Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Проза для детейАвтор: Лия Мишкина
Объем: 13815 [ символов ]
МОЙ ГОРОД ХЛЕБНЫЙ. К 60 летию Победы. Рассказ о военном детстве.
Эссе
 
В первый день войны - народ выплеснулся на улицы Ташкента бурной многоголосой рекой, вытек на проспекты и затопил город. Все куда – то бежали, бурно жестикулируя, обсуждали потрясающую новость. Она свалилась, на далёкий от войны и Москвы древний город, как отчаянный град и июне. Посреди пустыни, как оазис в восточной сказке, город утопал в зелени, благоухал роскошными цветами, вдоль улиц журчали арыки и теснились деревья, с раскидистыми кронами, усыпанными взбалмошными ватагами птиц, стремящихся перепеть, перещебетать друг друга. Удивительно переливались на ослепительном солнце фонтаны, поражал хрустальным ореолом и красочными радугами посреди дня! Всюду чайханы, где с 6 утра, ни свет, ни заря, после молитвы правоверные мужчины полулёжа на тахте, пьют зелёный чай с горячими лепёшками и восточными сладостями, наслаждаясь пением перепёлок, так как женщинам в мечетях и в чайхане быть не положено.
 
Стремительно прошумели 64 года с начала войны. Закончился ХХ век коммунистических утопий и его разновидности – нацизма. Остались два социалистических заповедника – Куба и Северная Корея. Нагрянул Новый Век. Наступило ХХ1 тысячелетие. Исчезла самая огромная в мире страна - Советский Союз, с разницей времени от Восточных до Западных границ в 9 часов! Почило правление коммунистов. Настало время Свободной России! Поколение внуков нынче не знает кто такие - Ленин и Сталина. О Марксе и Энгельсе любознательные московские мальчишки могут вспомнить. Энгельс - это памятник на Кропоткинской площади, который назидательно взирает на Храм Христа - Спасителя, а Маркс- памятник, в виде огромной головы, на Площади Революции, у которого собираются возбуждённые старики - коммунисты, с красными знамёнами, портретами Ленина и Сталина, с архаичными лозунгами. И всё!
 
Детская память Гули отчётливо сохранила лишь ОТРЫВКИ жестоких военных лет, отчаяние соседей, получивших с войны похоронки, множество эвакуированных и раненых в городе, забитом приезжими. Безжалостное время превратило семилетнюю отчаянную девчушку ныне в солидную пенсионерку, но оставило оптимисткой, с звонким голосом, явными признаками былой красоты, молодым задором и любовью к поэзии и жизни.
 
В то незабываемое утро 22 июня 41 года, Гуля, маленькая непоседа, подвижная, как крутящийся волчок, мчалась за родителями, на ходу натягивая платье и сандалии, и отчаянно ревела от страха, что её оставят навсегда одну. Мама, с незнакомо – суровым лицом, стремительно поспевала за отцом на призывной пункт, дробно стуча каблуками, как барабанными палочками.
 
С этого дня жизнь города резко изменилась. Жители послушно сдали приёмники, ставшие родными, радовавшие чувственной национальной музыкой, и индийскими песнями, взамен которых на столбах, из чёрного зева репродуктора всюду дни напролёт гудел, бросавший в дрожь, знакомый до слёз, суровый голос диктора, как эхо, вещавший круглосуточно из репродукторов в каждой доме :
- ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА - ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!
 
Новости сменялись патриотическими песнями, стихами, спектаклями, для воспитания патриотического духа граждан. Среди призывников всех возрастов, бросалось в глаза множество мальчишек и девчонок, с горящими счастливыми глазами, рвущихся на фронт защищать Родину.
 
На вокзал прибывали бесконечные вереницы перегруженных составов – везущих госпитали с ранеными, заводы - с оборудованием и персоналом, Творческие Союзы, институты, и ещё бог весть кого. Казалось, будто все жители и предприятия европейской части Советского Союза - двинулись с хозяйством и пожитками на Восток! В Узбекистане находились - Мосфильм, Союз Писателей, Художников, Ученых. В Ташкенте пережили войну Анна Ахматова, Раневская, Надежда Мандельштам, Чуковская, Фаворский, дочь Есенина, сын Марины Цветаевой, Мариета Чудакова, юный Валентин Берестов, и ещё бесчисленное множество ныне известных личностей. В городе ютились и простые смертные – детские дома, эвакуированные граждане, переселенцы - греки, немцы, корейцы, крымские татары и ещё, бог весть кто.. Они обосновались стабильно, со своими культурными центрами, театрами, издавали на родном языке газеты и книги, отмечали национальные праздники. Жизнь в городе бурлила. Наступил некий творческий ренессанс. Не смотря на жёсткую цензуру, именно в те годы создавались шедевры: прекрасные книги, фильмы, спектакли, картины, стихи и песни, любимые и повторяемые до сих пор.
Поначалу многое поражало приезжих - древние мечети, восточные базары, невозмутимые верблюды и упрямые ослики, везущие поклажу на дорогах, виноградники и фруктовые сады во дворах, щедрость и гостеприимство местных жителей.
 
Город извилисто пересекала своенравная говорливая речка Чорсу, в которой плавали отчаянные мальчишки, имелся обширный городской парк с озером, в центре города. Всё это сочеталось с ужасающими проблемами военных лет, гибелью близких на фронтах, голодом и нищетой. Дедушка и бабушка Гульнары, родители мамы, умерли в Казани от голода и похоронены в неизвестной общей могиле!
Население катастрофически увеличивалось. Сирот любых национальностей по – несколько человек кряду, разбирали уже на вокзале узбекские семьи, имевшие не менее десятка своих детей. «Город – Хлебный» задыхался, не в силах прокормить, напоить, обеспечить кровом всех граждан. По трудовым карточкам, которые были далеко ни у всех, отпускали 300 граммов хлеба, продукты, даже воду, за которой вечно стояла с вёдрами молчаливая бесконечная очередь.
 
Появилось множество бездомных. Они ютились, где придётся, даже в землянках. Люди умирали с голоду. Каждое утро по улицам катились скорбные телеги, на которые складывали трупы, а из - под брезента жутко торчали голые ноги почивших. Народ жил впроголодь. Люди всего боялись. Город полнился страшными слухами. Говорили, что воруют детей и делают из них пирожки. На улицах продавали «лакомство» - застывшую манную кашу, разрезанную на 4 дольки, и смазанную патокой, похожей на мазут.
 
Школьники получали по маленькому пончику, с дыркой посредине, которые после уроков продавали. Теснота в классах была невообразимая. Учились в две смены. Портфелей не было ни у кого вовсе. Гуля, как многие, ходила в школу с матерчатой сумкой, сшитой мамой. В трамваях и троллейбусах плата была за каждую остановку. На уроки Гуля добираться без денег на подножке трамвая, лихо спрыгивая на ходу у школы. От отца с фронта приходили редкие письма, в виде треугольников, без марок, которые читались вслух.
Школьники шествовали над госпиталями, ежедневно выступали, писали под диктовку раненых письма, дарили им рисунки и полевые цветы. А их всё везли и везли в госпиталя! Мест давно не хватало. Раненые лежали всюду - в проходах, в коридорах, летом и во дворе. Все они мечтали об одном – скорее вернуться на фронт и бить врага. Вез рук, без ног, сплошь перебинтованные молодые парни, почти мальчишки, - радовались жизни, выступлениям детей, смеялись, когда карапуз наяривал на гармошке частушки, а девчушка писклявым голоском исполняла песни о любви. Всех детей они знали по именам, и с нетерпением ждали.
 
Мама Гульнары получала 300 рублей, когда буханка хлеба стоила с рук 200! Чтобы прокормить троих детей, она работала без отдыха и отпусков целые дни напролёт, а вечерами допоздна преподавала в Пединституте. По средствам ей пришлось снимать в Старом городе в узбекской семье подобие жилища, из необожженного кирпича, состоящего из одной комнаты и прихожей, с плитой, под глиняной крышей, на которой весной буйно разрасталась трава, цвели огненные маки, а дети пускали змейки. Вода и удобства находились в переулке. На плите готовили еду, кипятили чай и зимой обогревали жильё. Уголь покупали вёдрами у хозяев. Игрушек не было вовсе, зато для детей завели под столом в ящике шуструю белую черноглазую крысу. Летом готовили и обедали во дворе на «летней кухне» из камыша, с фанерной крышей. Мыться в баню выходили по воскресеньям затемно со своими тазами и полдня безропотно сидели в бесконечной очереди.
Мама окончила дошкольный факультет Пединститута, и посему отрабатывала по направлению в Районо инспектором по детским садам. Младшего сына ей удалось устроить в ясли, среднего в детсад, а старшую – Гулю в первый класс на год раньше, потому как оставлять её дома было решительно нескем. От непосильной нагрузки, стрессов, бытовых проблем, недосыпания и недоедания, мама окончательно подорвала здоровье и умерла после войны в возрасте 41 год. Тогда Гуле едва исполнилось 15, и началась её суровая самостоятельная жизнь.
 
В военные годы, предоставленная самой себе, бесстрашная и отчаянная, как мальчишка, Гуля лазила по деревьям, крышам, пожарным лестницам, и однажды обнаружила на чердаке выброшенные тетради. Вырвав чистые листы, она сшила из них тетради, на зависть одноклассникам, которых хватило до конца войны.
Главной кормилицей хозяев была корова. Всегда голодных детей, в переулке обреталось множество. Гуля, вместе с ними, таскала у коровы «лакомство» - жмых, и рвала зелёный кислый урюк, при помощи, сооруженного на конце длинного камыша, фонарика. Поспевающие фрукты и виноград хозяева сторожили.
Местные жители содержали землю в идеальном порядке. Культ бесценной священной ЗЕМЛИ, посреди пустыни, был у всех в крови. Посему, когда ночью к хозяевам через крышу залезли воры, отрезали у овцы курдюк сала, от невозможности утащить её целиком через крышу, а от злости нагадили посреди двора, возмущению хозяев и окрестных жителей надругательством над землёй, не было предела.
- Конечно, - решили все единогласно, - это были цыгане! Мусульманин не мог так надругаться над Землёй!
 
С 1978 года Гуля живёт в Москве, и не перестаёт поражаться отношению к земле – заброшенным, замусоренным и заросшим сорняками, бесхозным участкам бесценной московской земли, чего никогда не могло быть на её Родине!
Обучение в школах начиналось с 8-ми лет, шесть дней в неделю. Учёба делилось на три ступени - до 5-го, 7-го, и 10-го класса. После 5-го ребята шли работать учениками на завод, после 7-го можно было поступить в ремесленное училище, где кормили и платили стипендию. До института доучивалось меньшинство. Институтов и техникумов в Ташкенте имелось множество, и любых! Дело в том, что ещё в 20-е годы прошлого столетия по приказу Ленина, в Ташкент прибыли составы с учёными, артистами, всевозможными специалистами, для открытия в Узбекской столице институтов, театров, музеев, клубов, библиотек. С тех давних пор – Ташкент стал политическим и культурным центром азиатской части СССР.
В городе гастролировали столичные театры. Бывала Таганка с «Гамлетом» – Высоцким. Когда в Ташкенте гастролировал Большой Театр – с Улановой, Дудинской и Лепешинской - мама на всю зарплату повела Гулю на балет – как на величайшее событие века. В своё время, в городе выступали божественная Комиссаржевская, Сергей Есенин. В результате у Вольпин родился сын Есенина, который подвергся репрессиям. Первый сын Есенина от гражданского брака в Москве с Изрядновой – был расстрелян, «как враг народа» В Ташкенте обретались и другие знаменитости. Функционировала уникальная библиотека, печатались миллионными тиражами книги, все советские журналы и газеты, имелся мраморный музей Ленина и мавзолей, на Красной площади, как в Москве, где проходили парады.
Мальчишки изучали военное дело в школе, шли со школьной скамьи в суворовское училище и призывались в армию. Служили 3, во флоте 4 года. Службой в армии гордились, считали почётным долгом перед Родиной!
 
Большинство жителей работало на военных заводах, особенно на трёх огромных филиалах авиационного, где, после 7 класса, из-за ранней смерти матери, работала затем Гуля, одновременно доучиваясь в вечерней школе рабочей молодёжи.
Учащихся и служащих ежегодно вывозили на 2-3 месяца на хлопок, на тяжёлый изнурительный труд, пока не выпадет снег. Кормили плохо. Спали на полу в клубах, в хлеву на соломе. Денег не платили, но никто не роптал, не отлынивал! С каждым годом повышался план сбора хлопка, после выполнения которого, груди руководителей украшались новыми орденами
 
С 5-го класса обучение было раздельным. Лишь на совместных вечерах и в кружках Дворца пионеров состоялось общение ребят, завязывалась дружба мальчиков и девочек. С незапамятных времён, Гуля сочиняла стихотворения и посещала во Дворце пионеров «Литературные Четверги». Ведущая их учительница литературы тайно давала Гуле читать стихи запрещённых поэтов – Блока, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака и других «изгоев литературы», за что вполне могла поплатиться 10 годами заключения!
 
С тех пор Гуля поняла, и запомнила навсегда, как велика, значительна и опасна роль писателей и литературы, если за стихи ссылали и даже расстреливали. Ещё Гуля посещала драмкружок, где выступал юный Владимир Рецептер, ныне известный питерский артист и поэт.
Кончилась война. Отец вернулся цел и невредим, увешанный орденами и медалями, дойдя с боями солдатом до Берлина, получил в Ташкенте большую комнату с прихожей в Старом городе – без отопления, с водопроводом и общей летней уборной на улице, в многонациональном дворе, и семья впервые зажила под своей крышей, в весёлой дружной компании с соседями, и даже со временем завела козу, курицу и двух котят. Позже с ними поселились дедушка и бабушка, возвратившиеся из 10- летней ссылки на остров Муйнак.
В каждой махалле имелась мечеть, на макушке которой в большом гнезде, как скульптура, неподвижно красовался на одной ноге аист, а спозаранку будил с высоты минарета пронзительный голос муэдзина, созывая правоверных мужчин на молитву. Ещё непременно существовал хауз, окружённый деревьями водоём, с вечно холодной зелёной водой, в котором вечерами заливались лягушки и выделывали немыслимые рулады..
 
 
КОНЕЦ
 
 
* * *
Дата публикации:
Предыдущее: Он+Он+мясорубка. Рассказ.Следующее: КРАСАВИЦА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта