Нас пригласили на Рождество в Берлин. Давно хотелось увидеть портрет Нефертити, который, как я знала, находится в Египетском музее столицы. А еще прочитала в прессе, что в Берлине в (2003 год) проходит выставка, посвященная творчеству выдающегося архитектора современности Даниэля Либескинда. Это была программа-минимум, остальное – по ситуации, тем более в праздничные дни. Сестра моего спутника, пригласившая нас в гости, живет в районе Шпандау, куда мы и прибыли, познакомившись с берлинским метро. Планировка его четкая и ясная, но новичку непросто в нем сориентироваться. Можно, конечно, нажать кнопочку на стелле-справочнике и получить ответ на немецком или английском. Квартира Эдди уютная, пожалуй даже слишком, в ней много дорогих ей вещей. Это, впрочем, и понятно, она работает в метро, и возвращаясь домой, хочет тепла и уюта. Красивые бордовые портьеры, в тон им скатерть на столе, цветочные композиции., картины. Эдди предложила нам какао в больших рождественских кружках с веселыми зимними сюжетами, краснощеким дедом Морозом, здесь его зовут Селивестр, приготовила ужин. Наутро мы отправились знакомиться с Берлином. Утро было малоснежным - сыро и зябко. «Ну где Бранденбургские ворота?» - спросила я, улыбаясь, моего спутника,. –«Не знаю»,- ответил он (его сестра уже двадцать лет живет в Берлине). «Ну тогда на Унтер - ден –Линден предложила я осмотреть самую знаменитую и самую красивую улицу Берлина. Нужно ли говорить, что на бульваре Унтер-ден-Линден мы и увидели Бранденбургские ворота – символ города и страны в целом. Это триумфальная арка из шести мощных колонн, образующая пять проездов, разделенных толстыми стенами, которую венчает знаменитая квадрига архитектора Шадова. По бокам арки - – два боковых флигеля. Рядом здание рейхстага. Возле него образовалась змейка-очередь туристов, ку которой мы и присоединились. Пройдя через пропускной пункт, где проверяют, как в аэропортах при посадке, мы поднялись на лифте наверх. К смотровой площадке рейхстага ведет спиральная дорожка, идя по которой не чувствуешь усталости, по бокам – стекла и зеркала светового фонаря хрустального купола - ощущение современной архитектуры. Панорама Берлина: современные постройки, Телебашня на Александерплац, дворцы и соборы... На стене увидела одну русскую фамилию – память о войне. Рядом с нами женщина катит коляску с ребенком, туристы осматривают панораму столицы. Знакомимся с Унтер - ден –Линден. Первоначально здесь проходила дорога, по которой в 16 веке курфюсты Бранденбургские отправлялись на охоту в Тиргартен, находившийся тогда за чертой города. В середине 17 века Великий курфюст Фридрих (памятник Велик курфюсту находится на этой же улице) повелел засадить дорогу липами и орехами, - так возникло нынешнее название магистрали (под липами). С Унтер-ден –Линден мы попали в Берлинский собор. У входа приобрела программку на русском языке, из которойузнала историю Собора, а также то, что здесь регулярно проводятся богослужения, ведется большая просветительная работа, есть хоры. Открыта была и усыпальница курфюстов и их родственников в подвальном помещении Собора. Огромные саркофаги с украшениями, соответственно заслугам и званию. Памятуя о намеченном плане, отправляемся в Египетский музей, он находится на противоположной стороне от Шарлоттенбуогского дворца – своеобразный диалог культур. С него и начинаем. Покупаем оющий билет сразу на несколько музеев Шарлоттенбурга и Ораниенбурга. Наш экскурсовод, высокая, элегантная немка, рассказывает, что в годы войны дворец был подвергнут бомбордировке, разрушен, его восстанавливали заново. Этот дворец был подарен Фридрихом Великим его жене Шарлотте – летняя резиденция августейшей четы. Здесь можно увидеть их портреты, богатейшую коллекцию фарфоровой посуды, императорский стол, сервированный серебряной посудой и подсвечниками на 50 персон, множество картин... Дворей имеет два крыла, несколько флигелей. В левом крыле Нового флигеля запомнилась императорская библиотека с книгами разных размеров и скульптурными портретами древних философов и поэтов на стенах. Замечательна и коллекция табакерок, инкрустированных драгоценными каменьями и драгоценными металлами. Мы уже было собирались выйти, как смотритель зала вернул нас. Предложив посмотреть на табакерки снизу, под иным углом. Лишь на следующее утро (второй день Рождества) мы посетили Египетский музей, к открытию которого уже собрались посетители. Билет - шесть евро. Жемчужина музея – скульптурный портрет египетской царицы Нефертити - сразу в начале экспозиций музея. Около него задерживаемся подольше. В плейере звучит рассказ о столь ценной находке. Экспонаты музея – от малюсеньких золотых колечек перстней (наконец-то рассмотрела нашейное женское украшение: ряды ракушек, бусинок, стеклышек; маленькая гигиеническая ложечка с крышечкой...) до могучих колонн. Можно почувствовать, как хотелось древнему мастеру запечатлеть красоту лотоса-цветка, человеческой руки, повторив их в орнаменте, запечатлеть красоту прекрасного лица, той же царицы Тейи в белом, розовом мраморе – утренняя заря, до чего красиво! И можно понять, как трогала и будоражила душу древнего египтянина смерть, особо ранний уход ребенка, близкого человека ,- свою боль описывали на стенках саркофагов иероглифами... создавали мумии... Коллекция древних папирусов, развернутые древние свитки... ... Мы в той части Берлина, где раньше была американская зона столицы. На здании музея Берлинской стены – последний русский флан. Знаменитый пограничный пункт «Чарли» ( Checkpoint Charliе ), где вынуждены были проходить контроль все, кто перемещался между Восточным и Западным Берлином. На несколько минут зашли в фойе музея – большая очередь, у входа стенд на немеwком, русско и английском языках, рассказывающий об истории Берлинской стены, о том, что за годы ее существования погибло немало журналистов. «Человек растет вместе со своими целями»,- запомнилось мне их прочитанного на стенде. Отправляемся в Еврейский музей, осматривая по пути современные небоскрёбы. Новое здание музея построил Даниэль Дибескинд, которого называют архитектором третьего тысячелетия. Это он выиграл конкурс-проект по восстановлению двух разрушенных нью-йоркских небоскребов. Само здание музея необычной архитектуры: зигзаообразное, в виде усеченной звезды Давида или молнии, с узкими окнами. Полоски окон под разными углами. Внутри нет ни одного прямого угла. Оригинальные проходы, переходы, указатели-красные кружочки на полу, огромная лесница-вход. Увидев эту лестницу (до этого полдня мы провели в Ораниенбауме и несколько устали), невольно подумалось-вздохнулось: как на Голгофу! Ассоциациями, образным строем и самого здания, и всех его экспонатов рассказывается и раскрывается судьба еврейского народа. Запомнился мне рулон когда-то невостребованной материи с напечатанными желтыми звездами и контуром, по которому надо было вырезать те нашивки... Современно оборудование музея, компьютеры, аудиоаппаратура. Например, есть книга, страницы которой открываются от дуновения на них. Лица, фотографии, биографии, судьбы... Вклад евреев в мировую культуру, имена всемирно известных музыкантов, писателей, исторических деятелей. Музыкальные инструменты, атрибуты религии, древние свитки, школьные лавки – класс, по которому можно пройти, полистать книги. Уголки, где могут посидеть и позаниматься родители с детьми. Мой спутник поторапливает меня, и хотя мне хотелось бы задержаться здесь подольше, понимаю, что необходимо уделить внимание нашей гостеприимной хозяйке, скоро она вернется домой. Мы едем на автобусе по вечернему, празднично украшенному Берлину, сияющему праздничной иллюминацией. На Унтер-ден-Линден подсвечены не только кроны деревьев, но и их стволы- целая светящаяся аллея! Каскады гирлянд, украшенных шарами, колокольчиками, ангелами. И трубящие ангелы, и держащие в руках книги... Берлин в Рождество. |