Мне показалось, что моя переписка с племянником моей хорошей знакомой из г. Лода, что недалеко от Тель-Авива, будет интересна для читателей. Он побывал в Японии и написал о своих впечатлениях стихотворение. Вот оно: ВЕНИАМИН ДОЛЬНИК. Лежу на татами напившись саке, Орел, мой товарищ, пропал вдалеке. Пропал, и уж больше не машет крылом, Кровавый сашими не ест под окном. Приносят мне суши, приносят мне яки, Приносят вареных и жареных раков, А также приносят мне супчика мисо И мисками носят с васаби мне риса. А хочется мне повидать гору Фудзи, И в синее море нырнуть мне поглубже, Но нет, не пускают меня самураи, Не видеть мне больше японского рая. Друзям от себя приношу поздравленья - Откликнулись все на мои впечатленья. Не ждал я, пожалуй, столь многих ответов Из разных концов необъятной планеты. Я слухи спешу поскорее развеять - Не видел здесь местных кошерных евреев. Японцы - весьма некошерный народ И кушает все, что ползет тебе в рот. Замечено множество морепродуктов, А также каких-то загадочных фруктов. Не слышал я, правда, легенд Нараями, А верх Фудзи-сана был спрятан в тумане. Зато все девчонки в районе Шинджуки Хватали прохожих тайджинов за руки. Полно в Кабукичо плохих заведений, Различных не может быть попросту мнений. Ведь хоть здесь на каждом углу храмы Будды, Японцы в своем большинстве не занудны, Играя в азартную ету "Пачинко" Забыл я, признаюсь, жену свою Инку, И в местных шантанах мы с криком "Камай" Глотали хваленый лимонный Чухай. А в Ахикабаре полно магазинов, Где слюнки текут, поглядев на витрины. Но не по карману пришлись мне покупки - Ведь в Токио цены достаточно жутки. И пил я стаканами пиво Кирин, И вспомнил Чикагский родной магазин, В котором, хоть нет дорогих Кимоно, но есть наша водка и наше вино. Короче, мораль сей поэмы проста - Японец еврею совсем не чета. И как говорит наш учитель-сенсей: "Коль если ты честный кошерный еврей, И есть в тебе если хоть капля отваги, Вали из Японии прямо в Чикаго". Еврей ведь и в правду совсем не Бушидо И нет в этой фразе ни капли обидной. Не каждому выпало быть самураем - Один Веня-сан, а другой - просто Хаим. Несмотря на свое уважение к Вениамину и японцам, обидно мне как-то стало за своих соплеменников. Как это - еврей не может стать самураем, а в Японии такие прелести, которых нет в Израиле? Быть такого не может! И я Вене ответил: ОТВЕТ ВЕНИАМИНУ. Представьте, читал я, поверьте мне, Веня, Что были когда-то японцы - евреи, Что было колен на Земле не двенадцать, А, вроде бы, слышал, и вовсе тринадцать. И вроде бы тот, кто считается Ликом, Совсем не в Израиле признан великим. Он просто близнец, а с него где же прок? Того, кто когда-то ушел на Восток. Да там и остался, и там похоронен. И есть монастырь.Он достаточно скромен. Но знают его те, кто к тайне допущен, И бережно прячет священные кущи. А что, Вы считаете быть так не может? Тогда почему слов так много похожих? И тот самурай, может, он и не Хаим, А Сема с женой своей, тетушкой Раей. А то, что японцы умны и практичны, Не кажется Вам, как и мне, символичным? И, если едят они все, что летает, Так нет же мацы, да и манны не знают! И синее море у них, как у нас. Едят они раков? Так это ж сейчас. Но Богом наказаны будут, нет спору, Как и евреи, забывшие Тору. Они почитают свою Фудзи-яму, А те, кто ютится в районе Бат-Яма, Не так ли мечтают сквозь призрачный сон В июле хоть на день попасть на Хермон? Про цены на Дизенгоф что мне поведать? Раз выпил там кофе - пришлось не обедать. И, если уж правду, так наши Наташи Дешевле их гейш, а порою и краше. Так, может быть, все это просто обман? И, как говорил наш поэт Губерман, "Все люди евреи, но несколько наций Пока еще в этом не в силах признаться". Веня, конечно, в долгу не остался. И я получил от него ответ: Спасибо за стих, уважаемый Яков. Хоть с Вами не eл я в Японии раков, Но мнение Ваше вполне разделяю, Что много загадок в судьбе самураев. Однако, все мысль одна меня гложет - Японец в Израиле выжить не сможет. А смог бы в Японии выжить еврей - В начало поэмы вернись поскорей. Не знаю, не знаю. Но мысли у меня какие-то завитали. Тем более, что прочитал я где-то, что охраной президентского дворца и самого президента Японии руководит ни кто иной, как специалист из Израиля. Здорово, правда? Хотя и ничего необычного. Нужно было срочно доложить все Вениамину. И я доложил: Поэму я выучил всю наизусть И понял, откуда такая там грусть. Ведь Вы не в Чикаго, по адресу судя, Давно не гостях у японского Будды? Живете вблизи от той самой Стены, (Дай Бог, чтобы не было только войны!) Пусть раков там нет и не видно суши, Но знаю, что кормят там Вас от души. Быть может, цыпленочек был на обед? С лапшою готовил покойный мой дед. Фаршмак замечательный делала мама. И кугеле калте - попробуйте сами. Да что говорить. Вам скажу без обиды, Конечно, вкуснее у тетушки Лиды, Чем где-то, да лежа еще под ногами, Сушами давиться на рваном татами. Ну, если Вы сыты, могу и присесть. Знакомая гейша в Израиле есть И двое сыночков - Давид, Моисей В Японию скоро отправятся с ней. И что? Вам не трудно теперь догадаться, Откуда еврею в Японии взяться? И кто там останется лет через двести, Когда у сыночков в Ашдоде невесты? Не знаю, в Японии выжить кто сможет. Меня это, в общем-то, мало тревожит, Ведь муж моей гейши, почтеннейший Хаим, В Японии главным слывет самураем. Быть может, меня Вы лжецом назовете? Читать нужно Тору, там все Вы найдете. Вот такие дела.:) |