Агамирзоев К.М. писатель, исследователь истории таможенной службы России, член Совета ветеранов таможенной службы Карельской таможни Одна из самых северных православных обителей на Русском севере, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь начал свое существование с 1436 г. Это один из самых известных и почитаемых православных монастырей в России, крупнейший духовный и культурный центр. [1] Производственную и торговую деятельность монастыря на огромной северной территории обеспечивала целая сеть монастырских таможен, архивные дела которых хранятся в фонде 1201 РГАДА. Деятельность Соловецкого монастыря, церковная, хозяйственная, военная, сопровождалась освоением территорий на Русском севере, в т.ч. и на западном и юго-западном берегу Белого моря. В 1539 г., 1551 г., 1555 г. монастырь добивался от царя Ивана IV новых пожалований в Карельском Поморье земель, деревень, рыбных угодий, соляных варниц в Суме, Керети, по реке Выг, в Нюхче, на территориях, ранее в принадлежавших новгородской посаднице Марфе Борецкой. К середине XVI в. монастырем уже были освоены земли в районах Кеми, Сумы, Вирмы, Шуи. К этому времени Соловецкий монастырь стал фактическим хозяином всего Карельского Поморья, осуществляя управление и широкую хозяйственную деятельность в своей вотчине, взимая подати, обежные и таможенные деньги. Например, игумен Соловецкого монастыря в указе крестьянам Сумской волости предписывал в 1564 г. «платить обежные деньги необходимо «по обжам, а не по животам и не по головам», а таможенные деньги «по торгам и по головам, а не по животам», т.е. по принципу, кто больше торгует, тот больше и должен давать». [2, с. 248]. В отписи 1569 г. имеется запись о получении служебниками Соловецкого монастыря таможенных денег с Сумской волости. [2, с. 209, 249]. В 1571 г. Сумская волость платила таможенные деньги в государеву казну через Соловецкий монастырь в размерах: «в государеву казну и великого князя казну» с Сумской волости со ста со шти обеж» принято таможенных денег - 9 руб. и 30 алтын «и полдевяты деньги, да пошлин гривна, с рубля по 2 деньги». Выплата ежегодного оброка за тамгу с Сумской волости упоминается в 1574, 1575, 1576, 1577 гг. [2, с. 249-251]. В 1585 г. монастырь получил во владение «на века» еще одну половину Кемской волости (уезда) с деревнями, лугами, угодьями, соляными варницами, и прочими службами, а также вторую половину Сумской волости. В конце XVI в. Соловецкий монастырь в своих беломорских владениях на Карельском берегу в вопросах таможенной деятельности руководствовался двумя важнейшими жалованными грамотами. Таможенной грамотой о сборе торговых пошлин в Поморских волостях от 19 июня 1591 г. устанавливались размеры различных сборов и таможенных пошлин с разных мест Соловецкой вотчины в Кемской, Подужемской и Сумской волостях, в Варзуге и Умбе [3, с. 10]. Отчинной грамотой 1599 г. подтверждались прежние жалования и добавлены четверти Керетской и Умбской волостей, а также давалось право взимать таможенные пошлины с приезжих торговцев. [3, с. 11]. Монастырь получил право собирать таможенную пошлину, явку и рыбную десятину. Ставки таможенных пошлин были следующие: с приезжего торговца полагалось по семи денег с рубля, а с монастырского крестьянина - всего две деньги. С конного взималось еще «полозового явки» по две деньги, а пеший платил вдвое меньше. Монастырским торговцами запрещалось без явки торговать и складировать товары. За продажу лошади обе торгующие стороны платили по две деньги, а при продаже коровы только по одной деньге. В конце XVI в. Соловецкий монастырь превратился Соловецкий округ - особую административно-территориальную единицу. Грамота 1592 г. узаконивала существование внутри России государства-монастыря с огромной территорией, властью, администрациями, войсками, судами и тюрьмами, масштабными производствами, правом сбора государственных пошлин и налогов. Кистерев С.Н. приводит пример из таможенных приходных монастырских книг 1599 г., в которых указаны и другие виды пошлин, взимаемые, например, в Кемской волости - роговое, пятно: «Взято Кемъские волости у монастырьсково крестьянина таможенного целовальника Федора Жолны, что он привез ис Кеми десятинных, и таможенных, и пятенных, и явочных, и роговых денег на 107 год 54 рубли 9 алтын 2 денги». По деньге платил за ночлег в виде наслежного тот, кто прибыл в вотчинную волость на лодье, сонме или на карбасе. С продажи соли с соляных монастырских варниц сопровождалась взиманием семи денег с рубля с покупателя, и двух денег с рубля с продавца. Все рыбаки, независимо от принадлежности платили десятую часть с рыбной ловли семги и лосося. При уклонении от явки и уплаты пошлин взимался штраф в размере 2-х рублей. [3, с. 12]. Соловецкий монастырь был одним из самых крупных торговцев рыбой, солью, железом, слюдой, мехами, сукном и холстом. Беломорские волости активно торговали солью, вырабатываемых в варницах в устьях поморских рек Варзуги, Керети, Кеми, Шуи, Выга, Сумы, Колежмы, Нюхчи и Унежмы. По грамоте 1614 г. монастырю разрешалось продавать беспошлинно 100 тыс. пуд. соли. При этом, со своих вотчин, рыбных ловель и других угодий монастырь платил в казну до 4 тыс. руб. оброка и других царских сборов. На доходы от продажи соли для монастыря покупались припасы и содержались стрельцы. [4]. Соловецкий монастырь осуществлял промысловую добычу слюды в Керетской и Чупской волостях. Однако, несмотря на царские жалованные грамоты, был обложен десятиной (десятинной пошлиной), которую исправно платил. [5]. В период с середины XVI в. - до середины XVIII в. на карельском берегу Белого моря в вотчинах Соловецкого монастыря сложилась разветвленная структура монастырских таможен, которые подчинялись местным монастырским службам: в Сумском остроге, в Керецком селе, в Кемском городке, в Сороцком селе, с 1613 г. - в Шуерецкой волости. Задачами монастырских таможен был сбор таможенных пошлин в царскую казну и в бюджет монастыря со всей торговой и промышленной деятельности вотчины. Монастырские таможни возглавлялись таможенными головами - монахами, назначаемые игуменом Соловецкого монастыря. В состав таможен входили бурмистры таможенного сбора из монахов или слуг (насельников) Соловецкого монастыря, а также целовальники, которых выбирали монастырские крестьяне местных погостов. Для оказания помощи таможенным бурмистрам и целовальникам крестьянское общество избирало сборщиков пошлин. Старейшие таможни Соловецкого монастыря в Сумском остроге и в Кемском городке начали действовать еще в XVI в. Сохранившийся в РГАДА в фонде 1201 архив Соловецкого монастыря открывает многообразную картину таможенной деятельности, сообщает исследователям имена многих беломорских монастырских таможенников в Кеми, Сороке, Керети, Суме, Шуезеро, а также обстановку внутри таможен. Сумская монастырская таможня вела сбор разных торговых и таможенных пошлин с рыбных промыслов (десятой рыбы с ловли сёмги, трески, сельди), соляной добычи, разных мелких пошлин и сборов (например, пятна, пошерстного и покопытного) в пользу царской казны и Соловецкой обители. В 1747 г. по указу Сената монастырские крестьяне Сумского острога и Кемского городка были освобождены от обязанностей таможенных сборщиков. [6]. В архиве Соловецкого монастыря в РГАДА обнаружен интересный факт, связанный с Кемской таможней в 1744 г.: правящий игумен Соловецкого монастыря разрешил Кемским таможенникам варить пиво в монастырской поварке (поварка - небольшая кухня. - Прим. А.К.М.) для продажи на кабак для денежного жалования таможенникам. [7]. Наиболее значительный пласт исторической информации о таможенной деятельности в вотчинах Соловецкого монастыря в Карельском Поморье содержится в архивных делах Керецкой таможни за 1650-1760 гг. В Керецкой таможне производился сбор разных таможенных пошлин (десятой рыбы с рыбного промысла, продажи соли, лошадей, сала, шкур морских зверей, железа, торговых и проезжих пошлин) и десятинного слюдяного сбора с крестьянских и монастырских промыслов. Таможенные головы, бурмистры и целовальники вели записные книги разных пошлин, соляного и слюдяного сбора «на казну» и с монастырских промыслов. О полученных пошлинных деньгах и товарах в натуре, а также о расходах на содержание таможенников и проведение таможенных процедур, таможни ежегодно отчитывались перед игуменом Соловецкого монастыря и монастырской службой вотчинных дел. Монастырская таможня в Керецком селе входила в Керецкую вотчинную службу. Керецкие таможенники вели различную учетную и отчетную документацию: записные книги сбора разных пошлин, слюдяного десятинного сбора монастырского и крестьянского промысла Керецкой волости; записные тетради сбора конных пошлин; записные тетради сбора десятой рыбы; расходные тетради таможенных денег; ведомости месячных доходов таможни от сбора пошлинных и десятинных денег; доношения керецкого таможника о состоянии слюдяного промысла и таможенной службы в Керетской и Чупской волостях, и др. Керецкие крестьяне по выбору направлялись в Кольский острог на службу в таможне и на кружечном дворе. После обращений игумена Соловецкого монастыря в 1734 г. Сенат принял решение об освобождении керецких крестьян от этой обязанности. [8]. В начале XVII в. таможни в Керети и Ковде считались волостными отделениями Кольской таможни, отделениями Кольской таможни, о чем свидетельствуют Кольские таможенные книги 1710 и 1719 гг. Кольская таможенная книга 1719 г. «Книга Кольского острога таможенного десятинного и пошлинного збору надзирателя холмогорца Якова Жеребцова с товарищи 1719 году» считается наиболее полной. [9]. Архивы Соловецкого монастыря дают возможность заглянуть в дела, связанные с непростыми взаимоотношениями крестьянского общества в Сумской волости с таможенниками Сумского острога во второй половине XVII в. Описи архивных дел дают примеры напряженных отношений общества с таможнями и в среде таможенников, например: 1) «Сказка земского старосты Прохора Горлова и всех Сумских жителей по поводу присланного из монастыря указа о выборе ими целовальников из «людей добрых и пожиточных». Сумляне заявили, что они «указу не противни», но в Сумском остроге в скопом в сборе людей нарочитых промышленных нет, и что если такие люди «съедутся», то выберут целовальников, но с таможником Ефимом Трофимовым «сидеть не будут» в виду его всяких небыличных крамол». (1687 г.). [10]. 2) «Сыск в Сумском остроге приказным иеромонахом Иоанном про «безвременный» приход после отбытия дневных часов в таможне для записи сальной продажи Григория Иванова Круглого и нанесения им побоев голове Ефиму Трофимову». (28 апреля 1688 г.). [Там же. Дело 303]. 3) «Доношения бурмистра таможенных и кабацких сборов Сумского острога и Кемского городка Кузмальского архимандриду Соловецкого монастыря о невыполнении приказчиком и крестьянами требований таможни». (1732 г.). [11]. 4) «Дело о драке в таможенной избе». (1740 г.). [12]. 5) «Сумской острог. Дело об избиении в таможне целовальника Осипа Шепетова бурмистром Михаилом Чайкиным». (1747 г.). [13]. 6) «Дело о незаконной перевозке товаров к Шведской границе и о высылке к следствию в Сумской острог крестьян Керецкого села Ивана Петрова с сыном и других». (1757-1758 гг.). (Иван Петров - прежний таможенный бурмистр Керетской таможни с 1749 г. по 1753 г. - Прим. А.К.М.). [14]. В архивных делах Соловецкого монастыря в 1708 г. встречается переписка, свидетельствующая о напряженных отношениях с администрациями Петровских заводов. Речь идет о претензиях на право взимания таможенных пошлины и сборов с территорий и промыслов Соловецкой вотчины со стороны активно развивающих свою производственную деятельность Петровских заводов.[15]. В челобитной на имя царя Петра I в 1708 г. архимандрит Фирс с братией просят «владеть по-прежнему отписными крестьянами и рыбными ловлями и слюдяным и соляными промыслами и таможенными и мельницкими …», в отдаче им по-прежнему таможен в их вотчинах и о защите от обид коменданта Петровских заводов Алексея Чоглокова. По тем временам это был смелый поступок монастыря пожаловаться на могущественного человека того времени - сильного князя Меньшикова, который самовольно отписал Сумский и Кемский остроги с прилегающими волостями и монастырскими службами, в т.ч. и вотчинными таможнями, в ведомство Олонецких Петровских заводов. Петр I, знавший лично Фирса, прошение удовлетворил. Архимандрит так же, получил одобрение царя на поставку соли на Петровские заводы. [16]. Однако, в дальнейшем заводы продолжали увеличивать свое влияние, а значение соловецких вотчинных властей неуклонно падало. Крестьяне вотчинных земель монастыря в 1705 - 1711 гг. оказались приписанными к государственным повинностям по обслуживанию военных Петровских заводов, которые позже были заменены налогом, получившим название «двухтысячный сбор» в пользу военных заводов, продолжая нести прежние монастырские повинности. Очень важным для Олонецких Петровских заводов было пресечение кустарного железоделательного промысла - производства из болотной железной руды железных криц в сыродутных печах (домницах) в Лопских погостах в соловецких вотчинах. Получаемое цренное железо использовалось для устройства соляных варниц, покупалось приезжими купцами и кузнецами из других волостей, в т.ч. и Соловецким монастырем. Документы XVII в. свидетельствуют о поставках «лопского железа» в Сумской посад, на Тихвинскую, Нижегородскую (Макарьевскую) и Ирбитскую ярмарки, на Петровские заводы. В середине XVIII в. при продаже криц в вотчинных волостях бурмистрами таможенного сбора взималась таможенная пошлина по 3 коп. за каждую крицу. Одна крица продавалась на ярмарках по 25-30 коп. Канцелярия Олонецких Петровских заводов пыталась обложить домницы и торговлю крицами высокими таможенными пошлинами, чтобы монастырские крестьяне везли свое железо не на ярмарки, а на Кончезерский завод. Но, Берг-коллегия оставила прежний размер пошлин на изготовление кустарного железа согласно указа Сената 1724 г. - по деньге с пуда. [17]. В Научном архиве Карельского научного центра РАН сохранились документы по деятельности вотчинных поселений Соловецкого монастыря на нужды казенных Петровских военных заводов, в т.ч. характеризующими структуру, принципы комплектования и деятельность Шуерецкой таможни в 1703-1721 гг. [18, с. 223-224]. Монастырская Шуерецкая волость со всем ее населением в 1706 г. была приписана к Повенецкому заводу, а с 1707 г. - к Алексеевскому заводу, но при этом, «заводские» крестьяне, продолжая нести все монастырским повинности Соловецкому монастырю, несли новые государственные военные тяготы в пользу Петровских заводов, выделяя рабочую силу, осуществляя проводку судов по водно-волоковой трассе «Осударевой дороге» между Белым морем и Онежским озером или заменяя ее определенными выплатами. Хлебное обеспечение заводов являлось повинностью вотчинной волости. [18, с. 224, 440]. Начиная с 1708 г. в поморских вотчинных волостях выборы таможенных бурмистров, ларечных и рядовых целовальников, дьячков и сторожей на таможенные и кружечные дворы, проходили ежегодно по указам заводской администрации. Выбранные таможенники приводились к присяге («к крестному целованью»). В Шуерецком селе целовальники избирались местную в таможню, а выбранный бурмистр направлялся в другие таможни. Так, по решению заводской администрации выбранные в Шуерецкой волости в таможенные бурмистры на 1710 г. Иуда Трофимов и Аверкий Логинов были отправлены в Кемскую таможню, а в Шуерецкую таможню были назначены выборные таможенные бурмистры из Кеми- городка - Иван Горлов «с товарищи». [18, с. 225, 226, 229, 231]. Подобные кадровые новшества заводской администрации обостряли отношения с местными монастырскими службами и подчиненными им монастырскими таможнями. К таможенному сбору на казенных Петровских заводах таможенников назначала заводская администрация из мирских людей без выбора. [18, с. 302]. В монастырских таможнях из года в год накапливались недоимки за прошлые года. Считалось, что недоимка на таможне за тот или иной год должна погашаться за счет того таможенника, в год службы которого она образовалась. Заводская администрация заставляла бывших бурмистров и целовальников довзыскивать недоимки, или погашать их за свой счет. Но и Соловецкая администрация также рассылала предписания бывшим бурмистрам погашать невзысканные таможенные пошлины, пересылая их в Керецкую таможню. [10, дело 884]. Анализ описей фондов РГАДА - 829 (Внутренние таможни и кружечные дворы) и 1201 Соловецкого монастыря показывает, что с 1720-х гг. в вотчинных территориях Соловецкого монастыря начинают действовать государственные таможни в Ковде, Керети, Кеми, Сороке, Суме, Шуе. Это интереснейшее явление одновременного функционирования в Карельском Поморье в середине XVIII в. монастырских и провинциальных таможен требует дальнейшего исследования. В 1753-1757 г.г. в России в ходе таможенной реформы были ликвидированы внутренние таможни и установлены рублевые пошлины указом императрицы Елизаветы Петровны от 20 декабря 1753 г. «Об уничтожении внутренних таможен и мелочных сборов». [19]. Таможенный устав 1755 г. не упоминает таможни Соловецкого монастыря, но, судя по описям фонда 1201 деятельность монастырских таможен в Суме и Керети продолжалась вплоть до 1757-1759 гг. В 1764 г. по решению императрицы Екатерины II бóльшая часть вотчины Соловецкого монастыря была передана в ведение Коллегии Экономии, а монастырь был переведен на государственное содержание. С этого времени в Карельском Поморье была прекращена деятельность таможен Соловецкого монастыря, а их архивы в фонде 1201 РГАДА до сих пор остаются малоисследованными. Библиографический список: 1. Лукин Ю.Ф. Соловки как объект культурного наследия Арктики. Арктика и Север. 2017. № 26. С. 160. URL: 21.08.2018). 2. С.В. Кошкина. Сорока - Беломорск, 1419-1938 : краеведческие записки, летопись / С.В. Кошкина ; [ил. Н.В. Оленевой]. - изд. 2-е, испр., доп. – Петрозаводск : Барбашина Е.А., 2013. 3. Кистерев Н.К. О двух уставных таможенных грамотах конца XVI в. Соловецкому монастырю. Вестник НВГУ № 4/2005. С. 10. URL: 4. Муравьева Л. А. Внутренняя торговля в России в середине XVII в. Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв. : сборник материалов Третьей международной научной конференции (г. Коломна, 24–26 сентября 2013 г.) / ред.-сост. А. И. Раздорский ; Т. 1. С. 140. URL: 17.04.2017). 5. М. Б. Булгаков. О десятинной таможенной пошлине в XVII в. Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв. : сборник материалов Третьей международной научной конференции (г. Коломна, 24–26 сентября 2013 г.). Т.1. С. 71. 6. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 485. 7. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. I. Д. 2107. 8. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. I. Д. 1474. 9. Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3-х т.: Историко- краеведческие исследования. – Мурманск : Кн. Из-во, 1998. – Т. 3 : Кольская старина. С. 427-429. 10. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 304. 11. Там же. Оп. 4. Д. 400. 12. Там же. Оп. 5. Ч. I. Д. 1658. 13. Там же. Оп. 5. Ч. II. Д. 1692. 14. Там же. Д. 3411. 15. И.М. Мулло. Петровская слобода. Петрозаводск, 1981. 16. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 181, 187. 17. Балагуров Я.А. Крестьянские железоделательные промыслы в Карелии в середине XVIII столетия. Известия Карело-Финского филиала Академии наук СССР. № 4, 1949. С. 98-100. 18. Жуков А. Ю. Вотчинная Шуерецкая волость в Северную войну 1700– 1721 гг.: Обзор документов. // Альманах североевропейских и балтийских исследований. Выпуск 1, 2016. URL: 23.01.2018). 19. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. 13. Ст. 10164. С. 947. |