Эту статью я пишу не для того, чтобы "воспеть дифирамбы" Владимиру Семеновичу Высоцкому: их пропето немало и, на мой взгляд - совершенно заслужено. Мой слабый голос не может повлиять на его посмертную оценку. Не претендую и на то, чтобы сказать что-то новое о нем лично: я его всего пару раз видел из зала. Мною движет, скорее, любознательность человека, причастного к поэзии, в первую очередь - как внимательного читателя...попытка понять: как ему удалось завоевать любовь стольких сердец своими песнями? Наверное никто (кроме отъявленных эстетов) не станет отрицать заслуг Высоцкого... не только - певца, но, и - поэта, хотя при жизни он "не состоял" ни в каких "союзах"... Его песни были необычайно популярны при жизни, прошло больше 20 лет с его смерти, а песни - живут... Мало ли у нас людей пишущих стихи?- И тогда, и сейчас - очень немало... А бардов, поющих свои песни?- Чуть поменьше, но тоже наберется изрядно... А самодеятельных композиторов?- Пишут музыку и получше... А есть, кого поставить рядом?... Думаю, что вопрос - риторический... Тогда - "простой" вопрос: в чем "загадка песен Высоцкого"? В особом голосе?- Да мало ли у нас разных голосов? В простоте и искренности его песен?- Наверное ближе... хотя "простых" у нас - тоже навалом... искренних - поменьше... В "созвучности своему времени"?- Наверное, да... но, этот термин весьма неопределен и становится понятен только после того, как это время оканчивается. В чем искать корень? В стихах, музыке, исполнении?- "В начале было Слово." Полагаю, что это верно не только в исходном библейском смысле, но и в песнях. В качестве поддержки сошлюсь на уважаемого не заинтересованного эксперта - П.И.Чайковского: он считал, что писать музыку романсов, опер и т.п. можно только на основе текстов. Связь текста и музыки настолько сильная, что зачастую кажется, что заданному тексту идеально соответствует только единственная мелодия. Косвенное подтверждение этого в том, что на некоторые стихи писали музыку десятки композиторов, а до нас дошла единственная мелодия. Я решил поискать разгадку в его поэзии: отличается ли она чем-нибудь существенным "от всей прочей"?- Простейший ответ: конечно - да, у него свои, оригинальные тексты! А, чем они оригинальны?!- Смысловой анализ может завести нас очень далеко и мало что дать: тематика песен у него "самая разнообразная"... Есть одно, что их объединяет... и об этом прекрасно сказал С.Есенин: «Быть поэтом – это значит тоже, если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души.» Ясно, что это - о нем! Но, строки Есенина, конечно, нельзя понимать буквально... даже, если бы кто-то и "рубцевал себя по нежной коже", читатель может это почувствовать (или, напротив - убедиться в обратном)... только по тексту его стихов. Чем любой стих отличается, прежде всего, от прозы?- Известно - наличием "определенного ритмического рисунка". А, песенный стих?- Думаю, не сильно ошибусь: 90% русских песен написаны двухсложными размерами (ямб и хорей); (большей частью - с чередованием мужских и женских рифм) 9% - трехсложными размерами (наиболее популярно - чередование дактилических рифм с мужскими), 0.9% - четырехсложными .......................................... Не знаю, как у других читателей... для меня самое первое и глубокое, подсознательное восприятие стиха основано на его ритме. Вспомнив наиболее яркие (на мой взгляд) песни Высоцкого, я убедился, что их место, как правило - там, где стоят многоточия... Хотя, конечно, у него есть и более простые по ритму песни. Прошу не ругать меня за, местами, доморощенную терминологию - возможно, маститые критики сделали бы описание "более научным", может быть, даже и сделали уже, и одному мне это не известно? :) Ниже приводятся только характерные слова некоторых песен (думаю - они не требуют полного цитирования) и схемы ударений "как пелось"... Разбивка по строкам сделана по рифмам, возможно она отличается от опубликованной (его сборника стихов у меня нет). ------------------------------------------------------------ Не вернулся из боя 001001001001 0010010010 001001001001 0010010010 - чередование 4-х и 3-х стопного анапеста =================================== Идет охота на волков Куплет 0010010010 001001001 0010010010 001001001 - анапест Припев 0101000101010 010100010101 0101000101010 000101010001 - ямб с пропуском ударения после второго слога (в последней строке перестановка) ------------------------------- Порвали парус... Куплет 100100001001 100100001001 100100001001 100100001 - оригинальный размер, рифмовка аавв, последняя строка - укороченная Припев 1001010 101010 - "почти хорей" ------------------------ В суете городов... Куплет 001001001001 0010010010010 001001001001 0010010010010 Припев 0010010010 001001001 0010010010 001001001 - Анапест: куплет - 4-стопный, припев - 3- стопный, со сменой порядка чередования мужских и женских рифм в куплете и припеве ------------------------------------------------------ Я коней напою... Куплет 0010001000100010 0010001000100010 0010001000100010 0010001000100010 - Пэон-3, 4-х стопный, только женские рифмы Припев 101001 101001 001001001 001 - "Почти анапест" 1- 2- и 3- стопный, рифмовка аааа ------------------------------------------------ А на нейтральной полосе цветы... Куплет 1000100100010 100010010001 1000100100010 100010010001 - оригинальный размер Припев 0001000101 00010001 - "почти пэон-4" ------------------------------ Она была в Париже... Куплет 0100010101010 010001010001 0100010101010 010001010001 - ямб с отчетливыми пропусками ударений: после первого слога - во всех строчках, после третьего - в четных. ------------------ Послушай Вань, не трогай шурина! 0001000100 00010001 0001000100 00010001 - пэон-4 Припев 00010001 00010001 00010001 0101 - концовка - ямб -------------------------- Мы лезем к вершинам... 010101001 01010101 - ямб 01001001001001 01001001001 01001001001 01001001001001 - амфибрахий, удлиненные 3 и 6 строка ------------------------------------------- Ни алых роз, ни траурных лент 010101001 01010001 01000101001 010010101 01000101 01000101001 -рифмовка аабввб - выделяется энергичная 4 строка, "ломающая размер" ------------------------ Отставить разговоры Куплет 00010001 000101010 00010001 01010101 010101010 - перемежающийся пэон-4 и 4-стопный ямб Припев 0101010 010101 0101010 010101 010101 - 3-стопный ямб --------------------------- Я не люблю... 00010100010 0001010001 00010100010 0001010001 - для ямба - слишком упорядоченный пропуск ударений... для пэона-4 - отчетливая вставка посередине строки ------------------- Ох и беда мне с этой Зинкою... 0001000100 0001000100 0001000100 0001000100 - пэон-4, чисто дактилические рифмы --------------- Если вы в своей квартире...(Общеукрепляющее...) 10101010 - 4-х стопный хорей 10101010 10001000100 - 3-х стопный пэон-1 10001000 - 2-х стопный пэон-1 10001000 10001000100 3-х стопный пэон-1 Схема рифмовки - аавссв -------------------------- Даже в церкви - все не так... 0010001 - пэон-3 100010 - пэон-1 0010001 - пэон-3 001010 - пэон-1 Эх раз, еще раз...(Цыганочка) 01101 01010101 01101 01010101 ---------------------------------------------- Кто здесь не бывал, кто не рисковал... 0100101001 01010101 010010100101 010101001 010101001 010100101001 - оригинальный ритм, рифмовка ааавссв Чередование 2-, и 3-сложного ритма --------------------------- Охота на волков 0010010010 001001001 0010010010 001001001 - анапест 0001000100010 000100010001 0001000100010 000100010001 - пэон-4 ---------------------- Что можно увидеть из этих примеров? 1. При использовании одного из классических размеров - чередование количества ударений в строках. 2. Куплет и припев, как правило - в разных размерах, строчки припева обычно короче. 3. Из классических размеров, любимый - пэон-4 4. Чередование в одной строке ударения на второй и третий слог 5. Наиболее оригинальные в ритмическом плане песни: "Порвали парус...", "Я коней напою...", "Кто здесь не бывал...", "Даже в церкви, все не так..." они же, - из моих самых любимых... "Каждый пишет, как он дышит" Можно написать стих в любом заданном, в том числе и оригинальном, размере... но, дыхание - у каждого свое. У Высоцкого даже "неправильный" размер звучит естественно: это - не проявление недостаточного уровня техники (что нередко у начинающих), это - превосходство содержания над формой. Какую мораль можно извлечь из этих рассуждений?- Научиться писать "как Высоцкий" - невозможно: для этого надо "быть Высоцким". Ритм стиха - это стук сердца автора. Если оно бьется вяло и монотонно, как настенные ходики, стих вряд ли кого-то взволнует до глубины души... Я уверен, что Высоцкий, не занимался ритмическим анализом своих песен - он выплескивал в них свои чувства. Слушая эти песни сегодня, мы ощущаем в них... страстно-неровный стук его взволнованного сердца. 07.01.03 |