Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Разные стихи (не вошедшие в рубрики)Автор: Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Объем: 63 [ строк ]
Хит 19. Тур 2. Пара 6.
А
 
Матрёшка
 
Ноября листопад и туманы –
Невозможно сырая пора.
Говорят, я подарена маме…
И грозою гудел Петроград.
Помню – мелко дрожали сережки.
Пальцы тонкие на рукаве
Грязной серой шинели…матрёшка,
А внутри меня – крохотных две.
Сарафан разрисован цветами,
Сверху – шубка (наверно, зима).
Словно выстрелы – звуки состава
И меня положили в карман.
Дети плакали страшно, упрямо.
( Чемоданы потом украдут…)
В Казахстане оставили маму
В распроклятом голодном году.
Дед молился. Подростки курили,
Вновь наматывал вёрсты состав.
Я смотрела на пепел Берлина,
Улыбаясь царапиной рта.
Ах, как колокола голосили!
Незатейлив обед на столе.
Мы расскажем – потом – о России,
Неприветливой нашей земле,
Но – единственной. Дарит и ранит,
Где родился – живи и молись.
В деревянном стою сарафане,
Цвета нашей суровой земли.
-------------------------
 
------------------------
 
Б
 
Как жаль, что время…
 
Старинный дом. Я – лестничный пролёт.
Один остался. Время победило
Всё то, что прежде мне казалось милым…
Теперь никто здесь больше не живёт
 
«Дорога к небу» – как ещё назвать?
Мои давно уставшие ступени
Не позволяли ни минуты лени,
Не знали слов про отдых и кровать.
 
Воспоминаний тайны глубоки…
Что там, на дне? – Уже не догадаться.
Но в омуте моих ассоциаций
Звучат давно ушедшие шаги.
 
Как весело стучали каблучки!
Казалось, что со мной поговорили,
И нежность поселялась на перилах
Одним прикосновением руки.
 
А был и мудрой старости проход –
Цепь осторожных медленных движений…
И мы одолевали плен сомнений,
Неспешно и с опаской шли вперёд!
 
Апофеоз – весёлый детский крик!
И тут же плач… разбитые коленки…
Я всех встречал, один, без пересменки,
В душе просил: «Мгновение, замри!»
 
Стареет дом и лестничный пролёт.
От прошлого не ждать ажиотажа.
Но есть надежда. С ней – как карта ляжет.
А жаль, что время память не вернёт…
--------------------------
Дата публикации: 09.11.2024 19:17
Предыдущее: Хит 19. Тур 2. Пара 5.Следующее: Хит 19. Тур 2. Пара 7.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Игорь Колесников[ 10.11.2024 ]
   А
   Сразу похвалю рифмы. Они все необычные, в основном
   ассонансные. Звучат вполне. Вполне, в общем, звучат и
   радуют новизной.
   История эпопейная, однако не очень понятна судьба
   владельца. И кто он? Подарена маме в Петрограде, увезена в
   Казахстан. Маму оставили там (навсегда), куда и с кем потом
   поехала? А как в Берлин попала? История вещи здесь есть,
   характеристика владельца – ну… с натяжкой.
   В общем, рассказ для меня получился несколько
   обрывочным и туманным. Однако сложено однозначно
   хорошо! Только давайте без этих ваших «Ах, как колокола».
   Это не упражнение для дикции, и аллитерацией тоже не
   пахнет. «Подарена маме» и «грозою гудел Петроград» - где
   логика для соединительного союза «и»?
   6, 7, 8, 5.
   
   Б
   В основном про ГГ, но и про людей получилось. Не очень
   подробно, мельком, правда.
   Сложено хорошо. Но вот… Кто это «мы» одолевали плен
   сомнений и шли вперёд? Не понравилась и расплывчатость,
   общесть фраз. От прошлого не ждать ажиотажа… Как карта
   ляжет… Жаль, что время память не вернёт… Это ни о чём,
   пустое, и именно там, где нужна чёткость мысли – в
   финальном катрене.
   8, 7, 7, 4.
   
   Судья Игорь Колесников
Елена Копытова[ 11.11.2024 ]
   Рыцарь А
   
   Это единственное конкурсное стихотворение 2-го тура, которое нравится
   мне безоговорочно, причём абсолютно по всем критериям. Интересно, что
   и само произведение сконструировано по принципу «матрёшки» - за
   историей деревянной матрёшки скрывается история семьи, а за ней стоит
   всеобщая История. Отдельная похвала автору за оригинальные и
   органичные рифмы, есть ощущение, что автор не подбирает их, а просто
   чувствует, как музыкант, легко и органично воспроизводящий мелодию
   благодаря абсолютному слуху. Эмоциональный резонанс с этим текстом у
   меня огромный. Буду перечитывать стихотворение. Автор, респект Вам и
   спасибо!
   
   Степень соответствия заданию: 9
   Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 9
   Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 9
   Эмоциональный резонанс: 9
   
   Рыцарь Б
   
   Это произведение мне тоже по душе. Многогранно, образно, глубоко.
   Понравилось, что описывается не сам старый дом, что было бы ожидаемо,
   а лестничный пролёт. Есть очень интересные находки: «Но в омуте моих
   ассоциаций / Звучат давно ушедшие шаги» или «Но есть надежда. С ней –
   как карта ляжет». Эмоциональный резонанс на достаточно высоком
   уровне.
   
   1. Степень соответствия заданию: 9
   2. Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8
   3. Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 8
   4. Эмоциональный резонанс: 8
   
   Судья Елена Копытова
Людмила Царюк (Семёнова)[ 11.11.2024 ]
   Рыцарь А
   
    История, тянущая на семейную сагу по всем канонам.
   В прозе сага была бы полноценной, здесь – обрывочно, схематично, но в
   целом судьбы героев и их вещи вполне отслеживаются. Но вот время
   туманно. Раз Петроград, то Первая Мировая, и если семья уехала в
   Казахстан, то как матрёшка оказалась в Берлине?
   Непонятно, где именно голосили колокола. Судя по всему, герои всё-таки
   вернулись в Россию, но кому они собираются о ней рассказать, тоже
   осталось за кадром.
   
   Финал уместен и вполне афористичен.
   
   Технически хорошо, рифмы преотличные все до одной.
   
   
   Рыцарь Б
   
    Здесь тоже история дома, но дома городского через взгляд лестничного
   пролёта. Люди упомянуты разные, и, коль читатель это понял,
   зарактеристики им даны. Зачёт.
   Однако есть противоречие: дом отжил своё, время победило, судьба
   старых домов предрешена, уместна ли здесь здесь надежда? На что?
   Городские дома не восстанавливают обычно.
   
    Память и время в последней строке неплохо было бы поменять местами,
   иначе фраза выглядит нелогично, словно время не может вернуть память.
   А сысл ведь противоположный: память не может вернуть время, когда в
   доме звучали шаги жильцов.
   
    Ажиотаж, которого не ждут от прошлого – фраза, требующая перевода.
   
   Рыцарь А
   9 8 8 6
   
   Рыцарь Б
   9 7 6 5
   
   
   Судья Людмила Царюк
Луна Манакури[ 13.11.2024 ]
   А
   
   Я тоже немного запуталась в географии. Для меня осталось загадкой,
   откуда и куда ехали герои. Из Петрограда в Берлин через Казахстан —
   крюк ощутимый с несколькими пересадками. То же самое происходит с
   природными явлениями и не только:
   
   Ноября листопад и туманы –
   Невозможно сырая пора.
   Говорят, я подарена маме…
   И грозою гудел Петроград.
   
   Повествование перескакивает с одного события на другое. Немного, да
   простит меня Рыцарь, порассуждаю о своём читательском размышлении
   при прочтении текста. Я ещё смотрю на ноябрьские листопад и туманы
   (кстати, здесь немного неудачная инверсия, но не критично), как вдруг ни
   с того, ни с сего пейзаж остаётся позади, и появляется действие:
   лирическую героиню дарят “маме”. Причём не уточняя, чьей. Появляется
   образ какой-то девочки, которую долго ожидали, и тут она рождается как
   подарок своей матери. Дальше возвращаемся в окружающую среду, и при
   слове “гроза” я невольно откатываюсь назад к природе, гроза автоматом
   выдаёт ассоциацию атмосферного явления. Гроза в ноябре — это, скорее,
   редкость, но вполне возможна, но при слове “Петроград” в сознание
   прокрадывается гроза другого типа.
   
   Помню – мелко дрожали сережки.
   Пальцы тонкие на рукаве
   Грязной серой шинели…матрёшка,
   А внутри меня – крохотных две.
   Сарафан разрисован цветами,
   Сверху – шубка (наверно, зима).
   
   Дальше запоминаю Петроград, ноябрь и маму и отодвигаю их в сторону на
   неопределённое время. Если бы я не видела дальнейшего текста, а
   воспринимала на слух, то дрожали бы и Серёжки, и пальцы. Здесь, при
   переходе к гардеробу, я не могу перевести в прозу эту часть: “пальцы
   тонкие на рукаве грязной серой шинели…матрёшка” — чьи же пальцы, на
   чьей шинели, этот момент остался за кадром. Матрёшка выпрыгивает, как
   чёрт из табакерки, посреди повествования, которое, по-видимому,
   касается совсем других персонажей, в том же предложении, что и шинель,
   которая автоматом надевается на матрёшку. Но дальше оказывается на
   матрёшке сарафан, а поверх его шуба. Вопрос: все эти одежды были
   нанизаны на одну матрёшку, на несколько матрёшек, на матрёшку и ещё
   кого-то, вероятно, военного? Может, там прощание какое было между
   матерью (чьей-то) и военным, и именно тогда он подарил ей матрёшку?
   Об это не сказано ровным счётом ничего, я могу только предполагать.
   “Сверху – шубка (наверно, зима)”. Наверное, ноябрь, не? Дальше всё
   смешалось в доме Облонских: ноябрь, зима, туманы, грозы, люди и
   матрёшки.
   
   Словно выстрелы – звуки состава
   И меня положили в карман.
   Дети плакали страшно, упрямо.
   ( Чемоданы потом украдут…)
   В Казахстане оставили маму
   В распроклятом голодном году.
   
   Появление состава в поле видимости утверждает мысль, что кто-то с кем-
   то прощался, матрёшку при прощании мама положила в карман. Вероятно,
   прощание было с отцом, когда он уходил на войну. Если чемоданы были
   во множественном числе, уезжала вся семья, без отца. Но! На месте, где в
   Казахстане оставили маму, всё ранее представленное лопнуло, как
   мыльный пузырь. В смысле, мама в Казахстане? А кто у поезда был? Мы
   же не уехали ещё с перрона. Сбивают с мысли времена глаголов:
   положили-плакали-укр­адут-оставили.­ Если они уезжали из Казахстана,
   оставляя мать, то причём здесь Петроград?
   
   Дед молился. Подростки курили,
   Вновь наматывал вёрсты состав.
   Я смотрела на пепел Берлина,
   Улыбаясь царапиной рта.
   Ах, как колокола голосили!
   Незатейлив обед на столе.
   Мы расскажем – потом – о России,
   Неприветливой нашей земле
   
   Здесь в сюжет вливаются дед и подростки, едущие в поезде, но не
   уточняется, входят ли они в состав семьи или просто пассажиры. Дальше о
   них, как и о других персонажах, не вижу ни слова. Для чего они были
   включены в стихотворение, понятия не имею. Какое они значение имеют
   — история умалчивает. “Я смотрела на пепел Берлина, улыбаясь
   царапиной рта”. Бог с ним, Берлином, уже выше про него сказано, что
   мало кто разобрался в маршруте, но это единственная фраза ценная для
   меня как читателя. Это очень многозначный и крутой образ, который
   оставлен вариться в собственном соку, потому что мы перескакиваем на
   другое: “Ах, как колокола голосили!”. Постойте, но мы в Берлине, какие
   колокола голосили? В Берлине есть две основные церкви: протестанты и
   католики. Сразу оставим протестантов в покое — бесколокольные они.
   Допустим, голосили колокола католических церквей, но там их всего по
   два на церковь, слишком мало, чтобы голосить. Дальше и колокола
   оставляем без внимания, переключаемся на обед на столе. И итоге, всё
   ранее сказанное забываем напрочь, и “потом расскажем о России”.
   Понимаете, ни один образ не доведен до конца, как картина художника,
   на которую он краски размазал, а формы не придал. Когда поверхностно
   читаешь, вроде, неплохо написано, но вдуматься не получается.
   
   9 2 7 3
   
   Б
   
   Есть три существительных, которых в этом стихотворении быть не должно:
   “ассоциация”, “апофеоз”, “ажиотаж”. Такое ощущение, что первую
   страницу в словаре открыли, слова списали, а значения забыли
   посмотреть. А даже если бы посмотрели и ввернули по смыслу, всё равно
   они выглядели бы чужеродно, потому что есть такой раздел в
   литературоведении как стилистика, а, следовательно, из смешивания
   разных лексических единиц ничего хорошего, как водится, не выходит.
   Здесь не исключение.
   
   Стихотворение вроде, удалось: ритм выдержан, рифмы в большинстве
   вполне нормальные, однако, финал испорчен, о чём коллеги выше уже
   рассказали.
   Здесь рассказано про, по всей вероятности, двухэтажный дом (потому что
   пролёт один), его жителей, которых он вспоминает, будучи оставленным в
   одиночестве, хотя в последней строке память теряет. Ближе к концу
   стихотворения сетует, что смены у него не было, то есть, другой
   лестничный пролёт не приставляли туда-обратно. Странно в его случае
   ждать смены, она бы означала его демонтаж)). Ну не суть.
   Я бы посоветовала автору избегать таких эфемерных словосочетаний или
   плохих поэтизмов, не знаю, как их назвать, но они в стихотворения вносят
   сумбур и оставляют впечатление низкого поэтического уровня:
   “воспоминаний тайны глубоки”, “в омуте моих ассоциаций”, “плен
   сомнений”, и т.п.
   
   9 6 6 3
   
   Судья Луна Манакури
Олег Козлов (СТРАННиКЪ)[ 13.11.2024 ]
   6а Рыцарь Октябрь 114
   6б Рыцарь Последний 110

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта