Указанные в данном обзоре авторы, их конкурсные произведения выбраны случайно. Расположены по случайному порядку. На определенную дату о таком порядке распорядился слепой рейтинг. Общее наблюдение. Большинство писателей привыкли к «жанровой номинации» конкурсов. В таком привычном состоянии представлены. I. Эдуард ФИЛЬ «Было лето 1991-го года… Это памятная веха в истории всей страны. Коснулась многих семей. Мало кого оставила равнодушными. По прошествии времени - бередит Души незаживающая рана. Крушение Империи не могло пройти безболезненно. Чувственно-ностальгический этюд. Об этом нежданно-негаданно разрушенном и ушедшем. Об исчезнувшем и канувшем в Лету. Ни одного имени… Ни старшего лейтенанта, ни его отца… Для большей силы воздействия. Автор с надломом, в назидание рассказывает историю об этих, ушедших из жизни - вместе с надломленной историей Мировой Державы. Отсутствие имен ведет к пределенной небрежности изложения. «Его отец ушел на пенсию… и пригласил приехать к нему… Они ездили на его шестерке… к нему приехал его старший сын…» Выстроено целое строение из «был», «была», «будет»… О герое повествования сказано: «Узнает о своих курдских, еврейских, украинских, немецких и русских родственниках и корнях (полный интернационал дружбы народов - М.Б.)… ему не раз будут говорить, что он не «русский» - капитан запаса Российской, сын полковника Советской Армии, внук Героя Красной Армии, правнук Кубанского Казака и праправнук Карабахского Мулы…» Думаю, из погрешностей, даже нелепостей: «И читает он «Отче наш» своим девочкам повернувшись лицом к Иерусалиму, когда они заболеют…» (Не лучше ли: «когда они заболевают»?) Так молются евреи! II. Михаил ГРЯЗНОВ «Я люблю тебя, сука!» Почти каждый состоявшийся писатель пробует себя в разных жанрах и творческих направлениях. М.Грязнову ближе нелегкая юморно-пародийная стезя. Он в диалектическом развитии - даже в серьезном сюжете не может избежать вложений своего излюбленного направления. Упорно трудится. По его собственному признанию: творчество не кормит! А все потому: человек он предприимчивый, но недостаточно коммерческий. Мог бы составлять слогоны для рекламы или писать смешные диалоги для эстрады. Заглавия он выбирает по законам жанра. В данном случае якорем является «сука». Легко оспорить сие простецко-оскорбительное обращение. Прообразом Ольги могла служить женщина со «стороны» - не из дружного коллектива. Попросим автора это подтвердить. Пусть ни одна фанатесса или носительница великой, во всех смыслах положительной половой отметины - не почувствует себя причастной к данной любовно-приключенческой катавасии. Из неясностей. Та самая чувиха Ольга - без серьезных на то юридических оснований - обозвана автором «сукой». Она «немного поерзала» в поисках упавшей ложки. При нагибе не сняла норковую шубку. Не указано, в каком месте произошла эта оплошность (возле кафейного столика или под ним)? Как она подлезла - в норковой шубке? Могла просто поискать «стрелку» у колготка? За внешней атрибутикой не описан внутренний мир Ольги. Специально? Автор мало общался? Верьте моему жизненному опыту, заверенному честным словом: как правило, мало кто из жующих или ожидающих порции -поднимает упавший столовый прибор. При еде не используют. Данный эпизод легко можно «обронить». Не добавляет смысловой нагрузке - художественную ценность. Нет характеристики образа. И еще как выразительна, печальна такая подробность: «Соломинка пепла упала на рукав шубы» и… «погибла норка» Непростительная неопрятность. Ольга решительна. Не теряет самообладание: из балона брызнула на рукав шубки слезоточивым составом другого предназначения. Не представляю себе модную женщину - при этом воняющую от шубки с мехом. Чем не смешна - злая шутка? Ольге подарена угнанная автомашина марки «Ленд Крузер». Автор не побеспокоился сообщить техническую характеристику машины. Не указал номер мотора - для розыска. Ведь могут просто разобрать на запчасти. Так наловчились наши арабские «друзья». Преуспевают в бизнесе. Тонкий наблюдатель жизни М.Грязнов приводит пример женской логики. Как в другом, уже нашем случае: некая особа доказывала эмоциональную связь - между родинкой на ее подбородке и простудой, сопливящим носом. Юмор М.Грязнова прост, понятен: «случилась истерика у незадачливого восточного торговца, который имел глупость предложить звереющей Ольге банан». Упомянем о недоработке автора: отсутствует указание - банан на ветке или обрезан? То-есть очищен от кожуры и годен к употреблению. М.Грязнов использует рекламно-телевизионный штамп типа «окрыляет». М.Грязнов - гигант с могучими руками и мощным натренированным торсом - вдруг увидел «морду в окне БМВ», «кривляния»… Оценил врага! И… смалодушничал! Впрочем, быстро собрался: пробился геройски через заслон. Драпанул - победителем! Друг друга спасли! Пожелаем молодым - взаимной любви и долгого счастья. Избежать птичьего гриппа! III. Лара ГАЛЛЬ «Если бы…» Чувственно-словесная песня - о романтике ожидаемой любви. Поэтической прозой изложенная. Чего стоит одна фраза: она «всегда ступала бы вдоль его души, по самому кромку пропасти между полами». Повествование, возможно, об осовремененной Маргарите, фанатессе М.Булгакова. «Стыдилась такой недуховности, умоляла своего Бога (этот Бог - телесный, удел мечтаний «если бы они жили вместе» - М.Б.) не сердиться на нее, все измениться пыталась. Женщина Он, уставший от смены вспышек света и атак темноты, от глумливого постоянства пошлости, он не тех и не тогда, хотел только одного покоя. Мужчина». Все о ней! Но как скупо, емко, звучаще: она со «своим надмерным свечением, словно ангел возносящий душу к Небесам». Довольно спокойный тон, с ароматными вкусами и запахами изложения выбора овощей, мяса, варки… Еще желанного чувственного, сверхчувственного бреда. Мечты, желания, томления женщины. Кулинарки восточной кухни. Сыскала своего рыцаря, шестидесятилетнего избранника. Во всех отношениях положительного, человечного, настоящего… У ее одиночества - театрально-домашние, наивные, устоявшиеся представления: о семейной гармонии и счастьи. Вполне доступные, не фантастические желания. В отравленном феминизмом обществе - редко встречаеся подобная «ручная женщина». Готова к привязанности, служению и услужению. Ее женские желания, представления лишены комплексов. Мастерски выписано вспыхивающее надеждой - одиночество. IV. Сергей ДИГУРКО (asada) «Виктория». Представлен романтический рассказ о Золушке и богатом принце. Между ними возникает неестественная любовь. Сама встреча двух одиночеств, происходящее и красочный апофеоз напоминает сказку. Рождественскую. Действие происходит в России. Современной или недавней. Начинается повествование с музыки. Звучит «Реквием» Гектора Берлиоза. Вика (Виктория) молода. Наличных имеет в кармане - возраст 25 лет. Узнаем не от автора - по возрасту ее друга, одногодки Павла. Застаем художницу Вику за выполнением задания. Готовит эскизы для плешивого Эдика. Тот Эдуард - редактор или ответственный сотрудник журнала. Вика надеется здесь сотрудничать. Что мы узнаем о героине? По окончании работы - зашла на кухню. «Насыпала в большую фарфоровую чашку несколько ложек зеленого чая». Известно: зеленый чай - крепкого свойства. Крепче черного. Обычно, на литр воды кладут ложку чая. При этом, первый отвар сливают. Добавляют в кипяток отвар второго завара. Очень крепкий зеленый чай вреден для здоровья. Пусть Вика еще молода. Пьет чифир. Действует подобно наркотику. Она любительница острых ощущений. В кафе состоялась назначенная встреча. Заказчик Эдуард часть эскизов забраковывает. Ему не нравятся безлики женщины - Вика рисует по такой манере. В свою защиту - она отвечает в женской ультимативной манере: «Или тебя устраивают мои эскизы, и я начинаю оформлять твой журнал, или…, ищи себе другого художника, покладистого, талантливого, без собственного мнения…» Девушка она с твердым характером. Вика про себя называет Эдика «гномиком плешивым». Имеется намек: он ее желает или… пока еще не пристает. И вот случайно порыв ветра разбросал по округе ее планшеты из альбома. Состоялось знакоство Вики с 45-50 летним галантным и стройным Алексом. Тот оказался богачем - за один день собрал миллион долларов выкупа, - а сам без охраны. На романтической почве началось соперничество между ее сверстником Павлом и Алексом. Гонки на трассе. Алекс с Викой - на автомобиле. Павел - на мотоцикле. «Стрелка спидометра автомобиля приблизилась к отметке двести километров в час. Мотоциклист не думал отставать, держался на безопасной дистанции». А где наша доблестная автоинспекция? За городом «у кромки леса стоял (напечатано: «стол», опечатка - М.Б.) большой двухэтажный дом Алекса, обнесенный кирпичным забором… На площадке возле дома большой плоской лужей голубела вода бассейна, по периметру которого раскинули свою вечнозеленую крону высокие махнатые пальмы» (в каких это краях - М.Б.), «вольеры с двумя десятками лошадей разных пород». В последней части описана современная или недавняя Россия - с заложницей… Из жизнерадостного - сюжет повествования переходит в грустный, печальный, даже трагичный. Происходит неуставный бой-освобождение. Без плана - Алекс хорошо ориентируется в схеме канализации и тайных ходов монастыря. Освобождение Виктории ему стоило двум тяжелым ранениям. Он оказался без бронежелета. В финале - красочный апофеоз. На неждано появившейся картине: возможно, Алекс привез с собой - «по широкой аллее, держа за обе руки маленькую девочку, шли, улыбаясь, молодые мужчина и женщина, с изумрудного неба на них кружились, падали желто-красные листья». Из замеченного, как мне кажется, укажем на погрешности. Длинные фразы. В первой же: 25 слов, 4 знака препинания. Лучше фразу поделить на составляющие. Читаем: с плеч Вики сползло одеяние. Алекс «увидел ее загорелую высокую грудь». Но, как правило, женские груди не загорают. Просто их не обнажают на пляже. © Бельферман Моисей, 2005 Дата публикации: 25.10.2005 19:35 Количество просмотров: 137 Рецензии Бельферман Моисей [ 26.10.2005 ] Уважаемый Сергей Дигурко (assada)! Ни с кем, тем более с автором, не хочу вступать в дискуссию. И все же должен пояснить свою позицию. 1. Понятно: у Ольги, как у женщины, может быть, есть прошлое. Мог представить только детдом. Возможно, неудачное замужество. 2. В общении с журнальным Эдуардом она проявила себя гордой. Уважающей свои способности (таланты) и человеческие достоинства. Из тюрем чаще выходят покорными. Конечно, отдельные героические люди умеют не сломаться, выстоять. 3. Концентрированную порцию зеленого чая Ольга пила (упомянуто) - только по окончании работы. Для связывания пития с творческим возбуждением - следует упомянуть в самом начале повествования. 4. Рассказ написан для читателей. Использован на конкурсе. Являюсь одним из читателей. Высказываю недоумение. Даже моей писательской фантазии не хватило домыслить столь крутые крайности в изломанной в детстве-молодости судьбе героини. 5. Нет пояснения: по какой причине, признаку ее - молодую, умную, талантливую и пр. - без конкурса, испытательного срока вообще проверки превратили в жену, собственницу (олигаршу)? 6. Я давно уехал (осенью 1989) - не могу себе представить криминальную обстановку, бандитизм в России и южных республиках. 7. Случается часто - любовь с первого взгляда и вздоха. Но все же… Для верного психологического диагноза - мало быть боевым офицером и удачливым предпринимателем. По внешнему виду и нескольким словам, по восторженному отношению к сохранившимся экземплярам из Красной книги - лошадям - не понять сущность человека и женщины. Не добраться до эмоционального ядра и свойств характера. Нужно быть очень рисковым, решительным человеком - решиться поместить ее рядом с собой и приносящим большие доходы бизнесом. 8. Избранница в данном случае - не просто жена и мать будущих детей. Ей придется доверить часть Управления. Серьезный человек не может об этом не подумать. 9. Недоумение у меня вызвало решение Алекса приблизить к себе Павла, молодого соперника. 10. Вы меня вроде упрекаете: не домыслил прошлое. Признаю. Могу сказать о возможном направлении будущего. Тяжелое ранение сильно отразилось на здоровьи, состоянии и внешности Алекса. И что дальше - в самом близком времени… 11. Ольга молода, пристрастна к острым ощущениям. Ей - ой как будет нехватать полового удовлетворения. Алекс вдвое ее старше, еще тяжелое ранение… 12. Не считаете Вы вероятным: Ольга начнет изменять с Павлом? 13. Вы полностью уверены в порядочности, благодарности и прочих благородствах и благодействиях Ольги? Хватит ей строгой логики и достаточно прочны моральные принципы? 14. Честно признаюсь: женщин знаю недостаточно. Осведомлен: живут женщины и руководствуются чаще всего эмоциями, настроением. 15. У Ольги - по моим понятиям - испорченная или дурная наследственность. Нет уверенности и основания считать - она станет простоянно проявлять чистые намерения и будет сдерживаться. Окажется справедливой, последовательной и благородной. Измененная жизнь ее непременно преобразит. 16. Стать Королевой даже дома… Из нее может не получиться Королева. 17. Конечно, это красивая сказка о чистой лбви - для наивного человека. А мыслящие с Вами не совсем согласятся. 18. Готов ответить на дополнительные Ваши вопросы и замечания. Надеюсь: полемика на этом себя исчерпала. Сергей Дигурко (asada) [ 26.10.2005 ] Моисей! Диалог, это всегда спор. Но не всякий спор, во благо... Прочитал Ваши замечания ОЧЕНЬ внимательно, повторяюсь ОЧЕНЬ... Я понимаю, что виртуальное общение вносит свои коррективы в общение людей и делаю на это скидку. Но, хочу сказать следующее: 1. Вы озаглавили свою статью : "Мое прочтение Финала...", поэтому я Вам и ответил, что Вам прочиталось, так как Вам хотелось. Другие авторы с которыми мне пришлось за это время обсуждать этот текст поняли его во всех деталях. Но..., есть одно но..., это были женщины:) Вы правы, женщины живут по большей части чувствами, эмоциями. У них, наших прекрасных дам, даже мозг работает иначе, чем у нас, - задействованы совсем другие его части, при восприятии внешних и внутренних раздражителей, при принятии решений... Это доказано современной медициной. Это так, кстати, между прочим... 2. На все Ваши остальные почти двадцать пунктов отвечать не стану. Ну, не поняли Вы этот рассказ, что из этого? Не судьба, значит... Только хочу сказать еще( на ушко), что героини с именем Ольга в моем рассказе нет вообще. И по сюжету она( Вика) все таки дочерью оказывается Алекса, а не женой. При внимательном прочтении, это становится ясно еще в середине рассказа, в эпизоде, где Алекс впервые увидел на ее груди золотую цепочку с кленовым листом 3. Читайте внимательно, пожалуйста авторские тексты. А авторы будут тогда заинтересованы в прочтении Ваших статей. Бельферман Моисей [ 26.10.2005 ] Уважаемый Сергей Дигурко (assada)! 1. Признаю свою ошибку с именем. Читаешь подряд несколько произведений... 2. Нашел "кленовый листок". Ну, и что? Не все перечитал: возможно имеется дополнительное упоминание об этом листке и связанные с ним события? 3. Девочку воспитывали до двух лет в детском доме, затем у приемной матери... Обязательно должна сохранить эту вещицу? А если бы оказалась у другой девочки? 4. Вы уверены: все разберут - без пояснения автора? 5. Часто случается такое: автор думает об одном, но пишет - другое. Мысли или память и написанное могут отличаться. 6. К сожалению, не имею возможности все заново перечитать. 7. Отличаются восприятия авторские и читательские. Каждый читатель воспринимает индивидуально. Обращает внимание на разные слова и описания. 8. Никому не навязываю свои статьи. Сергей Дигурко (asada) [ 26.10.2005 ] Cогласен, с Вами, Моисей, что восприятие автора и читателя отличается. Иначе быть не может. Все мы разные люди. Вижу, что говорить нам дальше нет смысла. Вы не можете перечитать еще раз рассказ. Вы вообще его прочитали наскоком, галопом по Европам... Рассказ написан на русском языке, доступном и понятным стилем, не требующим расшифровки. Единственное что нужно было сделать, ставя перед собой цель дать ему оценку, это прочитать его. Чтобы понять любое произведение, его необходимо читать внимательно от первой буквы до последней, а уж затем высказывать свое мнение. Тем более, что речь идет о Финальном конкурсе, о членстве в жюри. Какой смысл, освещать произведение того, или иного автора в обзорах или статьях, при подведении итогов Финала, не вникнув в их содержание? Статьи Ваши Вы никому не навязываете...