Уважаемые авторы и читатели! «Во первЫх строках» своей работы прошу не слишком строго судить мой первый опыт в этом направлении. У меня не хватило бы смелости взяться за такое самостоятельно, но когда меня настоятельно попросили, я, поначалу, с энтузиазмом принялась за работу. «Вытащила» с сайта все стихи из раздела пейзажной лирики, скомпоновала их по авторам, распечатала и начала читать. Вот тогда только поняла, куда сунулась, и запаниковала. Однако мне не разрешили отказаться. И сейчас я, наверное, благодарна за это. А теперь ближе к делу. Очень трудно оценивать других, если сам все время не уверен в собственных силах, если собственное образование далеко от литературного – я технарь по основному образованию, хотя и с «романтическим уклоном», ибо трудно назвать органическую химию слишком точной и сухой наукой. Поэтому основными критериями своего подхода я сделала следующие: 1. технический – соблюдение размеров и ритма стихотворения, «чистоту» рифмы, наличие внутренней мелодии стиха; 2. абсолютно субъективный – по принципу «понравилось или не понравилось» мне лично. Не спорю, что указанные критерии могут быть оспорены, но я и не претендую на открытие истины в последней инстанции, а просто предлагаю вам свой взгляд на рассматриваемый вопрос. Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это слишком малое количество рецензий под стихотворениями. Очень жаль, ибо по себе знаю, как хочется услышать мнение своих читателей, независимо от того, каким оно будет – положительным или отрицательно-объективным; хочется знать, есть ли ошибки (сама не всегда заметишь), удалось ли выразить то, что было задумано, как вообще воспринимается результат твоего труда. Каюсь, сама грешу ленью в плане написания рецензий и знакомства с другими авторами, правда, в основном, из-за нехватки времени, поэтому считаю свой обзор в какой-то мере искуплением данного греха. Однако, явно выделяется группа авторов, «не обиженных» вниманием рецензентов. Все подписи, как всем понятно, в основном, повторяются. Видимо, авторы давно знакомы друг с другом (лично или в сети) и не забывают о дружеской, весьма мягкой поддержке членов своего кружка (или круга, не знаю, как правильно). Отступления бывают нечасто. С одной стороны, тут нет никакого криминала, но с другой – очень многие авторы вообще во всех отношениях выпадают из общего поля зрения, оставаясь абсолютно незамеченными. И отнюдь не потому, что пишут слабо. Если честно, то я не знаю, как исправить положение, тем более, что количество авторов на сайте постоянно растет. Может быть, у кого-нибудь будут предложения? Во-вторых, при чтении мне было очень обидно – обидно за некоторых авторов, предлагающих интереснейшие (на мой взгляд), красивые идеи в неаккуратном техническом исполнении. Не знаю, в чем причина – торопливость, лень или неумение. Ибо, если поработать над словом, то могут получиться очень и очень неплохие стихи. Например, стихотворения Александра Асмолова «Сентябрь», «Октябрь». Богатство идеи, очень интересные сравнения: «Опавших листьев неразборчивые строки», «Дожди смывают яркий летний цвет», «осенней грусти мягкие шаги» (список можно продолжить), но – разнобой ритма, в некоторых местах некорректные фразы типа: «Шальными шагами шатаясь, Брели босиком по земле.». В результате ощущаешь разочарование от прочитанного. Грустно было читать стихи Ю.Силина, посвященные Санкт-Петербургу – «Тело больное трамвая Тащится передо мной…». Действительно, наверное, на душе у человека было не просто грустно, а отвратительно - мерзко. Хотя технически все на месте. Правда, в стихотворении «Я заблудился в городе моем…» последняя строчка вообще выбивает из колеи: «Проемами глядит мне в душу дом, Пропитанную ветрами помоек». По смыслу стихотворения получается, что указанными ветрами пропитана душа автора? Печально-о-о… В некоторых стихах есть (опять повторюсь, что это - на мой взгляд) очень небольшие огрехи в одном – двух местах. Убрать бы их, доработать – и получится хорошая вещь. Так, понравилось стихотворение Евгения Батурина «Пожухли травы…», дающее полное ощущение пребывания в осеннем лесу. Честное слово, даже захотелось очутиться на этой поляне, вдохнуть запах костра, послушать гулкую лесную тишину. Но – дымок костра никак не может парить к вершинам сосен (с точки зрения русского языка); он ползет, карабкается, летит, поднимается и т.д. И еще. «В сосновый бор змеей вползает мудрой осень». Почему-то представила огромного удава, медленно вползающего в лес - диссонанс какой-то с общим настроением. Может, «В сосновый бор тихонько входит осень»? Хотелось бы отметить два стихотворения: «Ведьма» Ольги Королевой и «Игра отражений», автор Demi4eva Nina. Они не оставили меня равнодушной, но затрудняюсь описать свои впечатления. Первое из них – очень чистое технически, мелодичное даже, особенно последнее четверостишье: «И всю ночь, напуская чары, Зверя лютого прочь ведет Голос матери старой-старой, Голос ласковый, словно мед.». Но по смыслу, по содержанию общая картина не очень складывается почему-то, скорее уж начинаются вопросы. Второе же стихотворение, наоборот, дает цельную картинку темного пруда, влекущего своей темной таинственностью, хорошо передает настроение, но многовато смысловых огрехов типа: «И тени их зияли в амальгаме». Ну, не могут тени зиять! Дыры, прорехи, пустота – на худой конец, но не тени. Или «ели в черных клобуках». Вы представляете себе ель в большой черной шапке, типа цилиндра? По-моему, не очень вяжется с этим постоянно зеленым деревом. Белая накидка (зимой) – да, но черная шапка? Однако есть там и очень интересные и хорошие моменты: «Но вдета в лодку белая струя, Как нить в иголку, и за нею следом Смыкались разведённые края, И пруд был снова замкнут и неведом.» Хорошее стихотворение Владимира Безладнова «Весна» портят две первые строчки: «Дорога змеится хребтом из асфальта, Спускаясь с Варзобского перевала». В первой – явно неудачное сравнение дороги с хребтом (ох, и неудобно же идти, а тем более - ехать, по хребту), во второй – тоже очевидное нарушение ритма. Но если хватит сил и терпения прорваться через эту ступеньку, то дальше – все в порядке, более того, концовка стихотворения просто очень хорошая и по технике исполнения, и по смыслу: «Да только напрасны старанья обоих: Спускаясь в долину – хоть порознь, хоть вместе – Как это ни горько, как это ни больно, Они все равно остаются на месте.». Оригинальный взгляд на тему природы в сочетании с компьютером в стихотворении Анатолия Берлина «Параллельные миры». Когда вчитаешься (к сожалению, не с первого раза), находишь внутреннюю мелодику стиха. Но один вопрос: почему же «Свежими красками, …. В грусть утомленную сад погружен»? С удовольствием прочитала «Ночь накануне Ивана Купала» Богдановой Т.В. Не знаю, как правильно называется такой стиль стихотворения, я бы сказала, что оно написано в народном стиле. Может быть, действительно есть что-то в этом старом празднике, что потеряно (или растеряно) нами и прошлыми поколениями? Может, и нам не мешало бы, хотя бы раз в год, омывать свою душу от грехов и любить в полную силу, по-настоящему, без всяких внутренних запретов? Надо бы подумать на эту тему… А на мой вкус, в пятой строфе я бы поменяла местами два слова, чтобы не нарушать ритм: не «На широкий луг, Крутой бережок», а «На широкий луг, Бережок крутой». Справедливости ради хотелось бы упомянуть стихотворение Пирель «Рассветное». Оно абсолютно не в моем вкусе, не в моем стиле, но мне почему-то кажется, что в нем проглядывает нечто интересное. Интересны и многослойны стихи Галины Мальцевой. Серебряно-парчовые птицы, упорхнувшие со шлейфа платья, не могут оставить равнодушным. Читать стихотворение «Я в платье длинном, темно-синем…» можно и должно неоднократно, все пласты с первого раза не открыть, не прочувствовать. Если честно, кое в чем я пока так и не разобралась до конца. Будет над чем подумать. Ее же стихотворение «Одуванчик» тоже интересно, тоже достаточно глубоко по теме, но с некоторыми моментами в нем я, наверное, не согласна. Ну, во-первых, что же странного в одноразовости цветка? Не все и кустовые-то цветы цветут долгое время, а уж отдельно цветущим цветам (прошу прощения за тавтологию, никак по- другому не получается) – сам бог велел отцвести один раз. А во-вторых, я не согласна с тем, что одуванчик – невзрачный! Это - маленькое яркое и душистое солнышко, за что и любят его дети. А вот в «Осеннем пожаре» того же автора прекрасно задуманная картина ухода осени выполнена, по-моему, не очень четко. Рифмы «застывших – гляди же», «удастся – вкратце», «меди-плети» не очень впечатляют. И еще хотелось бы заметить, что нет в русском языке слова «гаснув». Есть – угаснув, погаснув и т.д., т.е. только с приставкой. Кроме того, употребление одновременно действительного и страдательного залога («Послание шлет, догорая и гаснув, природа») в данном случае неправильно, догорая и угасая – возможно, хотя и не укладывается в ритм. Можно было бы и не говорить об этом, но на фоне первого стихотворения хочется видеть и остальные на уровне. Красиво описан рассвет в стихотворении Ромашки «Как во все времена». Почувствуйте момент – «Когда тень начинает быть призрачным светом». Ощутили? Замечательно. Это, наверное, тот самый момент, когда рассвет и начинается. Правда, гораздо правильнее было бы сказать не «начинает быть», а «становится», но можно попробовать не заметить неточности. А вот с одной фразой не могу согласиться – «Где влажнеет от слез голубая волна». А что, разве волна сухая? Разве ее можно увлажнить, смочить и т.п.? Второе же стихотворение Ромашки «Дождинка», если честно, разочаровало. Впечатление свободного потока сознания. Вроде бы есть интересные находки, но как-то в итоге – обо всем и ни о чем. Я долго пыталась понять смысл, но, видно, не доросла. Стихотворение Дмитрия Рудакова «Птицы», наверное, можно оспорить технически, но в нем есть внутренняя мелодия. И при этом оно дает прекрасную ощущаемую картинку. Необычные сравнения привлекли меня в стихотворении Леонида Лещинского «Струится вечер» Судите сами: «Струится вечер по изгибу ночи». Очень не стандартно. Или еще: «И млечный путь из наклоненной кринки Стекает собираясь в облака». Тоже неординарно. Имеется, конечно, явная недоработка со знаками препинания, но данным недостатком грешит, к огромнейшему сожалению, большинство авторов. В целом же – немного грустное, хорошее стихотворение. Неплохое описание цветения миндаля у Марины Мурсаловой в стихотворении «Весной». Я бы только заменила слова «обаянием» и «желанием» на обаяньем и желаньем соответственно, чтобы сохранить ритм. А, в общем, получилось нежное лирическое стихотворение. В «Осеннем ветре» Ирины Карусевой очень понравились сравнения: «С деревьев листья будто слизывал И жадно в море воду пил.», «Коробил отраженья в лужицах», «И выл всю ночь как волк без умолку На ярко-желтую луну». А какая концовка – «Он соответствовал Стихии, буре, как мечтал!». Замечательно. Очень живо можно представить себе этот ветер и все его проделки. Только маленький вопросик: а что такое «воздух вечных льдов»? Я понимаю, что это очень холодный воздух, но все-таки? Оценивать же таких авторов, как Семен Венцимеров и Эдуард Караш мне не по силам. Это совсем другой уровень владения строкой. Могу лишь попробовать передать свои впечатления. Семен Венцемиров «Журфак 3-1. Предисловие к части 3». Сия зарисовка пробуждает ностальгические воспоминания о весьма неплохих моментах из нашей прошлой жизни. «В хорошей компании-5» вряд ли можно отнести к пейзажной лирике, разве что по наличию птиц и животных, на примере которых анализируются человеческие отнощения, хотя я бы все-таки поместила это к басням. Но читается все с интересом до конца, несмотря на достаточно большие размеры произведений – мне показалось, что короткие строки как бы задают и ритм, и темп. Эдуард Караш «В тумане…». Это целый рассказ, объемный, полный, подробный, но, как ни странно, не затянутый. И описания не очень-то тянут на лирику: «Туман, как намокшая серая вата Глаза застилает и вязнет в ушах», «Западня из тумана Замкнула пространство на влажный замок». Но ведь здорово! А больше всех остальных мне понравились два стихотворения. 1. Юрий «Гроздья над Курой». Изумительное описание виноградных гроздьев! «Увесистые капли янтаря, Рожденные лозою и светилом», «Как свечи, освещающие храм, горят литые гроздья над землею». А последние строки – «Несуетливо вдоль лоз идет великий Фаберже. В руке – ведро с водою для полива.»! Красота-то какая! И все на месте – и размер, и рифмы и мелодия. Только немного режет слух слово «рукомесло». 2. Илана Вайсман «Однажды летом». Превосходное, на мой взгляд, стихотворение во всех смыслах, отношениях и всем остальном. Технически безупречное, тематически выдержанное, с легким добрым юмором. Не хочу ни кусочка вырывать из него, читайте сами – целиком, не пожалеете. На этом позвольте закончить и откланяться, дабы не испытывать более ваше терпение. Свои же стихи отдаю на ваш суд – можете «оттянуться по полной программе». С уважением, Евгения Таубес. |