Ведущее место среди произведений древнерусской литературы занимали летописи. В последние годы возрос интерес человека к духовной литературе. Но атеистическое сознание, идущее из постсоветского времени мешает нам правильно анализировать поступки подвижников. Мы не в состоянии понять и оценить их духовный уровень. Большинство из нас выучило молитвы, посещает церковь, носит на груди крестик, но практически не знает основ христианского учения и книг, существовавших в то время. До нас дошел летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет», возникший в начале 12 века, написанный монахом Нестором. Человечество накопило огромный религиозный опыт. Чтобы понять картину духовного мира надо самому обратиться к древнерусской литературе. В этом нам поможет Киево-Печерский патерик. Эта литература имеет схожесть сюжетов и общие темы. В свое время А.С.Пушкин в письме к поэту и критику П.А.Плетневу называет рассказы Патерика «прелестью простоты и вымысла». Но как увидеть за древними сюжетами жизнь людей, понять, что ими двигало, когда они отказывались от общепринятых норм жизни. Ведь не каждый смог бы вынести такие испытания и трудности для того, чтобы преобразить свой духовный мир. Становясь иноком, у подвижника происходила смена сознания, настраивающая его на христианское учение. В 2000 году В.С.Елагин, ученый из Новосибирска, выпустил небольшим тиражом небольшую книгу «Духовный мир Киево-Печерского Патерика». Предназначена она в первую очередь для историков. Кто-то сейчас скажет, что пусть историки ее и читают. Нам достаточно было знакомства в школе со «Словом о полку Игореве». Но ведь это наша история, наша культура! На рубеже 19-20 столетий В.С. Соловьев, один из «Пророков Града Божьего» в своих публичных лекциях «Чтения о Богочеловечестве» утверждал, что каждый человек должен стремиться, как Иисус Христос, развивать в себе заложенное Божественное начало. Тогда окружающий мир станет воплощением красоты и добра. Но это был уже 19 век, были созданы журналы «Современник», « Русское слово», « Вестник Европы», «Русский вестник»,был выпущен « Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Но 12 век был далек от журналов. Он не знал ни Ф.М.Достоевского, ни Ницше, ни Ф.Сологуба. Этих авторов знаем мы. Но, к большому сожалению, не многие из нас знают, что князь Святослав Черниговский и Никола Святоша – это одно лицо, что, став иноком, Печерского монастыря он по своей воле оставил семью, богатство и власть. Нам сейчас даже представить невозможно какие муки он вынес. Ведь в мирской жизни он был князем, а затем предал себя многолетнему труду. Для этого, на мой взгляд, надо иметь огромную силу воли. Для чего ему нужно было принести свою благополучную жизнь в жертву? Что двигало его сознанием? Конечно, много было таких сподвижников как Никола Святоша, все они причислены к лику святых. Хотелось бы понять их цели и мотивы, чистоту помыслов и сердца. Очень много вопросов и тайн хранит в себе Патерик. Но, прочитав его, вникнув и поняв, подрастающее поколение, я думаю, станет добрее и послушнее, задумается о будущем своей жизни и своей Родины. Может тогда в нашем обществе станет меньше наркоманов, преступников и скинхедов. Каждый в своей душе найдет божественное начало. А вы как думаете? |