1 Мятежный дух не ведает преград, Особенно, когда он бредит новым. Над колыбелью с юным Лотаревым * Какая Муза остановит взгляд? Ребенок, принимающий парад, Спокоен, весел, выглядит здоровым – Евтерпы** белоснежные покровы Так шаловливо пальцы теребят. «К лицу прижав лицо, вся – шорох струй, Запела мне полярную балладу… О, Муза, Муза, чаще мне даруй Свою неуловимую руладу».*** И Муза, прочь отбросив свою маску, Устам поэта подает подсказку. --------------------------------------------- *Лотарев – настоящая фамилия поэта **Евтерпа – в древнегреческой мифологии Муза поэзии и музыки ***«Муза», 1909 2 Устам поэта подает подсказку, Служа ему до гробовой доски, Поэзия экстаза и тоски, Поющая Пегаса и Савраску, Пригодная на черный день и Пасху, Порой себе и людям вопреки, Блестящим залам и брегам реки Даря неповторимую огласку: «Шумит река, пьет дождь, как сок, она, Ждут тучи в вышнем далеке. Все в беспорядке. Вроде локона Волна завилась на реке».* Все видит: бал и на болоте ряску, Зовет в обыденность или поэзосказку. --------------------------------------------- *«Синь неба облачного матова…», 1909 3 Зовет в обыденность или поэзосказку Изобретатель яростных поэз. Создателю чудесных антитез Внимает критика, храня опаску. Что говорить, он всем устроил встряску, В него вселенский воцарился бес, Кто он – исчадье ада? дар небес? Куда везет своих поэз коляску? «Сверкните мысли! Рассмейтесь, грезы! Пускайся, Муза, в экстазный пляс! И что нам – призрак! И что – угрозы! Искусство с нами – и Бог за нас!..* Куда зовет? Вперед? Назад? А, может, сразу – в свой поэзоград? ------------------------------- *«Когда ночами…», 1909 4 А, может, сразу – в свой поэзоград, Где все ажурно и витиевато, И редких слов алмазная палата Волшебный образует водопад? Как будто редкий обнаружен клад, Что Музою упрятан был когда-то, Поэзии прекрасная оплата – И рифмы громогласные кипят. «Купает солнце луч пурпурный, И пыль студеная кругом. Как властен бег стремнины бурный! Я быть хочу ее вождем!»* Взирает Вождь с улыбкой на каскад – Среди других его отличен сад. ---------------------------------- *«Сонет»,1909 5 Среди других его отличен сад, Его с другими спутаешь едва ли, Когда влекут обманчивые дали И сумасшедший бронзовый закат. Когда под пенье утренних цикад На волнорезе чайки замолчали, И стихли голоса в курортном зале, И до сих пор торжественно молчат. «Она вошла в моторный лимузин, Эскизя страсть в корректном кавалере И в хрупоте танцующих резин Восстановила голос Кавальери». * А критика с него «снимала фаску» - Еретикам не часто дарят ласку. ---------------------------- * «В лимузине», 1910 6 Еретикам не часто дарят ласку, Новаторам всегда пощады нет. - Как может быть златым кабриолет? Он, как дальтоник, перепутал краску! Поядовитей ищет критик фразку, Держа в руках опаснейший стилет. Но держится с достоинством поэт, Презревши неуклюжую острастку: «Осталось звонкими, как солнце, нотами Смеяться автору над идиотами Да приговаривать: «Ах, посмотрите-ка, Какая подлая в России критика!»* Но критик ищет вновь, надевши каску, В сплетеньях слов скандальную окраску. ------------------------------------- * «Сувенир критике», 1910 7 В сплетеньях слов скандальную окраску Так хочется в поэзах увидать, Непрочь и поэтическая знать Схватить за руку Музу-Златовласку, Остановить рифмованную пляску, Суровою рукой фонтан зажать, Сомкнуть объятья и не дать дышать, Заставить петь под общую указку. «Порой бранят меня площадно, Из-за меня везде содом! Я издеваюсь беспощадно Над скудомысленным судом!»