Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Cедьмой Международный литературный конкурс "Вся королевская рать", 1 этап

Все произведения

Произведение
Жанр: Художественная проза Автор: Ольга Донец
Объем: 17590 [ символов ]
Море под водой.
- Да. – Саша стояла у окна с телефонной трубкой, - Привет, привет…Что? Ну, конечно, Артем. Во сколько? Хорошо. Естественно, я подъеду. Да. Там, где всегда.
 
Она громыхнула трубку на рычаг и выругалась. Артем всегда сам назначал встречи, сам решал, что им на этих встречах делать, и уходил с них тоже в любой момент. Одним словом – козёл.
 
Саша погляделась в зеркало. У нее были необыкновенные глаза – большие и синие-синие, как подводное море. Это ей дедушка в детстве сказал про подводное море. Он вообще ей очень много рассказывал интересного. Дедушка был странным человеком. Так говорили все. Только не Саша. Она считала его удивительным.
 
Какая мизерная разница между этими двумя понятиями – «странный» и «удивительный»… - и какая между ними бездна.
 
Один и тот же человек может быть и странным, и удивительным одновременно. Вот, к примеру, идет по дороге нищий, смотрит на всех из-под грязных косматых бровей, размахивает руками, что-то бурчит бессвязное – странный, одним словом. А потом встанет где-нибудь в людном месте, снимет шляпу, а у него там ручная канарейка пригрета, а за пазухой - дрессированный кролик, и улыбнется этот нищий толпе, и разбегутся вокруг его усталых глаз морщинистые лучики… Удивительно!..
 
Саша тут же подумала про Артема. О мизерной разнице между красавцем и козлом. Там никакой бездны не было, только эта самая мизерная разница. «Сегодня скажу, что все кончено. Надоело».
 
В детстве Саша очень много болела, и почти не ходила в школу, так что все свободное время проводила с дедушкой. Дедушка знал о таких вещах, которых, в общем понимании, не бывает, но Саша верила, что они есть. Вот и подводное море тоже. Она много раз хотела спросить дедушку – как это море, под водой? Одна вода под другой водой? Саша тщетно пыталась представить – как такое может быть, но потом решила, что, раз дедушка знает, значит нужно просто верить. Где-то там, быть может, даже под маленькой речушкой за домом, есть море, и оно синее-синее, как ее, Сашины глаза. Синее и бездонно-необъятное.
 
- Дедушка. – сказала как-то Саша, - А это море, оно под любой водой есть?
- Нет, ну что ты, - он рисовал какие-то замысловатые крючки в своей большой странно-удивительной тетради, - Нет, внучка. Ты не утрируй. Это море очень далеко… - он поднял глаза, - Ты или я, вряд ли туда попадем когда-нибудь…Вряд ли…
- Но ты же знаешь… - начала Саша.
- Что именно?
- Ну, что оно синее….Как мои глаза…
- Знаю, но это не значит, что я его видел.
- А как туда попасть?
- Туда попадают… - но тут появилась бабушка.
 
Баба Зоя была из разряда тех людей, которые считали дедушку странным. Мало того, она его называла полным идиотом, который впал в маразм еще до рождения. Замуж за него ее выдали насильно, поскольку баба Зоя была карлицей, и никто другой на неё бы не позарился. Теперь, с годами, она стала похожа на постаревшего пупса-страшилку.
 
- Что делаете? – спросила баба Зоя, глядя на мужа с внучкой. - Опять, старый кретин, девке мозги пачкаешь? Хватит уже. Иди на базар людей смешить. А ты, дылда, - это она так называла Сашу, - Пошли со мной. Пора тебе лекарство пить.
 
Девочка встала и пошла с бабой Зоей в другую комнату, где та измерила ей температуру, дала какие-то пилюли и сделала укол.
- Ну, вот и все, а теперь садись за учебники. Всяко полезней, чем бред этого недоразвитого кудесника слушать, - сказала она, подпихнув Сашу к письменному столу, - Что там тебе задано?
 
Не дождавшись ответа, бабушка вышла из комнаты, и тут же послышались ее крики:
- Ах. Ты все еще здесь??? Черт проклятущий!!!
 
Саша достала альбом, краски, и стала рисовать синее море. Нарисовала берег вокруг него, даже какую-то растительность. Но никак не могла понять, как под ним, а, быть может, наоборот – над ним – может быть еще одно море. Что их разделяет? Даже если представить, что одна вода пресная, а другая – соленая, все равно, как? Они рано или поздно все равно перемешаются…
 
До встречи с Артемом оставалось сорок минут, Саша остановила воспоминания, накинула дубленку и выскочила из дома.
 
Быстренько долетела до метро – мимо детской площадки и универмага с большими неоновыми вывесками, мимо череды ларьков, мимо церкви, мимо, мимо, мимо…
 
До места их постоянных встреч оставалось две остановки, когда вагон метро качнуло, все, кто стоял, упали, потух свет, заверещали какие-то женщины. А Саша почувствовала, что на нее навалилось как минимум, три человека.
 
- Не паниковать, - послышался из динамиков голос машиниста, - Оставаться на своих местах.
- Авария!!! – заголосил кто-то.
 
Саша с великим трудом вылезла из-под людей и отползла в сторону. Сидя на полу, привалилась к стенке. Нажала на кнопку подсветки часов. Артем уже ждал. Он мог уйти – не любил ее, Сашину, несобранность. А она всегда опаздывала. Вот и сейчас – как ему доказать, что виноват поезд? Достала сотовый. «Вне зоны обслуживания». Ну и ладно. Даже к лучшему.
 
- Скажите. – раздался над ее ухом мужской голос, - Как вы думаете, это теракт?
- Я на счет этого не думала… - Саша почувствовала горечь в горле – а действительно…, вдруг теракт… – А с чего вы взяли?
- Просто всё так необычно. – ответил мужчина. – И машинист молчит.
 
- Ну, он там чинит что-нибудь, наверное… - прошептала Саша.
- Может быть…
- Да нет, - сказала Саша, - Ну какой в метро теракт. Это же не самолет, который могут угнать. Кому нужен поезд метро?
- Вообще-то да, - согласился невидимый голос. – Но, быть может, там что-то взорвали, в другом вагоне.
- Мы бы услышали, - возразила Саша, ей совсем не хотелось никаких терактов.
 
- Слушайте меня внимательно, - раздался голос машиниста. – Поезд поедет по другому маршруту. Не паникуйте и старайтесь оставаться на местах.
- Я же говорил! – воскликнул мужчина.
 
Саша молчала. Ну, изменили маршрут – это бывает. Вырубился свет, тоже бывает. Но почему пассажиры должны паниковать, вернее, не паниковать, и вообще, всё это бред какой-то.
 
- Нет, ну я же говорил! – не унимался человек.
- Замолчите. Пожалуйста, - попросила его Саша. – И так непонятно всё как-то… - попросила спокойно, но очень хотелось двинуть паникёру в челюсть.
- Да что тут непонятного!!!- мужчина не унимался. – Всё ясно как день! Поезд захватили террористы!!!
 
Саша молчала.
 
Все-таки, какие мужчины слабые и малодушные. Не все, конечно… Вот дедушка был не такой. Окажись он сейчас здесь, сказал бы, что мы попали в интересный спектакль, и должны играть роли. Спектакль-пантомима, поэтому нужно только молчать и двигаться. Он бы не орал и не пыхтел Саше в нос прокуренным дыханием, как этот невидимый психопат. Дедушка бы улыбался…
 
- Девушка! – снова заорал невростеник-невидимка, - У вас глаза светятся!!!
- Мужчина, - не выдержала Саша. – Если вы от меня не отстанете, у вас начнется светиться как минимум один глаз! Я вам это обеспечу! Найдите себе другого собеседника.
 
- Но я не шучу, - продолжал он, - Граждане, поглядите… - он зашевелился в темноте, и, видно кого-то схватил, потому что Саша услышала недовольное ворчание, - Идите сюда, гражданин.
- Что? – рядом с Сашей образовался еще один мужчина.
- Смотрите – видите? Светятся!!!
- Что?
- Глаза!
- Прекратите! – воскликнула Саша, - У вас припадок на почве страха. Стыдно, мужчина.
 
- Девушка, но у вас очень сильно они светятся, просто два синих фонаря! Я даже вижу очертания вашего лица! – мужчина обратился к новоявленному собеседнику, - Вы поглядите, ведь это очевидно!
- Ну, даже если и светятся, - резонно ответил тот. – Сейчас это какого черта нам важно?
- Какого черта? А я вам скажу!!! А такого черта, что всё, что с нами происходит – мистика. Паровозы метро не едут в другие страны, и у людей глаза в темноте не светятся! Я не удивлюсь, если вы сейчас начнем в ящериц превращаться!
- Ты, брат, телевизор слишком много смотришь, - ответил второй и исчез из поля слышимости.
 
Саша нащупала паникёра и схватила его за ворот:
- Слушай ты, фантазер из Васюкино, ты достал меня. Отстань, слышишь? По-хорошему прошу. Какие другие страны? Какие фонари? Послушай вокруг – люди сидят молча, ждут. Что ты тут устраиваешь? – она с силой отбросила его от себя.
- Да мне плевать! – кричал он. – Люди! Она ведьма! Это всё она, она наслала на нас демонов!!!
 
Кто-то его попытался осадить, Саше было смешно и противно одновременно, но уличителя нащупать в темноте было уже невозможно, а очень хотелось, чтобы дать ему как следует каблуком так, чтобы он услышал тишину…
 
Саша опустила глаза, и ее передернуло: от ладоней её рук, которые она держала на коленях, исходила чуть заметное синее свечение. Она поднесла ладони к лицу и ошалела: руки светились изнутри, как будто по венам потекла синяя, фосфорицирующая, жидкость.
 
Саша сунула руки в карманы. Стоп. Это все от страха. Но тогда… Тогда, быть может, паникёр не врал?.. Она снова вытащила руку… Светится. Мать честная!.. Саша закрыла глаза, засунула руки поглубже в карманы и подумала, что если у нее начнется светиться всё тело, этот нервный гражданин поставит на «уши» весь вагон, и Сашу просто растерзают, как инквизиторы ведьму. Она притихла и стала слушать стук колес, который четко прослушивался сквозь гул голосов напуганных пассажиров.
 
Наконец, предчувствие материализовалось:
- Глядите, она вся!!! Вся… светится!
- Точно, - раздался какой-то женский голос.
- Где? – вторил ей второй, тоже женский.
- Да вон, вон там, погляди, но видно же!
- Действительно. Ой, мамочки…
 
- Я же вам говорил! А все началось с глаз! – в голосе мужчины появились искры триумфа.
 
Саша ощутила, как невидимый поток взглядов устремлен в ее сторону. Молчаливый, испуганный, полный ненависти и какого-то неуловимого осуждения поток…
 
Внезапно вскочив на ноги, она закричала:
- Что вы все на меня уставились???
- Привидение… - проговорил кто-то…
 
- Нужно ее поймать! – послышался голос неуёмного мужчины. – Срочно поймать и связать. Пусть расскажет, что тут происходит!
 
Саша уже сама понимала, что свечение от нее исходит неимоверное. Она, как большой синий софит, отбрасывала голубые блики, и в радиусе полуметра вокруг нее даже что-то проглядывалось. Девушка сжала кулаки.
- Не подходить… - медленно, сквозь зубы проговорила она…
 
В детстве, на прогулках, дедушка учил ее приемам какой-то старинной борьбы.
- Воля, Александра! – кричал дедушка, когда в очередной раз уворачивался от ее слабеньких ударов. – Где у тебя воля!? В кулаках? Нет же! Сконцентрируйся.
 
- А как? - тяжело дыша, говорила она.
- Загляни внутрь себя! Почувствуй, где сейчас твоя злость?
- Дедушка, ну какая злость, - Саша опускала руки, - Я не могу злиться на тебя…
- Но ты же нападаешь! Нужно уметь злиться на любого противника. Забудь, что это я!
- Не могу, дедушка… - грустно говорила Саша.
 
- С такими темпами ты ничему не научишься, недоросль! – дразнил ее дедушка, и Саша снова сжимала кулаки, и концентрировалась, и в один прекрасный день почувствовала покалывания в животе, которые, словно череда новогодних лампочек, побежали вверх, вдоль пищевода, к голове, и ударили в глаза.
- Глаза! – закричала она, - Мои глаза, дедушка!.. Они горят… - она принялась тереть их ладонями. – Песок, что ли попал…
 
- Не трогай их!- воскликнул дедушка. – Вот она, твоя сила, жилище твоей воли, твое оружие!
 
Саша поглядела на дедушку с недоверием: он, конечно, был удивительный, но все же иногда и она его не понимала.
 
- Саша, не пытайся всё это осознать. Ни к чему это. – сказал дедушка, - Давай, лучше, продолжим наши упражнения, только теперь соберись, и всю силу, которую ты пыталась вложить в свои руки, направь в глаза.
- Дедушка… – покосилась на него Саша, - Как это, а?
 
Тут, как обычно, в самый важный момент, появилась баба Зоя. Она обсыпала дедушку проклятьями, схватила Сашу за руку и увела домой.
 
Теперь, в темном вагоне, вспомнив ту историю, Саша подумала, что, быть может, настал момент опробовать дедушкину методику. Все равно терять было нечего. Одной – против битком набитого вагона…
 
А люди молча подступали. В воздухе царила воинственная тишина, в которой глухо отдавались невидимые и неслышные приближения.
 
Саша расслабила руки. Глаза. Как же?.. Как же это сделать? Саша напряглась, как перед прыжком, и тут начались те самые покалывания – они струёй ударили в глаза, которые внезапно загорелись. Саше казалось, что языки пламени взорвались в глазницах, это было немного неприятно, но, тем не менее, страх прошел, а сознание превратилось в комок злости и силы. Два мощных синих луча прорвали темноту вагона. Послышались крики. Кто-то упал на пол.
 
- Они горячие, я обожглась! – выкрикнула какая-то женщина.
- Послушай, девочка, - сказал какой-то старик. – Выключи эти свои лазеры. Мы тут все в одной на всех заднице. Если уж хочешь повыпендриваться, сходи к машинистам, и посмотри что там у них.
 
Предложение было логичным, Саша высветила из темноты дверь в следующий вагон, кто-то отомкнул замок, и девушка пошла вперед, через расступающуюся толпу. Люди расступались молча – они почему-то всё понимали, и в каждом вагоне её ждали открытые двери.
 
Наконец, она приблизилась к кабине машиниста, толкнула дверь и остановилась в растерянности. Кабина была пуста. Синие лучи заметно потускнели, а потом и вовсе погасли. Саша подошла к микрофону.
Наклонилась и сказала:
- Вниманию пассажиров! Если кто-то умеет водить поезд метро. Пройдите к машинисту. Опасности никакой нет.
 
Конечно, в длинном поезде водителей было предостаточно, но кто поверит, что нет никакой опасности, когда поезд мчится неизвестно куда, в полном мраке, на дикой скорости… Поэтому пришел только один. Молодой белобрысый парень. Он осторожно выглянул из-за двери.
- Да входи, - сказала Саша, - Не бойся. Как тут вообще разбираться?– она кивнула на панель управления.
 
Парень сел на место машиниста:
- А куда ехать?
- Не знаю, вообще-то…– пожала плечами Саша, - Ну ты сиди пока, если чего увидим… - она снова наклонилась к микрофону, - Пассажиры, света пока не будет, но можете успокоиться. Это говорит Саша, ну…которая с синими глазами…
- А меня Вова зовут. – зачем-то произнес парень.
 
На стене за окном появился указатель, на нем было что-то написано, но Саша не смогла разобрать – что именно. Тем не менее, он указывал на туннель слева.
- Налево давай, - скомандовала она Вове.
 
Тот повернул. Вскоре за стеклами стало светлеть, и поезд выехал на освещенный солнцем перрон, за которым виднелись высокие дома.
- Город, - сказала Саша, наклонившись к микрофону. – Сейчас мы сделаем остановку, и кому нужно, быстро выходите.
 
Она обратилась к Вове:
- Стоп.
 
Поезд остановился.
Из вагонов стали вываливаться люди. Казалось, весь поезд рванул на этот перрон.
- Вы поаккуратней, граждане, - сказала Саша, - Я не знаю, какой это город. Не торопитесь. – она оторвалась от микрофона, - Вова, поехали.
Поезд помчался дальше, снова окунувшись в темноту тоннеля.
 
Следующий указатель показывал направо.
 
Перрон утопал в зарослях зелени. Саша увидела обезьяну, проскакавшую по платформе.
- Граждане! – сообщила Саша, - Тут лес какой-то, ну вы сами видите. По-моему… - она понизила голос, - Это Африка…
 
Люди выкатывались из поезда, как мячи – им было все равно – Африка, Арктика, Уругвай – лишь бы вон из поезда.
- Двери закрываются! – Саша взяла микрофон в руку.
- И долго это всё? – спросил Вова, когда они поехали дальше.
- Откуда я знаю? – сказала Саша, вглядываясь в темноту туннеля, чтобы не пропустить очередной указатель. – О! Вправо давай.
 
Когда они выехали на свет, Саша выронила микрофон и застыла с полуоткрытым ртом.
- Останови. – тихо сказала она.
 
Поезд встал.
 
За окнами, облизывая стекла синими языками, плескалось море, а в вышине, отделенное обширным небесным пространством, виднелось еще одно, такое же, море – синее и манящее.
 
- Выпусти меня… - сказала Саша, - И езжай дальше. Вы доедете. Теперь доедете сами…
Она наклонилась к микрофону:
- Здесь не выходим, едем дальше!
 
Вова открыл дверь, и Саша вынырнула из поезда, который тут же помчался дальше.
 
Девушка плескалась в волнах, теплых и синих-синих… Вот оно, море под водой. Она нашла его! Дедушка. Знал бы ты…
 
Саша взмыла вверх, к поверхности, и, вынырнув, увидела невдалеке от себя лодку, на борту которой сидел…дедушка и хитро улыбался:
- Ну что, внучка, убедилась? – хихикнул он, помогая Саша взобраться в лодку.
- Эх, девонька, промокла вся, - услышала девушка голос бабы Зои.
 
- Бабушка, и вы здесь?
- А куда я денусь, что этот придурошный без меня делать станет? Давай, переоденься и я тебя покормлю…
 
- Я так и знал, что когда-нибудь ты сюда попадешь, потому что ты всегда верила, - дедушка погладил внучку по волосам.
 
Лодка спокойно покачивалась на волнах. Было тепло и спокойно. Саша обняла дедушку и уткнулась носом в его шершавый подбородок.
- Ладно вам сюсюкаться, - засмеялась баба Зоя. – Переодевайся давай…
А сверху глядело на них второе море, в котором отражалась точно такая де лодка. С тремя людьми на борту…
 
- Полная эвакуация!!! – милиционер подлетел к Артему, который стоял на платформе станции «Невский проспект» и глядел на снующих туда-сюда людей,- Оглох, парень, что ли?
- А что случилось-то? – он пошел вперед, подталкиваемый стражем порядка, - Я девушку жду…
- На улице подождешь…
- Да что произошло?
- Поезд взорвался, целый поезд, три станции перекрыло…
- Из-за чего? – спросил Артем, но милиционер, отправив парня на эскалатор, уже занялся кем-то другим.
 
Артем набрал номер Саши. «Абонент вне зоны».
 
«Странно, у нее всегда в метро ловил…» - подумал он, - «Ладно, на улице позвоню. Наверное, с другой станции выбирается…»
Дата публикации: 17.02.2006 04:14
Предыдущее: Женщина, которая Довлатова видела.Следующее: Мой друг Шурик.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта