Мы - русские! О, русская земля! Ты уже за холмом. Из «Слова о полку Игореве». Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Уважаемые читатели! В предыдущем, двенадцатом номере Альманаха «Родник», посвященном семьдесят пятой годовщине разгрома фашистской Германии, в статье «Мы – русские» говорилось о русском народе, проявившем свой характер и величие духа своего в годину военного лихолетья. Сейчас над нами мирное светлое небо, но оно на глазах темнеет и темнеет. «В воздухе пахнет грозой. . .». Так пелось в одной предвоенной песне Советского Союза, и сейчас, в преддверии великих испытаний, самое время вернуться к теме русского характера, и попытаться понять, кто мы такие - русские. Попробую, в меру своих скромных способностей, окунуться в эту неисчерпаемую тему, благо литературных и философских работ об этом предостаточно. Считаю необходимым ещё раз предупредить, что под словом «русский» я понимаю не национальность и не место жительства, а, прежде всего, отношение к России, мировоззрение человека. Немка Екатерина Вторая и грузин Иосиф Сталин были едва ли не самыми русскими людьми. Прежде всего, прошу обратить внимание на название нашей национальности − р у с с к и й. Оно является прилагательным, а не существительным, как у всех других народов планеты Земля. Интересно, не правда ли? Сочетание слов «русский немец», «русский француз» и т. д. не царапает нам слух. Понятно, что речь идет о немце или французе, которые или, во-первых, родились в России, или, во-вторых, являются по образу мыслей, по духу русскими людьми. А вот обратное сочетание этих слов невозможно. Если мы скажем «немецкий русский» или «французский русский», то нас не поймут, о ком идет речь. А сейчас для объяснения и расшифровки слова «русский» заглянем в словарь Даля первого или второго издания. В нём Владимир Иванович объяснением этого слова занял почти полстраницы. Приведу наиболее характерные выражения в применении этого слова. Русак, если речь идет не о зайце, то это вообще русский человек. И дальше цитирую: « Русеть, становиться русским. Мордва русеет. Здесь русским духом пахнет, людским, человеческим. Русский ум – задний ум, запоздалый. Русский бог – авось да, небось, да как-нибудь. С ним по русски не сговоришься, глуп или упрям. Совсем на руси, на виду, на открытом месте, на юру. Всё вывела на русь, распахнула душу, всё высказала». Как видим, открытость, распахнутость и, как следствие, доверчивость важнейшие черты русских. Они однажды крепко подвели М. С. Горбачева, поверившего на слово американцам, обещавшим не расширять на восток блок НАТО. По этому поводу В.В. Путин неоднократно говорил, что «Запад поступил с нами подло». Филолог, изучающий русский язык, профессор, Татьяна Леонидовна Миронова, подметила, что в русском языке необычайно часто встречается слово «душа» и производные от него выражения. Мы говорим душа моя; душечка; душенька; задушевная песня; сделать от души» не держать ничего за душой; душа болит; душа поёт: душа ликует; с души претит; живут душа в душу; и эти выражения можно продолжать. Знаток русского языка, профессионал, она утверждает, что ни в одном другом языке, а значит и в характере народа, нет такого широкого применения слова «душа». А вот слово «совесть» вообще имеется только у нас, у русских. Иностранцы при переводе с русского бывают в полной растерянности и беспомощности когда им надо перевести это слово, объяснить, что оно означает. Конечно, не поймите меня так, что они, говоря нашими словами, живут бессовестно. Близкие к этому слову понятия есть у всех, без этого жить нельзя, но самого слова у них нет. Далее, как ученый филолог, она разбивает это слово, исследует его по частям. Она говорит что «со» это – своё, божественное понимание, а часть «весть» это – знание. И выходит, что это нечто внушенное в тебя от Бога. Помните как в кинофильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» мальчик Егорка был потрясён словами «Бога нет − всё можно». Сделав такое открытие, он, чуть поколебавшись, присваивает сдачу. Известно и выражение – «без Бога в душе, без царя в голове». Так характеризуют человека ненадежного, ветреного. Осмелюсь предположить, что совестливость как черта русского человека, является причиной вечного нашего оглядывания на то, что скажут про нас иностранцы. Мы это уже дружно осуждаем, но не можем никак преодолеть. Близким по понятию этому слову является слово «скромность». Дореволюционной интеллигенции она была особенно свойственна. Известен один такой курьёзный случай из нашей истории. Издатели энциклопедического справочника Ф.Брокгауз и И.Ефрон для написания статей на тему какого-либо слова привлекали известных специалистов, ученых. Для написания статьи «Химия» был привлечен наш великий ученый, химик, Дмитрий Иванович Менделеев, открывший Периодическую таблицу химических элементов, названную впоследствии его именем. Так вот при написании статьи им ни разу не был упомянут химик Менделеев. Не скромно, понимаете ли, о себе писать. И ещё об одном свойстве русского характера я хочу сказать. Хлебосольность, радушие русского человека, его открытость отмечают почти все гости из-за рубежа. А недавно ведущая телепередачи «Жизнь других» Жанна Бадаева рассказала, как во время поездки в одну европейскую страну её пригласили в гости. Когда все уселись за стол, то каждый достал из своей сумки вино и закуску и угощался, а ей, не купившей ничего по незнанию, пришлось пить водичку и закусывать водичкой. И ведь никто не поделился! Нет! Это не по-нашему, не по-русски. От общения с русскими были в полном восторге тысячи иностранцев в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, на Олимпийских играх в Москве же в 1980 году, на Чемпионате мира по футболу в 2018 году. А весной прошлого года, во время пандемии Короновируса, русские первыми подали руку помощи Италии, застигнутой врасплох этой бедой. Размышляя над свойствами русской души, к месту будет вспомнить и удивительный сорока девятидневный дрейф советской баржи Т-36, случившийся в марте 1960 года на Дальнем Востоке. Весь мир был удивлен и восхищён мужеством четырёх советских солдат: Зиганшина, Крючковского, Поплавского и Федотова, оказавшихся из-за сильнейшего шторма оторванными от причала и унесёнными в открытый океан. Рация была повреждена, шторм бушевал несколько дней, а на барже еды было на трое суток. Газеты всего мира писали тогда, что американские военные моряки, случайно спасшие их, были поражены деликатностью и заботливостью, которая царила в отношениях между собой наших парней, стоящих на грани смерти от истощения. К месту будь сказано, что по национальности, о которой в то время как-то и разговоров не велось, они были: татарин, два украинца и русский, Федотов. О стойкости на поле брани русского человека сказано и говорится много и везде, и поэтому я предлагаю только прочитать об этом слова Бисмарка, вынесенные в эпиграф. А вот некоторыми подмеченными особенностями русского характера в повседневной жизни мне хочется поделиться. Начну с того, что Новый год мы встречаем с Дедом Морозом и Снегурочкой, в отличие от Европы, где у них только Санта Клаус – Дед Мороз. Здесь проявляется, на мой взгляд, та же теплота и заботливость к старому человеку, а также желание любоваться красотой и молодостью. Правда, в последнее время Снегурочку мы всё реже видим на экранах, но это вопрос из другой области, области информационной политики. Снегурочку пока ещё можно увидеть на Кремлёвской ёлке в Москве. И ещё о Новом Годе. Только у нас одних есть полусерьёзный праздник Старый Новый Год. Продолжая новогоднюю тематику, давайте вспомним феномен кинофильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром». Целых два поколения перед Новым годом смотрели это кино, причем с удовольствием. Кроме необыкновенной талантливости Рязанова здесь проявляется склонность русского человека к мечте о невозможном, о чуде, о счастье, которое нельзя