(по мотивам средневековой севернокарельской эпической поэзии о добывании мудрых знаний) С древнейших времен главным богатством цивилизации были знания. Процесс их получения и накопления остался в народной памяти человечества и дошел до нас в виде эпических песен, легенд, сказок и былин. Сюжет, занимающий центральное место в средневековой севернокарельской поэзии об источнике знаний, добытых эпическим героем, оказался очень жизнеспособным и дошел до наших дней. Вот так, возможно, когда-то исполнял карельский рунопевец Архипа Перттунен автору карело-финского эпоса "Калевала" Эллиасу Лённроту древние песни карельского народа … … Вяйнямейнен хороший мастер. Много лодок он сделал в своей жизни. От раза к разу все лучше получалось. И в этот раз Вяйнямейнен задумал сделать большую лодку с парусом, способную переплыть Седое Куйтто. Ладная получалась лодка. Но строительство лодки дело очень трудное. Одного умения было мало и старый Вяйнямейнен применял в работе много мудрых заклинаний. Вот так, строил и пел старинные карельские песни-заклинания. Однако, заклинания закончились и дело у мастера застопорилось. Никак не получалось укрепить мачту для паруса, устроить уключины, укрепить в челне сиденья. Трех словечек не хватило, чтобы достроить большую лодку с парусом. Посидел, поразмыслил старый мастер Вяйнямейнен и решил, что не беда. Всего-то три слова нужно. Он их добудет. Посмотрел на небо. Летит стайка ласточек. Верно, сотня мудрых слов есть на острых крылышках у быстрых ласточек. Летит косяк гусей. Верно, сотня мудрых слов есть на спинках старых гусаков. Летит клин лебедей. Верно, сотня мудрых слов есть на конце лебяжьего клина. Посмотрел на сосны. Верно, сотня мудрых слов есть на язычках у белых белок. Посмотрел на поле. Вот олени пасутся. Верно, сотня мудрых слов есть в глотках у старых вожаков. Старый охотник Вяйнямейнен набил стаю ласточек, настрелял гусиный гурт, загубил лебяжий клин, шкуркам белок завесил всю жердь, отловил все оленье стадо. Но даже ни пол-слова мудрых заклинаний не удалось узнать Вяйнямейнену от быстрых ласточек, от старых гусаков, от огромных лебедей, от юрких белок, от оленьих вожаков. Опечалился старый мастер Вяйнямейнен. Рядом пробегала мышка-полевка, махнула хвостиком, и поведала Вяйнямейнену, что не только сотня слов, но и тысяча заклинаний найдется в давно сжатых устах мертвого великана Антеро. Древний мудрец Антеро унес с собой в сырую могилу тысячи мудрых карельских заклинаний и заговоров. Лежит в сырой земле великан Антеро: на скуле выросла роща, на подбородке вырос куст ивы. Меж лопатками пробилась осина. Вот только путь к могиле мертвого великана Антеро очень труден: по остриям мечей старинных, по концам иголок острых. Только тот, кто имеет цель – добыть слова великие, тот пройдет по остриям мечей старинных, по концам иголок острых. Мелькнул хвостик, исчезла быстрая мышка-полевка. Старый воин Вяйнямейнен смело двинулся в неизведанный путь. День шагал по остриям мечей старинных. Второй день - по концам иголок острых. Наконец, на третий день пути старый воин Вяйнямейнен поднялся на большую гору. На вершине горы подвернулось колено и левая нога провалилась вглубь. Посмотрел Вяйнямейнен, куда там попала нога – оказалось, что угодила прямо в рот мертвому великану Антеро. Еще миг, и весь Вяйнямейнен провалился в глотку великану. Но не растерялся старый Вяйнямейнен. Из рубахи сделал кузню. Из штанов сделал меха. Локоть в молот превратился, пальцы в клещи обратил. И заработала в глотке мертвого великана Антеро кузня Вяйнямейнена. День, второй, кует старый Вяйнямейнен железный лом. На третий день сковал Вяйнямейнен огромный лом и вогнал его в горло мертвому великану Антеро. Огромный кусок горячего кованного металла пронзил насквозь всего мертвого великана Антеро. От страшной боли проснулся огромный Антеро. Озлился тогда старец на Вяйнямейнена, но ничего сделать не мог. Ковкое железо, которое изготовил старый Вяйнямейнен, сковало все огромное тело великана. Великан Антеро запросил пощады: -Выходи из моей глотки. Прекрати терзать все тело. В глотку сыпятся мне угли, окалина весь зев забила. Так ответил Вяйнямейнен: -Выйду я из глотки страшной, прекращу терзать большое тело, если ты сто слов мне скажешь, откроешь тайну тысячи заклинаний. С давних времен на огромной горе лежит в сырой могиле страшный и мудрый великан Антеро. Но не страшен он людям. Сто слов и тысячу заклинаний открыл он старому Вяйнямейнену. Достроил старый мудрый Вяйнямейнен свою большую парусную лодку и передал карельскому народу все, открытые ему великаном Антеро, сто слов и тысячу заклинаний. Много лодок построили карелы и донесли до нас многие из этих ста лов и тысячи заклинаний. … Я стою на берегу старого мудрого Куйтто. Вспомнилась еще одна средневековая севернокарельской баллада, которая тоже дошла до наших дней. В ней говорится о большой волшебной лодке, которая лежит на дне седого Куйтто. Мне подумалось, что возможно, это и есть та большая лодка, которую построил старый мудрый Вяйнямейнен, используя сто слов и тысячу заклинаний страшного великана Антеро. Наверное, именно эти мудрые знания, добытые старым Вяйнямейненом на могиле Антеро, помогли сохранить карельский род. Сентябрь 2005 г. |