Я остановил свое внимание на статье , так как увидел название своего рассказа, и откровенно скажу, - разочарован тем, как Вы поверхностно эту статью написали. С уважением! Комментировать Бельферман Моисей [ 26.10.2005 ] Алексею Павловичу - мое почтение и привет! Благодарю за внимание. По поводу запаха норки... Помнится, на нее упала "соломинка пепла" - сразу начались запахи. Еще до "газовой атаки". Я - новичок. Не считайте мое "прочтение" - решением жюри конкурса. Сказать Вам нечто личное? Тогда не останется о чем писать в очередном "прочтении". Такой-то-Сякой [ 26.10.2005 ] Уважаемый Моисей! Огромное спасибо за Ваше внимание и молнееносный ответ! Простите Бога ради, но не мог устоять от соблазна поделится "жизненными наблюдениями" со столь опытным Автором как Вы. Как пахнет горелая шерсть все знают, но запах мокрой норки ни чуть не приятней. Вашему острому глазу, меткому слову и умению изложить свои наблюдения в неповторимой форме - всегда рад. Еще раз рад засвидетельствовать Вам свое почтение! Алексей. Комментировать Такой-то-Сякой [ 26.10.2005 ] М-да! Есть такая категория Авторов, произведения которых читаешь с интересом и благодарностью, даже если с ними не во всем согласен! Я поздравля Вас, уважаемый Моисей, Вы принадлежите к их числу! Я всегда с удавольствием читаю Вас. В приамбуле Вы настолько метко охарактеризовали общую направленность Авторов Финала, что мне удалось увидеть даже свою физиономию, как в зеркале, очень метко. В тоже время к рассказу Михаила, Вы подошли иронично-беспощадно найдя пятна и на солнце, полагаю он как человек мудрый наверника отнесется к ним с пониманием и благодарностью. В качестве ремарки к Вашему: "Не представляю себе модную женщину - при этом воняющую от шубки с мехом." Я рад, что, судя по Вашим словам, Вам просто не доводилось, простите, нюхать, промокшую норку - удовольствие, доложу я Вам.... М-да. Обидней всего, что избавиться от этого запаха очень трудно. Всяческих Вам успехов и удачи в Вашем творчестве!!!! Комментировать Бельферман Моисей [ 25.10.2005 ] Глубокоуважаемая Валентина Александровна! Благодарю Вас за поощрительный отзыв. Заниматься литературной критикой не стану. Только что исполню честно свой долг. Ведь утвержден в жюри конкурса. Здоровья Вам! ПРОЦВЕТАНИЕ ПОРТАЛУ КОНКУРСОВ! Комментировать Валентина Макарова [ 25.10.2005 ] Моисей, прежде всего - мое восхищение от того, что Вы столь скрупулезно прочитали каждое произведение ! Вы даже в чем-то изменили своему литературному стилю в пользу классического обзора! Особенно сильное впечатление на меня произвел разбор произведения М. Грязнова. Ваша личная симпатия к нему видна невооруженным взглядом, и я, никогда не видевшая М. Грязнова лично, тепеь буду представлять его Вашими глазами: "М.Грязнов - гигант с могучими руками и мощным натренированным торсом". Желаю Вам дальнейших успехов в литературной критике! Сергей Дигурко (asada) [ 26.10.2005 ] Спасибо, Моисей за разбор(разборку). Вам прочиталось, как Вам хотелось:) Длинные предложения? Почитайте( хотя Вы конечно - же читали) как пишет, допустим Набоков, или Грин. Предложение занимает у некоторых авторов ( именитых, и не очень) по пол - страницы, и ничего, Да? Вика имела высокую грудь( осмелилась иметь) еще и темную от загара... Черт возьми, а может она нудистка была? Или топлесс предпочитает загорать, попивая при этом крепкий зеленый чай, и рисуя затем безликих женщин... Немного фантазии и можно будет продолжить, что долгие годы до своего 25 летия, она провела на зоне, где в качестве трудового воспитания чистила конюшни под музыку Равеля. Снимаю шляпу, с уважением, что прочитали, столь немалый текст :) © Фанклуб Моисея Бельфермана "Мудрое слово Моисея", 2005 Дата публикации: 02.11.2005 17:29 |