* Тот ироничный и веселый взгляд Еще досель творения хранят. ------------------------------ * «Пролог», 1911 8 Еще досель творения хранят Следы его литературных схваток, Где миг победы сладостен и краток, И в небе рифмы гордые парят. А на полях баталий и баллад Лежит самовлюбленный отпечаток. Кто из поэтов на него не падок? Да только вслух о том не говорят… «Не мне расчет лабораторий! Нет для меня учителей! Парю в лазоревом просторе Со свитой солнечных лучей!» * С младых ногтей играя эту роль, Роскошен и надменен, как король. -------------------------- * «Пролог»,1909 9 Роскошен и надменен, как король, Он знал, что никогда не канет в Лету, И все, что полагается поэту, Получит – только предъяви пароль. И потому-то эпатажен столь Он, ни во что не ставящий «диету», «Громокипящим кубком»* - пируэтом Нам подперчивший жизненную соль. «Я гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!»** Сей кубок в своевременные сроки Явил нам северянинские строки. ---------------------------------------------- * «Громокипящий кубок»,1913, первый сборник стихов поэта. **«Эпилог»,1912 10 Явил нам северянинские строки, Которым долго и легко блистать, Какая в них торжественная стать, Они отнюдь не будут одиноки, Коль пробуждают жизненные токи, И заставляют в чем-то лучше стать, Его стихов пленительная рать, Внимают ей Москва и Териоки. «Талантов наших время не украло. Не смело. Не сумело. Не смогло. Мы – голоса надземного хорала Нам радостно. Нам гордо. Нам светло».* И все же ощутима нерва голь – Надежд, страданий, ностальгии боль. -------------------------------------------- * «Бальмонту»,1927 11 Надежд, страданий, ностальгии боль, Когда буровит сердце острой спицей, И ты заброшен где-то за границей Вкушать чужерассветную юдоль. И пусть шумят: « Тоску свою уволь, Так горевать, ей-Богу, не годится!» Но он следит за быстрокрылой птицей И видит перья, черные, как смоль… «Я сделал опыт. Он печален. Чужой останется чужим. Пора домой: залив зеркален, Идет весна к дверям моим».* Весна идет, но как жестоки Исповедальных горестей потоки. ----------------------------------------- * «Грустный опыт»,1931 12 Исповедальных горестей потоки, Как им подвластна стала голова. … А дома зеленей, чем здесь, трава И ярче рек глубинные истоки. И у берез целительные соки. Видать, Россия этим и жива. И, оказалось, что права молва – Воспоминаньям не к лицу упреки. «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! Могущественные слова! И не от них ли на опушке Нам распускается листва?»* Поэт во всем оставил дерзкий след – Навечно врезан в камень силуэт. ------------------------------------------ * «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!..»,1924 13 Навечно врезан в камень силуэт, Что был когда-то символом оваций. Он помнит ослепительный паркет, Который рдел от ножек томных граций, И набережных невских парапет, И крымских улиц аромат акаций, И грозный гул рабочих демонстраций, Увы, увы, - того давно уж нет… «Не унывай! Терпи! Уделом это Спокон веков недюжинных людей. Вернись домой, не дело для поэта Годами жить без Родины своей»* Ценою жизни разгадал секрет Актер, Кудесник, Сказочник, Поэт. ------------------------------- * «Пушкин – мне»,1937 14 Актер, Кудесник, Сказочник, Поэт, Что был порой неистовен и «рьянен» - «Король поэтов» - Игорь Северянин, Каким его представил белый свет. Таким он был и сам собой воспет, И радостен бывал, и опечален, Но Музою Евтерпою восславлен, Его стихи – грядущему завет: «Но дни идут – уже стихают грозы, Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»* Россия вспомнит каждого из чад, Мятежный дух не ведает преград. ------------------------------ *«Классические розы», 1925 МАГИСТРАЛ (акростих) Мятежный дух не ведает преград, Устам поэта подает подсказку, Зовет в обыденность или поэзосказку, А, может, сразу – в свой поэзоград. Среди других его отличен сад – Еретикам не часто дарят ласку, В сплетеньях строк скандальную окраску Еще досель творения хранят. Роскошен и надменен, как король, Явил нам северянинские строки – Надежд, страданий, ностальгии боль, Исповедальных горестей потоки. Навечно врезан в мрамор силуэт – Актер, Кудесник, Сказочник, Поэт. |