Александр, интересные наблюдения. С детства я люблю песни Высоцкого. Начинал его слушать на пластинках, потом были аудиокассеты, CD, MP3. Высоцкий - мой любимый певец (?), бард (?), поэт. Попробую и я поразмышлять, в чем секрет песен Высоцкого, почему они любимы многими поколениями людей и не утратили актуальности по сей день. Я абсолютно согласен с Вами, что песни Высоцкого отличаются от других не голосом и не музыкой, а именно содержанием. Высоцкий говорил, что научился играть на гитаре специально, чтобы усиливать воздействие стихов на слушателя. Усиливать воздействие на слушателя, не более того. Я не знаю ни одного исполнителя, у кого песни были бы столь осмысленными. Смысл прежде всего! Для Высоцкого не столь важно соблюдение ритмики – практически в каждой песне размеры «гуляют». Главное, чтобы слушатель понял твои мысли, переживания, юмор. Высоцкий не раз говорил, что первые свои песни он писал исключительно для своих друзей, исполнял их в тесной компании в доме на Большом Каретном. Поэтому они и нравились людям – они написаны не для большого искусства, а просто от души, ДЛЯ ДРУЗЕЙ. В последующем, когда Высоцкий стал писать для широкого круга людей, он сохранил эту свою манеру, душевность, простой и понятный язык. Возможно, он сделал это намеренно, но, скорее всего, он считал каждого человека другом, был уверен, что с любым можно найти общий язык. И Высоцкий находил общий язык практически со всеми. Я ни разу не видел Высоцкого, только на видео. Я родился за полтора года до его смерти. Но, слушая песни Высоцкого, я чувствую его своим другом. Потому что он простой, потому что он понятный, потому что в его стихах правда, потому что у него блестящее чувство юмора. Да-да, чувство юмора! Это немаловажно. Не случайно у Высоцкого так много юморных песен: «Диалог перед телевизором», «Письмо с выставки», «Песня про йогов», «Про Кука» и т.д. Ведь юмор, шутка очень располагают к себе, хочется, чтобы этот человек стал твоим другом. У Высоцкого очень много познавательных песен. Он был очень любознательным человеком, его все интересовало. Все свои наблюдения, и размышления по поводу увиденного и прочитанного он излагал в песнях. Еще и поэтому нам так нравятся песни Высоцкого – он всегда расскажет что-нибудь интересное, с ним не соскучишься. Например, «Марш аквалангистов», «Здесь вам не равнина», та же песня про Кука. Услышал Высоцкий, что в Ватикане выбрали нового Папу Римского – пожалуйста, песня. Затем, у Высоцкого есть целый цикл песен о сказочных персонажах, своеобразные сказки на новый лад. Это умение Высоцкого обыграть знакомый традиционный сюжет подчеркивает его неудержимую фантазию, оригинальность его творчества. Да, песни Высоцкого очень актуальны и злободневны. Посмотрите, сколько у него песен про китайцев, великого Мао Цзедуна и иже с ним! Высоцкий остро реагировал на всевозможные события в политической жизни страны. Есть у него также актуальные песни по мотивам телепередач: «Очевидное-невероятное», «А ну-ка, девушки». Еще раз подчеркиваю, Высоцкий ценил все ИНТЕРЕСНОЕ, НЕОБЫЧНОЕ, ОРИГИНАЛЬНОЕ. Все его увлечения находили отражение в песнях. Высоцкий был человеком неистовым. Если ему чего-то хотелось, он это делал, и ничто не могло его остановить. Ритм жизни у него был бешеный. Сутра снимался в кино в одном городе, вечером садился в самолет и летел играть спектакль в другом. Эта неистовость, энергичность присуща и его творчеству. Конечно, это нравится людям, это заводит. Во многих песнях Высоцкого человек находится как бы на грани – между жизнью и смертью, между свободой и несвободой, между «быть» и «не быть». Высоцкого очень интересуют такие «пограничные» ситуации – у него много песен о войне («Як-истребитель», «Тот, который не стрелял» и т.д.), песни о горах, где человек проявляет свое истинное лицо («Песня о друге»), песни о проблемах свободы и независимости («Охота на волков», «Горизонт»). Высоцкий проводит блестящий анализ таких ситуаций в своих песнях. Видно, дар у него был такой – умел почувствовать себя в шкуре другого человека. Да и сам он неоднократно попадал в такие «пограничные» ситуации. Многие люди, слышавшие его военные песни, присылали ему множество писем: «А не тот ли Вы Володя Высоцкий, с которым мы в 41-ом году выходили из окружения под Оршей?» Конечно, это был не он, Высоцкий родился в 1938 году. Но написано так, как будто он сам прошел всю войну, горел в танке на Курской дуге, атаковал с напарником звено «мессершмитов», потерял в бою друга… В ряде песен Высоцкого присутствует очень оригинальная рифмовка. Часто строфы пишутся на одну рифму, что превращает такие песни в маленькие произведения искусства. В этом отношении очень показательна песня «Лукоморье»: Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след. Дуб годится на паркет - так ведь нет: Выходили из избы здоровенные жлобы, Порубили те дубы на гробы. Ты уймись, уймись, тоска у меня в груди. Это только присказка, сказка впереди. Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах, Но явился всем на страх вертопрах. Добрый молодец он был, бабку ведьму подпоил, Ратный подвиг совершил: дом спалил. Тридцать три богатыря порешили, что зазря Берегли они царя и моря. Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел Охраняя свой удел не у дел… Насчет размеров. Не знаю, занимался ли Высоцкий ритмическим анализом своих песен. Мне кажется, он не очень задумывался над этим, писал да и все. И получалось так, как надо. Итак, в чем секрет всенародной любви к песням Высоцкого, по моему мнению: 1) Они написаны для друзей, от души; 2) Они написаны простым и понятным любому языком – от дворника дяди Васи до аристократа голубых кровей; 3) Они правдивы; 4) Они интересны, необычны, оригинальны; 5) Они энергичны и неистовы; 6) Многие песни написаны с юмором. Александр, большое спасибо за статью. Рад, что наши пристрастия совпали – я вижу, что Вы любите и цените творчество Высоцкого. Я уверен, что Вы не случайно затронули тему Высоцкого именно сейчас, ведь 25 января у него день рождения. Спасибо всем, кто прочел эту статью. |