На протяжении вот уже двух тысяч лет Библия, библиотека из шестидесяти шести книг, не только не теряет своего читателя, но напротив, приобретает. Христианское учение привнесло в нашу разговорную и литературную речь многие библейские собственные имена, изречения, идиомы. Если заглянуть в любую из версий фразеологического словаря русского языка, то можно найти немало фразеологических единиц (ФЕ) библейского происхождения, в которых отражены представления, связанные с внутренним и внешним миром человека. Приятно отметить, что за последние десятилетия в России значительно возросло число христианской художественной и публицистической литературы, отличительной чертой которой является насыщенность библейскими (христианскими) фразами и выражениями. Бесспорно, «изучение фразеологии составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи» (3, стр. 5). «ФЕ являются одними из самых выразительных средств языка. Образность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность обусловливают выразительные средства ФЕ» (2, стр. 47). Перечитывая христианские издания, обращается внимание на разновидность и большое количество фразеологизмов библейского (христианского) происхождения, которых нет в довольно многочисленных на сегодня фразеологических словарях русского языка, а ведь ФЕ христианской тематики могут оказать большое влияние, как на литературную, так и на разговорную речь человека. Но прежде, чем начать фразеологические чтения, мне бы хотелось несколько слов сказать о том, что такое язык и какая роль ему отводится в жизни человека. «В книге Притчей 18:21 говорится: «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его». Альтернатива, как всегда, очевидна: или смерть, или жизнь. И обе они во власти языка. Если мы употребляем язык правильно, то он является древом жизни. Но если мы используем язык неправильно, то результатом будет смерть. Мы можем быть уверены, что будем есть плоды тех путей, которые изберём для языка. Каждый из нас пожинает плоды нашего собственного языка. Если дерево сладкое, то мы едим и плоды сладкие. Если дерево горькое, то мы едим и плоды горькие. Бог предопределил это» (1, стр.9). Увидеть «сладкие» и «горькие» плоды писателей нетрудно, достаточно заглянуть в какой-либо книжный магазин. Печалит тот факт, что книжных полок с «горькими плодами» гораздо больше. С чем это связано? Есть мнение, что «… “хорошее, положительное” — воспринимается человеком как нечто само собой разумеющееся, как должное. В реальной жизни человеку постоянно приходится сталкиваться с проявлениями “плохого, отрицательного”, бороться с недостатками, исправлять ошибки» (2, стр. 48). Однако, указывая на сучок в глазу брата, человек часто не видит бревна в собственном. В итоге — садит семена «горьких» деревьев и получает соответствующие плоды. Очень люблю приводить пример, о котором поведал в своей книге «Нуждается ли ваш язык в исцелении?» Дерек Принс: «Каждое утро доктор, при котором я работал, — пишет Дерек, — звал меня, и мы обходили пациентов, лежавших на носилках прямо на песке. Я заметил, что доктор всегда приветствовал каждого пациента двумя предложениями. Первое было: “Доброе утро, как твои дела?” Второе было: “Покажи мне свой язык”. Я далеко не сразу понял, что доктор придавал мало значения ответу на свой вопрос: “Как дела?” Он сразу же переходил ко второму: “Покажи мне свой язык”. Когда пациент высовывал язык, доктор очень внимательно осматривал его. Затем он делал заключение о состоянии пациента, опираясь больше на то, что он увидел на языке, чем на ответы пациента на свой первый вопрос: “Ну, как дела?” Позднее, когда я продвигался в служении, очень часто Бог проделывал со мною то же самое, что и доктор со своими пациентами. Бог может спросить нас: “Как дела?” — и мы можем дать Ему свою оценку нашего состояния. Но я думаю, следующее, что скажет Бог (метафорически), — это: “Покажи свой язык”. И когда Бог посмотрит наш язык, то даст свою собственную оценку нашего истинного духовного состояния. Состояние вашего языка дает самый верный диагноз вашего духовного состояния». Состояние языка, соответственно духовное состояние одного человека может повлиять на состояние языка, соответственно духовное состояние другого. Цепочка продолжится и вот, речь уже не о человеке и не о группе людей, а о целом народе! «Язык – специфический способ существования культуры, фактор формирования культурных кодов. Языковые знаки, в нашем случае фразеологизмы, способны выполнить функцию знаков культуры и служат тем самым средством представления основных установок культуры. Система образов, закрепленных во фразеологии, связана с материальной, социальной или духовной культурой и может поэтому свидетельствовать о культурно-национальном опыте и традициях народа. Культура — всегда процесс, историческая память народа, и язык благодаря своей кумулятивной функции обеспечивает диалог поколений. Несмотря на эту функцию, язык не становится хранилищем культуры, хотя и выступает как средство накопления и хранения информации. Язык — лишь механизм, способствующий кодировке и трансляции культуры, а истинный хранитель культуры — тексты. Фразеологизмы аналогично текстам “пронизаны” культурной информацией и в своем образном содержании не только воспроизводят, но и формируют черты культурно-национального миропонимания» (2, стр. 235). Уместно было бы напомнить, что же такое фразеологизм. «Когда я читаю в учебниках и слышу от студентов, что фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, — пишет Ю.Я. Бурмистрович в своем докладе “Из основного о фразеологизме”, — то обычно в ответ на это говорю: “В этом определении явно неточно то, что фразеологизм – это устойчивое сочетание и что фразеологизм – это сочетание слов, а все остальное правильно”. Конечно, ответ этот построен в виде шутки, однако легко уловить, что “все остальное” равно нулю. По мнению автора, фразеологизм – это такая единица языка и речи, которая при нецелостности своей фонемной оболочки обладает целостным, не делящимся между компонентами этой оболочки, значением. Отсюда признаками являются: нецелостность фонемной оболочки фразеологизма и целостность его значения. Итак, исходя из этого определения, перейдём к фразеологическим чтениям христианской тематики. Из предложенных двух категорий ФЕ: 1. библейского происхождения, т.е. ФЕ, которые находят себе подтверждение в Писании; и 2. христианского происхождения, т.е. ФЕ, которые исходят из церковно-религиозной сферы и присущи языковому сознанию верующих людей – предлагаем сегодня вашему вниманию ФЕ второй категории на примере журнала миссионерского союза «Свет на Востоке» «Вера и жизнь». Агнец Божий (совершенный Агнец) – Иисус Христос В Ветхом Завете мы то и дело читаем о приношении в жертву невинных агнцев и других мелких и крупных животных, которые указывали на жертву Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». № 2/2005, стр. 15 Для искупления мира от грехов Богу нужен был совершенный Агнец. № 2/2005, стр. 17 Ангел света – чаще имеются ввиду люди, несущие в мир свет Христов, реже – ангелы, служащие Богу (антоним – ангел тьмы (бес)). Я не знала, что дьявол тоже может приходить в обличии ангела света, творить чудеса, но расплата за обращение к нему – человеческая душа… № 1/2005, стр.24 Безмолвные небеса – безответная молитва. Маша много молилась о своей нужде, однако небеса, казалось, безмолвствовали. № 1/2005, стр.17 Благоухание Христово – образ жизни человека, которым славится (благоухает) Бог. На что я хочу обратить внимание? Не умеющая читать женщина «благоуханием Христовым» привела к Господу кандидата или доктора философских наук. № 2/2005, стр. 10 Божья нива – люди, не знающие (мало знающие) о Христе. Куда бы ни переезжали, с нашего дома начиналась новая группа, новая церковь, у нас появлялись новые сотрудники на Божьей ниве. № 1/2005, стр.21 Враг душ человеческих – сатана, дьявол Это выдумка человеческая, которую внушил дьявол. Он, как никто другой, не хочет, чтобы человек задумывался о вечности, а если и задумывался, то чтобы не был слишком обеспокоен этим вопросом, так как там якобы еще есть возможность исправиться. Это ложь врага душ человеческих. № 1/2005, стр.7 Грех мира – совокупность всех грехов человечества за время существования мира. Он был оставлен Отцом, когда грех мира был возложен на Него, и все это ради нашего вечного искупления и спасения! № 2/2005, стр. 16 Двери сердца – выбор человека что-либо принять (открыть двери сердца) или отвергнуть (закрыть двери сердца) в своей жизни. Призывал ли ты Бога когда-нибудь от всего сердца, искренне? Чувствуешь ли ты необходимость в Нем? Жаждешь ли ты быть наполненным Им, чтобы Он жил в твоем сердце? Если да, то ты блажен, ты счастлив, что ощущаешь потребность в Нем. Тебе нужно только открыть двери твоего сердца, пригласить Его и предать себя в Его руки. № 1/2005, стр.9 Дети Божии – люди, исповедующие Иисуса Христа своим Богом-Отцом (Творцом) и спасителем. Мы сотворенные существа, но не дети Божии до тех пор, пока мы не поверим Богу, покаемся в грехах и примем спасение в процессе рождения свыше. № 2/2005, стр. 16 Духовные высоты – уровень, когда имеешь с Господом самые тесные личные отношения. Она была профессором-медиком. И я поначалу ей верила, что достигла духовных высот. № 1/2005, стр.26 Духовный подъем – приближение к Богу в процессе общения с Ним через Библию и общение с верующими, чаще всего сопровождаемое радостью победы над плохим внутри себя. И только благодаря любви Иисуса сейчас мы переживаем духовный подъем. № 2/2005, стр. 21 Миссионерские поля – населенные пункты, где нет (или мало) служителей, проповедующих Евангелие. Именно туда направляются миссионеры. Уже двадцать лет, как я покинул родительский дом и скитаюсь по миссионерским полям. № 1/2005, стр.21 Муж скорбей – Иисус Христос. Нередко относится и к людям (мужского лица), перенесшим какое-либо горе (страдания). И все же мы должны знать, что Христос был презрен и умален пред людьми и был Мужем скорбей, изведавшим болезни, как пишет пророк Исаия. № 2/2005, стр. 16 Небесные чертоги – подразумевают жилище Бога, мир, в котором Он пребывает. Бог Отец был там в тот день, потому что Он послал Сына Своего единородного из небесных чертогов на землю, чтобы Он стал Спасителем мира. № 2/2005, стр. 17 Небесный Пастырь – Иисус Христос. Этим мужем Божьим, который указал нам на небесного Пастыря, был псалмопевец Давид. № 2/2005, стр. 4 Новая жизнь (начать жить с чистого листа) – жизнь человека, уверовавшего во Христа и решающего жить согласно Писанию. Пострадать может только новая жизнь Иисуса Христа в верующем человеке, потому что эта жизнь поддерживается и питается не физической пищей, а молитвой. № 1/2005, стр.23 Предать себя в руки Бога – всецело довериться Богу. Призывал ли ты Бога когда-нибудь от всего сердца, искренне? Чувствуешь ли ты необходимость в Нем? Жаждешь ли ты быть наполненным Им, чтобы Он жил в твоем сердце? Если да, то ты блажен, ты счастлив, что ощущаешь потребность в Нем. Тебе нужно только открыть двери твоего сердца, пригласить Его и предать себя в Его руки. № 1/2005, стр.9 Приближение к Господу – появление интереса у человека к вопросам о Боге и жизни верующих людей. Мое приближение к Господу началось, когда мне было двадцать восемь лет. № 1/2005, стр.24 Путь на небеса (дорога в небо) – образ жизни и мышления человека, уверовавшего во Христа. В вечности нам откроется смысл всего, что с нами происходило здесь, на земле, и мы будем благодарны Господу за каждый прожитый миг, страдали мы или радовались, потому что это был наш путь на небеса – другого пути для нас просто не существовало. № 1/2005, стр. 10 Рождённая свыше душа – человек, признавший свою вину перед Богом и обратившийся к Нему с молитвой о прощении. Степан Кузьмич смягчился, подобие улыбки появилось на его суровом лице: «Вот это другое дело, именно так рожденная свыше душа и должна отвечать!» № 1/2005, стр.18 Сеять в плоть – думать только о настоящем, о земном, о том, как лучше угодить своей плоти. Что делал богач в своей жизни на земле? «Он одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно», — говорит Христос. Ясно сказано, что он сеял в плоть свою. № 1/2005, стр.7 Хождение с Господом (Божье водительство) – жить по учению Христа (прислушиваясь к внутреннему голосу, совести). Сейчас я смотрю на прошедшие годы моего хождения с Господом и благодарю, что у Него есть прекрасный инструмент, с помощью которого Он достигает в нас смирения. Это страдания. № 1/2005, стр.10 Однажды я задал вопрос одному из сыновей: «Что тебя побудило посвятить себя Богу?» Ответ был конкретным: «В жизни нашей семьи очень много важных, сверхъестественных фактов, свидетельствующих о Божьем водительстве и вызывающих желание служить такому Богу до конца жизни». № 1/2005, стр.23 Литература: 1. Принс Д. Нуждается ли ваш язык в исцелении. – Спб, 2002 2. Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской, — КГУ — 2006, вып. 3 3. Фразеологический словарь русского языка составители Л.А. Войнова, В.П. Жуков и др., — М., «Русский язык», 1987 |