запланировать. Кстати, за границей этот фильм не имел такого успеха. Не понять им нас. Мы – другие, не рациональные. Мы в большинстве своём − романтики. Приведу ещё один пример проявления русского характера, почерпнутый недавно мной в Интернете. Речь пойдёт об альпинистах. При восхождении этих удивительных смельчаков на гору Эверест они на последних десятках, сотнях шагов до манящей вершины становятся такими обессиленными и изможденными, что оказать помощь другому, это значит израсходовать последние свои силы и навечно лечь на этой тропе, подобно многим. И вот недавно один наш альпинист из Сибири, имя которого я так непростительно не записал, набрёл на последних сотнях метров на альпинистку, упавшую без сил, погибающую. Зная, чем он рискует, наш сибиряк снял с себя верхнюю куртку, перекатил на неё альпинистку и спустил с подоспевшими значительно позднее помощниками до ближайшего лагеря. Альпинистка оказалась полячкой по национальности, она ничего не поняла из произошедшего, а наш герой-спаситель не счел нужным ей об этом говорить. Ну не мог он пройти мимо, как прошли многие, впереди его идущие иностранцы. Совесть бы его мучила до конца дней своих. Думается, что так поступил бы почти каждый из нас, русских. А ещё мне хочется вспомнить наши добрые мультики, с которыми росли и познавали мир не одно наше поколение. Это «Ну, погоди», «Простоквашино» и другие, а также мультфильмы по мотивам русских народных сказок. Вот откуда берут начало бескорыстие и душевность русского человека. Но здесь я, пожалуй, не прав. У наших родителей в детстве не было мультиков, но они были не менее русскими, чем мы. Не правда ли? А почему? А потому, что у них были русские сказки и русские песни, осмелюсь я утверждать и даже спорить. Моё детство пришлось на начало пятидесятых, когда родня была обширная, застолья многочисленные и песни любили петь. А какой праздник без песни?! В нашей избе чаще всего звучали «На муромской дорожке», «По диким степям Забайкалья», «Меж высоких хлебов затерялося» и мог бы я назвать ещё с десяток, но не хочу утомлять читателя. Пусть он наберёт, а сейчас уже говорят «загуглит» любую из них и тогда мы испытаем с ним нечто общее, родное, своё до слёз. А взрослели, мужали и трудились мы с песнями Леонида Утесова, Марка Бернеса, Иосифа Кобзона, Людмилы Зыкиной, Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной, Муслима Магомаева, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого . . . и, опять на хватит места и терпения, чтобы перечислить всех наших певцов и композиторов, чьи песни не покидают нас до сих пор. Лет двадцать назад я взял и переписал в тетрадку название песен, которые мы тогда пели. Получилось сто семь названий. И не удивительно. Одних только морских песен нам с другом Яшей однажды хватило петь до полуночи, на берегу Иловли, при выезде на природу с ночевкой. Но хватит ностальгии, она не нова. Тем более что телеведущий Андрей Малахов в последнее время стал вести по субботам вечером передачу о тех наших песнях. Это надо видеть, как светлеют лица участников и исполнителей, когда звучат русские песни, как расцветает у них душа. И ещё один штрих к портрету русских. Один полулегальный бизнесмен, занимающийся заключением брачных контрактов с иностранцами, на вопрос журналиста о том, почему русские, славянские девушки пользуются особым спросом, немного подумав, ответил: − Они верят в любовь. А сейчас мы с читателем перенесёмся мысленно на две тысячи лет назад, во времена античные, в Грецию. Перенесёмся, чтобы попытаться найти истоки перечисленных выше особенностей русского характера. В то время греческий поэт и философ Квинт Гораций написал трактат, названный позднее «Наука поэзии». Досконально разбирая приемы и способы стихосложения, он мимоходом коснулся разницы в мировоззрении греков и римлян, имеющем место, по его мнению. Он пишет: Грекам Муза дала полнозвучное слово и гений, Им, ни к чему независтливым, кроме величия славы! Дети же римлян учатся долго, с трудом, но чему же? На сто частей научаются все разделять без ошибки. Как видим, на первом месте у греков - духовное, а у римлян −-материальное, и надо думать, что эта разница в приоритетах является естественным явлением как для людей, так и, с некоторой долей приблизительности, какой-либо нации в целом. Здесь-то, пожалуй, «собака и зарыта». История распорядилась так, что мы унаследовали греческую веру, православную, а не римскую, католическую. Не потому ли мы с иностранцами по-разному относимся к богатству. Если у тех обладание собственностью является зачастую главным смыслом жизни, её целью, то у нас, русских, как подмечает профессор Миронова, в русском языке для этого случая есть слово – достаток, образованное от слова «достаточно». Интересным рассуждением русского человека о материальных благах делится с нами Лев Толстой, говоря словами Пьера Безухова, что они (блага) «если и стОят чего-нибудь, только по тому наслаждению, с которым всё это можно бросить». К месту будет вспомнить и Пушкина с его «там царь Кащей над златом чахнет. . .» Где? у какого народа ещё кто-то над златом чахнет? Возвратясь на тысячу лет от времён Горация, мы окажемся на рубеже девятого и десятого веков. К этому времени прошло порядка пятисот лет как римская католическая вера и греческая православная разделились, и каждая из них боролась за души людей. Католики чаще всего огнём и мечом, а православные больше словом. На восточных равнинах Европы и в её лесах существовало уже государство Русь со столицей в городе Киеве. В это время на престоле Киева был князь Владимир Святославович, внук княгини Ольги, которая в 957 году, будучи в Византии, приняла христианство. В 983 году, после удачного похода князь, по обычаю язычников, решил отблагодарить своих богов и принести в жертву человеческую жизнь. Жребий пал на одного молодого дружинника, Иоанна, но его отец Феодор воспротивился смерти сына и, будучи сам христианином, стал обличать язычников. Тогда разъяренные одноплеменники убили и его и сына Иоанна. Убили на глазах у князя Владимира. Летопись говорит, что, видя это мужество отца и свирепость своих дружинников, князь глубоко задумался. Вскоре он решил принять веру. Но какую?! Много посланников приходило к нему; и католики из Рима, и мусульмане с Волги, и иудеи от хазар и другие многие. Князь не спешил. Он послал своих бояр в девять стран, чтобы те изучили веру в повседневной жизни людей. Последними возвратились бояре из Константинополя, столицы Византии. Они были так очарованы великолепием Софийского храма, стройностью пения церковного хора, торжественностью патриаршей службы, что сказали князю: «Мы не знали, на земле мы стоим или на небе». И добавили потом, что «как, отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим больше оставаться язычниками». Но прошло ещё пять лет раздумий и только, в 988 году, князь Владимир Святославович, принял крещение сам и повелел окрестить всех своих подданных. Так Русь приняла христианскую православную веру. Приняв христианство, князь Владимир стал ревностно исполнять заветы Христовы. По всей Руси начинали оказывать помощь бедным и больным, строились новые города, воздвигались в них церкви, нравы людей постепенно смягчались. Заповеди Христа были благотворны для развития Руси. Единство и неизменяемость учения православной церкви из века в век явилось стержнем, духовным каркасом становления русской нации как таковой и её русской культуры. Архитектура, живопись, литература, музыка, хоровое пение, народные художественные промыслы – всё питалось идеями движения души к совершенству и к Богу, как идеалу совершенства. Поразительных успехов христианская Русь добилась в литературе. По словам ученого, Дмитрия Сергеевича Лихачева, из первой тысячи лет нашей эры семьсот лет принадлежат периоду, который принято называть периодом древнерусской литературы. Шедевром его является поэма «Слово о полку Игореве». Кроме неё можно назвать ещё около полутора десятков таких памятников литературы, как, например, «Повесть временных лет», « Житие Сергея Радонежского», «Слово Даниила Заточника». В них проявилась особенная склонность русской души к «слову», и этот период явился фундаментом великой русской литературы девятнадцатого-двадцатого веков. Строгий читатель, возможно, упрекнёт меня в том, что у русских моих одни достоинства и нет недостатков. Отвечу так: о недостатках русских громко и везде кричат русофобы всех мастей из-за рубежа, да и наши, русские, им не уступают в желчности и в ненависти ко всему русскому. Об этом говорят все политические шоу. Да, справедливости ради, необходимо сказать, что есть у нас в характере и лень, и расхлябанность, и безответственное отношение к делу, и расчет на « авось, да небось». Последнее является следствием тех суровых обстоятельств, в которых проходила жизнь русского человека. Необъятные расстояния, лютые морозы зимой и жара летом, постоянная борьба то с иноземцами, а то в междоусобной брани слишком часто ставили русского человека в безвыходное положение и, чтобы хоть как-то сохранить себя и не потерять лицо, он рассуждал: «А! Где наша не пропадала?!» Или «Авось, да пронесёт», или, «Ладно, двум смертям не бывать, а одной не миновать!» Есть и такой недостаток у русских, как низкое чувство личной ответственности за общее дело, которое, кроме всего прочего, можно объяснить длительной жизнью в условиях общины или господством идеи коллективизма. Есть и множество более мелких недостатков. Преодолевая их, русский человек сумел обустроить для сносной жизни и укрепиться на небывалых по размерам и по суровости просторах своей Родины. Возвращаясь к теме «русофобия», надо сказать, что одним из первых это явление назвал и описал Фёдор Тютчев. Так, 26 сентября 1867 года он пишет своей дочери Анне: «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей - кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т. д., и т. п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею в виду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться». Здесь, как говорится, ни убавить, не прибавить. Всё точно и всё про нас, про наше время. И разбираться надо, и договариваться надо, и терпеть подчас надо. Иначе хаос и гибель Родины, гибель России. Тут нужна, как говорят медики, комплексная терапия, а именно: здоровый образ жизни, то есть господство во всех средствах массовой информации патриотической темы. Нужны прививки в детских садах и школах вакцины под названием «Любовь к Родине» для избегания проникновения в их души чуждых вирусов, нужна и точечная лазерная хирургия в конкретных случаях заражения. Думаю, что здравый смысл, общеполитический здравый смысл, о котором сказал И.В Сталин 24 мая 1945 года, поздравляя советский народ с разгромом фашистской Германии, выручит нас и на этот раз. И в завершение статьи несколько строк о словах Райнера Рильке про Россию. Поэт-модернист рубежа девятнадцатого-двадцатого веков, оказавший заметное влияние на поэзию Европы, Рильке дважды посетил Россию и, влюбился неё. Позднее он говорил, что у него две Родины: Богемия и Россия. Рильке в 1899 году встречался со Львом Толстым, Иваном Репиным, Максимом Горьким, дружил по переписке с Мариной Цветаевой. Писал Рильке и прозу. В одном небольшом произведении под названием «История о том, как на Руси появилась измена» у них с другом случилась беседа, в которой тот спросил: - Где же Вы были? - В России. - Что это за страна Россия? Она очень большая, не правда ли? - Да, сказал Рильке, - большая и кроме того. . . - А с чем граничит вверху и внизу Россия? Наверное, с Богом? - Конечно,− подтвердил Рильке, -с Богом. - А люди в России замечают это соседство? - Его замечают повсюду. Влияние Бога самое мощное. Тут читатель, возможно, улыбнётся иронично, вспомнив русскую поговорку: «На Бога надейся, а сам-то не плошай!» Да уж! Плошать нам, как и прежде нельзя. Иначе – сомнут. Константин Евдокимов 16 февраля 2021 года. |