Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Мы ш с Марса
Объем: 8012 [ символов ]
Роман Г. Газданова «Вечер у Клэр» как «духовная автобиография»
Понятие «духовная автобиография» применимо к произведениям, рас-
крывающим жизнь писателя в ценностно- смысловом акте творчества.
Современные исследователи справедливо связали возникновение в литера-
туре 20 в. романов этого типа с художественными открытиями модернизма, в частности, с опытом М. Пруста, И. Бунина, В. Набокова, Б. Пастернака и др.
При известной разности, романы этих писателей сближает стремление авторов не к объективации картин жизни, а к углублению в процессы сознания творческого субъекта. Жанр «духовной автобиографии» предполагает не изображение событий в их объективной связанности, а художественное исследование феноменологии сознания лирического героя.
Ю. Мальцев, сравнивая «Доктора Живаго» Б. Пастернака и «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, определил их жанр как «феноменологический роман».
Подобный опыт отражают и романы Г. Газданова. «Вечер у Клэр»- одно из активно исследуемых произведений этого писателя. Большинство его интерпретаторов (Г. Адамович, Л. Диенеш, Ю. Бабичева, С. Семёнова и др.) видят в Газданове представителя экзистенциализма, предвосхитившего философско- художественные открытия А. Камю. Другие исследователи (например, С. Никоненко) полагают, что «Вечер у Клэр» это роман- воспоминание в классических традициях «Детства- отрочества- юности»
Л. Н. Толстого. Прочтения же «Вечера у Клэр» как романа «духовной автобиографии» пока не предложил никто.
В контекст русской феноменологической прозы «Вечер у Клэр» поставил
И. Сухих. Исследователь заметил, что в романе Газданова, как и в бунинской «Жизни Арсеньева», биографическое время оказывается «глубоко периферийным», отступает перед повествовательным здесь- и- сейчас. Так же, как «Жизнь Арсеньева», это не воспоминание о жизни, а воссоздание писателем своего её восприятия (т. е. новое «восприятие восприятия»).
Исследователь видит главным открытием Бунина то, что «прошлое в романе «Жизнь Арсеньева» заново переживается в момент писания, и потому мы находим не мёртвое «повествовательное время» традиционных романов, а живое время повествователя, схваченное и зафиксированное (и оживающее каждый раз снова перед читателем)- во всей своей неотразимой непосредственности… объект и субъект слиты неразрывно в одном едином контексте» (Ю. Мальцев).
Примерно то же самое можно сказать о романе «Вечер у Клэр», однако Газданов более пристально, чем Бунин, всматривается в экзистенциальные процессы своего повествователя, эксплицируя их в сюжете «потока сознания», типичном для европейского романа 20 века. Это явление Л. Колобаева назвала «хронотопический психологизм», характеризующийся тем, что «образы меняющихся пространственных и временных восприятий, смены точек зрения на окружающее, отражённо, косвенно освещают душевные состояния, чувства, переживания и мысли героя» Иначе говоря, повествование состоит из картин- апперцепций, вытесняющих объективное биографическое прошлое. Даже такие важные этапы детства и юности героя, как гимназия, кадетский корпус и Гражданская война, представлены фоном разворачивающихся внутренних событий Коли Соседова. В «Вечере у Клэр»- заметил И. Сухих - «исторические горы превращаются в событийных мышей». Многочисленны упоминания реальных исторических лиц; теоретиков анархизма: М. Штипнера и П. Кропоткина, Махно, Петлюры, Ю. Саблина, однако герой – повествователь подчёркивает полное безразличие к реальному соотношению сил в Гражданской войне и случайность своего участия в ней. Все описываемые в романе события, предметы, персонажи явлены сквозь призму «вселенского» авторского сознания и воспринимаются как образы- знаки, которыми оперирует это сознание. Позицию автора в романе можно обозначить словом «созерцатель», или наблюдатель.
Сюжет развивается не как воспоминание о жизни, а как воссоздание повествующим «Я» своего восприятия жизни и переживание этого восприятия.
Внешнее действие романа, его фабула охватывает небольшой промежуток времени. Рассказчик, оказавшись в ситуации первой близости с женщиной, которую полюбил в юности и о встрече с которой мечтал десять лет, вспоминает вместившиеся в этот отрезок времени события собственной жизни, а так же предысторию знакомства с Клэр. В сюжете же газдановские детство- отрочество- юность становятся исследованием не внешней, реальности, а феноменологии его сознания, его точки зрения, взгляда на мир. И. Сухих в связи с этим отметил, что другие персонажи «Вечера…»даны «лишь в процессе их осознания центральным персонажем». Это наблюдение, прежде всего, касается Клэр. Речь у Газданова идёт не о поиске идеала любви и женской красоты, а скорее, о возможности обретения смысла жизни и восстановлении единства себя и мира. Однако трагическое открытие заключается в том, что через преодоление ощущения внутренней неполноты, лирический герой Газданова приходит к ещё более глубокому чувству экзистенциального одиночества Ф. Гёблер пишет, что представление о Клэр как о смысле жизни превращается в сомнительную фантазию, что в свою очередь ставит под вопрос предполагаемое телеологическое обоснование цепочки воспоминаний. Авторское сознание сосредотачивается на абсолютной невозможности ответить на вопрос: «В чём же смысл жизни?» Структурно это метафизическое вопрошение реализуется, прежде всего, в особом способе пространственно- временной организации повествования.
Ф. Гёблер различает в ней три временных яруса: уровень повествования, уровень воспоминания как процесса и уровень воспоминаний- событий. Сплетение трёх хронотопических ярусов даёт писателю неиссякаемую глубину постижения жизни. Они формирую то свойство газдановской прозы, которое Л. В. Сыроватко назвал «кристалличностью»: видение одного и того же явления с разных точек зрения, «плоскостей», временных и пространственных ракурсов, которые смыкаются в «одном ребре». Повествование ведётся не в момент описываемых событий, а принадлежит к более позднему времени, которое не уточняется ни хронологически, ни ситуативно. Ясно только то, что встреча с Клэр, как сюжетное обрамление романа, и вытекающая из этой встречи цепь воспоминаний представляется автором событиями прошлого. О воспоминаниях всё время говорится в пршедшем времени, при этом зачастую используется временное наречие «теперь», отсылающее нас к моменту действия обрамляющего повествования: «В моей памяти возникал», «теперь я вспоминал». Господствующим является временное наречие «однажды», с помощью которого рассказчик избегает точных временных обозначений, а так же установления приблизительной хронологии событий.
Подобная диахронность, т. е. время, о котором повествуется и время, когда повествуется (и частая переброска из одного времени в другое…) присутст-
вует и в бунинской книге «Жизнь Арсеньева». Временное наречие «сейчас» объединяет два хронотопа в третьем- «абсолютном настоящем». Этой трёххронностью даются не три момента времени, а время «раскрывается одно внутри другого до бесконечности» и таким образом разрушается «рельеф времени»
У Газданова главным хронотопическим ядром, объединяющим эти три яруса, оказывается «душа автора, память его» (Н.Оцуп), «внутренняя вселенная» лирического героя. Для того чтобы изобразить столь тонкую и неуловимую грань внутреннего мира человека, писатель избрал стратегию преодоления времени. Временем не мотивируется ни одно событие, время оказывается не существенным, ибо герой достиг состояния вневременности путём преодоления неполноты своего существования. В такие моменты значимым оказывается не то, что было когда- то или могло было быть, и не то, что произойдёт в перспективе. Перед глазами героя проходит вся жизнь как один миг в нелинейном течении многоуровнего сознания.
«Вечер у Клэр», таким образом, прочитывается как поток непрерывно меняющегося саморефлектирующего сознания человека. В романе нет деления на главы, а принцип организации повествовательных дискурсов близок к полному отсутствию событийного сюжета. Неразрывность же в едином контексте объекта и субъекта даёт основания видеть в газдановском повествовании первый для русской литературы опыт феноменологического романа.
Дата публикации: 26.03.2006 05:44
Предыдущее: Slovely we rotСледующее: Золуссия

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Катя Клюева (Цветок_елки)[ 30.06.2006 ]
   Как говорил Пелевин в "Шлеме ужаса" - "Когда я слышу слово «дискурс», я хватаюсь за свой симулякр", чего и вам желаю.
 
Мы ш с Марса[ 11.07.2006 ]
   А я Вам, уважаемая, желаю "Шлен", если Вы настолько озабочены свим Пелевиным, что не вникли в суть текста. Одним словом, "хватайте" своего Пелевина и вставьте себе в интенциональное отверстие, дабы больше не упражняться в словесном поносе избитых фраз. Мы ш это умеем не хуже Вас.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта