…Позолотить червонец золотой, И навести на лилию белила, И лоск на лед, и надушить фиалку… Уильям Шекспир, "Король Джон" (д. IV, сц. 2) Не тем ли, что указано в вышеприведенном эпиграфе, занят всякий (или почти всякий) обозреватель, регулярно (или не очень) "обводя жирным" названия полюбившихся стихотворных или прозаических произведений, повторяя, акцентируя и интерпретируя? Что касается меня… О, да! Частенько грешу подобным. И сегодня думаю погрешить… Обводя жирным… :) Чьи же имена промелькнут в нынешнем обзоре, итоговом для номинации "Разные стихи" на 3 этапе МЛК "ВКР" 2005 года? Терпение. Прежде отмечу, что как минимум не все злато по рейтингу версии некоего Д.К., автора сих строк, далеко не все достанется давно известным широкой общественности поэтам и поэтессам. К лучшему, как мне кажется. Новые имена - новые надежды. И, поверьте, неплохие надежды. Хоть и не-многочисленные. Однако, кажется, пора. 1. ...д у м а ю (точка) г р у щ у (тире)... Андрей Бореев. д у м а ю (точка) г р у щ у (тире) п о м н ю л ю б л ю (зачёркнуто)… Не телеграмма – эскиз Доре к библии сердца. Свёрнуты тысячи лет – по бумажке, с краю, тысячи разных судеб… И до сих пор я гадаю, гадаю – любит – не любит… Краткость - сестра таланта. Лаконично. Эмоционально. Но некоторая расплывчатость отрывков произведения, их общность ("тысячи лет", "библии сердца", "тысячи разных судеб") не придают конкретной значимости и мощной идейности произведению. Произведение выше среднестатистического роста, но все же не столь существенно, как хотелось бы. Оценка: 7 баллов (хорошо). 2. Змея-дорога... Андрей. Змея–дорога, Путей распутница, Постой немного, Не дай запутаться. Игра–зараза, Не будь так ветрена. Убей, но сразу. Ласкай, но медленно. Судьба–судьбинка, Струна гитарная. Твоя тропинка Как рана рваная. То в рукопашный бой, То камнем в море я. Побудь еще со мной, Моя виктория. Хороший дебют для обзора, трогательный призыв в финале. Но некоторая прямолинейность и в чем-то даже банальность суждений героя произведения проигрывает в сравнении с конкурентами. Оценка: 7 баллов (хорошо). 3. Старый дом. Ольга Королева. Добротно прорисованный образ. Затронули строки последней октавы. Однако, скажу честно, сюжет кажется несколько растянутым. Много метаний от образной конкретики (образа дома в данный момент, как его физически - не ментально - видит автор, а не в исторической динамике) к скучноватым описаниям внесюжетных обстоятельств и явлений (упоминания о родственниках, "повести далеких лет", мальчишках и пр.). На протяжении большей части произведения автор не поддерживает интереса яркими гармоничными вспышками образов или скрытых вопросов. В этом, по-моему, и есть минус "Старого дома". Оценка: 7 баллов (хорошо). 4. Вечернее. Пирель. - А кто это там бьет в там-тамы? - Наверное, дождик. - А снег? Что с ним стало? - Ты знаешь, он просто не дожил. Лежать неподвижно так скучно, вот он и растаял. - Куда же он делся? - Прибился к кочующим стаям… Чувствуется автор, скрывающийся за каждым символом произведения. Чувствуется высокое качество работы с диалогом в стихотворении. Подвел только завершающий этап. Строго говоря, неуютно буднично звучат последние слова после чем-то феерического и отточенного разговора. Плюс у меня вопрос относительно "Великого Затворника". Кто это? Снег или нет? И почему Затворник? И почему Великий? Может, излишне писать столь предубежденно - у меня как читателя возникает некоторый конфликт с автором: мне не объяснили, меня не подготовили ни прямо, ни косвенно к такому определению, да еще и с заглавных букв написанному. Оценка: 7 баллов (хорошо). 5. Флакончик с мечтами. MarYana. …"В потаённых местах лучше веру храни" - Отвечает мне он: "в то, что горя не будет! - Не откладывай радость на черные дни – Не утонешь тогда на мели серых буден… Очень доброе. По-взрослому детское. Предпоследнее четверостишие, приведенное выше, вообще надо сделать девизом отношения к жизни всякого человека. Придерусь только по двум моментам: - что такое "тишь свирельная"? - плывут ли по воле каравеллы, быть может, на воле? Оценка: 8 баллов (очень хорошо). 6. Шутит душа. MarYana. …Шутит субстанция эта нетленная; Я для неё муравей, а вселенная - В вальсе кружащийся жук. Вредная - манит хмельными аллеями, Меридианами и параллелями, Топая по миражу. Все прекрасно, но вопрос про парашют выбивает из колеи. Оценка: 8 баллов (очень хорошо). 7. Что изменит весна? Леди Осень. Скажи, разве что-то изменит весна? Мы грустим не по марту, Здесь что-то другое. Не кошачьи распевки лишают нас сна И не таянье льдов под весенним конвоем. Что изменит апрель? Мы научимся жить? Снова станем влюбляться смешно и нелепо? Нам от прошлых апрелей сначала б остыть И заштопать сердца, как ни сложно все это. А потом будет май. Грозовые дожди. Что изменят дожди? Расстоянья на картах? Нарисуют на окнах длиннющее «жди». И до новой весны. И до нового марта. Леди Осень, мои поздравления! Придирок нет. Только "нефундаментальность" Вашего произведения не позволяет отметить его "девяткой". Оценка: 8 баллов (очень хорошо). 8. Слепой Творец. Светлана Аркадьева. …Море, ты горе, когда до тебя километры. Чтоб не свихнуться, - сойду, но... на миг оглянулась. Током в висок: это странно..., наверно, Мадонна. Вид отрешённый, белёсые брови, ресницы, Локоны белые, хрупкие руки и плечи. Глаз не подымет. А жаль, так хотелось увидеть Свет, затмевающий НЕ-вы-но-си-мо-е солнце… Отличный образчик почти филигранного, по-хорошему жесткого стиля и филосовски эмоционального содержимого поэтической чаши автора! Это не комменируется… Оценка: 9 баллов (отлично). 9. Зверь с чужим именем. Леди Осень. …Проходя по заснеженной улице вдоль городов, Собираешь следы чьих-то судеб и просто сомнений. Только так же как люди, ночами без радужных снов На луну завываешь и ждешь хоть каких изменений… "Оглянись!" - заключительными словами Леди Осень, сказал бы я уже сейчас. Да, не зря читал конкурсную подборку. Есть к чему обернуться. Жаль, что в силу майско-июньского напряжения на "лично-рабоче-общественном" фронте получиться охватить лишь одну номинацию ("Разные стихи"). Уверен прекрасное есть и в иных сундучках портала. Оценка: 8 баллов (очень хорошо, почти отлично). 9. В мире для вещиц. Ольга Гейнц. …Бег от себя, от солнца из былого, От этих звуков голоса и глаз.. Ступить себе на горло? - Мне не ново! С любовью - боль? - Пожалуйста! Сейчас! Жонглирую людьми я, их сердцами, Их душами - как злостный ростовщик... Я - собственница! Я - исчадье ада! Я заигралась в мире для вещиц!.. И снова нет слов - одни эмоции! :) Очень понравилось! Оценка: 9 баллов (отлично). 11. Заблудившийся альбатрос. Ольга Багаева. …Наткнувшись на стену, разбилась погоня. Взлетаю - и тянет до солнца достать. Я падаю в небо, О прошлом не помня. Прощайте! Поймите - Я должен летать! О, да! Мы просто обязаны летать! Почему обязаны? Просто не хочется выбирать вторую альтернативу - ползать… Это уже, скорее, эпилог… А оценка: 7 баллов (хорошо, практически "очень"). -------------------------------------------- А теперь - моя версия Пьедестала Почета! Выбирайте. Меняйте местами. Ругайте обозревателя. :) 1. Слепой Творец. Светлана Аркадьева. 2. В мире для вещиц. Ольга Гейнц. 3. Зверь с чужим именем. Леди Осень. -------------------------------------------- Всем Пока! Ваш, Д.К. 20 мая 2005 года. |