Перед тем, как перейти к делу, скажу, что любой обзор выражает, на мой взгляд, субъективную точку зрения при всем стремлении обозревающего быть объективным. Поэтому надеюсь на понимание участников и жюри конкурса и отнюдь не претендую на истину в последней инстанции. Однако, всякое мнение всякого читателя (а члены жюри сначала читатели, а потом уже судьи), интересно и полезно автору, если он желает совершенствоваться. Ну а если считает себя уже "законченным мастером", то тут ничего не поделать:-). Итак, к обзору. Конкурсные работы оказались представлены, в основном, пьесами, сказками или сказочными пьесами. Хотя среди них нашлись пара-тройка рассказов и несколько публицистических статей. Мне кажется, состав заявок, представленных на данный конкурс говорит о том, что пришло время проводить конкурс пьес и конкурс сказок. А возможно, и конкурс публицистики для заинтересованных в нем авторов и посетителей портала. И почему бы его проведением не заняться именно тем, кому это нужно и интересно... Но это так, просто размышления по ходу чтения заявок. Теперь к работам. Есть вещи, которые очень понравились: и идея, и сюжет, и стиль, и язык, и созданное автором настроение. Часть из представленного, к сожалению, сыровата и грешит недоработанностью, неотшлифованностью. Порой создавалось впечатление, что вот появилась у автора мысль, нашел он какой-то симпатичный ему поделочный камень - основу будущей сказки или рассказа, грубо обработал крупным напильником и выставил на всеобщее обозрение... А ведь обработка камней и, уж тем более, создание из них завершенного произведения, требует кропотливой и внимательной работы, терпения и умения. И умение это нужно взрастить, терпение взлелеять, обработав для этого ни один десяток камней... Покорпеть ни час, ни день, ни неделю, ни месяц... И потом приходит мастерство, и из-под руки мастера выходит чудо, и радует мир, и дарит тепло и свет, и заставляет сопереживать, соучаствовать, задумываться... И даже меняет нас, в конце концов. Кстати, сравнение писательского творчества с обработкой камней пришло не случайно. В конкурсе участвовала сказка СЛЕЗЫ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ Ее авторы - мама и дочка, работающие в техническом журнале Валерия Евдокимова и Юлия Лях. Об этом узнала на их общей страничке, размещенной на портале. Здорово, когда молодая мама и взрослая дочка вместе пишут сказки! Но вот только "Слезы хозяйки медной горы" - перепев из П.П. Бажова, и я бы не назвала его даже римейком, разве что коротким пересказом для тех, кто о Хозяйке Медной горы никогда не слышал. К тому же, авторы, насколько представляется, недостаточно знакомы с предметом, о котором пишут. Например: "Каменный Цветок был прекрасен! Ажурные прожилки на малахитовых стебельках! Тончайшие хрупкие лепестки! Диковинное сплетение листьев! Прекрасно всё! Но несовершенно." Но необработанный малахит - абсолютно никакой. Его неотшлифованная поверхность не то, чтобы не прекрасна, она некрасива. И лишь под рукой мастера он действительно превращается в чудо. Или вот еще: "гладила острые грани нежных каменных лепестков, пытаясь постичь, чего не хватает этим холодным кристаллам небесной мысли." Малахит - поделочный камень средней мягкости. По специальной шкале напротив него стоит цифра 5. Он без особого труда обрабатывается надфилем вручную, а при шлифовке на точильном станке легко крошится, разламываясь на куски. Так что кристаллом назвать его, в отличие от горного хрусталя, к примеру, по-моему, нельзя. И, соглашусь с Сергеем Дигурко, не украшают произведение необоснованные повторы одних и тех же слов. "Ящерки", "залежи", "прожилки", "Мастер", ничем не заменяются даже в одном и том же или рядом стоящем абзаце. Так и хочется попросить разнообразить речь даже при том, что "сказочный" язык предполагает и допускает повторы. Похожие мысли возникли и при чтении следующей сказки Валерии и Юлии. ГНОМ ИГНАТ Написано интересно и образно, все представляешь воочию, когда читаешь. Фантазия у сказочниц богатая, им бы писать и писать. Но только отшлифовать бы каждый камешек, а потом еще отполировать мельчайшим наждаком и в завершение пройтись бархоткой. Ведь оно того стоит, поверьте! И если речь о гномах-строителях, то тоже не помешало бы лучше знать предмет описания - строительство. Так и хочется спросить, откуда взялось, к примеру, понятие "многоярусная крыша"? Ведь под крышей есть определенные функциональные помещения, и, стало быть, многоярусен дом, а не крыша. Или как можно любоваться "игрой солнечных зайчиков на белоснежных стенах" "ближе к вечеру"? Это уже будут не зайчики, которые скачут по стенам при отражении солнечных лучей от блестящей поверхности в яркий полдень или ранним утром, это уже просто размытые солнечные пятна. Говорю все это только потому, что понравились сказки. И хотелось бы, чтобы стали они еще краше. Вот, к примеру: "Потому и рост в этой новой гномьей жизни изменился - укоротился. Нет интересов нет и роста." Браво! Или вот: "Гномы, что жили на васильковых полянах, все были искусные строители. Они без устали в одиночку и компаниями строили и перестраивали свои дома, беседки, палисадники. Дома гномы строили светлые, с цветными крышами, лепными колоннами, ажурными балконами и расписными заборчиками. На каждый новый дом приходили поглядеть не только все гномы, но и люди. Людей поражали неиссякаемые придумки гномов — и удобство мансард, и изящество винтовых лестниц, и мозаика окон — всё было красиво, ново, неповторимо. Люди приходили с записными книжками, фотоаппаратами, видеокамерами. Они записывали, замеряли и даже иногда отковыривали от построек кусочки материала, с разрешения гномов конечно. Такие посещения вносили в жизнь гномов столько суеты и беспорядка, что гномы потом долго приходили в себя. Но, несмотря ни на что, гномы относились к людям терпимо. Гномы знали цену увлечениям и знали что такое «неудержимый интерес». Гномы прекрасно понимали человеческий мир, ведь они тоже когда-то были людьми." Какая яркая картинка! Действительно, мог бы получиться великолепный красочный мультик или даже короткометражный фильм. Следующая их сказка - САМСОН ПО ПРОЗВИЩУ КОЩЕЙ Порадовали остроумие, наблюдательность, ирония, хотя пожелания разнообразить язык и быть более точными в терминологии остаются. Местами, фразы нелогичны, как по мне, но возможно, это специальный прием, авторам видней. "Эта беда начала преследовать Кощея, то есть Самсона, с самых юных лет его бессмертия: не мог бессмертный и богатейший Самсон найти себе достойную спутницу жизни — жену. Вообще-то Самсон был женат уже раз семьдесят или восемьдесят, но каждая женитьба, что холостой выстрел, — ни детей, ни счастья. Детей, правда, он никогда и сам не хотел, а вот счастьица семейно-уютного хотелось. Жёны его старились, лицом дурнели, умирали, но чаще просто сбегали от него. И на беглянок Самсон не обижался, понимал, что он человек особенный, значит, и жена у него должна быть особенная, необыкновенная, а обыкновенная пусть себе бежит, чего жалеть о ней." Эх... Видно, не в бессмертии счастье. А в чем оно? Виктория и Юлия ищут ответ вместе с героями других своих сказок. И всех этих героев интересует мир людей, каждый стремится в него попасть, понять его и что-то изменить в нем. Как Чертик с теплохода по прозвищу Феномен 13 в сказке ФЕНОМЕН 13 ИЛИ ЧЕРТИК С ТЕПЛОХОДА Он был очень любопытен, как всякий чертик, и внимательно присматривался к пассажирам и обслуживающему персоналу на теплоходе, на который попал по воле судьбы. Он видел всех, а его не видел никто. "— Надо же?! — удивлялся Тринадцатый.— От слепоты и боязливости столько у них, у человеков, много бывает потерь: и сознание, и речь, и аппетит! Правильно говаривал Знающий о них «боязливый, что глупый — суть одно и то же». А чего его бояться, Тринадцатого?! Он не наводнение, не торнадо и даже не качка. Он только пугает, в страх вводит — и всего-то! Смешные глупые люди! Ох уж любят побояться! Хлебом не корми. В общем, Тринадцатому с «боязливыми и слепыми» было нескучно. Он иногда даже считал, что выполняет серьёзную миссию — воспитывает боязливых. Своими, правда, весёлыми методами..." И, разобравшись в людях на свой лад, в конце концов, нашел себе применение на пользу человечеству: "Он учил и взрослых и детей. Но методы у него были особые — невидимые, незамечаемые. Раздражительных он раздражал, чтобы учились не раздражаться. Сердитых сердил, чтобы учились не сердиться. Он всем морочил головы, чтобы все всегда были начеку. Он всех пугал, чтобы учились не терять головы от страха…" Но была на теплоходе "единственная", которая разглядела Феномен 13. Читайте сказку и узнаете подробнее. А если сказка покажется вам, как и мне, незавершенной, пишите продолжение или просите об этом авторов. Или же прочтите следующую. ДЕД НИКОЛАЙ И СНЕГУРОЧКА В ней тоже говорится о неумении большинства людей увидеть то, что могло бы принести им счастье. Но деду Николаю удалось это разглядеть. Вернее, тогда он был еще совсем не дедом, а румяным и счастливым Николкой. "Заметить снегурочек мудрено. Как лёгкое облачко они среди людей, как прозрачная тень. А Николка тогда, давней-давней зимой, увидел!" Чудесная сказка! При всех тех недостатках, о которых говорила выше. И суметь бы сохранить до старости детские рукавички... Вернее то, что воплотил их образ: живость восприятия жизни, непосредственность, умение увидеть невидимое. "Мир людей чудесами беден. Он делами богат..." Но ведь и дела могут быть чудесными, не так ли? Стоит только захотеть... ПОЧЕМУ РУСАЛОК НАЗЫВАЮТ РУСАЛКАМИ Юная Русалка тоже интересуется всем на свете. Ей непонятно, почему их, русалок, называют русыми, хотя цвет волос у всех разный, от бирюзового до желтого и розового, и отражает всё богатство красок морского мира. "Ах, как удивятся сёстры, когда узнают, что на самом деле они все светловолосые — они настоящие русалки, они зеркала морских глубин! Как это здорово!" Она любознательна, спрашивает и ищет ответы, всегда в движении к новому. И, наверное, в этом ее счастье... А может быть, в чем-то, чего пока еще не открыла для себя. "Юная дочь вод положила морскую раковину на камень, погладила тёплые сверкающие камешки, помахала рукой водопаду, кому-то послала воздушный поцелуй и бесстрашно нырнула в синюю глубину омута — надо поймать подводное течение, которое понесёт её домой. На тёплом камне, любуясь морской раковиной, посмеиваясь, сидел старый мудрый Водяной. Он знал, что русалка скоро опять приплывёт в его царство. И опять у неё будет вопрос о двуногих. Люди давно уже интересовали её, как и их мир — странный, опасный, но манящий и влекущий, как бездна." Хорошая сказка, красочная и светлая. Но незавершенная и несколько противоречивая, как и все сказки Юли и Валерии. А теперь хочется рассказать о том, что мне понравилось больше всего среди конкурсных произведений. Хотя это и не сказка. ПОЛУСУХОЙ ЗАКОН Замечательный рассказ. Получила большое удовольствие. Написан особым одесским языком, который не услышишь больше нигде в мире. И при этом нет "перегибов" - искусственных приукрашиваний специфической речи, чем часто страдает большинство авторов, пытающихся копировать говор жителей неповторимого города. Речь льется плавно, сюжет интересен, характер одесситов передан несколькими штрихами, но достаточно полно и очень точно. Настроение от чтения поднимается и на душе становится тепло. Замечательно. Большое спасибо автору. Судите сами: "ВИНО ОТПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО НАВЫНОС Навынос! То есть: если у вас пересохло во рту, вы не можете спокойно спуститься в прохладный подвал, постоять в спокойной очереди, спокойно заказать стакан вина, спокойно его выпить и сказать кому-то какое-то слово – мало спокойных слов на свете? Они в хорошее время так и просятся! И вот: это все вы уже не можете сделать. Потому что «навынос»! Как выносить куда-то вино? Домой? Так там же его вам отравят! Чем? Словом! Которое как яд! А на улицу – так что, выносить его в ладони? И пить украдкой, как воробей растаявшее на асфальте мороженое? Короче – кошмар! Но это – не забывайте – случилось в Одессе. Может она долго выносить кошмар? Ее, конечно, к этому, как всех, приучали... Но что получилось? Ребенка сто лет учишь музыке, а из него выходит врач-проктолог! Ребенка учишь за хорошие деньги математике и географии – а из него вырастает бандит и едет хулиганить в Южную Африку, которую ему показал его учитель! Одесса была по правилам и с этими усатыми-бородатыми только на плакатах. А в жизни - она была как в жизни. Она сама себе учитель..." Только "на вынос" пишется отдельно:-). Присудила бы первое место, если бы... Но, к глубочайшему сожалению, налицо нарушение главного условия конкурса - это не творческий дуэт. И все равно хочется спросить словами дяди Миши: "-Говорить вам, что это было в Одессе, или вы сами догадаетесь? Потому что, скажем так, трудное положение – это не для нее. Она все равно из него выходит." Опять возвращаемся к сказкам. На этот раз - сказкам-пьесам, написанным в соавторстве Аленой Чубаровой и Ириной Егоровой. ПРИКЛЮЧЕНИЯ РАССЕЯННОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ Своеобразый римейк на темы Кикиморы, и... нет, не Водяного, а Нептунчика... Хотя Водяной, вроде, к Кикиморе ближе, по крайней мере, по мифологическому происхождению. Но нынче, когда столько всего уже написано и рассказано, ничему не стоит удивляться. И Кикимора превращается в кокетливую и самоуверенную Кики Мору, убежденную, что красота - понятие хотя и относительное, но в любом случае -"страшная сила". А вместо Водяного в болоте царствует младший брат Нептуна, нерадивый и вздорный. Просто интернационал! А как иначе при нынешних широчайших возможностях общения и обмена информацией, накопленной человечеством в невероятных количествах... А что же тогда определяет ценность сказки? Думаю, оригинальный взгляд на героев и их взаимоотношения и неизбитый сюжет при извечной сказочной фабуле: добро побеждает зло. Смутило меня только имя положительной героини - Рассея. Невольно ассоциируется с Россией, и ждешь политической подоплеки в сюжете. Но, к счастью, так и не находишь ее, дочитав сказку до конца. Диалоги Кики Моры и Нептунчика - яркие, озорные, остроумные. А идея сказки выражена в нескольких строчках: "Волшебнице доброй прожить тяжело, За каждое чудо быть надо в ответе. Потерю найду, чтобы стало светло На нашей зеленой планете." Для детей можно поставить очень интересный спектакль. И взрослым, думаю, тоже будет любопытно наблюдать за проделками, монологами, ужимками героев пьесы-сказки, сидя рядом со своими детьми в зрительном зале. МЕШОЧЕК СОЛИ Добрая, поучительная сказка. Правда, взрослому, умудренному жизненным опытом человеку, сразу удается разгадать, что содержимое волшебного мешочка надо просто разделить на всех, чтобы вместе легче переносить горести и невзгоды. А может, так и было задумано? Может, и дети тоже быстро догадаются? В любом случае, в пьесе, как и в предыдущей, изначально присутствует то, что наверняка заинтересует маленького (и не только) зрителя и заставит его думать и с интересом ждать развязки. Лучшее в таких пьесах, что они воспитывают ненавязчиво, как бы мимоходом, но наука прочно откладывается в сознании. Тут и пуд соли, съеденный вместе, и умение разделить тяжести и невзгоды на всех, и то, что характер человека неоднозначен, а добро, и зло странным образом уживаются в нем: "ДУНЯША (плачет). Ох, и Марьюшка я, и Дуняша – тоже я"... Тут и ловкость, с какой иной раз совершается зло, умеющее преподнести себя в заманчивой обертке: "СКОРБИДА (хохочет, превращается из доброй-предоброй в злую-презлую). Соль это, соль – целый мешочек соли. Да не простой… Ха-ха-ха! ДУНЯША. Ой, вдохнуть не могу, ой, в глазах темно… и внутри всё не своё!.. СКОРБИДА. Конечно! В мешочке этом все слёзы, которые по моей вине люди пролили, все скорбящие да обиженные! (Дуняша стонет.) И так этих слёз стало много по миру, что надоело мне их на себе тащить. Вот я всю соль из них вынула, в мешочек сложила и тебё, дурёхе, подарила. От всей души… ха-ха-ха… – к чаю! ДУНЯША (ей совсем плохо, бормочет в полубреду). Выбросить, выбросить, скорее!.. СКОРБИДА. И не мечтай! Выбросить – нельзя (Дуняша стонет), и продать нельзя, и подкинуть, но!.. можно передарить. Только человек тот должен взять сам и сказать «спасибо»." Тут и "Общее ликование и танцы под «Трам-парам» на все лады!" И даже "ЧУДИЩЕ (ужасно радо, что может спеть со всеми.)" КОМНАТУШКА В ЧЕТЫРЕ СТОЛА А вот пьеса для взрослых. Читается с интересом. Изначально присутствует интрига. А как иначе? Этакий компактный детектив в маленькой комнатушке. И с элементами мелодрамы, без которой не представляется возможным существование ни одного женского коллектива с руководителем-мужчиной. Местами напоминает "Гараж" Рязанова, заставляя порой ностальгировать по "старым добрым временам". И снова юмор и иронические россыпи... "НАТАЛЬВОВНА. Мужчины любят не за красоту." "ИО. Вы думали, я в таком состоянии, что ничего не соображаю? Вы ошиблись, господа, в смысле дамы. Во всяком случае, одна из вас так подумала. И – ошиблась. Я прежде всего бизнесмен. А уже потом влюбленный идиот… Да-да. И не надо передергивать. Я понимаю, что я – влюбленный идиот. Но – потом. И даже если я решу броситься с 20-ого этажа, я сначала проверю все счета и документы." "ИО. Я буду обыскивать вас так, как если бы вы были мужчинами." А еще в этой пьесе дамы пытаются прыгнуть с дивана в параллельную вселенную. И представьте, у них получается. Хотите попробовать с ними? Да? Тогда прыгаем прямо в ХОЗЯВКИНЫ РАССКАЗКИ написанные Цветком Елки и Шалым. Да, да, это снова сказка. Лиричная, забавная и светлая. И населяют ее необыкновенные обитатели обыкновенного городского парка. И что интересно... оказывается, что обыкновенный парк, через который мы каждый день идем на остановку или на работу, совсем не такой уж и обыкновенный, все зависит от того, что мы там способны увидеть. А вот авторы увидели хозявок, чайф, прожорливых бусениц, храбрых сквогуаров, припрыжек с буяшками, зеленых харепотамов... Какие они? "Впрочем, нам не удастся передать читателям ее чудесное имя, потому что хозявки разговаривают между собой … цветным языком. Да, да они целый день собирают пыльцу с ярких цветов, в изобилии растущих повсюду, и потом вечерами, рассказывают друг другу увлекательные истории, рисуя в воздухе желтые, синие золотистые, белые, красные облачка. И имена у хозявок разноцветные, например, у нашей Хозявки оно немного напоминало летнюю радугу." "Чайфы – это такие грациозные маленькие девочки с крылышками. Хозявки, конечно, тоже девочки, но до настоящих лесных феи - чайф им далеко. Чайфы живут в цветах глюданки и редко оставляют свои любимые места." И так далее... Кого еще? А не знаю пока. Впрочем, и вы не узнаете до поры, но обещано продолжение. Хотелось бы, чтобы оно оказалось менее небрежным, чтобы были лучше отточены фразы, ибо очень жаль такое замечательное содержание погружать в столь сырую форму. Не стану здесь указывать на огрехи, которые сами бросаются в глаза, в надежде, что авторы найдут время для шлифовки. Но главное, что они научили нас замечать прекрасное, которое… вот же оно, рядом! И показали, что при желании можно разговаривать цветными облачками и всяческими ароматами. Думаю, и это еще не предел фантазий... "Очень любила маленькая Хозявка рассказывать свои красочные истории. А когда уставала, то удобно устроившись на листике лизидеи, наблюдала за тем, что делается в лесу. Иначе откуда вы думаете, берутся сюжеты для веселых сказочных рассказов?" УВИДЕТЬ НЕВИДИМОЕ Эрнест Стефанович и София Бланк "Авторы, врач-исследователь и писатель, покажут на кирлиановских фотоснимках, расскажут о многом таинственном и мало изведанном: об ауре и биоэнергетике, о всеобщей гармонии человека и животных, растений, минералов, о Творце и существах света, об исцелении словом, о мире детской мечты и сфере взрослого разума… " Обо всем понемножку, коротко, но чтобы заинтересовать. Однако, при чтении о кирлиановских снимках у меня все время возникала мысль о чудесах фотошопа. Судить не берусь, всего лишь делюсь впечатлениями. Следы кошачьих головок в соседней комнате вызвали улыбку умиления: "Кот помогал хозяйке и тем людям, которых она лечила. Он ложился на больные ноги людей или спину и отдавал ласковое тепло – свою любовь пациентам. С теми, кто приходил в дом, Свит не только играл, но и «говорил» глазами. После лечения врач делала пациентам кирлиановские снимки, и часто головка кота–целителя, а иногда и всё его светящееся тело вместе с хвостом оказывались на снимках. Энергия, излучаемая Свитом, вливалась в людей. Животное взаимодействовало с человеком. Излучения кота и человека на снимках рядом. Однажды Свит был в другой комнате, но на снимке три его головки оказались рядом с полем. Как это объяснить? Видимо, энергетическое поле Свита охватывает всю квартиру. Мы уже говорили о том, что кирлиановский аппарат способен запечатлевать невидимые силовые поля, и потому энергия кота оказалась отражённой на снимке." Читайте и решайте сами. Распространяться по этому поводу не буду, потому что околонаучные споры, на мой взгляд, не предмет для данного конкурса. Вы так же можете узнать о росте кристаллов, о жеодах, жизни растений, увидеть множество других созданий Творца и особенности их существования глазами авторов. А насколько научно обосновано все это, поймете, прочитав статью. Но одно все же замечу. В статье написано: "В слове биофизика био – значит жизнь, а один из разделов физики – учение об энергиях. Таким образом, биофизика – наука об энергии жизни." Меня смутила такая вольная трактовка понятия, поэтому решила поискать в энциклопедии. И вот, что нашла: "БИОФИЗИКА, наука, изучающая физические и физико-химические явления в живых организмах, структуру и свойства биополимеров, влияние различных физических факторов на живые системы. Первые попытки применить физические идеи и методы к изучению организма (движение крови, восприятие звука и света и др.) были сделаны в 17 в. В дальнейшем основные этапы развития биофизики связаны с изучением «животного электричества» (Л. Гальвани), развитием физиологической акустики и оптики (Г. Гельмгольц), механики и энергетики живых организмов, ионной (П. П. Лазарев) и мембранной (Ю. Бернштейн) теории возбуждения. В сер. 20 в. как самостоятельные направления выделились радиобиология, биоэнергетика, фотобиология и др. С другой стороны, биофизику включают в комплекс наук, называемых физико-химической биологией." Правда, энциклопедия онлайн, но все же... А в целом, чтобы обрисовать круг вопросов, важных для современного человека и человечества, стоит прочитать. Как и следующую статью, являющуюся отчасти интервью, отчасти статьей для учебника, отчасти набором мировоззренческих выкладок. МЕЖДУ НАУКОЙ И ЧУДОМ Не назвала бы это творческим дуэтом, поскольку интервью творческим дуэтом, на мой взгляд не является. А статья основана именно на серии итервью, которые Эрнест Стефанович берет у Виктора Федоровича Шаркова. Шарков - "доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук РФ им. А. М. Прохорова и Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, профессор МИФИ, ведущий научный сотрудник Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, директор НПК «Аттрактор», член Координационной коллегии Ассамблеи мира". Статья написана с юмором, читается с интересом. Но на мой взгляд она достаточно специальная и специфическая, именно для научного (но не академического, конечно!) журнала. Что понравилось? "– Именно! И это ДЕЯНИЯ БЕЗ БОРЬБЫ, а потому я буду в жизни: КОМФОРТНО ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ, НО В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ; ПОКАЗЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ, КАК И ГДЕ МЯГКОЕ ПОБЕЖДАЕТ ТВЕРДОЕ; В СПОРАХ НЕ УЧАСТВОВАТЬ, ИБО ЗНАЮЩИЙ НЕ ДОКАЗЫВАЕТ, А ДОКАЗЫВАЮЩИЙ – НЕ ЗНАЕТ; – Типа: Ни с кем не спорьте ни о чем. Ужель изменит у м н ы й мненье Лишь после ваших словопрений? А умно ль спорить с д у р а ч ь е м? НИЧЕГО НЕ НАКАПЛИВАТЬ – ЧТО ОТДАЛ, ТО ПРИОБРЕЛ;НЕ СЛЕДОВАТЬ НИКАКОЙ ИЗ МИРОВОЗРЕНЧЕСКИХ КРАЙНОСТЕЙ, НО СТРЕМИТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО КАСАТЬСЯ КАЖДОЙ ИЗ НИХ; ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО: 1. УМНЫЙ ГОВОРИТ ТО, ЧТО ЗНАЕТ, А МУДРЫЙ ЗНАЕТ ЧТО ГОВОРИТ; 2. ТОГО, КТО МНОГО ЗНАЕТ О ДРУГИХ, УЖЕ МОЖНО НАЗЫВАТЬ УМНЫМ, НО ВСЕ ЖЕ ТОТ, КТО МНОГО ЗНАЕТ О СЕБЕ, – УМНЕЕ; 3. ТОТ, КТО УПРАВЛЯЕТ ДРУГИМИ, ВЕРОЯТНО, ОЧЕНЬ СИЛЕН, НО ТОТ, КТО УПРАВЛЯЕТ СОБОЙ, – СИЛЬНЕЕ. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ ВАЖНЕЕ, БОГАЧЕ И СОЗИДАТЕЛЬНЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯНИЙ. Я ПРИЗЫВАЮ И ДРУЗЕЙ, И НЕДРУГОВ ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО УМ, КОТОРЫЙ НЕ ПОНИМАЕТ, – ЭТО И ЕСТЬ УМ, ДРУГОГО НЕТ! – Ишь ты, чешешь, как по писанному. Выходит, обдумал, не раз и не два осмыслил… Как ты думаешь, читатель, – достойное резюме?" Думаю, достойное. А остальное сказано выше. И не премину еще выделить цитату: «Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях. И дай мне, Господи, достаточно великодушия, чтобы прямо говорить об этом» Замечательно. Далее - снова Эрнест Стефанович. На этот раз в соавторстве с Любовью Гординой. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРНОЙ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Название говорит само за себя. Начинается статья так: "В третьем тысячелетии человечество вступило в новую фазу своего существования. Научные открытия последних лет способствовали созданию единой картины мира. В жизнь вошли новые термины: глобализация, биополе, биомагнитная ситуация, толерантность, ноосфера. На Всемирной выставке ЭКСПО-2005 в Японии вся экспозиция России называлась "Гармония ноосферы". Были выставлены экспонаты ноосферного жилища и поселений. Идеи Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира стали планетарными. Иной, космический смысл обрела духовность человека. Наука доказала феномен созидающего разума. Стали очевидны единые законы мироздания. Начат диалог науки, религии и искусства. В то же время появилась реальная угроза существованию человека как биологического вида. Назрела необходимость новых правил поведения людей в будущем. Именно такие правила объединены в проект "Ноосферная духовно-экологическая Конституция человечества", который рассматривает человечество как духовно-экологическую категорию с правовым статусом и социальной ролью." А заканчивается так: "Любые правовые нормы не бесспорны. Ноо-Конституция с самого начала планируется как динамично развивающийся правовой документ, в который по мере уточнения того или иного положения будут вноситься соответствующие поправки. Мы не представляем эту работу как единственную панацею для спасения мира, но внести вклад в развитие современного общества – наш долг." Кто заинтересовался, прочтет остальное. А я остаюсь при своем мнении и согласна с Сергеем Дигурко. При всем интересе, который вызывают три рассмотренные выше статьи, у определенного круга читателей. Но вернемся от публицистике к художественной прозе. АД, СОЗДАННЫЙ НАМИ "Звенислав сидел на краю безбрежной тёмной бездны и задумчиво смотрел вдаль. Вот уже долгое время он был владыкой нижнего мира. Того, что люди именовали Преисподней, хотя, на самом деле, этот мир был весьма далёк от «канонического» Ада, с такой тщательностью прорисованного в библии. Наказание здесь получали лишь те, кто считал себя виноватым в совершённых при жизни деяниях, да те, кто – в силу убогости интеллекта – просто не мог представлять себе нижний мир иначе, чем сопряжённый с вечными мучениями." Авторы, Злата и Андрей Андреев, говорят о том, что ад создается не самими поступками, а нашим к ним отношением и восприятием. Как мы относимся к самим себе после тех или иных действий, какие установки даем собственному "я": мучиться или простить себя независимо от тяжести прошлых преступлений и ошибок? Так, преступник может спокойно продолжать жить, не казня себя за то, что лишил другого человека жизни, а человек, не склонный к самопрощению, слишком строгий и требовательный к своему эго, станет всю жизнь мучиться от одного обидного слова в адрес постороннего. И, так и не простив себя, свести оставшуюся жизнь к аду. "Почему же те люди мучают себя? Зачем? Звенислав тряхнул головой. Все они были по-своему безумны – и Звенислав, давший людям свободу быть творцами мирозданья, и маньяки, сумевшие уклониться от кары, и честные совестливые люди, обрекшие самих себя на вечные страдания. И если со Звениславом всё было более-менее понятно – погорячился, что ж теперь сделаешь? – то с остальными было гораздо сложнее. Так кто же безумнее – обычный человек или же зверь в человеческом обличье? Желая узнать это, Звенислав поднялся и шагнул сквозь реальность в ближайший из созданных кем-то миров. И всё преобразилось." Но не только эти вопросы поднимаются авторами, а еще и много других философских, религиозных, нравственных вопросов. Насколько им удалось ответить, задеть, насколько остро поднята тема - судить читателю. По-моему, хорошо, но тоже немного сыровато. Местами вспоминался мне Михаил Афанасьевич. И думалось, ну за что Иоанну Грозному и после смерти покоя нет... Знамо дело, за что, конечно, что уж тут... Мятежной душе вечность маяться. А чтобы перейти к следующему произведению, использую еще одну цитату из Златы и Андрея. "Сумасшедший никогда не признается в том, что он болен. Хотя бы потому, что не знает об этом. Но, с другой стороны, а где она, хвалёная граница нормы и патологии? Где? Что считать нормальным, а что – нет? Где единые критерии этой пресловутой нормальности?" Почему-то сдается мне, что она является неплохим мостиком для перехода к рассказу "13 ПИСЕМ" Авторов Темы4 и Аврора Очень тяжелое впечатление после чтения. Возможно, это и есть успех авторов, сумевших изобразить мерзость человеческих отношений столь рельефно. По-моему, удачно выбрана форма в виде диалога с помощью писем. Хорошо показано развитие событий. Но местами явно ощущается несоответствие духу времени. Сомнения вызывает возможность доставки банки варенья или бутылки вина в условиях той войны, о которой идет речь. Смутила кое-где и стилистика. Хотя подумалось, что она может быть оправдана выбранной формой рассказа. Ведь в письмах говорят не литературным языком, а тем, которым владеют их авторы. Чем же кончается переписка девушки и парня во время войны? "Сергей, Ты злосчастный, пакостный эгоист, тебе повезло, что ты на фронте, если бы ты был рядом, моя метла с радостью бы прогулялась по твоей спине. Я теперь сирота, у меня никого нет, я одна, а ты издеваешься, мерзкий чер….(дальше слово зачирикано карандашом), да и ты умрешь, ведь я забыла тебе сказать, предсказанья бабы Кваши всегда сбываются, пусть она теперь даже мертва, да упокой Господь ее душу. И не кадрила, я твоего Андрея, мне просто не интересно было слушать про твою потаскушку Аннушку, уж прости меня, если тебе правда глаза колит. Андрей хотя бы про свою семью рассказывал, про хозяйство и молитвы мои с интересом слушал. А ты… Твоя душа почернела, и все это Аннушка греху тебя предала, я рассказала про нее отцу Прохору (я теперь с ним живу), так он сказал что таких ведьм раньше сжигали на костре! Во имя Господа Бога, Сергей, заклинаю, покайся пока жив еще, может Бог смилостивится над твоей грешной душонкой и пошлет тебя в рай. И никогда не упоминай больше мою мать, после ее смерти все изменилось, а ведь я только сейчас поняла, ты желал ей смерти даже после той банки повидла, что она тебе передала со всей душой (ну и что, что оно было немного плесневелое), все ты… Ты виноват в том, что меня вчера чуть не изнасиловали, если бы не баба Дуся, то… боюсь подумать что… Теперь нет защиты, нет спасенья, и если ты умрешь буду только рада, о нет что я говорю, прости меня, прости меня, Сережа, просто страшно одной, и душа опустела и так холодно, холодно вот и я скоро за матерью отправлюсь… Вечно ждущая тебя Татьяна." "Ах Таня...Таня...Танечка... Как ты можешь такое говорить?? Сегодня меня чуть не убили, прострелили мне ногу! Борис погиб от гранаты! Андрею разорвало легкие, Аннушка подавилась хлебом и отошла на свет иной.. Марья загуляла... Я совсем один, а ночью мне является призрак твоей матери и угощает меня плесенью... Что бы это значило? Но чувствует моя душонка, скоро кончится война, и будем мы вмес" Грустно, неприятно. И, конечно, это не роковая страсть. Потому что она - в следующей заявке при "полном параде":-). РОКОВАЯ СТРАСТЬ Михаил Грязнов и Анастасия Кухарева На мой взгляд, отличная злободневная пьеса, читающаяся с интересом. Украшают ее ирония, точные портреты действующих лиц, реплики Рабиновича. Особенно удались образы Самьюэля Мееровича и журналистов. Неожиданный поворот сюжета тоже является плюсом. Вот пара отрывков из пьесы: "Рабинович: -Молодой человек, я имею высшее образование, у меня дедушка был юрист. Я привык к точным формулировкам. И таки говорил, что человек, который кушает мясо пальцами, не может считаться культурным. А зачем человеку, который не умеет вести себя за столом, часы? Вот спросите у меня: «Зачем тебе, Рабинович, часы?» И я отвечу вам: «Часы человеку нужны для того, чтобы знать, когда отрезать чужие уши». Если ты обещаешь ждать до десяти часов, то не имеешь права ничего отрезать раньше, чем эти десять часов наступят." "1-й Корреспондент: - Ну а мы с вами встретимся ровно через неделю. Следующий этап пройдет в московской Бутырке. Герой передачи глава крупнейшей нефтяной корпорации, в нынешнем положении, которого, как мы полагаем, сыграла роковую роль его возлюбленная. Именно о роковой страсти наших героев к своим любимым, приводящей к непредсказуемым последствиям и будет очередная передача. Итак, до встречи в Бутырке, в новом реалити-шоу «Роковая страсть»." И в завершение обзора несколько слов о короткой, но яркой истории на тему "Что посеешь - то и пожнешь" или иными словами - "инициатива наказуема". НЕНАДЕЖНАЯ ЦЕПОЧКА В написанном совместно Федоровной и Стефановичем небольшом рассказе есть и сюжет, и соль, и достаточно поводов для улыбки. Да вот взгляните хотя бы на это: "Родился Тимур в семье. Имел незаконченное академическое образование, так как не поступил и не закончил институт путей сообщения, который вскоре стал универом, а потом и академией. Был всесторонне развит, не знал ни сколиоза, ни плоскостопия. Не такой богатый, как хотелось, и не такой бедный, как казалось. Систематически посещал тир, потому что всегда мечтал быть застрельщиком всего нового и прогрессивного." А еще лучше на это: "Одна нога здесь, другая – там. Как говорится, ни в одной ноге правды нет, но есть между ними золотая середина." Улыбнулись? Я тоже. Спасибо за внимание и терпение. Ибо если Вы прочли этот обзор до конца, то Вы обладаете и первым, и вторым в полной мере. |