛГ создан умело, детали отличные. Фальшивые мертвые лепестки с непонятными псалмами – против пива на лавке с перспективой загулять, что с этим всем делать душе-сойке? Конечно, ей невыносимо между ними, и показать это удалось превосходно. Очень живая, талантливая работа. Жаль, что приходится выбирать. А – 0 Б – 1 Судья Е.Валиева | | А О войне Эти стихи хороши ровно настолько, насколько способному автору хватило времени, отведенного на создание экспромта. Он многое успел: нашел нешаблонную фабулу, выстроил сюжет, выполнил условия конкурса. Вполне заслуживают эти стихи достойной оценки. Но и соперник показал недюжинные таланты. И приходится взвешивать стихи на аптекарских весах. С размышлениями «О войне» мне пришлось переночевать. Не давал покоя вопрос, поставленный в финальной строке: «Но к чему такие снятся сны?» Мне он показался надуманным и легковесным. Видно, что автор до глубины не вжился в этот военный эпизод. В лучших стихах о войне авторы знали, о чем пишут. Вспомним: Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Автор: Ю. В. Друнина В разливы рек я брел и брел по шею, Я воду клял и клял на все лады. Я не запомнил ничего страшнее Холодной этой мартовской воды. Е. Винокуров Мне часто снятся те ребята… Автор слов - поэт Михаил Матусовский, Из таких рассказов, стихов, фильмов слагается наша память о великой Победе. Эта память досталась нам по наследству. Вот, что недосказал мне участник А. Ведь сны его ЛГ достались в наследство от деда. Надеюсь, что коллега А ещё найдет точные слова для завершения этого стихотворения. А пока соперник сильнее: А – 0 Б Птичье Сразу скажу, что если бы в этой паре состязались финальные строки, то счет был бы ничейным. Не самая удачная концовка: «Мне бы с вами». И сразу сладко и хорошо. Слишком она сладенькая (не скажу – слащавая). И по стилистике куцая, с пропуском сказуемого «И сразу станет…» Однако в целом представлено сильное стихотворение. Заметно, что у автора хватит пороха, чтобы сражаться в следующем туре. Пожелаю ему успеха: Б – 1 Судья Николай Бурмистров | | Воркующее Море ~ Звёздный кочевник : 0:5 | | Пришло в почту Хита от Рыцаря Неуспокоенного – (не из этой пары) ------------------------------------------------------------------------------ ----------------- Любое произведение начинается с названия. Иной раз название возникает сразу же, и в дальнейшем автор раскрывает его; в другом случае, название выбирается уже после того, как произведение создано, чтобы более точно обозначить смысл изложенного. Исходя из названия «Птичье», читатель предполагает, что речь пойдёт либо о птицах, либо о свойствах, характерных для птиц. Одно из спецзаданий этого тура, создание авторского эпиграфа к стихотворению. Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения. Основная задача эпиграфа — выразить главную мысль произведения или отношение автора к событиям, изложенным в произведении. Как правило, эпиграф заимствуется из чужих текстов, который обладает авторитетностью. В туре 1/8 финала автор произведения должен был написать свой вариант эпиграфа, который должен соответствовать всем качествам авторитетных изречений, не вызывающих сомнений в своей правоте. Эпиграф: ……….. Птицы быстрые, птицы вольные, …………и не страшно вам, и не больно вам. Этот эпиграф описывает свойства, характерные для птиц, которыми их наделяет в своём воображение автор. Уже в самом эпиграфе используется составная рифма «вольные – не больно вам» (второе спецзадание этого тура). На мой взгляд, эпиграф излишне лаконичен. К тому же, смысл, заложенный в эпиграфе, хочется оспорить. Страх — это отрицательная эмоция, возникающая в ситуации реальной опасности. Боль — неприятное или мучительное ощущение, переживание физического или эмоционального страдания. Оба эти ощущения (чувства) проявляются деятельностью нервной системы. Хотя факт наличия у птиц нервной системы неоспорим, среди ученых не существует единого мнения насчет того, испытывают ли птицы какие-либо эмоции. Однако у владельцев, наблюдающих за своими пернатыми питомцами, нет ни малейших сомнений по этому поводу. Птицы не могут рассказать нам о том, что чувствуют, однако их поведение может подсказать наблюдательному человеку, что они испытывают весь спектр чувств: любовь, страх, горе, счастье и, конечно же, боль. Для убедительности достаточно посмотреть несколько видео роликов, задав в поисковике, например, тему: «как кричит раненая птица» (боль) или как ведёт себя птица перед лицом опасности (страх). То есть, авторский эпиграф — в наличии, настраивает на «птичий» лад, но согласиться с ним не хочется. Как говорил, Константин Сергеевич Станиславский: «Не верю». В самом стихотворении ритмика отличается от ритмики эпиграфа. По моему мнению, автор выбрал силлабическую (эзоповскую) систему стихосложения, где стабильность есть только в количестве слогов: 11-12-12-11. Автор не стал разделять стихотворение на привычные катрены, что вполне оправдано. Мысли излагаются в повествовательно- описательной форме. Схема рифмовки выбрана опоясывающая АВВА (А – мужская рифма, В – женская рифма). Первое обо что споткнулась мысль — это несовместимость деревенского мира «с горох» и пива. По моему мнению, пиво для деревни, где заработки также «с горох», - слабый и нерентабельный алкоголь. Для такой деревни наиболее характерны самоизготовляемые напитки — брага, самогон, домашние вина, наливки. Ну и если в деревушке есть магазин, то водочка. К тому же «матерные, пьяные крики» также больше подходят под более крепкие напитки. Но так как «пиво» отлично рифмуется со словом «боязливо» автор выбрал этот вид алкоголя. Слова «с опаскою» и «боязливо» - слова синонимы, поэтому по смыслу в дуэте звучат как «масло масленое». «Катя глядит с опаскою, боязливо – снова расплёскан в синих глазах покой.» В этой фразе не хватает логического звена. Изначально ЛГ глядит с опаской, и вдруг «снова расплёскан в синих глазах покой.» Такая перемена возможна, но не понятно от чего она произошла. «Смотрят фальшиво мёртвые лепестки белых засохших роз у больших икон.» О, тут не просто инверсия, а инверсище! Как её не заметило многоуважаемое жюри — непостижимо. «Смотрят лепестки роз у икон» - в этой фразе автор необыкновенно щедр на эпитеты: «фальшиво», «мёртвые», «белые», «засохшие», «больших». Первое, как чисто физически могут «смотреть» лепестки, да к тому же «мёртвые»? Логичнее, «смотрятся фальшиво». Второе, засохшие белые цветы теряют свой белый цвет при засыхании и приобретают светло-коричневый цвет (и его различные оттенки). Третье, а почему именно розы? Если мир деревенский мал, следовательно, и церковь небольшая с небольшим количеством обслуживающих лиц. Откуда у них живые розы, которые в последствие засохли? Выращивают в своём церковном хозяйстве или приобретают в деревенском цветочном магазине? Так же вызывает большое сомнение об украшение икон цветами, да ещё и в церкви. Иконы украшают цветами в буддийских храмах, но бабка крестится «Отче наш». В православных храмах иконы украшаются и защищаются только киотами. Если вспомнить об основном задание этого тура «между двух огней (опасностей)», эта картинка выглядит так: бабка-монстр силой затащила Катеньку в «холодный храм», где на неё фальшиво смотрят засохшие розы-зомби мёртвыми глазницами- лепестками. ) «Сойке-душе так тесно в холодном храме.» Слово «так» в этой фразе - слово-затычка, фраза прекрасно звучит и без него. Либо, как шутят обычно компетентное жюри, если ты «ТАКнул, то нужно и «КАКнуть». То есть если «так тесно», то нужно растолковать (сравнить) «как тесно». И для общего сведения. Интересно, а автор знает, что в миру сойка (кареза) не такая уж и безобидная птица? Она питается как растительной пищей, а также и не побрезгует мелкими животными (ящерицами, лягушками) а так же и своими сородичами — воробьями, и яйцами других птиц. Не зря у кормушки синицы и воробьи мгновенно ретируются, завидев сойку. О концовке стихотворения соглашусь с мнением одного из судей, что она по стилистике куцая и заезженная вдоль и поперёк рифма «небо – мне бы» её излишне простит. И опять же, возвращаясь к основному заданию этого тура «между двух огней» или же «между Сциллой и Харибдой». Если «легкомысленные пьющие сверстники» - действительно опасность, то набожная бабка, которая успевает и по хозяйству, и о духовном подумать, ещё и о неумехе – 16-летней Катеньке заботится, этот образ весьма сомнителен в качестве другой опасности. Лично у меня, эта бабка вызвала большее сочувствие, чем ЛГ. Ну и что, что набожная. В наш век стяжательства религия, пожалуй, единственный институт, который напоминает о вечных ценностях: не убий, не укради, не обмани, не прелюбодействуй. Прошу Рыцаря Б и многоуважаемое жюри меня великодушно простить с несогласием их решения, но я считаю, что стихотворение Рыцаря А в этой паре - более соответствующим теме задания, прочнее и логичнее в поэтической технике, да к тому же сложная военно-гражданская тема представлена очень достойно. И следовательно, так я думаю, оно заслуживало победы в 1/8 финала. | | Уважаемый Неуспокоенный! Никто из судей не сказал, что стихи Б безупречны. Но если всем они увиделись более убедительными в поэтическом плане, что поделать. Про сойку интересно, не знала про ее хищническую натуру. Но ведь и всякие орлы-соколы тоже хищники, а в качестве поэтических символов порой прекрасны.) В птицах, оказывается, столько противоречивых свойств, а в поэзии столько условностей... )) "В наш век стяжательства религия, пожалуй, единственный институт..." - так то - религия. Из текста ясно: для девочки там всё выглядит фальшивым, от цветов до молитв. Так бывает по разным причинам. Но это же другая тема. «почему именно розы». А мы не знаем.) Да, наверно, это нетипично как для деревни, так и для православных икон. Что не означает, что они там невозможны. Кто-то мог и принести однажды, засохли, героиня их там видит. Про опасность от набожной бабки напрасна претензия. Выражение «меж двух огней» - это не обязательно про опасности. Из фразеологического словаря: «…в трудном положении, когда опасность ИЛИ неприятность угрожает с двух сторон». Из задания: «А может быть, это означает только большую сложность выбора действия. Может быть, речь идёт о поиске компромиссного решения, чтобы избежать обострения ситуации». «Брат требует, чтобы я пошёл к товарищу и серьёзно с ним поговорил, а сестра категорически возражает. Я между двух огней и не знаю, что делать. Этого только и ждал Райский, зная, что она сейчас очутится между двух огней: между стариной и новизной, между преданиями и здравым смыслом…» (И. Гончаров) «как чисто физически могут «смотреть» лепестки, да к тому же «мёртвые»? Логичнее, «смотрятся фальшиво». Нет, не «смотрятся». На героиню они однозначно фальшиво смотрят, речь о её личном болезненном восприятии, и ни к чему тут такая логичная канцелярская правильность. Этак можно любые стихи на запчасти разобрать. Стоит ли? Помним же показательные примеры таких издевательств над классическими, всеми любимыми стихами (в назидание ретивым критикам). Про пиво и «матерных, пьяных криков» - так пьяных в деревне достаточно безотносительно приглашения «на лавку» в начале стихов, речь-то об обстановке, окружении в целом, как я восприняла. Мне кажется, в этих стихах многое можно воспринимать не буквально, а целиком как образ затруднительного состояния героини. | | Спасибо Вам, Неуспокоенный, за мнение! Мне интересно было увидеть работу под другим углом зрения. И, конечно, это Ваше право - иметь своё мнение. Глупо спорить, ведь Вы правы. Точно так же, как прав я. И любой другой участник судейской команды. И сам рыцарь Б. И рыцарь А. Каждый имеет своё мнение. И каждый прав, ведь он уверен, что его мнение верное. А результат любого конкурса (поединка) - всего лишь совокупность мнений судей и свидетельствует всего лишь о том, что эта работа в сравнении с другой именно этим людям в этот момент показалась лучше. Однако в конкурсе Неуспокоенного совершенно спокойно мог быть другой итог. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |