Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Евгений Немец
Объем: 15346 [ символов ]
Проклятье Астерия
Тысячелетия проходят, а миф о Тесее и Минотавре продолжает будоражить умы. Я понимаю Борхеса, который вложил в Минотавра философское начало («Поверишь ли, Ариадна? Минотавр почти не сопротивлялся». Х. Борхес «Дом Астерия»). Я понимаю Пелевина, который распределил роли чудовища на всех действующих лиц, а лабиринт поместил в сознание Тесея (В. Пелевин «Шлем ужаса»). В этой легенде участвует слишком много персонажей, чтобы миф был только поединком Тесея и Минотавра. Присутствие лабиринта вносит загадочность, участь большинства персонажей трагична, поведение героев зачастую ставят в тупик. Греки оставили нам головоломку — лабиринт, в котором каждый, чувствующий на то силы, хочет найти выход. Что может манить сильнее, чем неразгаданная тайна? Мы обречены на поиск ответа, и я позволю себе покопаться в этой истории тоже.
 
Легенда: Тесей
 
Афинский царь Эгей, мучимый бездетностью, отправился к Дельфийскому оракулу узнать, почему же боги не дают ему наследника. Туманный ответ оракула остался для Эгея тайной за семью печатями. Пытаясь разгадать его смысл, Эгей посетил Троисену (город в Арголиде, на Пелопоннесе), в надежде, что царь Троисены Питфей, слывший мудрым и проницательным мужем, поможет Эгею разобраться в прорицании оракула. Питфей и в самом деле нашел ответ — он заключался в том, что наследники Эгея еще долго будут править Афинами. Питфей не зря славился своим умом — он сразу смекнул, что при таком положении дел, весьма желательно породниться с Афинским царем. Он напоил Эгея до полного беспамятства и положил спать со своей дочерью Эфрой. Проснувшись наутро в объятиях юной принцессы, Эгей уверовал, что его новая жена родит ему наследника и, следовательно, предначертанное оракулом сбудется. Переполненный радости, Эгей вернулся в Афины заниматься своими царскими делами и ждать, когда наследник возмужает и сможет занять Афинский трон.
Эфра родила сына, которого назвала Тесеем. Но был один нюанс, о котором Эгей понятия не имел. В ту самую ночь, когда Афинский царь спал беспробудно и видел пьяные сны, в опочивальню Эфры явился Посейдон и сделал за Эгея все, что от мужа требуется. Тесей был зачат богом — Посейдоном, а вовсе не Эгеем. В этом блаженном неведении Афинский царь пребывал всю свою жизнь, потому как правду знала только Эфра, Посейдон, да сам Тесей.
В шестнадцать лет Тесей, вооруженный мечом отца-Эгея и благословлением матери, отправился в Афины. Герой состоялся и жаждал подвигов, и те не заставили себя ждать — по дороге в Афины, Тесей громил разбойников и всяких чудовищ, так что в Афины он въехал на волнах славы. Счастлив был Эгей прибытию сына, лишь одно омрачало его — в скором времени требовалось готовить для Миноса дань.
Минос — царь острова Крит и сын Зевса, обложил Афины ужасным оброком — каждый год Эгей обязан был посылать на Крит семь юношей и семь девушек, которых критяне скармливали Минотавру. Таким образом, Минос мстил Афинам за убийство своего сына Андрогея (эта история требует отдельного разбирательства).
Тесей вызвался положить конец этой позорной дани. В числе будущих жертв он отправился на Крит. Прежде, чем войти в лабиринт и сразиться с Минотавром, Тесей доказал Миносу свое божественное начало. Царь Крита бросил в море золотой перстень и попросил Тесея его достать. Герой, не раздумывая, прыгнул в воду, но вместо того, что бы искать перстень, прямиком отправился во дворец отца-Посейдона. Бог с радостью принял сына, вручил ему злополучный перстень и вернул Тесея на сушу, к удивлению и злости Миноса и великой радости Ариадны — дочери Миноса, которая успела влюбиться в юного героя.
Ариадна помогла Тесею справиться с чудовищем. Она дала ему меч и клубок ниток. Тесей привязал нитку у входа в лабиринт и отправился искать Минотавра, нашел его, убил и по нитке вернулся назад. Радости юным афинянам, избежавшим ужасной участи, не было предела. Они быстро снарядили корабль и покинули Крит, пока Минос не спохватился и не учинил с ними то, что должен был сделать Минотавр. Ариадна бежала с Тесеем, но их роман не продлился долго. На острове Наксос, к Тесею явился Дионис и дал понять, что Ариадна назначена ему (Дионису) в жены. Не в силах пойти против богов, опечаленный Тесей оставил Ариадну на острове, а сам продолжил путь в Афины. В своем горе Тесей забыл сменить черный парус на белый и это была непростительная ошибка. Цвет паруса являлся условным сигналом — если он белый, то миссия удалась, и Тесей возвращается живой и здоровый. Если парус черный, то миссия провалилась и Тесей погиб. Эгей, целыми днями всматривавшийся в морской горизонт в ожидании сына, увидел, наконец, черный парус, решил, что Тесей погиб, и бросился в море. С тех пор море зовется Эгейским.
 
Рассматривая вышеизложенный экстракт легенды (я опустил детали, непосредственно не связанные с Тесеем и Минотавром), возникает законный вопрос: почему Тесей отправился без оружия? Будучи молодым и сильным, Тесей был достаточно рассудителен, иначе он не одержал бы столько побед — многие его противники слыли хитростью, и одной силой их было не одолеть. Тесей же, оправляется на вражескую территорию сражаться с чудовищем, не захватив с собой даже перочинный нож. Не мог же он знать заранее, что Ариадна влюбится в него и будет ему помогать. Может быть, Тесей что-то знал такое про Минотавра, чего не знал никто больше? И другой не менее интересный вопрос: зачем Тесею понадобилось лезть на рожон в самый ответственный момент? Зачем нужно было вступать с Миносом в спор и доказывать ему свою божественную природу? Царь Крита — сын Зевса мог приказать убить Тесея за наглость, не дожидаясь, когда это сделает Минотавр. Этот поступок кажется безрассудным, только если Тесей специально его не спровоцировал. Например, чтобы повидаться с отцом-Посейдоном, прежде чем отправится к Минотавру.
 
Легенда: Минотавр
 
Посейдон направил Миносу великолепного быка, дабы царь Крита принес того быка ему — Посейдону, в жертву. Минос, очарованный красотой животного, отказался его убить. Посейдон впал в ярость и отомстил Миносу тем, что наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к тому животному.
Здесь требуются кое-какие пояснения. Во-первых, бык в греческой мифологии это священное животное, символ плодородия. Во-вторых, многие Олимпийские боги принимали обличье быка (например, Зевс выкрал Европу, будучи как раз быком, да и Посейдону доводилось в подобном виде являться людям). Из этого следует, что бык, которого Посейдон направил Миносу, был не чем иным, как ипостасью самого Посейдона. Этот вывод на первый взгляд кажется бредом, потому как получается, что Посейдон оправил сам себя, дабы Минос принес Посейдона в жертву опять же Посейдону. Но дело в том, что у Владыки морей были причины недолюбливать Миноса, потому как Критский царь был сыном Зевса, а у Посейдона с братом (Зевс, Посейдон, Аид — родные братья, дети Крона) всегда были натянутые отношения. Посейдон, таким образом, мог проверять лояльность Миноса, готовность Критского царя служить ему, а не своему отцу.
Пасифая, не в силах совладать с обуявшей ее страстью, попросила Дедала помочь осуществить ее дикую фантазию. Дедал (о нем поговорим позже) согласился. Он построил деревянную корову и обтянул ее коровьей шкурой. Разумеется, все требуемые отверстия присутствовали. Пасифая забралась внутрь, корову выкатили на поле, где пасся бык, состоялся акт божественной зоофилии.
От этой неестественно связи родился Минотавр — существо с телом человека и головой быка. Его назвали Астерий.
Придя в ужас от результата, Пасифая согласилась с Миносом, который желал спрятать урода подальше от человеческих глаз. Минос приказал Дедалу построить лабиринт, из которого невозможно найти выход, и когда Дедал окончил строительство, поместил в центр лабиринта Минотавра.
 
Так и выходит, что Астерий родной брат Тесея по линии отца-Посейдона. Не за этой ли информацией нырял Тесей в море? Затем, Афины посылали дань третий раз, следовательно, Минотавр жил в лабиринте всего лишь два-три года. Если до этого Минотавр жил не в лабиринте, то чем он питался? Если бы Минос скармливал Минотавру собственных подданных, жители Крита вряд ли стали бы терпеть такое к себе отношения. Но ни о каких бунтах легенда не говорит. Из этого следует, что на момент прибытия Тесея Минотавр был… ребенком. Уродливое создание трехлетнего возраста. Несчастное создание. Рожденное в наказание взрослым, за грехи родителей — за грехи, которые им не совершались, и о которых он не имеет понятия. Упрятанный в недра лабиринта, лишенный материнской заботы и всякого общения, Астерий был обречен на одиночество и ужас существования. Астерий не мог быть опасен для Тесея, как не мог быть опасен вообще для кого угодно. Тесей знал это, поэтому не брал с собой оружие. Может быть, ныряя в морскую пучину, Тесей хотел спросить у своего отца-Посейдона, что ему делать с Минотавром? Потому что убить его было просто даже голыми руками.
 
(Вольное изложение)
—Что мне делать с Астерием, отец?
—Это твой лабиринт, Тесей. Ты сам должен найти выход…
 
Лабиринт
 
Лабиринт — это не обязательно переплетение коридоров. В первую очередь, это поиск выхода —решение задачи, которая кажется не решаемой. В этом свете лабиринтом может быть и лес, и пустыня, и океан. Если ты не знаешь куда идти, то так ли важно, ограждают тебя стены коридоров или нет? Заблудившись, люди ходят по кругу и на открытых пространствах.
Войти в лабиринт, разыскать Минотавра, убить его и найти выход назад. Сопоставив факты, Тесей решил первую часть головоломки — он нашел брата, и мог его убить. Но дальше задача уходила в плоскость этики — убив несчастное и безобидное существо, благо ли он совершит, или зло? И, главное, сможет ли потом жить с этим? Разве это не лабиринт?
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что лабиринта, как такового не существовало, и на этом можно бы поставить точку, если бы… если бы Артур Эванс не откопал Кносский дворец.
 
Кносский дворец
 
В начале прошлого века археолог Артур Эванс, уверенный в существовании лабиринта Минотавра, отправился на остров Крит. Его поиски увенчались успехом — он нашел самый странный дворец, который когда-либо знало человечество. Его назвали Кносским.
Площадью в 16 000 квадратных метров и состоящий из сотен помещений, этот дворец представляет собой пик алогизма — коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат не поддается здравому смыслу. Самое главное — дворец не является монолитным строением, в его центре находится довольно обширный двор — как хорошо это согласуется с легендой, по которой Минотавр жил в сердце лабиринта.
В комнатах дворца археологи нашли много полезного — бытовая утварь, оружие, украшения. Но самое интересное, это таблички с линейным письмом. Эти надписи не расшифрованы и по сей день.
Стало быть, лабиринт существовал, и легенда не высосана из пальца. Что нам это дает? Только новые загадки. Например, зачем вообще понадобился лабиринт? Чтобы спрятать чудовище от людского взора, достаточно было поместить Астерия в бронебойное помещение из четырех стен — это намного дешевле и проще, чем дворец-лабиринт в 16 000 квадратных метров.
Чтобы понять происходящее, нужно вспомнить, что Минос был царем Крита — на тот момент могучей державы, следовательно, заботился об укреплении своего влияния на соседние государства. И то, что афиняне платили ему дань, тому подтверждение. Минос решил извлечь из ситуации пользу. Он внушил всем иллюзию, будто Минотавр непобедимое чудовище, но при этом подконтрольное самому Миносу. Иначе как бы смог царь Крита посадить чудовище в лабиринт? Стандартная демонстрация силы и твердости воли.
Этот миф сам по себе не смог бы прожить долго, рано или поздно Минотавра пришлось бы показать. Дальновидный Минос нашел гениальное решение — он сделал так, что Минотавра еще требовалось разыскать, и если это кому-то удавалось, нужно было потом найти дорогу назад. Блуждая запутанными коридорами, переполненные страхом перед чудовищем, поджидающим за очередным поворотом, люди и самом деле находили Минотавра — свой собственный ужас. Сам по себе Минотавр был не нужен, достаточно было того, что люди верили в его существование. Тесей не боялся Астерия, потому быстро его нашел. Возможно, Тесей был единственный из посторонних, кто видел живого Минотавра.
 
(вольное изложение)
—Тесей, твой меч не обагрен кровью…
—Поверишь ли, Ариадна, Минотавр умер от страха…
 
В этом свете помощь Ариадны не кажется такой уж необходимой. Меч, который она вручила Тесею, был попросту бесполезным атрибутом, а нить не поможет найти центр лабиринта, только быстрее вернуться назад. Но человек, который отыскал сердце лабиринта, наверняка сможет найти из него выход. Возможно, Ариадна и любила Тесея, но играла она в игру своего отца — ее действия не более чем фарс, декорация в спектакле Миноса, по которому Минотавр был смертельно опасен и герой, чтобы победить, должен был иметь оружие.
Итак, актеры исправно играли свои роли, действо разворачивалось по утвержденному сценарию. Но все это не удалось бы осуществить, если бы Дедал не построил лабиринт.
 
Легенда: Дедал
 
Дедал был жителем Афин и слыл искуснейшим художником и скульптором. От себя добавлю, что он так же был выдающимся архитектором (раз построил тот лабиринт) и инженером (это он сделал крылья, на которых его сын Икар пытался долететь до солнца).
У Дедала был ученик — его племянник. Талантливый юноша, которому прочили великое будущее. Дедал, в страхе, что слава его ученика затмит его собственную славу, убил племянника. Но про это прознали граждане Афин, возмутились и пожелали завистливого художника наказать. Дедал был вынужден бежать на Крит, и просить у Миноса политическое убежище. Минос принял убийцу, ибо считал за благо иметь подле себя столь талантливого человека.
Из этой истории можно сделать вывод, что Дедал не обременял себя моральными проблемами. Его заботила только собственная слава. Не думаю, что он терзался сомнениями, когда Пасифая просила его сделать искусственную корову. Нет смысла утверждать, что Дедала тревожила судьба Минотавра, для которого он по приказу Миноса строил лабиринт.
По легенде Дедал помогал Тесею вместе с Ариадной — это он надоумил принцессу дать Тесею клубок ниток. Но с чего бы Дедалу все это делать? Ответ очевиден — найди Тесей выход без его помощи, миф о лабиринте, в котором невозможно найти выход, развеялся бы. Бесконечные коридоры обрели бы конечность, у не решаемой задачи появилось бы решение. Дедала беспокоила участь своего творения — ничего больше. Он не мог допустить, чтобы его лабиринт смерти опустился до обычной постройки. Преследую свою цель, Дедал так же лил воду на мельницу Миноса.
 
Тесей и Минотавр
 
Тесей вошел в лабиринт в твердой уверенности, что все происходящее чудовищная мистификация. Он шел по коридорам и находил истлевающие тела заблудившихся в собственном ужасе людей. Никто из них не дошел до сердца лабиринта — страх убивал их раньше. А в центре, где лабиринт расходился просторным двором, сидел одинокий Астерий, и царапал на глиняной табличке летопись своей горькой участи на только ему понятном языке. Обреченный на одиночество, он вынужден был придумать свой собственный язык — линейное письмо, чтобы окончательно не сойти с ума. Он поднял на Тесея глаза, полные мольбы об избавлении.
 
(вольное изложение)
—Ты изменился, Тесей, — в глазах Ариадны стояла тревога.
Тесей не ответил, но его взгляд кипел ненавистью.
Дата публикации: 30.01.2006 12:11
Предыдущее: ХолодСледующее: Дорога

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта