(отрывок из книги) Первые встречи. - Смотрите, дым! – воскликнул Венька, указывая на вершины берез. - Точно, - подтвердил Вадик, - Похоже, там кто-то разжег костер. - Пойдемте, посмотрим, - с нетерпением выдохнул Митька. - Осторожней, мало ли кто там есть, - предостерегла Настя, но мальчишки уже шли быстрым шагом к тому месту, откуда поднимался над лесом легкий дымок. На поляне возле дымящегося костра сидела, закрыв глаза, молодая женщина. Недалеко от нее ребята заметили вход в землянку. Рядом никого больше не было. - Добрый день! – вежливо поздоровалась Настя, но женщина даже не открыла глаз. - Она вас не слышит, - услышали ребята чей-то голос. На поляне, приветливо улыбаясь, появилась девочка лет десяти. - Спит что ли? – осторожно спросил Митька. - Нет, - ответила девочка, - Она путешествует. - Как это путешествует? – не понял Венька, - Она ведь на бревне сидит. - Это только тело ее сидит, - пояснила девочка, - А душа путешествует. А вы чего так долго шли? - Как это долго шли? – удивился Митька, - Почему долго? - Да мы вас давно уже заприметили, - спокойно ответила девочка. - Каким это образом? – поинтересовалась Настя, - У вас подзорная труба есть? - Наша подзорная труба – это зеркало шамана, - с улыбкой ответила девочка, - В него не только здесь, но и вперед, и назад смотреть можно. - Что-то у тебя все так запутано, - покрутил головой Митька, - Сначала они путешествуют сидя, потом смотрят вперед-назад… - В будущее смотрят и в прошлое, - догадался Вадик. - Вот именно, - подтвердила девочка и подошла к землянке, - Вы располагайтесь пока, а я вам чайку приготовлю. - Нет, все-таки все здесь как-то не по-человечески, - ворчал Митька, присаживаясь вместе со всеми ближе к костру. Венька опасливо посматривал на сидящую в безмолвии женщину, а Настя с нескрываемым любопытством осматривала все вокруг. Ее взгляд остановился на красивой елке, увешанной конфетами, маленькими фигурками животных и разноцветными ленточками. «У них тут что, Новый год уже? – удивилась девочка, - Ведь сейчас еще только лето. Зато красиво как!». Вскоре появилась маленькая хозяйка и стала торопливо хлопотать у костра. Она ловко смешала в котелке какие-то травы, и поляну наполнил удивительный аромат. - У вас тут Новый год уже? – спросила Настя. - Какой новый год? – не поняла девочка, аккуратно разворачивая конфеты и раскладывая их на горящих углях. Огонь весело принимал сладкие дары, слизывая их своим ярким прозрачным языком. - Ну, вы же нарядили новогоднюю елку, - сказала Настя. - Вовсе нет, - ответила ей девочка, - Это наше ритуальное дерево. Такое дерево помогает человеку осуществить связь с родом. А еще люди украшают деревья, чтобы поднести подарки добрым духам, обитающим в ветвях деревьев. Духи природы помогают нам в нашей жизни. В современном мире этот обычай сохранился действительно только во время празднования Нового года. Поскольку ель и сосна не теряют зимой своей пышной зелени, люди решили, что в это время года духи предпочитают жить на ветвях именно этих деревьев. Поэтому они их и наряжают. - Вот это да! – удивился Митька. - Но великой ошибкой является то, что люди убивают ради праздника живые деревья, - с грустью продолжила девочка, - Поэтому духи не радуются их подаркам, они гневаются на них. Наши предки никогда не губили живые души ради забавы. - А что, у дерева есть душа? – удивился Венька. - Душа есть у всех – и у дерева, и у цветка, и у камня. Вся природа вокруг – живая, - сказала девочка, разливая чай по пиалам, - Кстати, меня зовут Елень, а маму Стояна, Ведь мы так и не познакомились. - Что за странные имена у вас? – удивленно спросил Митька, когда все по очереди представились маленькой хозяйке. - Почему же странные? – удивилась она в свою очередь, - Это настоящие русские имена. У нас здесь у всех такие имена. Елень означает олень, а Стояна значит несгибаемая. - Надо же, - поразился Митька, - Никогда такого раньше не слышал. - Ну, вы здесь еще и не такое услышите, - улыбнулась молодая женщина и открыла глаза, - Так как же вы сюда попали? - А сюда это куда? – поинтересовался в свою очередь Вадик. - Это промежуточный мир, - объяснила Стояна, - Здесь учатся будущие шаманы, живут разные духи и злые демоны, путешествуют души людей. Но откуда взялись вы, ребята? - Мы нечаянно, - захныкал Венька, - Мы только посмотреть хотели. - Что посмотреть? – не поняла Стояна. - Да штучки разные у шаманки, маминой подруги, - стал объяснять Вадик. - И Митька взял бубен, - торопливо добавила Настя. - Вы посмели дотронуться до ритуального бубна?! – воскликнула Стояна, - Мой муж будет сильно разгневан. - А что такого? – пожал плечами Митька, - Подумаешь, обычный музыкальный инструмент. Бубен шамана. - Ты глубоко ошибаешься, мой мальчик, - сказала молодая женщина и взяла в руки свой бубен. - Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях, – стала терпеливо объяснять Стояна, - Его символика сложна, а магические функции разнообразны. Он необходим для осуществления сеанса потому, что он уносит шамана в "Середину Мира", позволяет ему летать в пространстве, призывает и "пленяет" духов, и, наконец, потому, что гудение бубна позволяет шаману сосредоточиться и снова завязать контакт с духовным миром, к цели путешествия, к которому он готовится. - Ух, ты! - восторженно выдохнул Венька и печально добавил, - Ничего не понятно. - В Центре Мира стоит Мировое Дерево, - пояснила Елень, - Корни этого дерева уходят глубоко в Землю, а ветви пронизывают Небо. По этому дереву шаманы путешествуют в разные миры. - А как же они попадают в Середину Мира? – спросила Настя. - После церемонии оживления бубна, он становится мистическим конем шамана, на котором шаман скачет в нужном направлении, - ответила Стояна. - Все равно не понятно, - с досадой сказал Митька, - Как такое может быть? - Это нельзя объяснить словами, - сказала Стояна, - Но зато это можно пережить. - А зачем шаману нужны все эти путешествия? – поинтересовался Вадик. - Это и есть работа шамана, - ответила молодая женщина, - Отправляясь в путешествие, шаман должен точно знать свою цель, поскольку поход в иные миры дело нешуточное. Одни полеты-камлания связаны с необходимостью выяснить причину гнева духов. В других случаях шаман должен проводить душу умершего в иной мир. Самый распространенный вид камлания связан с целительством. И везде необходим шаманский бубен. - А зачем тогда все другие штучки? – задал так давно мучивший его вопрос Венька. - Мамочка, можно я расскажу? – поднялась со своего места Елень и, получив одобрение матери, пригласила ребят подойти к алтарю. - Смотрите, сколько черных воронов! – воскликнула Настя, - Они летят прямо сюда! - Не бойся, - успокоила ее Елень, - Девять воронов – разведчики шамана. Это мой папа возвращается. Его зовут Сивояр, что значит «зимнее солнце». У него еще и филины есть, их десять. Это его охранители. На поляну вышел высокий человек, одетый в шаманские одежды. Его кафтан украшало множество змей, шкуры животных, бахрома, имитирующая перья птиц, маленькие колокольчики, бубенчики и другие медные предметы. Его высокий головной убор был сделан из перьев орла. В руке он держал большую грубо отесанную палку с изображением конской головы на конце. На плече сидел крупный серый филин. Остальные птицы бесшумно расселись на ветвях священного дерева, стоящего на поляне. - Так это и есть те дерзкие дети, которые нарушили Закон? – строго спросил шаман. - Да, отец, - смиренно ответила Елень, но тут же горячо попросила, - Но смени гнев на милость, они ничего не знали об этих обычаях. - Духовная безграмотность людей может стоить жизни всей нашей планете! – гневно вскричал Сивояр, и серый филин взмахнул своими сильными крыльями, чтобы не соскользнуть с плеча шамана. – Отказавшись от древней мудрости своих предков, человек обрек себя и всю землю на вымирание! - Но отец, эти дети ничего не слышали об этом, - продолжала защищать ребят Елень, - Мы должны дать им шанс. Ты же сам говорил, что дети – это последняя надежда Земли. - Говорил, - мрачно согласился Сивояр и перевел свой тяжелый взгляд на виновников спора между отцом и дочерью. Ребята почувствовали, словно они находятся в рентгеновском кабинете, но они никуда не могли скрыться от этого странного взгляда. - Вы должны запомнить раз и навсегда, - медленно начал Сивояр, четко выговаривая каждое слово, - Нельзя тревожить зря магические силы. Это древнейшие силы, и они могут жестко наказать за простое любопытство. Тронувшему бубен шамана необходимо пройти очищение, иначе разгневанные духи нападут на вас. Перепуганные дети с радостью согласились на очистительный обряд, лишь бы только скорее вернуться домой. Пока они тихо сидели с закрытыми глазами, шаманы ударили в свои бубны и громко запели странные песни на странном языке. Они то плакали, то дико хохотали, то издавали звериные звуки. Дым от веточек можжевельника наполнил воздух неповторимым ароматом. Ребята чувствовали, что в них тыкали какими-то деревянными предметами и хлестали кнутом, но глаза открыть не решались. Наконец, вся процедура была закончена, и дети с благодарностью поклонились главному шаману. - Теперь мы уже можем вернуться домой? – набрался смелости Венька. - Все не так просто, малыш, - обняла его Стояна, - Домой вы вернетесь только тогда, когда хозяйка бубна снова возьмет его в руки для какого-нибудь ритуала. - А что, если они так и будут чай пить весь вечер, а потом просто лягут спать? – с ужасом предположил Венька. Он живо представил бабушку, обиженно убирающую со стола не съеденные внуками пироги и большую миску с ароматной клубникой. На глазах у него навернулись слезы. - Спать они просто не лягут, - возразил ему Митька и представил деда с ремнем в руке, - Они нас искать будут. - Я даже думать об этом не хочу, - прошептала Настя и представила, как плачущая мама нежно прижимает к себе младшую дочку, словно пытаясь защититься ею от своего безутешного горя. - Ничего, - успокоил всех Вадик, вспомнив про своего Домового, - Ерофеич при первой же возможности предупредит мою маму. Она-то знает, что делать. - Хорошо, - сказал Сивояр, - А пока, чтобы ожидание ваше не было пустым, вы отправитесь вместе с моей дочерью. - Ура! – с восторгом захлопала в ладоши Елень, - Только почему ты так одет, отец? Ты готовишься к новому путешествию? - Ты угадала, дочка, - улыбнулся Сивояр, - Я зашел попрощаться. Заболела одна женщина, и я должен помочь ей. - А как ты догадалась? – удивился Митька. - Полный ритуальный наряд одевают только в особых случаях, - объяснила девочка, - Этот наряд насыщен разнообразными духовными силами. Благодаря ему шаман преодолевает мирское пространство. Кроме того, такой наряд защищает от нападений злых духов. - А почему люди болеют? – спросил Венька, смахнув последнюю слезу. - Тому много причин, - задумчиво ответил шаман, - Но главная из них – нарушение древних заповедей. В этом случае человек становится доступен злым силам. Злые духи нападают на него и похищают его душу, заставляя страдать его тело. - Например, к болезням приводит грубое отношение к родителям, - подхватила Еленьи быстро, как на уроке, принялась перечислять, - Нельзя съедать всю еду до конца: вдруг кто-то придет, а его нечем будет накормить. Нельзя все забирать себе и ни с кем не делиться. Нельзя терять дорогие для своей души вещи. Все это приводит к болезням. Нельзя мучить животных. Кто любит животных, тот будет долго жить. - Ты абсолютно права, - остановил ее торопливые объяснения Сивояр, - Но ребятам лучше побывать сегодня в твоей школе. - В какой еще школе? – возмутился Митька, - У нас каникулы! - Ничего, - успокоил его шаман, - Вам будет полезно. Считайте, что вы идете на экскурсию. Ребятам ничего не оставалось делать, как подчиниться воле старшего в этой семье. Баба Йога. - И далеко отсюда ваша школа? – безучастно спросил Митька, подбросив ногой большую сухую шишку. - Совсем рядом, - так же равнодушно ответила Елень. - И кто же там преподает? – продолжал разговор Митька, просто так, чтобы не идти в молчании. - Баба Йога, - спокойно ответила девочка. - Что ты сказала? – переспросил Митька и даже остановился от неожиданности, - Ты это серьезно? - А что такое? – не поняла такую реакцию его собеседница. - Ты хочешь сказать, что ведешь нас к настоящей Бабе Яге? – не унимался Митька, - Ничего себе гостеприимство! - В таком случае, мы никуда не пойдем, - решительно заявила Настя и загородила всем дорогу. - Да что с вами, ребята? – удивилась Елень. - Я не хочу, чтобы меня поджарили в печке и съели на ужин, - испуганно пролепетал Венька. - Так вот в чем дело, - догадалась девочка, - Вы начитались всяких глупых сказок, и теперь вы считаете, что Баба Йога это злая старуха, пожирающая бедных детишек? - А что, разве это не так? – спросил ее Вадик. - Конечно же, это не так! – воскликнула Елень, - Я сейчас вам все объясню. Ребята уселись поудобнее на поваленную березу и приготовились слушать свою новую подругу. Вот что она поведала: «Баба Йога – Йогиня-Матушка – это прекрасная, любящая, добросердечная покровительница детей. Она странствовала по городам и селам, собирая беспризорных детей-сирот, спасая их от неминуемой гибели. Она доставляла их в лесную чащу у подножья Алтайских гор. В специальном святилище она проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Высшим Богам, и в мирской жизни их никто больше не видел. Там в скале имелось специальное сооружение с выдвижным каменным помостом, в котором было два углубления. В одно углубление Йогиня-Матушка укладывала спящих сирот в белых одеждах, в другое накладывала сухой хворост. Помост задвигался, и хворост поджигали. Чужестранцы, присутствовавшие иногда на Огненных обрядах, ничего из происходящего не понимали и рассказывали затем в своих краях, что своими глазами видели, как Баба Йога приносила Древним Богам в жертву маленьких детей, бросив их живыми в огненную печь. Чужестранцам было неведомо, что когда помост задвигался, специальный механизм опускал каменную плиту, отделяя углубление с детьми от огня. Детей переносили в святилище и воспитывали из них в последствии Жрецов и Жриц. Вырастая, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род в любви и духовном служении. Но непонимание чужестранцев и их яркие рассказы о детских жертвоприношениях исказили образ прекрасной молодой Богини до неузнаваемости. Между тем, Баба Йога – это женщина-шаман, не по летам мудрая, обладающая волшебной властью над стихиями и дикими зверями. Она всегда была одновременно и Хозяйкой Леса, и "доктором Айболитом", и заступницей всякой лесной живности. В лесной школе Баба Яга научала священным пляскам и оберегающим узорам, наставляла в брачных предписаниях и благих заклятиях. Сейчас она преподает и в нашей школе, чему мы все несказанно рады и счастливы. И когда вы ее увидите, вы поймете все сами и не станете больше задавать вопросов». Елень давно закончила свой рассказ, а ребята все продолжали сидеть в глубокой задумчивости. - Даже и не знаю, что сказать, - наконец, нарушил всеобщее молчание Вадик, - У меня нет основания не верить тебе, Елень. К тому же мама мне тоже что-то такое говорила. - Тогда что же мы сидим? – поднялся с бревна Митька, - Пойдемте знакомиться. |