Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Второй этап Литературного конкурса «Притча о писателе"

Все произведения

Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Сутаник
Объем: 35314 [ символов ]
О СМЕХЕ И ЖИЗНИ
О смехе нужно писать интересно,
либо не писать вообще!
Л.В. Карасев
По природе свой я был всю свою жизнь довольно смешлив.
Я веселый человек!
Я люблю юмористические журналы, остроумную карикатуру и крепко просоленный, как голландская селедка, анекдот; бываю в театре легкой комедии и даже не прочь заглянуть в кинематограф: там тоже изредка показывают не лишенные юмора вещицы.
В годы юности я смеялся почти без видимых причин, но с годами это свойство постепенно ослабевало, а затем и вовсе куда-то пропало.
Смех, спасительный, как антибиотик, возникал во мне всё реже и всё осторожнее.
Могу признаться, что из всех своих жизненных потерь я сильнее всего ощущаю именно уплощение эмоций и смеховую атрофию, неспособность к безудержному, всепоглощающему веселью.
Постепенно я пришел к убеждению, что когда наступает такая атрофия, начинается пора, во время которой в человеке перегорает бесценная часть его сознания, повисая в организме безжизненной тряпкой, как сожжённые электрические провода.
Теперь я всё чаще вспоминаю, как смеялся в молодости со своими милыми друзьями, как буквально утопал в чудовищном смехе, погружаясь в него по макушку, чуть не погибал в нём, а когда всплывал из пучины всхлипов, то был обессилен и скрючен, но счастлив до изумления.
Шмели смеха просверливали во мне в те времена сквозные дырки, через которые в душу проникал упоительный ветер свободы, который гулял и распахивал, как форточки, каждую клетку организма.
Всякий день в те времена гудел вокруг праздничными колоколами, не давая передышки, обещая всё новые и новые удачи, и откровения. Но с годами колокола эти звучали всё глуше и глуше.
Я заметил, что теперь постаревшие одновременно со мной, друзья тоже смеялись всё реже и реже, да и встречаться они стали друг с другом тоже реже, от случая к случаю.
И всё таки смех сопровождает человека в течение всего времени его жизни.
Смех следит за временем, он измеряет время нашей жизни.
Смех тянет человека в будущее, ибо знает, что оно возможно и осуществимо.
Смех – это всегда радость и свет.
Помните «ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ» неподражаемого Велимира Хлебникова, написанное им в далёком 1908 году?
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачий!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
 
Природа смеха многофакторна. Она зависит от среды обитания и от окружения человека. От его воспитания и мироощущения. Мы не можем понять над чем буквально умирают от смеха иностранцы, а те слушают с кислой миной на лице великолепные с нашей точки зрения анекдоты и интермедии.
Смех... Странный феномен, присущий только человеку и незнакомый остальному животному миру. Животное знает слезы, но не знает смеха.
Ведь со дня возникновения христианства, смех - признак человеческого: «человек есть животное мыслящее, смертное и способное смеяться».
Максим Горький писал: «…смеется – значит, не скот», - что лишний раз подтверждает уже сказанное.
Один художник нарисовал смеющуюся корову, чем вызвал удивление и негодование публики.
- Ну, где вы видели, чтобы корова смеялась?
Что ж, подойдя к делу понаучному, признаем, что коровы действительно не смеются. Более того, не смеются и самые близкие к нам животные — человекообразные обезьяны.
Голли¬вудская же улыбка макаки резус, которая длительное время приводила ученых в заблуж¬дение, — не что иное, как гримаса агрессии.
Мне например абсолютно ясно, почему не наделены смехом и чувством юмора животные.
Над чем смеяться к примеру павиану? Над голой красной задницей своего сородича, так и у него самого задница точно такая же? Смеяться над гнилым бананом, который тот только что проглотил? Так и он сам сьел вместе с ним точно такой же.
Другое дело человек.
На одном одеты рваные джинсы по моде, а на другом согласно всё той же моде кружевные до колен панталоны. Оба смотрят друг на друга и хохочут, так как не могут понять, как можно носить другую столь не модную и смешную с их точки зрения одежду. Или один повесил себе на губу серёжку, второй - на пупок колокольчик, а третий, простите за выражение, проткнул кожу детородного органа английской булавкой. Все трое довольны и всем троим весело и смешно.
Возьмем ещё один элементарный случай смешного: человек поскользнулся на арбузной корке и упал, а другой засмеялся.
Будет ли смеяться в этом случае орангутанг или павиан? Да ни в коем случае, они даже не обратят внимания на такую мелочь жизни.
Так, может, человек стал человеком не толь¬ко потому, что начал трудиться и разговаривать, но и потому, что в один прекрасный день взял и расхохотался?
Только что его так рассмешило?
Версия первая: Впервые человек рассмеялся с горя, и ему сразу стало легче.
У животных же нет такой необходимости — у них в естественных условиях никогда не бывает стресса.
Почему? Да потому что они жи¬вут минутой. У них и горе короткое, и печаль мимолетна.
Бежит заяц от волка - в этот момент ему плохо, страшно. А вот убежал, спрятался в норку, отдышал¬ся - тут ему уже все нипочем. И никаких комплексов неполноценности или леденящих душу воспоминаний.
Мы же свои не¬приятности мысленно растягиваем на не¬дели, по сто раз прокручиваем в голове, а еще прибавляем к ним заблаговременные, пре¬вентивные, так сказать, переживания — как же тут без стресса?
Когда первобытные люди качали страдать от стрессов, им, чтобы выжить, пришлось изобрести свое¬образный переключатель с отрицательных эмоций на положительные. Таким переключателем и стал смех.
Это было великое изобретение.
И как всегда бывает, первый хохотун понятия не имел о тех последст¬виях, к которым приведет его открытие.
По всему получается, что смех — это великолепный «ластик» для отрицательных эмоций.
Эксперименты по¬казывают, что человек с улыбкой на устах легче переносит физическую боль, чем че¬ловек с гримасой страдания.
Уже утвердилась в учебниках психоло¬гическая теория обратной связи: нам гру¬стно. Потому что мы плачем, и нам весело, потому что мы смеемся. Но дело не толь¬ко в эффекте «надетой маски».
Совсем недавно при изучении электрической активности мозга ученые заметили, что во время трапезы, прослушивания музыки и других приятных процессов в коре головного мозга и в некоторых подкорковых центрах возникают высоко амплитудные медленные ритмы — своеобразные ритмы удовольст¬вия. В нас заложена потреб¬ность в смехе так же, как и в умных мыс¬лях.
Смеющемуся человеку нуж¬на компания?
Обязательно!
Вернемся на несколько миллионов лет назад — к первобытным людям.
Первые пят¬надцать тысяч лет истории человечества — это стремительное, необузданное расселение человеков прямоходящих по земле. Ни один вид животных не расселялся по планете с таким размахом.
Что же гнало по Земле наших плохо приспособленных к жизни, техни¬чески никак не вооруженных предков?
Уместиться-то они все могли на сравни¬тельно небольшой территории — общая численность человечества была мала. Да и за пропитанием не надо было далеко ходить.
Так нет же — по суше и по морю, рискуя жизнью, они разбегались в раз¬ные стороны.
Почему?
В наших предках взыграл дух проти¬воречия. В нас ведь тоже есть потреб¬ность в определенной дозе одиночества. Бремя меж индивидуального общения сна¬ряжало первобытных людей в дорогу. Но вот бежать становилось некуда — во вся¬ком случае, на доступных тогда средст¬вах передвижения.
Именно тогда, чтобы противо¬стоять «гнету» окружающих, согласно ги¬потезе, возникли разные языки.
Ну, а что же оставалось говорящим на одном языке?
Они начали смеяться — в ответ в тех случаях, когда не хотели под¬чиниться чужому мнению, когда стара¬лись не уступить чьему-то нажиму...
Интересно порассуждать о видах смеха.
Может быть, такой разговор будет не более как игра ума, мертвая схоластика, бесполезная в жизни философема?
А какая разница, что это будет. Поговорим и всё.
Уже в древности философы пытались создавать свои классификации источников улыбок и смеха.
Вот одна из них, придуманная Марком Фабием Квинтилианом.
Urbanitas (изысканность)
Venustum (грациозность)
Salsum (пикантность)
Facetum (шутливость)
Jocus (остроумие)
Decacitas (подтрунивание ил по современному - стеб)
 
Кому как, а мне нравится, как мыслил Марк Фабий.
Говорят, например, что комичны недостатки людей. Очень может быть…
Но также совершенно очевидно, что недостатки людей могут быть и не комичными. Нужно еще установить, какие именно недостатки и в каких случаях могут быть смешными и в каких нет.
В их определении частенько ошибались даже величайшие философы.
Так Шопенгауэр утверждал, что смех возникает тогда, когда мы внезапно обнаруживаем, что реальные объекты окружающего нас мира не соответствуют нашим понятиям и представлениям о них. Перед его воображением носились, очевидно, случаи, когда такое несоответствие вызывало смех.
 
Однако, мне кажется, что не лишним будет вспомнить о более интересной попытке перечисления видов смеха, сделанной не философами и не психологами, а теоретиком и историком советской кинокомедии Р. Юреневым, который написал так.- Смех может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень – веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый смех!»
Оцените классификацию. Не правда ли, она просто великолепна по богатству и яркости определений. А всё потому, что получена не путем отвлеченных размышлений, а из жизненных наблюдений.
Ещё один из авторитетных исследователей сущности В. Пропп утверждает, что существует шесть разных видов смеха, определенных в основном по психологической окраске.
Прежде всего это смех насмешливый. Именно этот и только этот вид смеха стабильно связан со сферой комического. По его утверждению вся огромнейшая область сатиры основана на смехе насмешливом. Этот же вид смеха чаще всего встречается в жизни.
Если всмотреться в картину Репина, изображающую запорожцев, которые сочиняют письмо турецкому султану, можно увидеть, как велико разнообразие оттенков смеха, изображенного Репиным, - от громкого раскатистого хохота до злорадного хихиканья и едва заметной тонкой улыбки.
Однако, как утверждает Пропп, легко убедиться, что все изображенные Репиным казаки смеются одним видом смеха, а именно смехом насмешливым.
Искренний смех это не натянутая улыбка, с которой мы выслушиваем анекдоты друзей и в морщинках вокруг глаз прячем не веселье, а неловкость и даже стыд; это не смех сангвиника — продолжительный, раскатисто-свободный грохот, которому завидуют прохожие и соседи столу, квартире или по вагону.
Искренний смех - это хохот, властно овладевающий не только лицом, но и всем вашим телом. Он может по полчаса душить и бить ваше тело, как в коклюше, он выворачивает весь ваш организм наизнанку, бросая его на траву, на постель, на пол, скрючивает ваши руки и ноги, сокращая их мускулы в таких жестоких судорогах, что окружающие могут начать опасаться за вашу драгоценную жизнь.
Чуждый притворства, искренний до глубины души, — это тот редкий и счастливый смех, который оставляет светлый след на всю вашу жизнь и в самой глубокой старости, когда все уже пережито, похоронено, забыто, — вызывает отраженную улыбку.
Искренний чистый и приятный смех составляет одно из украшений нашей жизни, быть может, даже наивысшую ценность ее.
Даже неискренние слезы как-то допустимее, нежели неискренний смех. Обращали ли вы внимание, что самая плохая актриса на сцене плачет очень недурно, а для хорошего смеха на той же сцене нужен уже исключительный талант?
А как могу я искренно смеяться, если меня заранее предупреждают: вот это тот ещё анекдот — смейтесь! Вот это юмористический журнал — хохочите на весь гривенник! Я конечно улыбаюсь, так как воспитан и знаю приличия; иногда, если этого требуют настойчиво, произношу: ха-ха-ха, и даже гляжу на незнакомого соседа, как бы и его привлекая к общему веселью, но в глазах моих живёт только притворство, а в душе - скорбь.
Так что же такое смех без искренности?
Это гримаса, это только маска смеха, кощунственная в своем наглом стремлении подделать жизнь и самое правду
Смех – это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного ожидания в ничто,- так писал умный Эммануил Кант в своей “Критике способности суждения”.
Ещё один вид смеха - это безобидный смех.
«Ничто так не сближает людей, как безобидный смех» - писал Лев Николаевич Толстой.
Многие очень серьезные люди считают смех занятием пустячным. По их мнению, в такое сложное время, в которое мы живем, не до смеха. К сожалению, они не понимают, что если бы мы побольше смеялись и улыбались, то и наше время было бы не таким сложным.
В Библии говорится: Веселое сердце благотворно, как врачевание, а унылый дух сушит кости (Притчи Соломона, 17,22).
Трудно сказать, какие именно физиологические и психические изменения, вызываемые юмором, происходят в организме человека, но то, что они происходят и благотворно влияют на человека, — это можно считать уже доказанным.
Всё тот же Кант в книге Критика чистого разума писал, что смех дает ощущение здоровья, активизирует все жизненно важные процессы.
У часто смеющегося человека усиливается перистальтика кишечника и движение диафрагмы, достигается гармония души и тела. Позднее все эти утверждения немецкого философа были подтверждены данными науки.
Во время смеха работает гораздо больше мускулов, чем обычно представляется: это не только мышцы лица, но и брюшного пресса и диафрагмы желудка.
Мудрый Бхагаван Шри Раджниш утверждал, что смех идет только от здоровья. Что он есть некая переливающаяся через край энергия. Именно поэтому дети и смеются таким тотальным смехом: В него включается все их тело, каждая клетка, каждый нерв.
В природе есть феномен, который незаконно присвоил себе имя смеха, хотя таковым не является. Это – н а с м е ш к а.
Подлинный смех есть свидетельство миру о его пригодности для жизни, поэтому он есть акт внешнего жизнеутверждения. Насмешка над плохими и глупыми окружающими людьми есть внутреннее свидетельство самому себе о своем величии, которое ведет к раздуванию гордыни, к желанию “быть как боги” и дальше к банальной истории отпадения от Бога и гибели. Таким образом, насмешничество есть утверждение смерти.
Сегодня все каналы телевидения буквально заполонены смехачами, поставившими свое дело не индустриальную ногу. Петросяны, Задорновы, Шифрины изо всех сил смешат публику, но то, что они ей предлагают – вообще не смех. Это предложение всласть понасмешничать над недоумками, которые живут вокруг нас в таком изобилии, и испытать радость фарисея: “Хорошо, что я не такой, как они!”
Разве это смех, разве это жизнеутверждение?
Нет, это провоцирование самодовольства и без того имеющих о себе завышенное мнение обывателей, ведущего к их духовной смерти.
Некоторые самоотверженные сатирики даже себя не жалеют, изображая таких дебилов, по сравнению с которыми и последний дурак чувствует себя гением и хохочет тем самым хохотом, который извергался из глотки Мефистофеля.
Смех и улыбка.
Всегда отличается улыбка и смех. Первое всегда идет как «смягченный, умиротворенный, ослабленный, оженствленный смех». Смех же наоборот подчеркнуто бунтален. И, насколько бы он не был обоснован и интеллектуален, он все равно звучит грубее, чем мягкая улыбка. Она – знак мистической радости, знак благорасположения и уважения. Улыбка – знак доброжелательности, желания быть понятым и понять другого.
Но, несмотря на все сказанное выше, улыбка столь же многозначительна, как и любой другой знак чувства.
Например, в произведении М. Горького «Мать» можно насчитать как минимум шесть разнообразных типов употребления слова улыбки: улыбка, выражающая мистическую радость и уважение, улыбка-покаяние, тихая улыбка, улыбка всепрощающая, улыбка виноватая, улыбка мечтательная.
Действительно, улыбка всегда направлена во вне. Она ничего не ждет от другого, и чаще всего позволяет надеяться, верить, а главное – мечтать. Однако улыбка может нести в себе ненависть, ехидство и презрение:
Самое главное отличие улыбки и смеха в том, что смех – это, прежде всего звуки. Даже определение из словаря тому подтверждение: «Смех – выражающие полноту удовольствия, радости, веселья ил иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными выдыхательными движениями».
Если смех беззвучен, то это некая аномалия, которую психологи выделяют в отдельную категорию - «беззвучный смех».
Улыбка, в отличие от смеха, тиха и не слышна, она никогда не бывает ни громкой, ни кричащей. Улыбка появляется раньше смеха.
Возможно, что смех – это некое внешнее, бурное проявление внутренней улыбки.
Это еще одно доказательство, что смех и стыд - перевернутые двойники: вершина смеха – смех над собой, высшая точка стыда – стыд за другого.
Смех символизирует собой движение, обновление, рождение, а стыд – скованность, умерщвление.
Подлинные смех и стыд всегда идут от ума.
В смехе от души, в радости или, по крайней мере, в ласковой улыбке – во всех светлых чувствах нет ничего злого. Смех здесь - выражение жизнерадостности, жизненных сил и энергии.
Специалисты утверждают, что способность к веселью не дается человеку от рождения.
Малыши учатся улыбаться в первые два месяца своей жизни, смеяться же начинают только к концу третьего месяца.
Наиболее «веселым» считается возраст шести лет, когда ребенок хохочет по триста - четыреста раз в день!
Для сравнения: взрослый человек улыбается в день не более пятнадцати раз.
Интересно, что продолжительность смеха постоянно сокращается. Если в 1930 году французы в среднем смеялись девятнадцать минут в день, то в 1980 году – только шесть минут.
Зарубежные исследования показали, что на благополучном Западе в настоящее время 80% респондентов жалуются, что хотели бы, да вот беда, не могут смеяться больше.
Оставим не желающих смеяться в покое, и продолжим наши рассуждения.
С развитием ребенка смех развивается вместе с ним, не избежав влияния окружающего мира.
Младенческая улыбка загадочна и символична. Радость, переполняющая ребенка, видящего как входит мама, подобна восторгу играющего щенка, чистого, самостоятельного. Но, что легко заметить, смех взрослого резко отличается от смеха ребенка. «Взрослый» смех зачастую непонятен еще не развившемуся малышу, и он начинает смеяться, словно копируя родителей. Смех становится более формальным, поверхностным.
Начав смеяться, человек уже не в силах противостоять этой «икоте разума».
Ему остается лишь ждать, когда это «безобразие» прекратится.
Энергия смеха приходит к нам извне.
Смех – это одновременно продукт равнодушия и спокойствия, и в то же время – сильнейшая эмоция, имеющая выраженное «общественное значение».
Кроме того, смех – дитя интеллекта, но бессознателен и неосознаваем в своих истоках. Он родствен эстетике, но не умещается в ее границах.
Один смех способен раскрыть тайну человека, показать его ум и душу, дает возможность раскрыть тайну лица. Ничто не открывает сути человека как его смех.
Смех может открывать как положительные, так и отрицательные стороны в характере любого героя.
Подлость, глупость, хитрость - смех все обнаруживает, как бы хозяин этих чувств не маскировался. Заслышав, как человек смеется, можно рассказать почти все о его привычках, о его круге общения и много что еще.
Нужно отметить, что одухотворенные люди смеются особенно талантливо.
Разве не прекрасен смех чистой невинной девушки?
Когда она смеется, то душа раскрывается, как роза, и все тянется к ней. Боже, какой это смех! Он звучит, как серебряный колокольчик. Он проникает в вас и рассыпается золотистыми искрами, переливаясь чудесными трелями. Наверное, именно так веселится сам ангел небесный.
А как смеются дети? Это тоже ангельский серебристый смех. Смех неиспорченных душ. А теперь вспомните, хотя бы по фильмам, как смеются уголовники в своих компаниях? Это скотский гомерический смех. А ведь когда-то и они тоже были невинными детьми и смеялись так же звонко и искренне. Что происходит с душами, то же происходит и со смехом.
Говорят, о лице незнакомого человека трудно бывает сказать, симпатичное оно или неприятное, до тех пор, пока он не засмеется.
Но почему именно смех открывает человека? Отчего именно смех «предает» смеющегося, показывая в нем то, что сам человек пожелал бы скрыть?
Смех предает потому, что исходит не от нас, как мы наивно полагаем, а приходит извне, как принудительная всепобеждающая сила.
Смех - это особая форма принуждения. Он способен не только придавить нас к земле, но и поднять вверх, задержать или вообще отодвинуть в сторону. Смех волен делать с нами все, что пожелает. Он свободен по-настоящему, а мы, смеясь, испытываем лишь иллюзию свободы, спеша назвать в романтическом упоении и смех, и свободу своим достоянием.
Для смеха нет тайн в человеке. Вот почему он так легко открывает и выводит напоказ все то, что человек хотел бы скрыть от других или от самого себя.
Смех говорит не только о том, как и над чем человек смеется, но и о том, как он способен страдать или гневаться. В мгновение улыбки мы, кажется, столь же мгновенно прорываемся сквозь все заслоны внешнего, наносного в человеке и притрагиваемся к самой его сути.
Смеясь, человек предает себя. Другое дело, что для кого-то это предательство оказывается счастливым: красота души расцвечивает лицо светом улыбки, какую можно обыкновенно увидеть на детских лицах. Вот почему смеха интуитивно боится тот, кто чувствует в себе некий душевный изъян.
В «Подростке» Ф.М. Достоевского мы и вовсе обнаруживаем готовую формулу:
«…Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит хороший человек. … Смех есть самая верная проба души».
Характер человека может определяться по самым различным признакам: поступкам и поведению, по жесту или позе, в том числе по взгляду, улыбке или смеху.
Как бы вы не смеялись - громко и заливисто, потихоньку, смущенно, насмешливо, звонко или с хрипотцой - всегда смех в какой-то мере соответствует вашему характеру.
Вот некоторые из таких примеров.
Человек при смехе касается своих губ мизинцем или указательным пальцем. Это часто означает, что он имеет свои собственные, порой странные для окружающих представления о том, «что прилично, а что - нет». В частности, он уверен, что неприлично смеяться громко, показывая все тридцать два, даже белоснежных и блестящих после пасты Блендамет, зуба. Если вы хорошенько прислушаетесь, то смех такого человека больше напоминает лживое хихикание: он как будто заранее извиняется, что позволил себе столь яркое проявление чувств. Об этом человеке можно сказать, что для него крайне важно то, как он выглядит в глазах окружающих и то, что они о нем думают. Он, с одной стороны стремится быть в центре внимания, а с другой, чувствует себя при этом крайне неуверенно, как будто внимание это незаслуженное. Но поверьте на слово, стойко держаться за свое мнение и спорить с вами по малейшему поводу он, скорее всего, не будет.
Кстати, если так смеется женщина, то, скорее всего, женственность у нее в крови, даже если она и сама об этом не подозревает.
Другой пример. Рот, прикрытый при смехе рукой означает, что перед вами человек не очень уверенный в себе. Его очень легко смутить и заставить покраснеть. Такой, вообще, редко смеется, предпочитая ограничиваться улыбкой. Из-за своего смущения он может показаться сдержанным и малоэмоциональным, однако это не так. Скорее всего, в нем постоянно идет напряженная работа по внутреннему самоанализу: он склонен к самокритике, а также рефлектировать по поводу и без повода. Даже смеясь, он старается не показывать окружающим свою внутреннюю жизнь.
Попадаются гомосапиенсы, которые при смехе держится рукой за голову. Смех у них чаще всего очень приятный, открытый и искренний. Задор и непосредственность молодости такие хохотуны сохраняют до глубокой старости. Они немного мечтатели и фантазеры, что в реальной жизни может создавать им немало хлопот. Иногда им не хватает целеустремленности, умения не отвлекаясь, доводить начатое до конца. А иногда подводит излишняя импульсивность и готовность следовать за чувствами, а не за разумом. При всём этом они очень приятны в общении, добры и открыты.
Привычка морщить при смехе нос присуща людям эмоциональным. Их легко вывести из себя, но быстро приходящих в равновесное состояние. Часто такой человек излагает свои мысли в приподнятом тоне, громким и выразительным голосом, перебивая собеседника. Спорить с таким человеком бесполезно, так как любое противодействие рождает в нем бурю эмоций, которая накроет вас с головой.
Вот ещё один тип людей: Прежде чем рассмеяться они наклоняют голову. Смех их рождается как-то незаметно и звучит совсем не громко. Такая манера присуща чаще женщинам, но встречается и у мужчин. Такой человек всегда незаметен, старается держаться в тени, мало и тихо говорит. Стать объектом всеобщего внимания для него крайне болезненно, поэтому он всячески пытается этого избежать. Такой тип людей, даже если они уверены в своей правоте и могут дать многим сто очков вперед по компетентности и профессионализму, - все равно, не будет настаивать на своей точке зрения, а постарается «уйти в тень», особенно при столкновении с напором и наглостью собеседника. Любая грубость для него неприемлема и больно ранит его. А критика воспринимается, как нечто неизбежное и вполне им заслуженное. Любая ситуация, где его пытаются оценивать является для такого человека настоящей травмой. Еще одно качество таких тихосмеющихся – доброта и готовность помогать другим, забыв свои интересы.
Громкий смех, с откинутой головой и широко открытым ртом присущ людям темпераментным, хорошо знающим, чего они хотят и умеющим убедить в этом других. Чаще всего так смеются прирожденные лидеры, не знакомые с сомнениями на свой счет и умеющие владеть аудиторией. Самооценка такого человека, как правило, слегка завышена, а жизненные притязания велики. Он умеет добиваться поставленной цели, чаще, благодаря своей воле и сильному самоконтролю. Такие люди прекрасно владеют собой в любых ситуациях. Они могут быть в своих поступках жесткими и даже жестокими, но зато на них можно положиться в трудных случаях. Только к ним не нужно лезть со своими советами: они все решат за вас.
Человек, зажмуривающий во время смеха глаза скорее всего обладает незаурядным интеллектом, уверен в себе и в большинстве случаев весьма уравновешен. Он может быть склонен к педантизму, все в его жизни «разложено по полочкам» и любое отступление от привычного может повергнуть его в легкую панику. В достижении своей цели такой человек упрям, напорист и неутомим. Он, скорее, хороший исполнитель, на которого можно положиться, но не нужно ожидать от него спонтанности и креативности.
Человек, у которого нет постоянной манеры смеяться, скорее всего - индивидуалист, во всем привыкший руководствоваться собственным мнением, суждениями и жизненным опытом. Для него не существует негативного опыта - из любой неудачи он извлечет пользу. Вот уж кто не «наступит второй раз на одни и те же грабли»! Кроме того, он прекрасно принимает на себя любые роли, может быть разным в разных ситуациях и тонко чувствовать собеседника и ситуацию.
Не исключено, что в каком-то описании вы узнали своих знакомых, а, может быть, и себя. Если нет - не расстраивайтесь: над любыми несовпадениями всегда есть повод весело посмеяться.
 
Сегодня смехотерапия стала настолько популярной в западных странах, что можно уже говорить о нескольких различных школах такой науки со странным названием "гелотология" (gelos в переводе с греческого - "смех"). Её основателем считается американский журналист Норман Казинс.
Сейчас смехотерапевты-гелотологи особенно популярны в США, где уже можно найти около тысячи подобных специалистов. Казис и другие гелотологи советуют своим пациентам смотреть определенные юмористические каналы и видеозаписи. Они рекомендуют получше запоминать смешные эпизоды жизни и время от времени припоминать их, а лучше даже записывать в свои "юмористические дневники".
Интересно, что помимо шуток, вызывающих смех, гелотологи считают полезным также и прослушивание чужого смеха. К примеру, австрийское общество связанных с депрессией заболеваний выпустило лечебный компакт-диск, на который записано 20 минут смеха знаменитостей, включая олимпийского чемпиона по лыжам, исполнителя песен, губернатора и бывшую звезду футбола.
Существует ещё одно крупное направление смехотерапии - "йога смеха". Оно отличается тем, что наиболее коммерциализировано.
Основатель этого вида "йоги", бомбейский доктор Мадан Катариа, еще в 90-е годы умудрился организовать смехотерапевтические занятия в ряде крупных корпораций, среди которых Electrical Products of India и Hewlett-Packard. Основная идея Катариа - научить человека смеяться легко, естественно и часто. Во время занятий "адепты" практикуют различные виды смеха, причем не только известные, как "приветственный смех" и "извиняющий смех", но и довольно неожиданные: "смех льва", "смех мыши", "смех дверного замка".
Сейчас "йога смеха" переживает настоящий бум.
Во Франции за последние несколько лет было открыто более 30 клубов смеха, а в Германии - более сорока. Всего же в Европе и Америке таких клубов более восьмисот. Более того, определилась и всемирная столица смеха: это город Штутгарт, где уже несколько весен подряд проходит международный Конгресс лечебного смеха.
В этих клубах любой желающий может за три евро поучаствовать в сеансе смехотерапии по методу Катариа.
Утверждается, что один сеанс дает заряд бодрости на целую неделю.
Фрейд открыл спонтанность смеха; смех ходит сам по себе и уходит, когда захочет, он сам себя захватывает врасплох в своем приходе к присутствию, воображает себя непредстави¬мым удовольствием и заходится в себе по своим ритмам: он есть желание представления, которое исчезает в присутствии , и ответное желание присутствия, которое исчезает в своем пред¬ставлении.
О пользе смеха говорили многие известные люди. Более ста лет назад великий философ Фридрих Ницше вложил в уста своего героя Заратустры такие слова: "десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, это отец скорби".
Смех высвобождает эндорфины. Умные медики так называют гормоны счастья, которые помогают нам избавиться от раздражения и грусти.
Более того эндорфины, которые вырабатываются, когда человек смеется являются естественными болеутоляющими. Когда вы смеетесь, вы отвлекаетесь от плохого самочувствия и хотя бы на несколько минут забываете о боли. Даже если вы просто представите себе, как недавно смеялись, настроение сразу же улучшится. Исследования британских психологов показали, что после просмотра смешного фильма уровень раздражения у человека снижается в несколько раз.
Если вы часто смеетесь, можете забыть о дорогих лечебно-косметических процедурах для улучшения кожи, потому что смех тонизирует мышцы лица и улучшает циркуляцию крови, благодаря чему появляется естественный румянец.
Смех помогает бороться с инфекциями. После минуты искреннего смеха организм выбрасывает в дыхательные пути большое количество антител, которые защищают от бактерий и вирусов. Смех также увеличивает выработку лейкоцитов, борющихся с различными заболеваниями, в том числе с раком.
Благодаря смеху расширяются кровеносные сосуды и кровь лучше циркулирует. Десять минут смеха могут существенно снизить кровяное давление и уменьшить риск возникновения холестериновых бляшек. Смех помогает даже тем, кто пережил сердечный приступ, - врачи считают, что хорошее настроение снижает вероятность второго приступа.
смех помогает нам избавиться от физического и эмоционального напряжения. Ученые утверждают, что минута искреннего смеха равноценна 45-тиминутной глубокой релаксации.
Фактически смех - это один из видов аэробных упражнений, потому что, смеясь, вы вдыхаете больше кислорода, что стимулирует работу сердца и циркуляцию крови. Он даже считается «внутренней» аэробикой, так как во время смеха происходит массаж всех внутренних органов, что позволяет им работать более эффективно. Смех также хорош для укрепления мышц живота, спины и ног. Одна минута смеха равносильна десятиминутным занятиям на весельном тренажере или пятнадцати минутам езды на велосипеде. А если вы будете от всего сердца смеяться в течение одного часа, то сожжете до 500 калорий, столько же можно сжечь, быстро бегая в течение часа.
Смех – замечательный «массажист». Мышцы брюшного пресса, напрягаясь от хохота, улучшают работу кишечника и других внутренних органов.
Речь идет не об истерическом, отчаянном, горьком, а именно о здоровом веселом смехе.
В завершение всех рассуждений не грех не упомянуть Довлатова.
В одном из своих рассказов он написал: "У моего дяди были ребятишки от некой Людмилы Ефимовны. Мой дядя с этой женщиной развелся. Платил алименты. Как-то он зашел навестить детей. А Людмила Ефимовна вышла на кухню. И вдруг мой дядя неожиданно пукнул. Дети стали громко хохотать. Людмила Ефимовна вернулась из кухни и говорит.- Все-таки детям нужен отец. Как чудно они играют, шутят, смеются!"
Воистину прав был С. Смайлс, утверждая , что веселый человек сам создает себе веселый мир, а мрачный человек создает себе мрачный.
Создайте своё собственное поле радости.
Представьте себе этот сосуд с радостью во всех его деталях и мелочах. Наполните его прошлыми положительными переживаниями и, самое главное, постарайтесь не расплескать его в течении дня.
Вам мешают проблемы? Но это же ваши проблемы, значит, можешь с ними можно делать все, что захочется. Переведите проблемы в задачи, которые имеют решение, и решите их, наконец.
А теперь представьте, что вы и есть этот самый сосуд с радостью.
НЕ НАДО ИЛЛЮЗИЙ!
Никто не собирается дарить вам радость! А само плывет в руки, только то, что не тонет.
Пусть великолепие и красота жизни наполняют и переполняют вас. Пусть вашу радость ничто не сдерживает. Пусть жизнедарящая волна чистой и светлой энергии наполняет вас постоянно и целиком. Наслаждайтесь тем, что делаете. Жизнь - это не просто существование, но и удовольствие. Поэтому в выигрыше всегда только тот, кто хочет найти и получить это удовольствие.
Улыбни лицо, улыбни,
Улыбай его, улыбай,
Заулыбь его, заулыбь,
Улыбните-улыбайте!
Пусть звенит ваш смех.
Лучитесь! Искритесь! Блестите!
Заражайте своей радостью других людей.
Полюбите жизнь и полюбите жить.
Дата публикации: 16.03.2006 01:49
Предыдущее: БЫЛЬ О ХАНГАКУРТСКИХ БИЧАХСледующее: Любопытство и любознательность

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта