Человек со скрипкой быстрым шагом идет по улице. Приходится спешить, он уже опаздывает на работу. Нервно поглядывая на часики, поблескивающие брильянтиками, человек со скрипкой все ускоряет шаг и, наконец, подходит ко входу в метро. Здесь он аккуратно прячет часы и галстук в маленький пакетик, и спускается к переходу на станцию. Останавливаясь прямо посреди перехода, человек начинает играть на скрипке. Звуки льются неповторимые. Они действительно неповторимы, потому что берут начало в минутном настроении человека со скрипкой и уплывают, растворяясь в мрачном свете перехода. И хотя учитель человека со скрипкой много раз говорил, что настоящим музыкантом может считаться только тот, кто, услышав музыку один раз, может воспроизвести ее без ошибки. Человек со скрипкой так не считал, но учитель давно умер, и спорить было не с кем. Но все же человек со скрипкой был настоящим музыкантом. По крайней мере, все вокруг ему так говорили. Его музыка крутилась по всем музыкальным каналам. Рок и поп-звезды считали счастьем заполучить его текст или хотя бы клочок мелодии, что бы вставить его в музыку и похвастаться, что, мол, мне писал эту песню сам! И только здесь, в переходе метро человек со скрипкой мог отдохнуть от надоевших мелодий и приставучих заказчиков. Здесь он творил музыку для себя и по своей воле. Инструмент, который человек выбрал для себя – скрипка – это не случайно. Споривший с учителем во всем, человек со скрипкой был полностью согласен с ним в том, что только из скрипки можно извлечь всю гамму чувств. Стоит человек со скрипкой и рождает музыку, которая вселяет в прохожих его настроение. Денег ему не подают, да он и не просит, братва его не трогает, видимо навели справки, кто это на самом деле. Человек со скрипкой отыграл два часа. Немного отдохнул и снова принялся дарить людям свою музыку. Несколько раз рядом с ним останавливались люди. В основном парочки. Восторженные девчонки дергали своих кавалеров за рукава и пищали: -Ну, давай послушаем! Так здорово! Кавалеры слегка сопротивлялись, но, тоже поддавшись очарованию музыки, останавливались. Человек со скрипкой вдохновлялся их довольными мордашками, и его музыка становилась совсем легкой и приятно обволакивающей. Как-то забывалось, что все они стоят посреди перехода метро, что вокруг стремглав несутся угрюмые горожане. Но все когда-то проходит. Парочки, спохватившись, приветливо улыбались музыканту, кричали «Спасибо!» и неслись по своим делам. Вот человек со скрипкой отыграл еще три часа и решил, что достаточно. Закинув скрипку на плечо, он направляется домой. Каждый раз человек со скрипкой старается идти новым путем. Конечно, когда-то они должны исчерпаться, но человек со скрипкой не думает об этом. Зима, весна, лето, осень, да даже просто дождь или новое настроение меняют путь неузнаваемо. По дороге человек со скрипкой думает о самых разных вещах. Но одна и та же мысль неизменно возвращается к нему. -Там, в переходе я живу для себя. Там я счастлив и моя музыка живая. Она не для дурацкого концерта, не для людей, которые ничего не могут понять, не для денег. Она для меня и только для тех, кто созвучен со мной душами. Это искусство ради искусства. Для этого я и живу, не правда ли? Успокаиваясь такой мыслью, человек со скрипкой спокойно обедо - ужинал и вечером писал целую кипу, никак не относящихся к тому, что было в метро, мелодий. Так продолжалось день за днем. Кроме выходных, конечно. Но однажды, человек со скрипкой увидел на своем месте девушку с бубном. Она энергично выстукивала какие-то этнические мотивы. Человек со скрипкой прижался к стене и тяжело задышал, он и не подозревал, как много значило для него - стоять на этом месте и играть на скрипке. Вокруг девушки собралась толпа народа. Те самые парочки, что слушали его, закатив глаза - весело смеются, глядя, как дети задорно отплясывают под бубен. Толстые мамаши с трудом улыбаются, а старушки и старички покачивают седыми и лысыми головами. Человек со скрипкой ощутил укол ревности и понял, что все это время играл здесь для этих людей, что каждый день приходил сюда с желанием захватить их внимание и получить их реакцию, все равно какую, но реакцию на свою музыку. Девушка закончила играть и достала из рюкзака бутерброд. Народ моментально разошелся. Девушка с бутербродом заметила человека со скрипкой и подошла к нему. -Это твое место? – спросила она, едва прожевав бутерброд. – Если нужно, я могу поделиться, мне много дали! -Нет, это все не то. – Человек со скрипкой вдруг ожил, отлип о стены и быстрым шагом поспешил на улицу. Там он поднял воротник и заспешил домой. Улицу сковали первые заморозки и человек со скрипкой, не разбирая дороги, скользил по первому льду. Уже у самого дома, поскользнувшись на особо большой луже, человек со скрипкой упал. Падая, он вытянул вперед руки. Скрипка без футляра, забытого в переходе, со всего размаха опустилась на замерзший асфальт и разбилась. Человек без скрипки поднял содранные в кровь ладони. С ужасом посмотрев на разодранные колени, он поспешил домой. Подруга встретившая его на пороге ужасно удивилась. Она думала, что ее музыкант утром уходит в какую-то контору, где и пишет все свои популярные песенки. Скрипку она считала просто дорогой деталью имиджа, а то, что ее музыкант все время таскает ее с собой, она объясняла опять таки стоимостью инструмента. Испугавшись окровавленного музыканта, женщина сразу вызвала врача. Врач укоризненно покачал головой, промывая раны перекисью водорода. -Милочка, - обратился он к испуганной подруге музыканта. – С этим вы могли бы и сами справиться. Хотя… - врач на секунду повис над рукой музыканта, ощупывая ее. – Что бы снова играть на скрипке и гитаре, вам придется изрядно потрудится. Сухожилие растянуто. После ухода врача, человек без скрипки лег на диван в гостиной. Так, почти не вставая с дивана, он хандрил две недели. Подруга ухаживала за ним, как могла, но человек без скрипки уже знал, что они расстанутся. По истечении второй недели, человек без скрипки вышел на улицу. После первых заморозков наступила плановая оттепель. Человеку без скрипки показалось, что вернулась весна. В музыкальном магазине он купил губную гармошку и попросил невозмутимого продавца выгравировать на ней слова «Без обмана». Получив готовую губную гармошку, человек с губной гармошкой пошел к своему переходу. Девушка с бубном была там и приветливо улыбнулась ему. Человек с губной гармошкой пробился сквозь собравшуюся толпу и попытался подыграть девушке с бубном. Сначала у него не очень получалось, но потом он приладился. |