Обзор произведений в номинации «Просто о жизни» (Третий этап) Часть Вторая «Не каждому дано проявить себя на поприще искусства. Но каждый может стать автором по крайней мере одного «художественного произведения» - создать себя как личность, уникальность которой будет иметь всеобщее, общечеловеческое значение и ценность.» В. И. Толстых В городском парке на скамейке осталась лежать позабытая тетрадь. Теплый весенний ветер равнодушно шевелит страницами. На одной из страниц высыхают чернила замечательных строк: «Писатель! Он должен так много знать, что даже страшно подумать. Он должен все понимать! Он должен работать как вол и не гнаться за славой! Одно могу вам сказать – идите... всюду. Чтобы жизнь пропитала вас, как спирт валерьянку! Чтобы получился настоящий настой. Только тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам!» Кто бы мог подумать, что сегодня 22 февраля – Прощенное воскресение, а завтра, в понедельник 23-го - «День Советской Армии». Советской армии давно уже нет, а день почему то сохранился. Интересно, куда направят политруки российских солдат в понедельник – в кинотеатры смотреть художественный фильм «Они сражались за Родину» или в церковь праздновать Начало Великого Поста? Скорее всего, в никуда. Все чему будут рады солдаты – это дополнительная пайка масла и два сваренных вкрутую яйца с гречневой кашей на завтрак. Вот это и есть настоящий праздник (но Великого ли Поста)! Крадущимися шагами подбираюсь к обзору оставшихся авторов прозы раздела «Просто о жизни». Все еще спят в казарме. Слышно храпение, кряхтение, скрип кроватей, выкрики во сне и нежное попукивание. Не хотелось бы никого будить. Но придется. Итак, по очереди. AI повезло, его кровать оказалась первой в левом углу у окна. Легонько трясу его за плечо: «Алекс, втавать пора, в караул заступать. Я дневальный сегодня по роте, приказано разбудить тебя в 4:30 am. Под'ем.» AI представил на рассмотрение миниатюру-зарисовку «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы» и маленькую сказку «Сказка о хомяке и собаке». В обоих текстах есть шероховатости, и хорошо, что сам AI это признает и не ищет оправдания своему нежеланию их кое-как слегка подредактировать. Для автора (по его же словам) эти тексты просто игра со словом, увлечение, хобби. Тем не менее, зарисовку «Рельсы-рельсы...» можно было бы опубликовать. Shelest - очень хочет остаться загадкой... Но думает, что кто-то узнает ее и здесь. Глядя на фотографию симпатичной девушки с удовольствием обещаю сохранить ее тайну. Shelest представила в раздел несколько миниатюр: «Просто так», «Откровенность» (письмо), «Вечность с ТОБОЙ!» (опять письмо), «Держись! Пожалуйста...», «СКАЗКА». Сразу заметно тяготение автора к этистолярному жанру. Мелькнула мысль, а не открыть ли отдельный раздел «Письма»?. «Просто так» начинается просто так: «…Они договорились не любить друг друга. Условились просто быть вместе. Просто так... Быть – как все». Читаем дальше, входим в жизнь героев. Не успев войти – выходим: «Однажды они вспомнили о договоре и хором сказали: «Нарушили... Я так сильно люблю тебя!». Очень краткая миниатюра с огромной надеждой на чудо. Дальше следуют письма с признаниями в любви к тебе, да-да, к тебе, читатель: «Ах, как много звезд на небе!.. Горят и мерцают. Я сейчас загадаю желание и буду ждать, пока упадет звезда. Мое желание - это снова ТЫ... Хотя бы на мгновение оказаться в твоих объятиях не во сне. Оказаться и превратить это мгновение в вечность... Вечность... С ТОБОЙ.» Как жаль, что мои 16 лет остались на Большом Каретном. Так хотелось бы влюбиться снова, читая такие откровенные письма. Буду рекомендовать к публикации миниатюру «Держись! Пожалуйста...» и вот этот комментарий Людмилы Грищенко к «Сказке» в раздел «Размышлизмы»: «Мне очень нравится Осень. Она похожа на Любовь. У нее прохладное дыхание, рыжее настроение и мокрые глаза. Осень умеет писать стихи, но никто не желает их слушать. Она умеет быть чарующей, но отчего-то грустные прохожие видят в ней только хмурые броватые облака и красные яростные закаты. А какое небо Осенью? Если смотреть на него сквозь зеленое стекло, облака переплетаются локонами речной русалки. Если перевернуть небо, то можно заблудиться в пушистой пелене морской пены. Но если небо попробовать на вкус, на губах останется ил безнадежности. А Ты слышал венчальный стон поднебесья осенью? Ты видел, как клен срывает с себя платье, обманутый притворством ноября? Ты брал в руки ворсу лиственного ковра, которым устелены бульвары? Только нужно быть предельно аккуратным, ведь у каждого листа своя одинокая судьба, своя печаль. Ты ощущал сырой запах Осени? сразу хочется идти по следам грибников, спугивая в канавы земляных квакш... Я очень люблю Осень... и очень тоскую по ней. Я очень люблю Сказки... они не могут быть некрасивыми...». Михаил Беркович – « Автор восьми книг. Из них шесть - стихи, две - проза. Родился в Ачинске, Красноярского края. Учился в школе, работал шофером, плотником, столяром, сантехником, репортером, редактором геологоразведочной многотиражки, заведовал отделом промышленности в городской газете Новокузнецка. С конца 1994 года живет в Израиле.» - представил стихотворения «Волна, как баба пьяная – шатается», «Неровен час ...», «Коровенка выгодней быка», «Конвой по сторонам», «Если бы опять начать сначала». Рекомендую к публикации стихотворение «Если бы опять начать сначала». Дмитрий Руж – представил записки «История с кондуктором», «Нервный Бог», «Оза». Читаю, спотыкаясь о первое предложение «Истории» длинною всего в 9 строк и чувствую, как начинает меня почему-то такое многословие слегка раздражать. После прочтения семи абзацев про трамвайчики и кондукторов натыкаюсь на предложение: «В то самое утро, о котором все никак не начнется с моих многословных строк история...» из-за плеча у меня начинает выглядывать Антон Палыч намекая на «краткось – сестру таланта» и протягивает мне «уже немногие измятый весь клочочек билета с выглаженными, будто для истории, густыми следами плотных неразборчивых строчек» на поездку к Нервному Богу. Беру билет и еду дальше. Проезжаю мимо нервного бога, мимо Озы. Все мимо и мимо... Вдруг вижу «... ноги ушли куда-то. Зачем же?». Ирина Фирсова - продолжила тему поездки и кондукторства работами «Куда мы катимся?» и «Куда мы катимся-2...». Едем дальше. С Ириной и с книгой «Сага о Форсайтах» ехать в метро интересно! Слава нервному богу за пересадку с линии Дмитрия. Слово Ирине: «Каждый день, дважды, а то и трижды, я спускаюсь в московскую подземку. Вниз по лесенке-чудесенке, на которой теперь нас развлекает реклама, кто-то толкается, кто-то целуется, как правило, в час-пик, в общей толпе я спускаюсь на платформу. Сажусь в поезд - и еду. В дороге я обычно читаю - от дома до работы минут двадцать, с работы до института - где-то полчаса, с работы до спортклуба - тоже минут двадцать, ну а если я еду в спортклуб из дома получается целых минут сорок. И я читаю. Почти всегда. Чаще что-нибудь для института - как и все студенты, ничего не успеваю в срок.» Очень хорошая зарисовка, в ней все живет и движется и читатель является прямым свидетелем процесса движения жизни: «В эту самую секунду что-то произошло - хулиган вырывается и бежит в моем направлении, спотыкается о кого-то из сидящих... - Ну, ты, урод!... И дальше один за другим куча народу включается в драку - как в старых советских фильмах: каждый бьет каждого... Крики женщин, девушка, пытающаяся оттащить своего спутника... Женская часть попутчиков сбивается в кучу, в то время как почти все мужчины оккупировали середину вагона..» Так все похоже, так все взаправду, так просто о жизни, как в жизни. Вскакиваю и выхожу вместе с Ириной, задумавшись: «Куда мы катимся? Кто нас защищает? Вот эти? – с огромными животами и дубинками. Да они только документы проверять в толпе могут! Преступника поймать захотели! Конечно, он убежал и, и наверняка, наказали кого-нибудь ни того... Голсуорси такое и не снилось! ...Человека грабят – а мы молчим и смотрим, зовем милицию - она идет, потихоньку. ... Что с нами? Куда мы катимся?». Без сомнения, буду рекомендовать в печать часть первую. Перехожу на другую линию метро. Моя следующая остановка – Djanka. Djanka – ее первые слова: «Давай поговорим» о «Натюр Морте» у «КИНОТЕАТРА им. Цветаевой». С радостью соглашаюсь, давай поговорим. Откуда-то со стороны вдруг появляется Тварька со словами: «Не надо говорить. И так все ясно. И тема банальновата и слишком много местоимений. Тяжело читать. И написано в забаву своей забаве.» С удивлением смотрю на Тварьку все еще продолжая читать часть вторую монолога: «Ласковость твоего садизма тождественна детской неразумности моего мазохизма. Я всё понимаю. И к этому всеобъемлящему «всё» добавляется одна малая малость: я точно знаю, что могу вспылить и вспыхнуть, бросить что-нибудь подходящее (хотя, что в подобной ситуации может считаться подходящим?) в твоё обожаемое мной лицо, но все эмоции и предметы словно состоят в незаконной связи с бумерангом – всё моё возвращается ко мне.» Постепенно подхожу к окну с видом на «Натюр Морт» и открываю его: «(открываю окно) Горы, воры, разговоры, просто сыры, просто боры, неулаженные споры, чьи-то заспанные норы, вдруг присвоенные вздоры и недышащие поры. (закрываю окно) Лампы смотрят в лицо. Разрываюсь на части: милый тычет кольцом, я кусаю запястье. (ложусь на диван и закрываю глаза) Бродят мысли, как иголки, как булавки в стоге сена, как некормленные волки, как в тазу гуляет ена.» Из всех творений самым лучшим признАю «Натюр Морт», но только тогда когда точно буду знать что Ена, гуляющая в тазу будет исправлена на Пену? Отправляю стих автору обратно на более внимательную редакторскую правку. Осталось совсем чуть-чуть доработать стих (до 10 баллов) и можно его опубликовать! Остальное творчество слабовато. «Брысь» - рассказ состоящий из диалогов лучше всего отправить на рассмотрение в раздел «Пьесы». Мох – мягко прогнулся под ногами и заговорил: « Я почти никогда не знаю, чем закончится то, о чем я начинаю писать, и дело тут совсем не в том, что я такой " неопределенный" и нерешительный, просто каждый рассказ, каждая миниатюра с первой строки начинают жить своей - отдельной и самостоятельной жизнью, как живой организм... иногда капризный, порой трогательный и ранимый. Мною не много написано, но на 98% процентов, это реальные события, и на 100% это кусочки моей жизни, моей души и моих мыслей. Моя профессия далека от литературы, да и ни писателем, ни поэтом я себя никогда не считал, всё что написано - это всего лишь разговор с моими близкими и друзьями, или с теми, кто со мной только хочет познакомиться. Я буду искренне рад, если Вы заглянете и прочтете, и благодарен, если поговорите со мной. Я не обидчив на критику, но люблю спорить и отстаивать свою точку зрения .... самозабвенно.... до хрипоты». Мох предоставил «Плечо», «Страшный Суд», «Любит – не любит» и «Пять моих смертей». «Плечо» отправляем в раздел «Сказки» (для взрослых). Если у Моха в «Плече» было много многоточий, то в «Страшном Суде» ими как пулями на холсте расстреляно все пространство текста! Мох, волнистый вы наш, отодвигаю ваш «Суд» на удаление лишних точек (немного стилистической редакции) и его очень можно даже напечатать совместно с тоже подредактированными «Пятью Смертями»! И, пожалуйста, пожалуйста, прошу вас - поменьше точек. Хоть в точках иногда бывает больше смысла, чем в словах и звуках. Но только иногда. Тварька – «Я родилась в несуществующей ныне стране, в несуществующем ныне городе. Моим отцом было Небо, матерью – Земля. Я росла, не пуская корней, и никто в этом мире не мог до конца приручить меня. Я стремилась к свободе, а меня запирали в клетку. Я билась о железные прутья, ломая крылья, я кричала, но никто меня не слышал… пока я не научилась говорить…» - представила на рассмотрение рассказ «Возвращение». Странный рассказ, есть некоторые маленькие погрешности, но в целом можно публиковать. И еще, очень хотелось бы посоветовать автору прочитать вступление к обзору «Просто о жизни» - тот самый кусочек, который о псевдонимах. ~Zlaia@ - «Иногда меня настолько обуревают идеи и захлестывают эмоции, что я не в силах сдерживать их внутри. И если под рукой нет свободных ушей, все это оказывается на бумаге. Вот откуда берется "гомерическое количество грамматических, синтаксических и стилистических ошибок" – Почему-то первое, что хотелось бы сделать при знакомстве с автором – это надрать ему уши и шею намылить за псевдоним и за фотографию щенка. А затем и за точку прикрепления мысли. И за многое другое – waste of time, energy, life while creating “as if” BS like that. Honestly. «Мухи неясным образом сложились в подобие обойных гвоздей и умчались в направлении колокольного звона». В данном случае, оценка (или переоценка) псевдотворчества автора остается на совести самого автора. Удачи! Пуховикова Татьяна – представила на рассмотрение рассказы «Тайная исповедь», «Право выбора», «Путешествие в зимнюю сказку». Правильно: «Надо учиться себя любить. А это значит, уметь управлять своими эмоциями и жить в том единственном миге между прошлым и будущим, название которому Жизнь» (это из «Право выбора»). Чувствуется, что автор ищет себя в рассказах, пытается разобраться в себе и своих чувствах, но подходит к этому с некоторой осторожностью и боязнью, скорее всего, возникающей от неуверенности в себя и в своих силах и возможностях. Начинания по композиции, стилю и сюжету совсем неплохие. Но пока остаются без оценки. Александр Светлов – представил сказку для взрослых под названием «Звезда». Легко читается, хорошо сказывается сказка, но посылается в новый раздел. Вот «Заметки о дворовых кошках» хорошо получились. Просто и со вкусом. Согласен с Александром: «На мой взгляд, кошки потрясающие, независимые создания, чем и вызывают у многих людей неприязнь.» Так оно и есть. Независимость всегда завидно опасна для окружающих. Независимо направляем заметки в печать. Калуцкая Светлана – « Верит в удачу, и как змея ползет по жизни; любит тепло и огромный камень, где можно ото всех спрятаться. Считает себя Белой Розой» - представила размышлизм «Время дало шанс» как всегда о жизни и о любви. Согласиться с тем, что: «Жизнь - это лишь мгновения, к которым мы идем непротоптанными дорогами, глотая пыль и мучаясь от жажды. Эти дороги насыщенны корнями зла, об которые мы спотыкаемся и нам становиться больно. И нам положено только идти по этим тропам, не переходя их границы. И нет другого пути! Мы – куклы судьбы. Она нами играет, оступись от ее правил, как тут же она тебя бросит...» согласиться абсолютно невозможно, да и не нужно. Жизнь у каждого своя. Можно идти по дорогам и не спотыкаться о корни зла, и не глотать пыль и не мучаться от жажды. И в каком это таком уставе нам положено идти не переходя границы? А что, если этих границ нет и в помине? Что если это простые необоснованные ничем самоограничения? Что если судьба твоя – это то во что превратишь свою жизнь ты сам? Не позволяйте никому играть с вашей судьбой и вы не будите куклами. Только и всего. Размышлизм Светланы остается без оценки. Норма НАЙТ– продолжила тему куклизма судьбы. Еще бы, ведь: « будни так серы, скучны и беспросветны...Вот почему она живёт двумя жизнями - в реальности лишь малая часть её души... Вот почему она в иллюзорном мире, в мире её сочинений. Это раздвоение личности? Возможно.» - представила «Они уходят молча. Реквием». Кто ж там уходит и куда уходит сейчас глянем. Тем более ознакомившись с кучей лестных комментариев. Посмотрим насколько такие комментарии правдивы. Итак, читаем: «Лето выдалось удушливо-жарким, каким оно бывает, наверное, только в больших городах.» Не думаю, лето бывает удушливо жарким и в больших деревнях и поселках городского типа и не только. Читаем дальше характеристику кота, который: «Черный кот, как все кошки, «гулял сам по себе». Интересно, почему он гулял как все кошки, а не как все коты? Далее ляпсусы, такие как «овновое происхождение», «собака подняла истерический лай», «сандриный визг» и т.д. и т.п. в конце-концов отбивают всякое желание продолжать чтение. Уже давно становится не интересно, кто и когда кого загрыз. Под истерический лай покидаю произведение Нормы без боя и без оценки. Алексей Лещ – тот самый, который «разный» по его же словам – представил рассказы «По дороге в Африку», «Жизнь продолжается», «Такие дела», «Ленка». «Дорога в Африку» явно написана с бодуна. От чтения почему-то начинает кружиться голова и заплетаться язык. Жизнь продолжается: «Это был обычный, совсем обычный день конца мая. Обычностью этот день веял отовсюду». Очень честными и искренними оказались рассказы «Такие дела» и «Ленка». Очень просто и о жизни. Думаю, можно было бы напечатать «Такие дела». В «Ленке», к сожалению, слишком много мата. Но без мата рассказ зафальшивит, потеряет дыхание. Наш ориентир – «Такие дела». Вот такие дела. В городском парке на скамейке осталась лежать позабытая тетрадь. Теплый весенний ветер равнодушно шевелит страницами. На одной из страниц высыхают чернила замечательных строк: «Как хочется иногда поговорить с человеком, с первым встречным – не о деле, а просто так, просто поговорить, услышать шелест его листвы, ощутить аромат его личности, естественной и независимой, как дерево на опушке. Мне кажется, что, немного потренировавшись, мы смогли бы так говорить обо всем. Без смущения и опаски, прислушиваясь к своему шелесту, осторожно усиливая и об'ясняя его. И говорение – диалог, это мирное посягание друг на друга, - не в этом ли наш сокровенный человеческий смысл?» Продолжение следует. 2004 |