Продолжая читать «Мистерии Пернатого Змея», я уже не мог отказаться от дальнейших литературно-критических экзерсисов. Больно уж увлекательным оказалось это занятие – разгадывание загадок автора. Итак… Он слышал музыку сфер и ходил по воде, но внезапно утратил эту способность… Падший ангел, угодивший в мир людей, каждый раз возвращается во сне к своей прежней, волшебной жизни… Вторая Мистерия Пернатого Змея «Сосуд времен» начинается, по существу, с изгнания из рая. Была ли причина для этого - неизвестно, да и не важно, потому что речь не о «преступлении и наказании», а о поисках утраченного рая и не только… Оказавшись в мире людей, он стал рыбаком, потом пиратом, потом пленником. Впрочем, пленником он стал, как только утратил способность ходить по воде и слушать музыку сфер – пленником мира людей, тоскующим об утраченном . О, эта вечная тоска человеческой души! Одни говорят, что это память о единении с богом, которое было нарушено в результате грехопадения. Другие считают ее тоской по совершенству, которого нет, и никогда не может быть в нашем мире, третьи говорят, что это память детства, когда жизнь была бесконечной, а мир огромным и радостным, четвертые называют ее муками творчества, которые превращаю человека из твари земной в бога-создателя миров. Пусть виртуальных! Кто знает, ЧТО есть реальность, где она начинается и где кончается? Каждый из нас живет не в реальном мире, а в своем представлении об этом мире. Представление это куда беднее реальности, поэтому и возможность его совершенствования - строительства своего мира - у человека не ограничена. Мы наполняем наше представление о мире отражениями реальности, но отражения плоски, и тысяча плоских отражений не заменят третьего измерения… В этом, кажется, одна из ключевых идей книги. Д.Сахранов остается верным себе, для начала ввергая своего героя в серию захватывающих опасных экзотических приключений. Книга читается на редкость увлекательно, несмотря на фантастичность и эклектичность того мира, в котором разворачивается действие. Этот мир - причудливая мозаика реалий разных эпох и географических регионов. Здесь и античная казнь распятием на кресте, и таинственный рыцарский «Орден Креста», отчетливо напоминающий орден рыцарей Храма, и капитан «сэр» Крон, явно происходящий из английских пиратов 16-18 веков, командующий почему-то каравеллой (тип судна исконно испано-португальский). Тут черные рабы на плантациях, невольничьи рынки, дикие полулюди - людоеды джунглей и заброшенный город – средоточие мистических тайн в недоступной горной долине. Все это вызывает в памяти целый ряд литературных параллелей. Вспоминаются и «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, и «Остров сокровищ» Стивенсона, и «Сердца четырех» Дж.Лондона, и «Одиссея капитана Блада» Р.Саббатини, и «Бегущая по волнам» А.Грина. Однако приключенческая одиссея героя, которого Крон зовет Улисс (а своего имени он не знает – имя это часть потерянного рая) служит автору лишь для того, чтобы собрать нужных героев в нужное время в нужном месте и подвергнуть там решительному испытанию. Для этого старый рыбак Орк должен был быть захвачен вместе с Улиссом пиратами и остаться на корабле Крона в качестве штурмана, а пираты во главе с капитаном Кроном должны были еще пленить Мортона - рыцаря Ордена Креста хранителя пророческого манускрипта и его сестру Луизу. Для этого манускрипт должен был попасть на глаза Улиссу и в руки Крона, а затем Крон должен был потерпеть кораблекрушение и остаться без корабля и команды. Для этого автор отправляет Улисса в джунгли спасти Сабо – гиганта, мучимого болезненными страхами, а затем отдает в руки работорговцев. В конце концов, таинственный манускрипт собирает их всех вместе для отчаянного похода в заброшенный город к Сосуду Времен. Что такое Сосуд Времен неизвестно. Это некая мистическая реликвия. Очевидна его генетическая связь со Святым Граалем, который тоже считался волшебным сосудом и по одной из распространенных версий хранился в недоступном замке или храме. В числе «шесть» нет магии, поэтому к путешественникам присоединяется еще один персонаж Отхун – загадочный проводник в заброшенный город. Теперь их семеро, а семь - число магическое. У каждого из них своя причина идти туда. Если капитан Крон идет за богатством, то Орк – за мистическими тайнами Сосуда Времен. Луиза и Сабо просто, чтобы быть с Улиссом, а Мортон – повинуясь тайному приказу своего ордена. Тем не менее, каждый в результате обретает то, за чем сознательно шел только Улисс – самого себя. И тут опять не могу не вспомнить братьев Стругацких. Разве все это не напоминает поход в «зону» в «Пикнике на обочине»? Разве каждый из героев не рискует, уподобившись герою «Пикника на обочине», получить мешок денег вместо погибшего брата? Суть «обретения самого себя» в самопознании и покаянии, в открытии зла внутри себя и решительном поединке с ним – поединке, не допускающем компромиссов. Мистическая форма этого поединка в книге – не более чем аллегория. Истинное (не ханжеское) покаяние – акт тяжелый и по-настоящему опасный, ибо чреват саморазрушением, если внутренне зло окажется сильнее. Герои вынуждены принять вызов, после того, как сделан первый шаг – познание внутреннего зла. Тут совсем, как у Стивенсона, происходит его персонификация. Каждый из героев оказывается в положении доктора Джекила и мистера Хайда. Выясняется, что у каждого из них есть свой двойник-отражение в мире Великой Пустыни – в аду из первой «Мистерии». Именно там жил Улисс до того, как ходил по воде и слушал музыку сфер, и имя его - Скиталец. Такова неожиданная тайна утраченного рая. Соответствие героя его двойнику зачастую оказывается неожиданным, как неожиданно, подчас, зло, живущее в человеке. Если в капитане Кроне относительно легко угадать надменного, властного, безжалостного и циничного Шерифа, в мистике Орке – Отлученного, а в Мортоне – Слепого (ибо он благороден, но слеп в своем подчинении воле Ордена), то Сабо - Пес или Отхун – Хищник соответствия совсем неочевидные. Впрочем, соотнести Сабо и Пса все же можно. Оба они слуги, только один преданный и верный, а другой хитрый, коварный, жестокий и алчный. Отхун и Хищник, что у них общего? Кажется немного. Появляющийся в последний момент Отхун, вообще, не слишком четко прорисован. Здесь остается только принять без обсуждения предложенное автором соответствие этих двух героев. Итак, каждого ждет поединок с собственным внутренним злом… кроме Луизы, которая лишь жертва в чужом поединке. Такая «ассиметрия» кажется странной, но все становится на свои места, когда выясняется, что все герои существуют не сами по себе, а являются лишь отражениями Улисса, сторонами его души. «Они – это ты сам», - говорит Уллису Харон (он же Смеющийся Человек из Великой пустыни) – персонаж абсолютно загадочный, владеющий тайнами миров. Уж, не сам ли Пернатый Змей это? Луиза - не Улисс, а представление Улисса об идеальной женщине. Поэтому Луиза хоть и имеет своего антипода - Фло, но не носит его в себе. Нападение же на нее Отхуна-Хищника есть выражение первобытного, жестокого стремления подчинить женщину силой, которое дремлет в подсознании каждого мужчины. Улисс, защищая Луизу от Хищника, вступает в поединок с самим собой. Победа над внутренним злом не только не легка, но и достается дорогой ценой. Покидая своего носителя, зло, зачастую, оставляет ему тяжкие раны. За духовное прозрение, Мортон платит утратой физического зрения и теперь уже он действительно слепой. Мистик Орк, одержав победу, умирает. Почему? Это не может быть наказанием, ведь его двойник – отнюдь не самая страшная фигура Великой пустыни! И грех его не слишком велик - всего лишь самообман, вера в несбыточную мечту. Однако несбыточная мечта исчезает, когда наступает момент истины. Так исчезает и Орк. Самым впечатляющим и ключевым, конечно, является поединок самого Улисса-Скитальца, который естественным образом не может иметь персонифицированного антипода. Он противостоит всему миру Великой Пустыни. Кто же его противник в этом поединке? Приблизившись, к комнате, в которой должен находиться Сосуд Времен, он вдруг интуитивно понимает, что комната пуста. Сосуд Времен не существует как физический объект, и трудно поверить, что усилия были не напрасны. Разве можно что-то обрести, переступив порог этой комнаты? Неверие и есть тот враг, которого должен сокрушить Улисс. И также как в первой Мистерии он не отвергает искушения (в данном случае неверием), а изживает его, замыкая «петлю времени». Он бежит, бросив спутников (хоть это и происходит в каком-то другом времени), и таким образом лишает их возможности войти в заветную комнату – лишает их разочарованья. Побег кончается катастрофой. Улисс арестован и приговорен к смерти, как пират и похититель Луизы. И вот тут наступает момент истины. Старый карманник Крыса говорит ему: «Убежал-то ты не ради них, а ради себя. Испугался и убежал». Получается, что, боясь убить мечту своих спутников, он лишил их единственного главного, что имеет значение – своей любви. «Мечта не главное! Если утрачена мечта, это можно пережить, а вот любовь нужна человеку всегда и без нее он ничто!» И теперь он мучительно умирает на кресте, но, вдруг появляется спаситель – это он сам из другого времени. Совсем, как в стихотворении И.Славицкого Заворожено наблюдая За ошалевшими часами Мы неожиданно заметим Исчезновенье дней и лет, И вдруг - себя мы встретим сами, Себя узнаем и приветим, Но дать совет, увы, не сможем Как избежать грядущих бед. Этот эпизод уже был с ним. Только тогда не его снимали с креста, а он сам снял с креста кого-то, кто показался ему очень знакомым. Эпизод этот глубоко символичен. В нем получает буквальное воплощение довольно очевидная мысль: в поединке с самим собой, можно ждать спасения только от самого себя, и силы можно почерпнуть только в собственном прошлом. Теперь все становится на свои места. Поединок закончен, победа одержана, и герои проникают в заветную комнату Сосуда Времен. Итак, «Сосуд Времен – не форма, а содержание. Седьмая комната несла осознание этого. А осознание делает человека творцом». Мы подошли к финалу. Улисс-Скиталец получил осознание, делающее его творцом и возвращающее утраченный рай. Куда же лежит дорога творца? Ответ на этот вопрос и радостный и печальный. Да, творцу дано ходить по воде и слушать музыку сфер, но лишь постольку, поскольку сам он не от мира сего. Улисс покидает мир людей, покидает друзей и любовь ради волшебного и радостного мира. Навсегда ли? Так ли уж абсолютна его мистическая творческая сущность и малозначима его сущность человеческая? Посмотрим – впереди еще одна Мистерия! |