Глубинная психология в священных писаниях ГОЛОСА, ЧТО ЗВУЧАТ ВНУТРИ ИЛИ О ФОМЕ И ЕРЁМЕ Довольно часто практикующие психологи, пытаясь определить единую базу жизнеутверждающих принципов поведения человека, сами себе задают вопрос – почему одному что-то сходит с рук, не имея при этом никаких негативных последствий, как психологических, так и событийных, а другому, то же самое - катастрофа? Ответ более чем прозрачен – есть Фома, и есть Ерёма. Фомам, например, позволено воевать, разбрасывать камни, разрушать до основания,… чтобы потом Ерёмам, на гладких платформах разрушенного, можно было строить новое. Если Фома разрушитель, то Ерёма строитель, но и тот и другой созидатели, и у того и у другого свой «устав». Если Фома выполняет свой «устав» - всё нормально. Но если то же самое, наглядевшись на успехи Фомы, берётся осуществлять Ерёма – для Ерёмы это уже «не в яблочко», не по своему «уставу» действует. «Что можно Фоме, того нельзя Ерёме». Пропасть между Фомой и Ерёмой становится всё глубже и шире. Объясняется это тем, что наше время – это время обострения индивидуальности, своеобразности, непохожести. Совершенно очевидно - эволюционный процесс предполагает оттачивание форм в многообразии. Вот и шлифуются всяк по-своему – Фома, например, по шерстки, а Ерёма – против. И «причёски» того и другого будут доведены до совершенства. Но! Если Бог – Любовь, шлифовка должна проходить в оптимально комфортных условиях? Да, так оно и есть – к каждому Фоме и к каждому Ерёме приставлен тот, кто знает и «время» и «устав» - для покоя жизненного, для экономии времени и даже для удовольствия, чтобы поменьше шишек, побольше радости. Этот кто-то зовётся: «Учитель» – если Вы эзотерик; «Помазание»- если Вы верующий; и Ангел- хранитель - для всех остальных живущих. А можно и просто по библейски - Дух. Он знает и «время» и «устав» и плохого не посоветует. Это люди придумали, что и знание, и опыт должны быть выстраданы – или кровью, или желчью! Но такое утверждение в рамках гуманного, рационального Мироздания алогично. Больше похож на правду такой «устав»: «Не придавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа – долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет»* Примечание * «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова», гл. 30:22-25. Но вернёмся к Голосу, который говорит внутри, который знает и «время» и устав». Знал, видимо, апостол Иоанн, что наступает время тотальной индивидуализации, а потому и мыслить будет человек особо, и воспринимать, и осуществлять… И главной задачей будет самореализация, а не победа общей идеи… И, «..отныне пятеро в одном доме станут разделяться….», * а если разделятся, то каждому нужен свой поводырь, свой личный Голос. Знал и предупреждал, чтобы не судил один другого по своему аршину, по единому стандарту не мерил, так как каждый будет проходить индивидуальное обучение: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». «… Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему…».** Итак, если верить сказанному Иоанном, Бог не оставил в одиночестве ни Фому, ни Ерёму – под водительством идут, под присмотром. Но, какое-то дитя няньку за ручку держит, а какое-то убежать в сторону норовит… И, тогда начинается! – То Фома, примкнув к Ерёме, вместе начинают камни собирать, а то Ерёма, объединившись с Фомой, начинают вместе эти камни расшвыривать. Вместе ведь всегда интереснее, веселее, да и ответственности меньше, т.е. происходит «объединение необъединяемого» (да простит нас Козьма Прутков). Есть и ещё одна причина стихийного объединения Фом и Ерём - «сближение разновекторного» - чаще всего во времени и пространстве пересекаются, притягиваются противоположности. И тогда Фома завидует Ерёме и желает того, что у Ерёмы….и наоборот. Потому и сказано - не желайте того, что у соседа, то есть помните: у Вас своё «время» и свой «устав»… «Время» и «Устав» для Фомы и Ерёмы В жизни каждого человека есть «время разбрасывать и время собирать камни». Это сказал Екклесиаст – библейский мудрец: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Что пользы работающему от того, над чем он трудится?»*** _______________________________________________________ Примечание * « От Луки святое благовествование» , гл.12:52. ** «1 Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова», гл.2:27. *** «Книга Екклесиаста или проповедника», гл. 3:1-8. - Прав Екклесиаст - пользы никакой! - И в таких иррациональных условиях человеку предопределено взрослеть!? -Не живу – отбываю срок наказания! Это первые выкрики в адрес Бога – эмоциональные и удивлённые. Затем уже чуть потише и с упрёком. - Если уж дал Ты каждому своё время на разбрасывание камней и на собирание разбросанного, то дай и конкретные правила для того и другого. Одной заповедью – «возлюби ближнего своего, как самого себя» - не обойтись». А ещё к удивлению и возмущению примешивается и сомнение - стоит ли верить Екклесиасту? Может быть, он что-то напутал? Об Екклесиасте Авторство текста одной из книг Ветхого Завета «Книга Екклесиаста или проповедника» приписывается Соломону. Тому самому Соломону, которому Бог поручил построить первый храм. Сама царица Савская приходила к Соломону проверять его мудрость, загадывать свои загадки. О Соломоне ходили легенды, слагались мифы, он личность не только историческая, в чём уже нет сомнения – это подтверждают археологические раскопки, но и личность архетипическая. А архетип, по мнению Юнга, оказывает влияние не только на культуру человека, на его психологию, но и на ход исторического развития всего общества. Вот что говорит о царе Соломоне «Третья Книга Царств»: «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним одо всём, что было у неё на сердце. И объяснил её Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала».* Исходя из вышеприведённых текстов, в мудрости Екклесиаста сомневаться уже не приходится. Если, конечно, мы доверяем тому, что говорят тексты писаний, не подвергаем их сомнению, не доказываем их правомочность быть путеводителями человека в лабиринтах творения. _____________________________________________________________ Примечание * «Третья книга Царств», гл. 10:1-7. А вот что пишет о Соломоне современный исследователь старинных библейских писаний Ривка Шерф Клюгер - речь идёт о загадках, которые загадывала царица Савская Соломону: «Некоторые комментаторы считают, что это была всего лишь безобидная светская царская игра сходная с восточными испытаниями загадками, которые были распространены при царских дворах в средневековье. Но, как указывает Андрэ Шастель, турниры загадок на самом деле отражают борьбу за власть. Если ты загадаешь кому-нибудь загадку, которую он не может отгадать, ты, несомненно, обретаешь над ним власть. Более того, можно добавить, что, признаваясь в незнании ответа, человек подчиняется более могущественному знанию загадавшего загадку. Царица Савская своими вопросами провоцирует царя Соломона; нетрудно почувствовать, что за этим скрывается соревнование двух волшебников, а это чрезвычайно важно».* Итак, остаётся верить - Екклесиаст прав. А Бог: «Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердца их, (людей, прим. авт.) хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца»* * А потому – доверимся уготованным условиям бытия и попробуем заручиться поддержкой Создателя, и те, кто разбрасывает и те, кто собирает - поддержкой в виде «устава», своеобразного свода правил. Итак, конечно же, есть для тех и других общий устав - «возлюби ближнего своего, как самого себя», но есть и персонифицированный: что-то для Фомы, а что-то для Ерёмы. «Что можно Фоме, того нельзя Ерёме». Может именно по этой причине Библия изобилует противоречащими друг другу рекомендациями. Вот только пара из них: «Солнце да не зайдёт во гневе вашем» - т.е. немножко погневаться допустимо, до заката солнца. Или. «Гневающийся на брата своего подлежит суду» - а здесь уже - «низзя». Видимо, что-то здесь для Фомы, а что-то для Ерёмы . И опять о «времени» и «уставе» «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть своё время и устав… » *** О времени, всё понятно – пришло твоё время воевать – воюешь; пришло время перемирию – начинаешь собирать свои камни. С «уставом» сложнее. Какой «устав» для Фомы, какой для Ерёмы? _________________________________________________________ Примечание * Ривка Шерф Крюгер Аналитическая психология «Идея избранного народа». М., 2000 ** «Книга Екклезиаста или проповедника», гл. 3:11. *** «Книга Екклезиаста или проповедника», гл. 8:5,6) Когда в религиозных кругах идут дебаты и бушуют полемические страсти - это между Фомой и Ерёмой – у каждого свой «устав». Если религиозный деятель «Фома», он постарается всех «причесать» под Фому, если же Ерёма... – причёска будет под Ерёму. И опять спасает общая заповедь - «возлюби ближнего своего, как самого себя». Но ведь всегда хочется сказанного только для тебя, только для твоей ситуации - конкретизации жаждет душа. Будет ли профанацией Божественной идеи сказать, что только тогда, когда человек возжаждет конкретного, ему лишь адресованного, только тогда начинается путь индивидуализированного сознания, заканчивается мешанина в рядах Ерём и Фом? Потому что только тогда начинает человек в какофонии мыслей и чувств слышать особый голос, голос внутренний, ведущий, охраняющий, духовный. Начинают формироваться каналы и связи, уверенности и осуществления. Начинают проявлять себя «Учителя» – если Вы эзотерик; «Помазания»- если Вы верующий; и Ангелы- хранители, если вы просто уверены, что не от обезьяны произошли. «Устав» даёт Дух Вернёмся ещё раз к тексту прозвучавшему ранее: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». Взяв за исходную позицию вышесказанное Апостолом, ничто не мешает утверждать, что «устав» и для Фомы и для Ерёмы даёт Дух Святой. Даёт каждому особо, в соответствии с поставленной задачей: собирать или разбрасывать камни. Но! Теперь большое «но»! Связь с Учителем, которому имя Дух порицается почти на всех уровнях догматики. Мистический опыт и особенно в христианстве вербализовать почти невозможно, а значит, и поделиться им сложно. Вербализованный мистический опыт сразу же трактуется, как одна из ересей. Обвинение в ересях и правомочно и неправомочно одновременно. Апостол Иоанн, который сказал об Учителе – Духе, сказал и об опасности такого контакта: . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…».* ______________________________________________________________ Примечание * «Первое послание Иоанна», гл. 4:1. Но, как такого духа-говоруна испытывать? Стыдливо опускают глаза учителя церквей, когда к ним подходят с подобными проблемами. У них на многие мистические вопросы заготовлены штампы типа: «Прелести всё это, держись от них подальше». Или. «Сохраняй мир в сердце и с духом говорить не будет надобности». На этом мистический опыт послушного христианина заканчивается. Но в жизни человека религиозного феномен слышания должен присутствовать. Подтверждением тому можно привести слова Иисуса Христа пересказанные опять-таки Иоанном – любимым учеником Христовым: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: (эти слова Иисус говорит иудею Никодиму, прим авт.) должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа».* Не только этот феномен должен быть присущ человеку верующему, есть и другие: «пророчествование», «говорение на языках», «исцеление», «чудотворение», «различение духов» и это не весь ещё перечень. Но это тема другой работы. Хотелось бы сделать небольшое отступление, которое, кратко можно выразить почти баррикадным призывом: Давайте попробуем, давайте поучимся доверяться своему внутреннему голосу! Давайте начнём тренироваться слушать и слышать его! Давайте отважимся разрабатывать свои техники отслеживания чуждых голосов и избавления от них! Что это даст? Не даст, а скорее избавит от ударов жизни, от бесконечных депрессий, от суеты… И всё же, как услышать Голос, что говорит внутри Бес сомнения можно получать «устав» и при чтении, когда идёт не столько складирование информации, сколько рождаются мысли. При этом необходим определённый настрой. У каждого, конечно же, он свой, особый. И всё же что-то из общих положений существует. Например: - во первых – знать, что Голос готов слышать нас и отвечать, потому что – «…послан нам Дух истины…», Он с нами и в нас; - во вторых – корректно и точно формулировать интересующие, возникающие вопросы, потому что - «стучащему открывают и ищущему воздают»; - в третьих - рассуждение или внутренний монолог не принимать только за свой вымысел, потому что «духовная брань идёт не на полях сражения, а в наших головах». ___________________________________________________________ Примечание * «От Иоанна святое благовествование», гл.3:7,8. Один наш знакомый поделился своим опытом, отслеживания непрошенных визитёров, рождающих внутренний монолог или даже диалог. «Я их уличаю, сказал он. Скажу сам себе: молчи! Я – молчу, а они стрекочут… стрекочут… . Не могут сразу остановиться. Секунд пять- семь могут, увлекшись, прострекотать. Потом, правда, замолкают. Пугливые они очень. Вот тут-то я их и застукиваю. Они стеснительные, потому что непрошенные. Не надолго, но исчезают. Но всё равно возвращаются. Без нас совсем не могут». - Они всё равно «стрекочут». Какие-то голоса стрекочут, а какие-то пытаются до нас достучаться. И может, отставив религиозную стыдливость – голоса, мол – это от лукавого, попробуем хотя бы сначала обозначить существующий феномен, дать этому феномену психологический термин, чтобы было понятно и всем многочисленным конфессиям, и просто верующим, и не только. А там глядишь, и специалисты психологи подключатся к обсуждаемой теме. Тогда уже и о техниках гораздо проще будет, и говорить, и осваивать. Восприятие информации, констатация фактов у Фомы и у Ерёмы различны. Даже, глядя на один и тот же текст, имеются в виду писания, изобилующие рекомендациями, Фома и Ерёма их воспримут по своему. (Разрешите напомнить, речь идёт о людях религиозных, которые знают, что «Всё писание богодухновенно и полезно для научения…»). Фома, например, говорит, что Библия разрешает разводиться мужу с женой и даже в некоторых случаях настаивает на этом. Ерёма скажет – нет, не разрешает. И тот и другой будут правы. Может, по причине нашего неслышания, появилось сегодня в изобилии гадалок, ведуний, ясновидцев.? У них получается слышать те голоса, которые звучат для нас, а мы глухи. Они, как ретрансляторы, коль мы не можем, пришлось им эти функции взять на себя. А если эти ретрансляторы к своим функциям не добросовестно отнесутся? Как чиновники, например? Есть опасность быть омороченными. Уж лучше, как–нибудь самим. Ведь обещано же, на самом высоком уровне: «…не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно …». Разрешите всё сказанное, в заключение проиллюстрировать сказкой. Она будет понятна и детям и взрослым. Эдакая сказка-новелла о знаках, о Голосе… И даже с картинкой. Примечание автора Сказка-новелла «ПИРАТ, КОТОРЫЙ ИСКАЛ ЗНАКИ», представлена отдельным материалом в общем списке произведений |