В рецензии на мой обзор итогов 3-го этапа Международного конкурса "Вся королевская рать" Лара Фёдорова (Чайка) попросила меня рассказать о формах восточной поэзии. Так как наиболее популярной на конкурсе восточных форм является японское хайку, то о нём и пойдёт речь в этой статье. Хайку - жанр и форма японской поэзии, трёхстишие из 17 слогов (5-7-5). До конца 19-го века называлось хокку (начальное трёхстишие "нанизанных строф" рэнга). Классика хайку по общему признанию начинается с Мацуо Басё (1644-1694). Хайдзин - поэт, сочиняющий хайку. Цель хайку - показать картину Мира и состояние души через (иногда невзрачные) картинки природы и быта. Многие отмечают родство хайку и монохромной живописи. Поэтому, первое, в чём нужно потренироваться, на мой взгляд, в рисовании реальных картин цельными строчками. На этом этапе не нужно следить за количеством слогов в строке, главное - строка должна легко читаться и содержать картинку или часть её. Вот примеры двустиший из хайку Мацуо Басё (1644-1694), Ёса Бусона(1716-1783) и Кобаяси Исса(1769-1827) 1. (Басё) ... Цапля бредёт на коротких ножках, По колено в воде. 2.(Басё) ... На неподвижных ветках Повисли капли дождя. 3.(Басё) ... На стене колышется тень Моего собеседника. 4.(Басё) ... Упала в светлую волну Сосновая игла. 5.(Басё) Стоит величаво, ... Дуб одинокий. 6.(Басё) Месяц со стыда Скрылся в облаках совсем - ... 7.(Басё) Ирис на берегу. А вот другой - до чего похож! - ... 8. (Бусон) Белая хризантема - вот ножницы перед ней ... 9. (Исса) Муравьишки цепочкой спускаются вниз по скале - ... Далее, нужно научиться дописывать строчку-нюанс. Попробуйте дописать сами недостающие строчки к вышеприведённым картинкам и сравните их с оригиналами, которые предлагаю ниже. 1. Как разлилась река! ... 2. Как быстро летит луна! ... 3. Пеплом угли подёрнулись. ... 4. "Прозрачный водопад"... ... 5. ... Не замечая вишнёвых цветов, ... 6. ... Так красив цветок! 7. ... Отраженье в воде. 8. ... замерли на мгновенье... 9. ... с облака, наверно?.. Третий этап. Понятно, что в двух строчках Вы никогда не сможете нарисовать картину во всех деталях. Поэтому пользуйтесь принципом минимакса: минимумом деталей стремитесь максимально раскрыть своё видение картины. Это важнейший этап - здесь проявляется мастерство. Вот пример монохромной картинки: На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. (Басё) А вот картина, гармонирующая с мирозданием: Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. (Басё) Теперь пример хайку, в котором автор передаёт своё внутреннее состояние. В дом постаревший вхожу: Ни огонька, ни души. Мы разминулись с отцом. (Ivar) Первые две строки - картинка, причём дом показан и внутри и снаружи. Третья строка-нюанс - указание простого факта. Но... Вы теперь не только формально видите картинку, а понимаете всё, как будто открылся невидимый клапан чувств. Четвёртый этап. Только теперь можно поработать над формой и тональностью. Идеальным считается построение 5-7-5, т.е. в первой строке 5 слогов, во второй - 7, в третьей - 5. Идеальная тональность: (1,5) - ударения в первой строке, (1,3,7) - во второй, (1,5) - в третьей. Иначе сказать, ударению хорошо бы падать на начало и конец каждой строки. По этой причине наиболее подходящим ритмом кажется хорей. Ivar (вышеприведённым хайку) предложил оригинальное решение. Он стремится к 7-исложным строкам с дактилем. Таким образом мы получаем классический европейский стих с японским содержанием, причём тональность максимально приближена к японской. Правда, форма хайку при этом должна считаться свободной, так как выходит за формальные рамки (5-7-5) в сторону увеличения количества слогов. Самой распространённой ошибкой считаю стремление любой ценой к форме (5-7-5) и рисование абстрактных картин. Главное - содержание. Рисуйте, господа! |