CТЕПЬ ШИРОКАЯ (одноактовая пьеса) декабрь 2004 год Новосибирск Действующие лица: Мищирякова Лидия Сергеевна – преподаватель по теории музыки (45 лет) Ее муж: Игорь Валентинович – преподаватель по классу фортепиано, фагот. Сыр – авторитет. (30 -35 лет) Лиля – его жена. (лет 20-25) Артак и Образ – братки из группировки ПРОЛОГ Звонок в дверь. Лидия Сергеевна зовет мужа. Лидия Сергеевна: Игорь! Ну, подойди же, да кто это может быть? Мы без приглашения никого не ждем.…Или это к тебе на репетиторство? Игорь! Ты где? В ванной? Ну, извини дорогой. (раздается бой старинных часов. Хозяйка открывает двери.) Лиля: (появляется как картинка, в дорогом стильном прикиде) Добрый день хозяйка! (улыбается, держит паузу) Лидия Сергеевна: Вы на репетиторство? (в замешательстве) Лиля: Я в принципе, по делу. Хочу вас пригласить к нам на ужин. Лидия Сергеевна: Нас? А почему? Лиля: Видите ли,…Мы с вами соседи, ну по балконам. Живем, правда в разных подъездах… Лидия Сергеевна: Вы знаете, я редко выхожу на балкон…Дома у нас, сами знаете, Хрущевской эпохи. Балконы красивые как древние Афины, но могут рухнуть. Лиля: Мы сами опасаемся. Но дело не в этом, хотелось с вами пообщаться. Мы С мужем хотим вас видеть сегодня у себя на ужине. Лидия Сергеевна: Мы как-то.…К незнакомым людям.…Без повода, знаете ли? Лиля: Да вы не волнуйтесь – тема есть. Так мы вас ждем? Я пришла за шоколадным ответом. (Пауза) Ну, вообщем, сегодня в 19.00 квартира №16. Ждем! Действие 1 Игорь Валентинович: (у дверей соседей) Честно говоря, как-то неудобно. Зря ты пообещала. Лидия Сергеевна: А ты видел Игорь - как их сына из школы привозят. Сначала во двор подъезжает иномарка, затем автобус. Потом из иномарки выходят охранники и встают по бокам подъезда. А после всего этого автобус подъезжает вплотную к подъезду и открывает двери. Один раз Раиса Петровна. По ошибке вышла из подъезда прямо в автобус и ее тут же схватили. Наверное, он банкир. Только не понимаю – мы ему, зачем нужны? Игорь Валентинович: Может фортепиано настроить или мальчика чему обучить. (Звонят) В квартире банкира уже накрыт небольшой столик. Рядом сидят двое ублюдков и смотрят семейные фотографии. Лилия: Проходите, Лидия Сергеевна… Так, кажется и..? Игорь Валентинович: Игорь Валентинович! Лилия: Это Вадим и Артак. Артак: Лиля джан, а Шопена помнишь? Вадим: Правильный малый, его бы выкупить. Лилия: Сыр сказал, выкупит. Если ему Шопен отвечал за бригаду, он его поддержит. Артак: А ты Образ помнишь Виолу? Игорь Валентинович: (вполголоса) А кто из них хозяин? И что у него с Шопеном? Я не понял. Он что музыкант? Лидия Сергеевна: Нет, по-моему, режиссер. Слышал, про образ говорили. Может, про жизнь Шопена будут постановку делать. Откуда у музыканта столько денег! На себя посмотри! Лилия: У вас вопросы? Лидия Сергеевна: Хотелось бы с хозяином познакомиться. Лилия: Сыр скоро приедет! Подождем чуть-чуть. Игорь Валентинович: Мы еще кого-то ждем? Лидия Сергеевна: По-моему должны привезти сыр. Ну, знаешь – услуга такая – продукты на дом. Хотя, откуда нам знать. Интересно – какой сыр привезут? Рочфорт!? (неожиданно раздается звонок) Лилия: Сыр приехал! (открывает) Голос: Рот фронт! Лидия Сергеевна: Рот фронт? Сыр: Приветствую! (проходит в комнату) Лилия: Сан-Саныч, можно Саша. Артак: Саша-Джан, мы тут Шопена вспомнили. Образ говорит – правильный малый. Сыр: Понимающий, - будем заботиться. Лилия: Давайте выпьем за знакомство. Артак: За Сашу-джан. Уважаем. (Выпили) Артак: За Лилию-Джан! Ценим. (Выпивают) За друзей, братков… Сыр: За гостей. (Добавляет) (выпивают) Игорь Валентинович: Может за искусство. Я слышал – вы как-то связаны с искусством? Вы где работаете? Сыр: Я не работаю. (Пауза) Лилия: (закуривает) Он – авторитет. (Пауза) Лидия Сергеевна: (грамотно держа в руках вилку и ножик) Авторитет чего? Извините? Артак: Неграмотные у вас гости. Сыр: Вообще, а так по ленинскому району. А вы, я слышал, музыканты? Лидия Сергеевна: Муж преподает в музыкальном колледже, а я в консерватории. Сыр: С искусством нужно дружить. Я предпочитаю шансон. Игорь Валентинович: Как же. Вы понимаете – человеку, по сути, не нужен музыкальный инструмент. Его верхние регистры настроены, ну вы понимаете, даже начиная с реберного аппарата, диафрагма легочные-дыхательные пути, гортань и голосовые связки – тот же орган, … Лилия: Вы хотели сказать – орган. (ударение на О) Образ: Внутренний орган. Сыр: (Сурово глядит) С органами нужно дружить. Артак: Извините Саша-джан,Лиля-джан! Мы понты не понимаем. Нам еще на стрелку. (уходят) Игорь Валентинович: А Россия – многогранная. Ой-ты степь широкая (поет) Сыр: Ой, ты степь, пробует петь. Игорь Валентинович: А пойдем ко мне у меня дома рояль, я тебе сыграю или ты сыграешь на рояле, а я на фаготе. Сыр: Пойдем, только я сейчас пистолет возьму, нет - два пистолета. Мы потом поедем на мою автостоянку и постреляем в мишень. (уходят) 2 действие Лилия: Лидочка! Можно я вас так буду называть! Вы меня удивляете – мы такие разные. И вы этим живете. (закуривает) Лидия Сергеевна: У нас музыкальная семья. Вообще-то мы живем обособленно. Лилия: Мы тоже. Вот хотели объединить две квартиры – прорубить к вам дверь. Лидия Сергеевна: Вы хотите жить с нами? Лилия: Зачем? Просто мой муж сейчас живет на пороховой бочке. Мы хотели вам предложить с нами поменяться. Ну – предложить вам за вашу трехкомнатную –две однокомнатных или двухкомнатную и комнату. У вас же сын взрослый, насколько я знаю. А мы бы сделали дверь. В вашей квартире жили бы охранники. К тому же два подъезда - Это немного безопасней. Лидия: Вы знаете. Мы как-то хотели сделать перегородку в ванной комнате – нам архитектор не разрешил. Лилия: Сыр договорится, я думаю, - как и с вашим мужем. (раздаются выстрелы) Лидия Сергеевна: Что это!? О боже? Лилия: А это они очевидно на нашей автостоянке по мишеням стреляют. Саша вообще не пьет – я его таким расслабленным никогда не видела. Видно ваш муж его чем-то зацепил. Он тоже странноватый. Но я думаю, они договорятся. Сыр умеет договариваться. Лидия Сергеевна: Боже мой! Вы знаете – не хотелось бы что-то менять. Мы люди достаточно взрослые. Эта квартира моих родителей и Игорь Валентинович ничего не решает. Дайте мне время до утра – я совершенно ничего не соображаю. Пусть Игорь возвращается. Лилия: Хорошо, завтра в десять Саша к вам зайдет. (звонит) Автостоянка? Кто дежурит? Коля это Лиля. Что там мой вытворяет? Собираются ехать на обкомовские дачи! Какая баня!? Коля – я тебя прошу. Скажи, что мне плохо! Что у Лидии Сергеевны приступ. Кому скажем? Музыканту, что с ним. Господи – этого еще не хватало… Лидия Сергеевна: Что случилось? Лиля: По моему ваш Игорь собирается предъявить претензию художественному руководителю филармонии за то что они не вернули вашему колледжу какой-то старинный рояль. Они собираются ехать с Сыром на разбор. Лидия Сергеевна: Они хотят разобрать рояль? Лилия: Зачем! Рояль итак вернут. Худ. рука будут наказывать. Тогда это надолго. (кладет трубку)(музыка) 3 действие (финал) (квартира Мищиряковых. Звонок в дверь) Лидия Сергеевна: (с повязкой на голове) Сейчас открою! Здравствуйте Саша! Сыр: Здравствуйте! Лидия Сергеевна: Проходите! Сыр: Благодарю. Что вы решили? (остается в дверях. На лице обычное строгое выражение. Ни тени вчерашнего.) Лидия Сергеевна: Я думаю, что нет. Хотелось бы встретить старость в родительской квартире. Я вчера уже говорила Лиле. Вы уж наш извините. (Пауза) Спасибо за рояль – Игорь пять лет не мог выбить его из филармонии. Они так его обманули. А рояль – исторический. Вот дал на концерт, когда маэстро приезжал… Сыр: Да, мы договорились с вашим мужем. Помню. (Прислушивается к звукам) Репетирует? До-свидание. (Уходит) Лидия Сергеевна: Игорь! (зовет) А вы о чем-нибудь договорились с Сан-Санычем? Ну, с Сыром? То-есть с Сашей? Игорь Валентинович: (тоже с повязкой) Я не помню. Мы много пели, пили, говорили… Лидочка мне было страшно. У них другие методы. Но я всегда говорил – искусство надо уважать! (играет музыка – Ой ты степь широкая!) |