Почитание Святых 1 …и пошёл на Николу зимнего помолиться за жизнь свою никудышную, в которой сам виноват. За детей своих… Жизнь становится всё страшнее, непротив был бы убраться подобру-поздорову, пока в нормальной силе, здравом уме и твёрдой памяти, никому не в тягость и порядок на земле хоть какой-то тлеет. Сбежать из отряда… А они как?… За родину, которой, похоже, без чуда уже не выкарабкаться... За жену, что молиться со мной не пошла… А тут - толкотня, давка. Какая уж тут молитва, когда по плечу без конца теребят - настырно свечки передают, пихаются злобно… А на Господних праздниках народу в храме поменьше. Ну на Крещение много, так это из-за святой воды. На Казанскую, Владимирскую, Варвару, Сергия, Пантелеимона - тоже много… И стала ревность по Богу снедать меня. Обидно стало, что на Николу больше, чем на Иисуса Христа. Что ж, он главней для них получается? Экое, право, язычество!.. Но по злобе к себе всё стоял и не уходил. И постепенно молитва стала теплиться, несмотря на свечки, и даже благодаря им. Потому что передать свечку не Бог весть какое дело, а всё же не для себя; а толчки, что ж толчки, можно и за крест посчитать, маленький крестик, а без него ничего не получится… Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, прости - пожалел, что к тебе народу много ходит. Научи моё невежество. 2 Они здесь стоят бабки да тётки. Бог для них (да и для меня тоже) - абстракция. А Никола зимний - вот он, живой, земной, седенький и плешь свою милую митрой от мороза прикрыл… Господь Иисус - не абстракция. Разделиша ризы Моя себе И об одежде Моей меташа жребий… Как овца ведён был Он на заклание И как агнец пред стригущим его безгласен… Если Я сказал худо, покажи, что худо; А если хорошо, что ты бьёшь Меня?… Какая уж тут абстракция? Но всё-таки, как ни прикинь, Он Бог, хотя и Сын человеческий. Попросить Его помиловать меня я решусь, а просто побеседовать с ним, как с отцом, не решусь. Духа не хватит. Я надеюсь, что Он меня простит, а иногда не надеюсь, но так молиться Ему, как Николе зимнему, Николе вешнему, Николе морскому, не могу, потому что сущность Его выше моего понимания. 3 “…вина нет у них.” “…что Мне и Тебе, Жено?” “…что скажет Он вам, то сделайте”… …попросит за нас Сына, и Он Её прежде всех Ангелов и человеков послушает… и поём: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози… 4 Иоанну Крондштатскому митру новую жалко стало, закоптится во время службы… А нищие дети бежали за каретой, милостыню прося. Дал одному, дал другому, а один мальчишка настырный, всё ему мало, два раза ему - по двадцать копеек, а ему всё мало. Всё бежит, всё орёт. Оставил сорок копеек на дороге и, мечтая получить рубль, бежит… - Пошёл прочь!… И от этого ещё милее стал, батюшка. Такой же человек…Только каялся! Всю душеньку выворачивал. …ведь я уже старый человек. А сколько у меня митр? До двадцати! Разве мне их износить? Что ж их с собой в гроб возьму?… И не успокаивался, пока не получал прощения, чувствовал, что получал. И на сердце снова становилось просторно. Теснота проходила, и слёзы высыхали. А когда у Бога просил что-то, верил, что даст... уже даёт - только слово произнесёшь - получил… Так кому ж мне ещё молиться, как не ему? Он меня поймёт и за меня попросит. Как за себя попросит… Пьяницы, допустим, друг другу сочувствуют, потому что друг друга понимают. Даже если один бросил пить, так он помнит же свои муки и унижения… Я с чувством ему помолюсь, как живому всё расскажу… Он и так всё знает, ему и нужно только чувство моё, не экзальтация, а чувство нормальное. Что мне действительно это нужно, о чём прошу… Почему, как живому? Он и есть живой… Нет уж, господа протестанты, вы, может, люди и правда учёные, даровитые, умные. А нам, маленьким, бесталанным, да глупым (даже здесь без кокетства не можешь?) без святых никак невозможно. Ещё о почитании святых Поспорили как-то заяц с ежом, кто быстрее перекидает камни в ручей. Золотая рыбка обещала выполнить любое желание победителя, разумеется, доброе. Выбрали себе судью: ворону в судейской мантии, сидевшую на ветке, склонившейся над самым ручьём, как будто специально к случаю, - отсчитали одинаковое количество камней и - за дело. Ёж пригласил себе в помощь старшего брата, который расположился возле ручья, и стал подкидывать ему камни, а тот уже забрасывал их в условленное место. Заяц удивился и обомлел от хохота. - Вот дуралеи! Пока они будут перекидывать с места на место, у меня уже ничего не останется. Нет уж - кто не надеется на себя, тому и сорок тысяч братьев, таких же дураков - не помощники. И начал, любуясь собой и грациозно подпрыгивая, кидать камень за камнем. Да не тут-то было. То у него - недолёт, то - перелёт, редко-редко когда в цель попадёт. Покидал он камни быстрее, но не в ручей. А братья ёжики тем временем, не торопясь, спокойнёхонько, всё перекидали. - Кар-кар-кар! Ты проиграл глупый, самодовольный заяц-протестант, - объявила ворона не без удовольствия. Не о том просим Первые христиане молились, чтобы Господь укрепил мучеников, а диссиденты восьмидесятых, чтоб выпустил их на свободу. Он и выпускал. А мы от них отворачивались… Сами ж виноваты. Пожалуйста Одному, как ни крути, а страшновато войти в кабинет большого начальника, а вместе ничего … Вси святии, пойдёмте просить Господина нашего Бога, чтобы Он помиловал меня… Ну пойдёмте, пожалуйста! Своя рубаха ближе к телу …Старцы говорили: Какое мне дело до чужих мертвецов, когда в моём доме - мертвец? Тоже ведь эгоизм. Но угоден Богу. Эгоизм угоден, а альтруизм нет. Лицемеры Мы лукавы, поэтому никогда не посмеем сказать: И восста, яко спя, Господь, яко силен и шумен от вина… Приидет Господь, яко тать… С преподобным преподобен будеши… и со строптивым развратишися (Господь)… И побоимся сравнить Его с судьёю неправедным, интеллигенты. Эстетика и этика Отделкой золотой блистает мой кинжал… - взыграл поэт… Вышел на улицу и от радости зарезал человека… И его приговорили к смертной казни. А стихи включили в антологию русской поэзии… И музей криминалистики до сих пор спорит с литературным музеем, кому из них должен принадлежать блистающий экспонат. Упреждающий удар - Дурак! - Слышу от дурака. - Скряга! - Кто б говорил. - Трус! - А у самого коленки трясутся и носки дырявые… Мы упрекаем наших оппонентов за недостаток фантазии, некорректное повторение наших же слов, юридическую некомпетентность, а они, милые, зеркало нам подставляют… Причины и следствия Высоцкий пил, потому что не печатали. Есенин пил, потому что печатали. Шукшин пил из-за обидчивости. N - из-за того, что обижал других. Антивысоцкий не пил, потому что не печатали. Антиесенин не пил, потому что печатали. Антишукшин не пил из-за обидчивости. АнтиN был итак счастлив, обижая других… А Олеша писал, что он в жизни видел четырёх долгожителей. Один из них никогда не пил вина. Другой пил ежедневно. Третий не ел мяса. Четвёртый, если не было мяса, колотил своих жён… Так значит ли после этого причина что-нибудь и не выдумка ли она эксбиполярных гипертоников или просто свойство нашего мозга? Справедливость В одном государстве демократия скакнула так далеко, что законы решили принимать путём референдумов. И чтобы меньшинство не совсем страдало от большинства - закладывать данные в компьютер и выводить среднее арифметическое. В порядке эксперимента решили выяснить мнение народа о долгожителях. Вспомнили стих псалма: Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет… “Что делать, дорогие соотечественники, с людьми, перешагнувшими этот рубеж? Нужное подчеркнуть, Продолжать платить пенсию, как ни в чём не бывало. Послать работать. Вывести на орбиту и сделать искусственными спутниками Земли. Создать космический корабль, развивающий скорость, равную скорости света, посадить туда долгожителей и проверить верность гипотезы, утверждающей, что с достижением скорости света время практически прекращает существовать, чем достигнется давно ожидавшееся мыслителем Николаем Фёдоровым бессмертие”… Среднеарифметический ответ, вышедший из компьютера, гласил: “Расстрелять”. О, если б ты был холоден или горяч В одном греческом городе жители нигде так охотно не проводили время, как на конских ристалищах. Был в этом городе монастырь. И когда послушники, недавно покинувшие мир, с ещё не остывшим жаром жалели неудачливого всадника, всегда приходящего последним, они очень смутились, обратив внимание, что авва внимательно слушает их. Но авва не упустил случая сказать нечто поучительное: - Второго надо жалеть. Первый может оказаться последним, последний может стать первым. А второй так и останется вторым. |