«И вы лучше никому ничего не рассказывайте.А то расскажете про всех -и вам без них станет скучно» «-Неужели вам так дорого все земное?- тихо спросил он – Нет, я не могу вам поверить! Я убежден, вам тоже случалось желать иной жизни. Я ответил, да, конечно, но это бессмысленно…»А. Камю Вот так и все мы однажды задаем себе подобные вопросы, стремясь осознать цель и смысл собственного существования. Когда настал и мой черед задуматься над этим, помощь для себя я нашла в литературе экзистенциализма. Там нет готовых ответов, но авторы в своих книгах показывают возможные решения, делятся своими собственными предположениями, оставляя право выбора за читателем. Пару лет назад ко мне в руки совершенно случайно попала книга Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», с этого момента начался мой путь в удивительный и по-своему прекрасный мир экзистенциализма. С первых же строк роман полностью «поглотил и растворил» меня в себе. При первом прочтении в идеях, взглядах и чувствах Холдена (главного героя) я увидела отражение своих собственных. Меня поразила точность, с которой автор передал болезненное восприятие окружающего мира молодым человеком, казалось, что каждая описанная ситуация происходила в моей жизни, и каждая реакция Холдена была понятна и ожидаема. Тогда я еще не была знакома с другими произведениями Сэлинджера, не знала об истоках экзистенциализма, поэтому не поняла, что автор говорит не только о трудном подростковом возрасте, но и обо всей человеческой жизни в целом.Затем я познакомилась с книгами Альбера Камю ...Ницшеанское «неприятие» какой-либо существующей морали, своеобразный нигилизм и полное отчуждение от жизни общества «впитали» в себя герои произведений экзистенциализма. ...перечитав роман «Над пропастью во ржи», я увидела прямую ссылку Сэлинджера на философию Ницше в ответе Холдена на вопрос, кем он хочет стать в будущем: «Я хочу быть искателем… над пропастью… во ржи…искателем детей…» Именно в этой лаконичной фразе автор отвечает на вопрос о смысле жизни.Фридрих Ницше говорил, что человек может пройти за свою жизнь три стадии личностного роста, высшей из которых является «состояние дитяти».Вот об этом и говорит главный герой Сэлинджера.Тонкие ниточки сплетают в единое целое повесть «Посторонний» Камю с рассказом Кафки «Мастер Пост-Арта». Герои обоих произведений заключены в клетку (один по собственному желанию, а второй – обществом), и оба они доказывают всем, что главное в жизни – это оставаться самим собой, не подчиняться и не поддаваться «нажиму» общественного мнения. Суть повести «Посторонний» сам автор определил так: «В нашем обществе всякий, кто не плачет на похоронах своей матери, рискует быть приговоренным к смертной казни. Этим я просто хотел сказать, что герой моего романа осужден за то, что не притворяется». И Кафка устами героя рассказа Мастера Пост-Арта говорит не менее парадоксальную фразу: «Если бы я нашел такую пищу, которая бы мне понравилась…,поверь мне, я бы не будоражил умы, а наедался до отвала, как ты и как все остальные». .Сравнив только два этих рассказа, становится ясно, что все произведения экзистенциализма неотрывно связаны друг с другом, создавая тем самым единый мир, который строится по собственным правилам. Ведь, по сути, и Мастер, и Холден, и Бадди, и Френни обречены быть посторонними. Мне кажется, что экзистенциализм – еще и определенный образ мышления, своеобразная «болезнь» как писателей, так и читателей. Я хочу упомянуть еще одну книгу Сэлинджера, которая произвела на меня наиболее сильное впечатление. «Френни и Зуи»- это своего рода продолжение истории Холдена, ведь герои и этих рассказов являются «искателями детей». Для меня же семейство Глассов стало очень родным и близким, я часто «возвращаюсь к ним» в минуты, когда реальная действительность становится чужой и неинтересной. (В минуты осознания, что в жизни не все происходит так, как хотелось бы.) Естественно, я отдаю себе отчет в том, что художники экзистенциализма (следовательно, экзистенциализм еще и искусство сродни живописи) не жили жизнью своих героев, что все их книги являются лишь выражением желаний и стремлений. Но «те, о ком пишу, всегда со мной» (Кафка), поэтому каждый мастер Пост-Арта является частичкой души своего создателя.Безусловно, трудно и с каждым разом все труднее «возвращаться в реальную реальность» из любимых миров, созданных писателями. Но разочарование в окружающей действительности является достойной расплатой за возможность «прикоснуться» к мыслям и идеям Великих Художников слова. Конечно, я понимаю, что невозможно построить свою жизнь по законам экзистенциализма, но сделать ее чуть насыщеннее и ярче с помощью красок любимого литературно-философского течения - вполне осуществимо. Хотя бы можно попробовать…Ну и мне «остается только пожелать, чтобы в день моей казни собралось побольше зрителей – и пусть они встретят меня криками ненависти» (Камю)А «они пересиливали себя, обступали клетку толпой и решительно не хотели от нее уходить». (Кафка) |