В год наставника – с Донбассом и Луганском, Запорожьем и Херсоном. Судьба дарует нам в жизни трех учителей, трех друзей, трех врагов и три большие любви. Но все двенадцать предстают в других обличьях. И мы никогда их не распознаем, пока не влюбимся, не бросим и не сразимся с ними Грегори Робертс В 2014 году, в год культуры, объявленный президентом России годом культуры, состоялся мой дебютный литературный экскурс по вопросу законности и правомерности перемен в Крыму через призму общих с Россией традиций в искусстве и культуре полуострова. Обращался я тогда к разуму человеческому посредством надежд, навеянных первым томом романа Грегори Робертса «Шантарам» … Это было время референдума о волеизъявлении народов Крыма. Время… Когда мне, как и многим, казалось возможным ещё что-то обсудить, достучаться; искренне верилось, что можно быть услышанным; поделиться надеждой на историческую справедливость; время, когда ещё можно было быть наивно уверенным в торжестве правды… Но, как показало оно (время), все рассуждения о законности и правомерности, о духовности и человечности остаются лишь рассуждениями, когда разум человеческий теряет свою сущность - способность здраво размышлять, анализировать и, главное, не хочет этого делать. Умение слышать других, способность уважать иное мнение, желание строить жизнь в направлении мира, добра и дружбы, к сожалению, бесследно исчезают, утрачиваются, стираются. Где эти понятия сегодня, на каком они месте?.. Где жители того города на земле, который хранил бы «в сердце память о деревне», память о своей истории, о своём предназначении - созидать? Или мы стали без памяти, без роду, без племени, без чести?.. Живем одним днём, продиктованными кем-то ценностями, бросаемся во все тяжкие, сочиняем и поём песни о гибели собственного народа, да что народа, цивилизации! Перевертыши вселенского масштаба, «ошантарамились»?! Совсем другой настрой второго тома романа Грегори Робертса «Шантарам», который я читаю сейчас, в 2023 году. Мрачный, вязкий, тяжелый… «Вселенная движется к предельной сложности…» или, может, - к пределу своего существования? Идет 2023 год, объявленный В.В. Путиным годом педагога и наставника. Как нужен миру сейчас мудрый наставник, думаю я. «Судьба нуждается в посредниках…». Снова и снова нуждается. Только краски сгущаются. Камни, которые в итоге должны были сложиться в крепость, используются в ином предназначении: их либо носят за пазухой, либо остервенело бросают в лицо, преподнося это как всеобщее благо. Хором кричат горе-учителя о «миропорядке», продиктованном правилами. И учат, поучают… Чему? Только вдумайтесь в те правила, в их порядок, где мир – это третья мировая война, жизнь - смерть русских и несогласных, порядок – террор и хаос, брак – союз родителя №1 и родителя 2, мать – рожающая персона, священники – коллаборанты, сама вера в Бога - основание для подозрения! Читаю в «Шантараме»: «Чтобы понять любое действие, или его мотив, или последствие, нужно прежде всего задать два вопроса. Первый: что произойдет, если все будут делать тоже самое? И второй: будет ли это способствовать тенденции к усложнению или препятствовать ей?», где «тенденцией к усложнению», по Грегори Робертсу, является все то, что подталкивает Вселенную к добру. Итак, первый вопрос: «Что будет, если все семьи будут с пронумерованными родителями; если веры не будет, если весь мир поглотит террор?» Ответьте… Второй: «Есть ли добро в бесноватых танцах над молящимися и коленопреклонёнными, в сжигании храмов, в пытках и убийствах пленных, в насмешках над насильственной смертью волхвов, глашатаях?» Ответьте… По-вашему, можно считать благом лишение мирных граждан самого святого – жизни, которая «…у человека только одна …, одна попытка, так сказать, и лишать его этой попытки слишком жестоко». «Замолкнувшее сердце, застывший купол недышащей груди, оплывшие свечи глаз требуют молитвы. Каждый умерший – это разрушенный храм, и, глядя на него, мы должны пожалеть его и помолиться за него». А нас псевдо-наставники учат осквернять, разрушать, сжигать святыни: человека, веру. Поистине, когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает. По латыне: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума). И наказание заключается не в самом факте лишения разума, а в том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели. Такое состояние, в котором живет большинство людей благодаря таким учителям и их «проповедям», является по-настоящему трагичным И ВЕДЕТ К ГИБЕЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Надо всего лишь помнить и знать. Но именно за это убивают целые народы. За то, что Донбасс и Луганск, Запорожье и Херсон помнят о том, что с Россией у них общие духовные традиции, ценности и идеалы, язык. А нас псевдо-наставники учат забывать – «вырвать из сердца своё прошлое, остатки своего бывшего «я», память о тех местах, где он вырос, о тех людях, кто любил его». Кто из этих горе – наставников знает и размышляет о неопровержимых фактах, подтверждающих неразрывную историческую и социокультурную связь этих регионов и России. Начиная с 8 века и славянского эпоса, после семи веков «дикого поля» кочевых татар, через «ничейную» землю между Крымским ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью, к началу 20 века сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями, дошедшие до наших дней. В итоге сформировалось полиэтническая общность из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов). Разве это не общее прошлое России и ее новых регионов, как и такие факты причастности к общей культуре и истории, как: • памятник древнерусскому князю Игорю Святославовичу в поселке городского типа Станично-Луганское, • 1000 концертов для фронта в годы Великой Отечественной войны артистов Шахтёрского ансамбля песни и пляски (будущего ансамбля песни и танца «Донбасс»), • мемориальный комплекс «Непокоренные» — г. Краснодон, • несколько десятков концертов в городах Донбасса и работа в штате Донецкой филармонии Владимира Семёновича Высоцкого в 70-х годах прошлого века, • более 80 лет бытности почетным профессором Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева Иосифа Давыдовича Кобзона, • признание самыми авторитетными постановками театральных сезонов музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна пьес А. Чехова, • признание самым посещаемым спектаклем Донецкого государственного академического театра оперы и балета – балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, • музей в Луганске Далю - автору «Живого великорусского языка», уроженцу Луганска, датчанину по происхождению, считавшему своей родиной Россию и др. «Мы можем отвергнуть все прошлое, но оно продолжает мучить нас, оно следует за нами как тень, которая назойливо, вплоть до самой смерти, шепчет нам правду о том, кто мы такие», - пишет Грегори Робертс. Но безумие, беспамятство, бесчеловечность «поводырей», мнящих себя сверхчеловеками, охватило мир. Это вынуждает мужчин сражаться, становится солдатами, которые способны все вытерпеть за свою землю и за своих женщин. И снова «Шантарам»: «Мужчины ведут войны…сражаются они за землю и женщин… Когда лучшие друзья кричат, умирая, а люди теряют рассудок, обезумев от боли и ярости в этом кровавом аду, а вся законность, справедливость и красота этого мира отбрасываются прочь вместе с оторванными руками, ногами и головами братьев, отцов и сыновей, решимость защитить свою землю и женщин – вот, что заставляет людей сражаться и умирать год за годом…» Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5)… Когда же, наконец, псевдо-поводыри полностью осознают свою вину за причиненное другим зло, когда начнут стремиться творить добро, чтобы спасти свою душу?! И все-таки, это время должно настать, надежда - чистое, невыразимое желание быть спасенными, - остается. «Боже, спаси нас. Боже, прости нас. Жизнь продолжается», - так заканчивается роман Грегори Робертса «Шантарам», так должно заканчиваться любое учение истинных наставников. |