Попробуем предположить, что же могут делать авторы со своими героями, дабы явить их на строгий суд читателя в соответствии с заданной темой. На мой взгляд – тема вообще шикарная для автора. Потому как главное героя довести до состояния «сыт я по горло», а потом можно и спокойно бросить. Мне думается, что не будет «завтра» у наших героев. Быстрее всего будет распространенное: сегодня-вчера. И никак не наоборот. Потому что прямая композиция хоть и кажется с виду более простой, но требует при этом большего мастерства. Базовое количество произведений может строиться следующим образом. Сидит герой где-то за столиком с друзьями, или с любимой, или со случайным знакомым (по усмотрению автора). Назовем это «хорошо сидит». И, попивая коньячок и попыхивая сигаретой, повествует, что же именно привело его сейчас к этому сидению. Включается «ретро». Проговариваются хронические вопросы: а что мне, по-вашему, надо было делать? И кто здесь виноват? В конце непременно – и вот я здесь… Второй вариант – сидит герой на крыше под луной и высказывает свои претензии такому чужому и враждебному миру. И вот-вот он этот самый мир покинет. Назовем это «плохо сидит». Здесь, конечно, выйдет на первый план любовь со всем богатством ее негативного восприятия: несчастная, неразделенная, и т.д. Поставят «руки в боки» и «нарисуются» во всей красе нереализованные отношения, упущенные шансы и т.д. Найдутся, наверняка, смельчаки-авторы, которые воспользуются таким экстремальным, пограничным состоянием своего героя. И возопит он: «Эй, вы, там, наверху! Сыт я этим вашим миром по самое горло…» А со Вселенной шутки плохи. И бац – открывается дверь в другой мир. От где раздолье иначе «накормить» героя снова по это самое горло, если, таковое, конечно, окажется в его новом обличье. Кстати, «сидение» героя вовсе не обязательно. Его легко можно положить. Пусть рассказывает про то, что его когда-то достало легко и весело, даже так позитивно-эротически, или из другой оперы: «брат Митяй помирает, ухи просит…» Можно заставить героя двигаться, хотя бы переезжать с место на место, даже отправить странствовать, показать причину этой самой «сытости». Но это потребует от автора мастерства в колорите подробностей, что вряд ли просто. Будет гораздо интереснее, когда автор задумает поиграть понятием «сытости». Ведь где-то рядом гуляет и «пресыщение». А прямо в оппозиции стоит, покачиваясь, «голод». Герой может оказаться «сыт по это самое злосчастное горло» и вполне желанными для многих явлениями – славой, богатством, удачей, дружбой, карьерой, даже счастьем и любовью… Бывает и так: все есть, а экстрима – нет! Вот где разгул для фантазии автора! Весьма забавно будет, если «сытыми по горло» героями окажутся не люди. Животные – это будет самое распространенное. А если взять якобы неодушевленные предметы? А уж если герой (любой совершенно) окажется в состоянии «сыт я по горло» не один раз, являя читателю свое внутренне развитие, путь, поиск – это будет уже серьезной заявкой на интересную, зрелую прозу. Вот такие родились предположения. Теперь откроем «ящик инструментов прозаика» и посмотрим, чем же следует воспользоваться автору, усердно доводя своего героя до неоднократно вышеупомянутого состояния. Сюжету можно показать язык или даже фигу (по усмотрению автора). Композиции следует все-таки перебрать: прямая, обратная, сложная, кольцо, спираль – что-то явно должно пригодиться. КОНФЛИКТ, конечно же, будет здесь главным инструментом в руках хирурга-творца, оперирующего трудные минуты в жизни героя. Конфликт ведь за углом не стоит, на дороге не валяется. Он возникает, обрушивается, провоцирует – короче, живет полноценной жизнью! Конфликт – это борьба двух проблем. В конфликте всегда сталкиваются две стороны. Пожалуйста, не обделите своего героя!!! В центре конфликта должно находиться что-то конкретное, что глубоко затрагивает самые важные жизненные интересы. В данном случае задача авторов – подтолкнуть развитие конфликта до самой катастрофы. Именно она обозначится возгласом, или воплем, или хрипом, или угрозой – сыт я по горло!!! Развитию конфликта помогают: - несовместимость и недостижимость целей персонажей, - угроза извне, - давление времени: надо решать здесь и сейчас. Непременно качество конфликта – его непредсказуемость! Когда читатель догадывается о следующем шаге героя – усилия автора обесцениваются. Чем больше контраст персонажей, тем ярче выглядит конфликт. Мужчина против женщины, ребенок против взрослого, старость против юность, бедность против богатства, глупость против хитрости. Ладно, хватит про конфликт. Из ящика выпрыгивают и выползают разные обстоятельства, без которых невозможно развитие конфликта. Обстоятельства – верные помощники автора. Предлагаемые обстоятельства – это сумма ваших уникальных личных впечатлений о жизни, которые вы приносите в историю. Никакой опыт не может заменить богатства личного детального знания жизни. Мутный и приблизительный мир истории без знания деталей неизбежно создает клише. Совершенно необходимо разобраться с мотивациями. Перипетия (переход от несчастья к счастью и наоборот) станет явным драматическим украшением произведения. Помните, что угроза счастью – это очень мощная движущая сила для вашего героя. Ну, и совершенно необходимы действия и события. Действия персонажей готовят событие, накапливают конфликт. Событие его взрывает и изменяет отношения. Событие – это часть истории, в которой происходит реально ощутимое изменение жизненной ситуации. Событие – это выбор характера! События четко очерчивают эмоциональные ценности рассказа. В событии действия персонажей предстают в окружении подробностей реальной жизни. Они пронизаны атмосферой, настроениями, ароматом жизни. Одно из самых важный качеств события заключается в том, что к нему лучше всего прилипают детали и подробности жизни. Помните, что событие состоит из действий, но просто действия событие заменить не могут!!! Все вышеизложенное имеет значение, когда герой – это настоящий художественный образ, оживающий в воображении читателя. Авторы, дорогие вы наши, будьте богаты и самодостаточны. Вооружитесь всем необходимым, проверьте все свои кладовые и уж накормите вашего героя. Вкусно накормите. Вкус ведь бывает и горький, и сладкий, и соленый, и терпкий, и крепкий, и кислый… Так чтоб по полной программе – первое, второе и третье… Один компот не принимается!!! |