«А ты ушла, меня не замечая, В душе обиду затая... Так пусть тебя е..т собака злая, А не такой орел, как я!» С. Есенин. Доминирующим началом и основным лейтмотивом данного четверостишия, написанного Сергеем Есениным в период расцвета его творческой индивидуальности, является отказ некой женской особи, вероятно ранее принимавшей активное участие в интимной жизни поэта от, собственно, дальнейшего продолжения этой жизни непосредственно с ним. Образ женской особи явственно визуализируется поэтом как тщеславный, вспыльчивый и несколько глуповатый, т. к. с обиженными (если обратиться к крылатым жаргонизмам российских заключенных, с коими Есенин некоторое время имел тесный контакт), происходят весьма неприятные (здесь полемикой встает вопрос о негативной, либо положительной оценке подобных ощущений, выраженных жаргонизмом «обиженных в ж..у е..т» с точки зрения социальных факторов и пристрастий, но это больше относится к психофизическим и медицинским наукам, мы же рассматриваем только литературный фактор) коллизии. Инициатором размолвки, как мы видим, является женский образ, катализатором, или, если хотите, стимулятором – сам лирический герой своим неизвестным читателю (хотя, мы можем предполагать и догадываться о его грехопадении– вот главная интрига стихотворения!) поступком навлекший на себя подозрения и отрицательные эмоции своего сексуального партнера. Далее мы видим, что и сам герой не лишен доли тщеславия – отождествляя себя с орлом (гордая птица, герб РФ, символ отваги и силы), он прекрасно осознает ничтожность и бездарность, «собаки злой» - как презрительно выражает он свой взгляд на будущее отвергающей его женской особи. Оставим на этой печальной ноте есенинскую драму и перейдем к следующему, не менее занятному и значимому произведению того же Есенина: «Я хожу по росе, Босы ноги мочу. Я такой же как все – Я е..ся хочу!» Как всегда у поэта преобладает схема взаимоотношений: человек-природа. Несмотря на мотив одиночества, поэт ясно ощущает свою причастность к человечеству, к общечеловеческим ценностям, что выясняется в последних двух строках четверостишия. Глубокая философичность и простота, присущие Есенину и его лирическому герою, открывают изначально, казалось бы внутреннюю опустошенность и душевный упадок человека, которому больше нечего делать, кроме как ходить по росе (просматривается образ путешествующего по воде Иисуса, но это уже вопрос метафизики и истории, тогда как мы дозволяем себе исключительно литературные аллегории, не думаю, что герой Есенина НАСТОЛЬКО одухотворен). Но с другой стороны – какая наполненность всего существа! Сколько энергии! У героя есть идея, цель, смысл жизни для него ясен и понятен и достижим! С какой радостью и ожиданием герой осознает, что он не один в этом мире, что кого-то точно так же, как его волнует один и тот же вопрос! Воистину, в этом стихотворении Есенин проявил всю ту безмерную любовь к природе и человеку, что до сих пор живет в нашей памяти о нем и в его стихах. Скоро в выпуске: Русский народный фольклор. «Озорные» частушки в контексте современности. Мат прошлого характеризует идиотизм настоящего. |