Творчество Моисея многогранно и, можно смело утвержать, необъятно: разнообразие тем, жанров, cтилей... Во многих произведениях прослеживается тоненькая ниточка судьбы самого Писателя; гармонично вплетаясь в мир вымышленных и реальных героев, она становится связующей, главной петелькой, за которую потянешь – «распустишь» все произведение, как платочную вязь. В отдельных произведениях автор стоит как-бы свыше, наблюдая за своими героями, кому-то сочувствуя, кого-то осуждая. Но в каждом эссе, миниатюре, рассказе чувствуется ДУХ ПИСАТЕЛЯ - размышляющий, философствующий, в вечном поиске, в вечной творческой суете. Философия и Жизнь – две неотъмлемые тенденции творчества М. Бельфермана. Не принимая «МНОГОЕ СОВЕТСКОЕ, особенно ВЫДЕЛЯЮЩУЮСЯ, ВСЕПРЕЗИРАЮЩУЮ СВОЛОЧНОСТЬ», Писатель вынужден переехать в Израиль. ВЫНУЖДЕН ПЕРЕЕХАТЬ... Все, что оставил ему Союз, это 20 объемных, нигде ранее неопубликованных, рукописей. Как легко можно сломать Дух человека! Пребывая в крайне тяжелом положении, Моисей находил в себе силы и для изнурительного физического труда, и для своего духовного совершенствования, и для анализа прожитого дня и дней в связке друг с другом. Именно отсюда ОСТРОТА, ГРОМОГЛАСНОСТЬ его СЛОВА – Писатель не дарит ненужных иллюзий, не приглашает в выдуманный мир, где все прекрасно, Писатель РУБИТ, ТРУБИТ, ВЗЫВАЕТ... Не от легкой жизни... «Я: уже прошел этап наивности: остался доверчивым. Быстро: прозреваю – избавлюсь от заблуждений» - проблема человека пишущего: как бы ни трепала жизнь, в глубине души он верит в лучшее. Дай Бог! На столе, передо мной, несколько емких книг – «Характер – Судьба и жизнь-лафа. Бродяга – в своем репертуаре», «Характер – Судьба и жизнь-лафа. Потомок древнейшей цивилизации», «Не приставай! Я – порядочная: чуточку феминистка» - продукты самиздата. Писатель признается: «Эти свои книги, как и три остальные, я сам напечатал. Купил множительную машину. Прежде маломощную. Позже посильнее. Набор сделал в компьютере. Сам печатал. Только переплет и обложка - типографские. Обложка с геологическими контурами Израиля - это с почтовой открытки. В фотоателье сделали монтаж: в районе Хайфы помещен глаз. Долго искал... Лучше было бы потратиться: издать книги в типографии. У нас тут беда такого свойства. В многочисленных магазинах русской книги продают дешевую продукцию из России и республик. Израильские писатели вынуждены сами продавать свои произведения. Я научился писать, издавать - не продавать». Моисей щедро дарит свои книги, географию его подарков я не могу проследить, но не в этом суть – все знают стоимость нынешних авиапересылок... И это тоже характеристика Писателя, но уже как личности. Хотя... как писателя тоже – каждый пишущий хочет быть прочитанным. Читали бы! Один знакомый писатель рассказал забавную историю – вышел в свет его новый роман. Роман хороший, но полиграфия оставляет желать лучшего: формат «не романный», склейка на объемном блоке и пр. Но вся загвоздка именно в склейке... Приходят к нему ПО-читатели и хвалят взахлеб, какую замечательную вещь написал, а писатель смотрит на книжицу в руках и видит – блок целехонек, а у того, кто действительно прочитал, книга по страницам рассыпалась. Повторяюсь – читали бы! Когда-то считали книгу одним из желанных подарков... Книга «Вместе: в мести? Интеллектуальный антисемитизм», вышедшая в издательстве «Исрадон» тиражом 1000 экземпляров, является ответом А.И. Солженицыну на обе части «Исследования новейшей русской истории», «Двести лет вместе». Даже не ответом, а подстрочным исправлением искажений. Ощущение – столкнулись два гиганта, два мастера слова. Объективно судить исследования Моисея не смогу, так как не слишком сведуща в этой теме да и указанное произведение Солженицына не читала, но ради сравнения – обязуюсь... Не знаю, поможет ли это мне прийти какому-либо общему знаменателю... Уверена, книга Солженицына обладает определенными достоинствами, так как писатель такой величины – не просто писатель. Но следует прислушаться и к мнению Бельфермана. Какую роль сыграли евреи в русских революциях 1905, 1917 и в недалеком прошлом, в конце 1991 года. Сколько людей – столько и мнений. И только обобщенный анализ поможет вопроизвести более или менее точную картину. Так почему же Бельферман не пишет стихов? – спросите вы. Да потому что темы, волнующие автора, крупный почерк и творческий размах не могут поместиться в миниатюрное, рифмованное произведение. Это не гигантизм, не мания величия. Это просто мир Бельфермании, немного жесткий, колючий, но своеобразный и не лишенный здравого смысла... |