Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Елена Колганова
Объем: 10503 [ символов ]
Эдуард Лимонов. Sub speciae aeternitatis.
Sub speciae aeternitatis - c точки зрения Вечности...
 
 
Я инстинктом, ноздрями пса понял,
что из всех сюжетов в мире главные -
это война и женщина… И еще я понял,
что самым современным жанром
является биография.
Вот я так и шел по этому пути.
Мои книги – это моя биография.
Э. В. Лимонов.
 
«Сегодняшний читатель прежде всего не доверяет тому, что предлагает ему писательская фантазия. […] Повествование от первого лица […]обладает хотя бы видимостью пережитого, достоверностью, которая вызывает уважение читателя и умеряет его недоверие», - эти слова Натали Саррот о ситуации во французской литературе середины 20 века применимы и к современной России. По этой причине книжный рынок наводнен произведениями автобиографического и квазиавтобиографического характера. Ирина Денежкина, Илья Стогоff , Ник Лухминский, - как видно, в основном, молодежь пишет в этом жанре. Из представителей старших поколений: Венедикт Ерофеев, Эдуард Лимонов. Здесь нельзя не отметить, что эти два писателя начали создавать автобиографические произведения несколько десятилетий назад, а распространение данный жанр получил фактически только к началу 21 века. То есть, Ерофеев и Лимонов опередили время лет на тридцать.
Поговорим пока об Эдуарде Лимонове. Его упрекают в порнографии, фашизме и т.п. А между тем, рискну утверждать, что произведения данного автора прививают читателю литературный вкус и учат глубже понимать жизнь. Аргументы? Они в книгах Лимонова.
«У большинства людей бывает короткий и яркий период, во время которого они неотразимы, быстры, красивы, гениальны. После такой вспышки опустошенный человек живет еще долго, но скудно и серо, не распространяя никакого сияния».
Эти слова автор в первую очередь относит к своей бывшей жене Елене. Ее «короткий и яркий период», по мнению Лимонова, заключался в способности совершать экстраординарные поступки, выбивающиеся из ряда серых, ровных, одинаковых дней. Например, бросить богатого мужа, сытую жизнь и уйти к «бедному панку в белых джинсах и красной рубашке», потому что любовь, страсть такой небывалой силы, что перевешивает всё. Любовники (или влюбленные? Уместнее употребить английское слово lovers – оно включает оба понятия.) ловят губами снежинки и счастливы. Вот так трогательно.
Через много лет после разрыва он снова встречает её. И, в чем соль! Он сожалеет не о том, что они когда-то расстались, а о том, что она стала такой, какой он её видит, «дурно, не по возрасту одетой, говорящей глупости». То есть, «короткого и яркого периода» в помине нет, а его герой – любимая некогда женщина – стала «скудной и серой, не распространяя никакого сияния».
К числу сильных, даже можно сказать, великих поступков Елены Лимонов относит тот, когда она подарила очень дорогое кольцо его первой жене – бедной женщине, страдающей психической патологией. «Жест, достойный Настасьи Филипповны», - дает свою оценку Лимонов.
Именно поэтому в книгах Э.В. Лимонова читатель найдет духовную основу для понимания Достоевского. Лимонов предъявляет читателю конкретных современных людей, достойных быть героями Достоевского, и объясняет, почему они этого достойны. Лимонов учит увидеть в обычных, на первый взгляд, людях что-то оригинальное, может быть, великое. Это ли называется порнографией?
Фашист? Председатель Национал-большевистской Партии Эдуард Вениаминович Лимонов неоднократно подчеркивает, что не является расистом, а партия не разжигает межнациональные конфликты. Наглядным подтверждением слов вождя национал-большевиков стал темнокожий Айо Бенес, ливиец по происхождению, принятый в рижское отделение НБП. Но в следующей фразе Э.В. Лимонов сообщает, что многие нацболы были категорически против наличия представителя другой национальности в рядах партии. Сам Лимонов, действительно, не проявлял расовой нетерпимости. Правда, необходимо учитывать, что в партиях, бывает, расходятся настроения руководства и рядовых партийцев.
Мотивы своей политической и военной деятельности Эдуард Лимонов объясняет просто: «А мне страстно хотелось идти через мост к Кремлю над Москвой-рекой впереди колонны под нашими чудесными страстными кровавыми знаменами. А я до головокружения был счастлив лежать под обстрелом на горе Верещагина и чувствовать вкус дольки мандарина во рту, только что сорванного мандарина, который может оказаться последним в жизни. Именно так я всегда хотел жить: пестро, рискованно, ярко».
Да, жить ярко у него действительно получилось. Один термин «национал-большевизм» чего стоит! Для большевизма 1917 г. был характерен подчеркнутый интернационализм (вспомните, с каким энтузиазмом СССР оказывал экономическую, военную помощь странам Африки, Европы, Азии). Тогда был «интернационал-большевизм», а теперь вот «национал-большевизм». Интересная эклектика вышла.
Еще раньше, чем начать писать прозу, Эдуард Лимонов сочинял стихи. Поэт в нем жив и сейчас. «Москва-река ни к чему не побуждает, не навевает никакого настроения. Это странное кладбище мертвой воды посередине города, разлегшееся в неопрятных серых берегах. Как опасная ртуть». Эти строки из «Книги воды». Проза, но в то же время чистейшей воды поэзия. «Странное кладбище мертвой воды» - так не мог сказать человек, не обладающий мировоззрением поэта.
Оценка Лимоновым внешнего мира остра и не лишена юмора или иронии: «Если ВДНХ – это сон пьяного кондитера, то Музей современных искусств, Центр Помпиду в Париже […] – это сон пьяного слесаря. Обвитый без надобности трубами, он казался нелепым, когда его соорудили, но с годами приобрел патину времени, и к нему привыкли, как к Эйфелевой башне».
Помимо Лимонова-политика, Лимонова-писателя, Лимонова-поэта можно выделить еще одного Лимонова – художественного обозревателя. В своих книгах Эдуард Лимонов высказывает своё мнение о творчестве многих других известных деятелях мировой культуры. Например, он анализирует причины популярности Иосифа Бродского в США: «Отечественные – что битник Аллен Гинзберг, что какой-нибудь авангардист Джон Ашбери – они все были модернисты, свободно-стилевые шпагоглотатели, в то время как Бродский, даже в переводах, пахнет библиотекой, фолиантами, Вечностью. […] Именно в этом архаизме, во взгляде и мировоззрении 30–х годов еще одна причина успеха Бродского». Следует обращать внимание на мини-шедевры Лимонова – такие метафоры, как «свободно-стилевые шпагоглотатели».
Лимонов не просто ценит классику, а умеет её рассмотреть с точки зрения своей собственной жизни. Так, он пишет о своих ощущениях от стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре»:
«Прожив 57 лет, я оцениваю это стихотворение Блока как очень страшное. Девушка пела о всех, ушедших в море, пела, что все вернутся, всё будет хорошо. Все верили. Но Блок заканчивает:
 
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
 
Страшно. Никто. На самом деле не придет».
 
Эти слова: «Страшно», «Никто», «На самом деле не придет», - ключевые. Автор выбрасывает их по одному, потому что только так, читая их по одному, легче в полной мере осмыслить их значимость.
«Игорь Сергеевич Холин обладал черной сухостью Самюэля Беккета и Томаса Стернса Элиота. Его мир – выжженная опустошенная земля, - пишет Лимонов об одном из поэтов так называемой «лианозовской школы» и тут же сожалеет. - В Европе, во Франции поэт его масштаба был бы оценен. Они к своим талантам относятся бережно, любого второстепенного типчика подают в такой упаковке, что выглядит гением». Лимонов жил в нескольких государствах: он может с уверенностью осуждать и хвалить и «их», и «нас».
Стихи другого поэта той же «лианозовской» школы Кропивницкого Лимонов сам набирал на печатной машинке. Стихи эти представляли так называемую «барачную» поэзию – о жизни рабочих в бараке. А что эта жизнь собой представляла: тяжелая физическая работа, пьянство, драки, жестокость, необразованность рабочих. И в этом, как пишет Лимонов, Кропивницкий разглядел светлое. А Лимонов разглядел и оценил Кропивницкого: «Евгений Леонидович был такой светлый и положительный, что все ужасы быта не смогли его забить». В Лимонове очень ценна именно эта черта: в любой социальной среде увидеть оригинального человека, непохожего на остальных. Хотя сам Лимонов – безусловно, оригинальный человек. К тому же, когда один поэт собственноручно печатает стихи другого, - это признак уважения при отсутствии (!) зависти к собрату по литературе. Это качество в современном мире, увы, встречается нечасто.
А еще Лимонов в молодости переписал для себя трехтомник замечательнейшего русского футуриста Велимира Хлебникова. Ну это же чуть ли не подвижничество во имя поэзии.
В книгах Эдуарда Лимонова есть и другая составляющая, моменты, с которыми можно не согласиться, поспорить. Но… Всё восприятие субъективно: естественно, что в каждом человеке мы находим достоинства и недостатки. И, читая произведение какого-то писателя, надо уметь выделить то, что из этого нужно конкретно нам, а остальное – то, что не нравится, – не брать в голову. Главное, – найдя в творчестве писателя негативные (на свой взгляд) моменты, не отвергать сразу и навсегда, а попытаться понять этого человека, подумать, что он хотел донести до читателя. Например, в книгах того же Эдуарда Лимонова, да, много откровенных эротических, если не сказать, порнографических, сцен, ненормативной лексики, уклон в эзотерику (последние страницы сборника «Русское психо»). Но в этих же книгах и великие мысли, достойные причисления автора к классикам, и великие чувства, и оригинальный литературный стиль. Эти достоинства легко заметны при непредвзятом отношении.
Однажды В.В. Жириновский обронил фразу о том, что книги Лимонова невозможно читать. И вот какой-то период времени назад на стеллажах книжных супермаркетов появляется брошюра «Азбука секса» под авторством самого Жириновского и некоего Юровицкого. У Лимонова в книге «Русское психо» есть эссе о «диких девочках». В нём Эдуард Вениаминович говорит, что основная социальная роль современной женщины – продавать свои сексуальные услуги подороже, а это неправильно. Лимонов пишет, что выбор женщины должен определяться её свободой, а не стремлением удачно пристроиться, отхватив себе мужа с коттеджем, машиной и пачками денег. Владимир же Вольфович, наводящий критику на творчество Лимонова, пишет в «Азбуке секса», что девушка должна продавать свою девственность, как можно дороже, - фактически, на ней спекулировать. Исходя из этого, кто аморален?
Всё равно, в конечном итоге это определит пресловутая Aeternitas.
Дата публикации: 16.10.2006 22:35
Предыдущее: Александр Проханов. Sub specie aeternitatisСледующее: SOS: куда уходит детство?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта