--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- Будем кратки. Мир перенаселен словами. --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- Какими признаками обладает подлинное произведение искусства? Угаданной автором связью с некоей высшей гармонией, нащупанным кончиками пальцев скрытым смыслом чего-то значительного, ценными идейно-творческими ноу-хау и т.д.? Казалось бы, почему нет? Даже в силу субъективности воззрений. В то же время не все в творческом продукте идентифицируется читателем как имеющее названные и подразумеваемые черты. В то время, как действие имеет место быть. Значит, действие. Уточняя, скажем: трансформация элементов мировосприятия (образов, проекций, идей, соотношений и пр.). Что тогда означает приближение творческого продукта автора к такому искусству, в деталях? Нелинейность как нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении, как фактор непропорциональности результата и усилий, как качественный эффект от таланта или гения (в идеале). Незамкнутость как невозможность пренебрежения взаимодействием с окружением, как открытость по отношению к микро-, мезо- и макромиру в точке (ах) неустойчивости. Неустойчивость, подводящаяя читателя в той или иной мере к новому порядку восприятия, сознания, ощущения, что является значимым фактором не силового, а информационного влияния на выбор, на судьбу. Неважно, в каком известном масштабе, в какой интеллектуальной плоскости, подпространстве и пр. Эмержентность как обобщение принципа подчинения на процессы становления, когда конструкция произведения имеет много уровней, которые должны «двигаться», эволюционировать, рождаясь и погибая. Наблюдаемость, вкупе с предыдущим принципом / условием обеспечивающая диалог автора и читателя. Говоря на языке системного анализа, это относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначальному ожидаемому результату. Проще говоря, хаоса на макроуровне – структура на микроуровне, порядок на макроуровне – хаос на микроуровне. Эдакая многооконность обсерватории читателя, посмотрев в одно окно которой, он видит невидимое в других окнах, под другим углом зрения. Все это есть не что иное как пять принципов становления новых систем, известные в синергетике и транслированные мною для целей литературных изысканий. В качестве идейной основы, которую потребуется транслировать для внутреннего употребления – собственного субъективного… И попытаться сообразно тому судить о работах I этапа Третьего МЛК ВКР. Необъективно: всем не угодишь. Но хоть согласно выработанной идее-мечте о подлинно искусном. И пусть первая попытка взвалить на плечи весь груз ответственности в отдельно взятой номинации МЛК ВКР будет немножко символичной. Будем выбирать самых красивых «сестер таланта». Из числа, как Ты, конечно, понял, мой Читатель, лаконичных по форме творений. Заинтересовавшие меня «Миниатюры и подборки афоризмов», прошу приготовиться к смотру! Уважаемые дизайнеры, просьба поменьше нервничать! Ведь те работы, что пройдут по подиуму, уже понравились! :) 1. «НАСТРОЕНИЯ» (Ирина Алёшина (Алиса)) Завораживающая цепочка миниатюр, каждое звено которой передает те самые настроения: счастливое, летнее, весеннее, зимнее, новогоднее, праздничное, грустное, доброе, гордое. Зарисовка первого настроения вызывает появление улыбки. Оптимистично. С легким, вскользь, чувством юмора. Своеобразный беглый взгляд на крошечный эпизод со Счастьем. Летне-весенняя граница предстает границей, разделяющей радость и ее отсутсвие. Но потом… Будто мозаика… Улыбки. И грустинки. И снова улыбки. И… К грустному подходишь в каком-то смысле подготовленным. Тем не менее оно оказывается сильнее. Сильнее всего, что было до и будет после. Апофеоз. Пик. Именно этот эпизод стал главной причиной упоминания работы Ирины в обзоре. В нем простыми словами, в незамысловатых формах выразительно передано глубокое. Не яркое, не броское, но захватывающее что-то. …Она поправила у него воротник куртки, он смахнул сосновую иголку с ее плеча, попрощался, задержав ее руку чуть дольше и пошел вперед. Она немного постояла, опустив голову, и медленно пошла следом… …Больше я его не видела. Она также ходила на электричку, вежливо кивала знакомым, читала в вагоне книгу, но иногда за всю дорогу ни разу не переворачивала страницу… Тонко подогнанные словосочетания. Никакой вычурности. Вот и все. А эффект очень даже неполохой. Запомнилось. Остальное?.. Уже не выдержано в том «градусе», что задан «грустным» настроением. Читая, возвращаешся к созерцательному восприятию без отчетливого сопереживания. Конечно, есть моменты. Но все же не части целостных эпизодов. Да и смена героя за кадром: ее на него, - все-таки ломает сюжет на две практически ничем несвязанные половинки. 2. «Об НАС» (афоризмотека, П.С.С.) (Дед Мазай без зайцев) …“А” и “Б” сидели на трубе – бензин втихаря сливали… …“Без сопливых обойдемся!”– сказал атаман, шмыгнув носом… …Взял с собой в разведку – там и бросил… …Раньше сядешь – раньше … снова сядешь… …Если перед тобой едет “чайник” – не кипятись… …Уши развесил, чтобы лапша не спадала… …Истина не в вине, а в твоей “истории болезни”… …Интер? Нет!.. Большая подборка юмористических выражений, игры слов и т.п. Афоризмы не афоризмы, но нередко меткие замечания, с улыбкой. 3. «ХОЛОДНО...» (Владимир Борисов (Vladimir)) Маленький фрагмент из прошлого. Невский… Ленинград… Представляется время не так уж и давно минувших событий войны. Автор очень удачно переносит читателя в тот мир, не говоря при этом ни одного лишнего слова. Достаточно ссылки на прошлое. И окошка с видом на то самый Невский… Но есть и странные обороты, «умаляющие» заслуги Владимира. Как понимать слова «замерзал о холодную зелень камня»? Ведь это ошибка построения. Или «мутны и прозрачны одновременно»? Или «морда, на удивление, осмысленная»?.. 4. «ВАСИЛИЙ или БЕСЕДЫ О СМЕРТИ ЖУКА-ДРЕВОТОЧЦА С ЛЕВИТАТОРОМ» (Игорь Б. Бурдонов) С юмором поданное блюдо бесед о значимом. Попытки лаконично написать афоризмы-ответы на в своем роде афоризмы-вопросы. Порою удачные. Особенно это, подводящее к финалу произведения: …КТО-ТО, кто всё это придумал, по-видимому, обладал изрядным чувством юмора. Но мне, почему-то, не смешно… 5. «МИНИАТЮРЫ» (Тамара Ростовская) Еще одна подборка афоризмов с доброй толикой чувства юмора. Отличительная черта, как показалось мне, - образность. Последняя действительно украшает короткие всплески тонкого мироощущения. …Пока она научилась держать язык за зубами, во рту не осталось ни одного зуба… …В начале партии шахматист был вежлив, но в конце перешел на мат… …Пережив за короткое время несколько операций, она стала весьма оперативной женщиной… …Браки заключаются на небесах. Увы, и на небесах не обходится без брака… …На старости лет у нее выпали зубы, но прорезались мысли… …У поэтессы в мозгу постоянно происходили дорожные катастрофы. Ее мысли наскакивали друг на друга… …Инфляция- это тогда, когда деньги тают и зимой, и летом… …У поэтов наблюдается авторская глухота, у художников – авторская слепота. Не мешало бы некоторым критикам проявить авторскую немоту… Намек понял, Тамара! Перехожу к следующей работе… :) 6. «Потому, что ты умеешь прыгать через лужи» (Сергей Дигурко (asada)) Определенно очень хорошая работа. Продолжительные по ощущениям размышления в ночи. Осколки воспоминаний. Шаг влево, шаг вправо… И резкий, контрастный переход к трагическому завершающему через «Тебе помочь?», когда начинаешь пречувствовать неладное. И не ошибаешься. Трогательное продолжение и последняя фраза, фигурным росчерком пера ставящая точку-многоточие. Эмоциональное. Читатель, рекомендую. 7. «Танго под дождем» (Ольга Грушевская) …Дождевые вихри, как в танце, резко меняли повороты своего движения. Она машинально грызла яблоко, пытаясь уловить ритм природы, чтобы вписаться в него, словно это была единственная возможность беспрепятственно передвигаться под дождем, передвигаться по этой жизни… Приятный дождик сюжета, капающий на асфальт дорожек сознания. Теплый, слегка грустный. Возможно, именно благодаря своей музыкальности только «слегка». Неплохая работа пейзажиста, совместившего внешний и внутрений миры. Очень близко к подлинному созвучию. Из неточностей, не совсем понятного отмечу, например, «ты моешь боль». Это ли имеется ввиду: мытье боли? Или все-таки речь о мытье, проявляющем эту боль?.. Другое – «сквознячные двери метро». «Они исполнили танго под дождем вместе» с сюжетом не согласуется. Ведь они не гуляли под дождем (по тексту). 8. «Февральская мозаика» (Валерий Белолис) Валерий неизменно в своем амплуа. Мозаика во всех его работах. И естественно, в той, что даже озаглавлена таким образом. Значительная плотность вопросов. Значительная плотность не ответов, но действий под Morricone в поле. Наотмашь. Освобождаясь. Освобождая? Что?.. А часть прибивая к стенке. Часть кого?.. Да себя! …Сложившим мозаику – слава! Разбросавшим мозаику… вечное почтение. Сложившийся в мозаику вряд ли когда-нибудь сможет что-то сказать против. Потому что ОН знает, что значит быть сложенным в мозаику… И возвращаясь… Или все-таки ответов?.. Подсказок, в конце-концов… 9. «НЕ ПРИСТАВАЙ! Я - ПОРЯДОЧНАЯ, чуточку... ФЕМИНИСТКА» (Бельферман Моисей) Заметки на полях. Или подборка афоризмов номер… Специфично. Это радует. Во многом неафоризматично. Это хуже… Далеко не все врезается в память. Но что-то – даже очень… …Женщины - презирают альфонсов, мужчины - им завидуют . …Финансовая крыша - аренде не помешает… …Компромисс учитывает направленность векторов и баланс сил… …Часто совершаю экскурсию в прошлое - мечтаю о путешествии в будущее… …Живу без происшествий: отсекаю прошлое, стремлюсь к будущему… …Будущее принадлежит детям - взрослые об этом забывают… …Светлое будущее - отбрасывает густые тени… …Вкусы - пернимают, но попробуй - передать… 10. «Школьный терзаурус» (Эрнест Стефанович) И еще афоризмы. Предваряемые небольшим толковым словариком. Выделю первое. Тезаурус как таковой не оригинальное решение. В нем я ничего принципиально нового не вижу. …Смиренным будь, не то смирённым станешь!.. …Да, правды нет в ногах. Но правды нет и выше!.. …По сравнению со мною я ничто… …Песню лебединую на "бис" ты хочешь?.. …Так длинно получилось: мало времени, чтоб написать короче!.. …Потребитель – главный рыночный продукт!.. …Вся власть исходит из народа. Без возврата!.. …Завет одиннадцать: грешить по десяти!.. …Моя судьба в моих руках – вот ужас!.. …Куда ты, Родина, без нас, туда мы без тебя… …Довел до ума, а обратно?.. …Если не на что жить, то живи на здоровье!.. 11. «Гениалинки» (pioner1957) Пожалуй, наиболее удачная подборка афоризмов на данном этапе Третьего МЛК ВКР. Соотношение количества и качества, при большом первом и высоком втором – прекрасно. Второе попробую подтвердить цитатой: …Великих людей рождают великие неприятности… …На дороге в ад так много приятных остановок!.. …Все алкогольные реки впадают в море слёз… …Когда народу нечем пообедать, он ужинает своим правительством… …Любая глупость звучит убедительно, если скандировать её хором в миллион голосов… …Болтлива влюбленность, а любовь - нема… …Мы так усердно оплёвываем наше недавнее прошлое, что на наше ближайшее будущее нам может просто не хватить слюны… …Прежде, чем сражаться с ложью врага, вооружись его правотой… …Упав с высоты нашего благородства, сильно не расшибёшься… …Нет таких болезней, от коих нельзя помереть, лечась у наших врачей… …Если деньги - это фантики, то тогда банкир – это конфетка… …Мир погубит Добро, окрылённое ложью… …На вершине мудрости так одиноко, что никто туда особенно и не стремится… …Как много у нас докторов наук, и как больны сами науки!.. …Конкурс ослепительных красавиц и смотр безмозглых идиоток – это зачастую одно и то же мероприятие… …У каждой Личности - свой Ангел, у каждой толпы - свой бес… …Не бойся грешить - ведь Господь не любит трусов… 12. «Такосины МЫСЛИШКИ... (м-да?)» (Такой-то-Сякой) Прямо-таки прорвало авторов на изыскания одной строкой и сшивание их в подборки!.. Вот и всеми любимый Такой-то-Сякой прочувствовал, куда ветер дует. М-да?.. :) …Если тебя поздравили с 1-ым апреля, то тебе есть о чем задуматься... …Деньги действительно не пахнут... - пахнет то, на что Вы их употребили... …Свобода слова - это когда о чем хочешь, о том и молчишь... …У всякой мухи свой взгляд на законы воздухоплавания... …Верх политической карьеры в России - это, когда твоим именем котов называют... …Не понимаю, как можно формировать новый эшелон власти, когда старый все еще не отправлен по этапу... …Быть порядочным человеком очень легко - главное, чтобы никто не проверил... Что скажет на это поэт-песенник?.. ;-) 13. «Знакомо Вам это?» (Карельштейн Дора) …Кто выигрывает в процессе общения? Вероятно тот, кто общается преследуя свои определённые цели. Кто проигрывает? Вероятно тот, для кого цель - само общение… …Если ты Человек, то не надо самоутверждаться. Слава нужна для того, чтобы иметь имя. Имя нужно для того, чтобы тебя слушали... Если тебе есть что сказать… …Стоит ли ждать некого… «наезда», чтобы изменить путь?.. Небезынтересные прогулки пера по бумаге. Вольным стилем достойное плавание. Тринадцать… Плохое предзнаменование?.. Отнюдь… Есть кое-что напоследок… Приведу полностью. В качестве вольного пожелания Тебе, Дорогой Читатель. 14. «СНЕЖИНКА» (Юрий Щуцкий) Снежинка только что покинула облака и спускалась вниз, раскинув звездочкой крылья и удивленно глядя на мир. Она празднично сверкала под ярким светом фонарей, и до ее слуха доносились тихие слова: – Смотри, какая удивительная снежинка. Она так похожа на тебя, такая же маленькая, пушистая… Наступило молчание, и снежинка услышала тонкий поцелуй, и маленькое сердце ее стало большим, как небо. Она посмотрела вниз и увидела парня: он стоял совершенно один и смотрел на влюбленных. Ей вдруг очень захотелось поцеловать его. Она спустилась к его лицу, прильнула к жарким губам и растаяла. Так в чем же пожелание?.. Пусть уходящая зима покинет Тебя, Читатель, подобно маленькой героине фантазии Юрия Щуцкого. Оставив на губах сладкий след тепла… Источаемого в том числе и строрчками авторов-конкурсантов в номинации «Миниатюры и подборки афоризмов» I этапа Третьего МЛК ВКР. И пусть этот уход окажется красивым!.. Ибо… Краткость, конечно, тесный «костюм» для гения. Зато при успешном подходе: как сидит!.. Записывайте! Это афоризм… :) --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- Неизменно с уважением, Ваш Д.К. 10 апреля 2006 года |