Многие произведения четвёртого этапа в восточных формах заслуживают пристального внимания. Отныне, чтобы не терять объективности при оценке, критические статьи я буду писать совместно с Михаилом Кожиным (Silver Wolf). Лучше всего о нём говорят хайку: Сочный гул шмеля. Продолжает мирно спать в колчане стрела. (Silver Wolf, 1 этап) Девушка-вампир грустно в зеркало глядит: пусто за стеклом. (Silver Wolf, 1 этап) Кратко покажу достоинства первого хайку. Картинка, символизирующая мир и спокойствие, состоит из двух предметов: шмеля и колчана. Но ни один предмет явно не называется: не шмель, а гул шмеля, не колчан, а в колчане стрела. Ударения в этих хайку стремятся к классическим (1,5)(1,3,7)(1,5). По просьбе Дмитрия Сахранова мы проанализируем ещё одно его хайку: Луч солнца блестит На самурайском мече Сквозь туч пелену. Очень трудно быть оригинальным, уловив дух японцев. Здесь аллюзия на известное хайку из романа Б. Акунина «Левиафан», подробно проанализированное Еленой Захарченко в статье «Стёклышко Левенгука» (альманах поэзии хайку «Хайкумена», М, 2003г, стр. 203-212): Искрой ледяной Вспыхнула луна На стальном клинке. В своём анализе Елена Захарченко, помимо всего прочего, доказывает, что порядок слов в этом хайку идеален и любая перестановка слов ухудшает трёхстишие. У нас есть лишь три несущественных замечания к этому анализу. 1. «Ледяной искрой вспыхнула луна на стальном клинке». Но всё же фразе по-прежнему не хватает энергичности, стремительности жеста, соответствующей смыслу. Для этого следует начать первую строку с ударного слога, задающего ритм, - резкий выпад вооружённого мечом или шпагой человека: «Искрой ледяной вспыхнула луна на стальном клинке» (Елена Захарченко «Стёклышко Левенгука», стр. 206). Нам кажется, что всё гораздо проще. Автор глубоко знает японскую поэзию и сразу стремится к ритмике с ударениями на первом и последнем слогах в каждой строчке. 2. К единственному недостатку хайку можно отнести симметричность размера: во всех трёх строчках по пять слогов. Однако добавить ничего нельзя. 3. Явно показан стальной клинок. Теперь легко уловить недостатки хайку Дмитрия Сахранова. Первая строка (Луч солнца блестит) придаёт картине статичность. Акунин, в аналогичной ситуации, использует слово «вспыхнула», чтобы не только вобрать в это слово и луч и свет луны, но и показать резкость движения меча самурая и выделить из всего движения лишь мгновение. Луч луны у Акунина не показан явно. Во второй строчке лишнее слово «самурайском». Это подразумевается. То, что начинающие поэты в восточных формах попадают на протоптанные дорожки, говорит об их талантливости. С другой стороны, трудно говорить о текстах, к которым есть глубокий анализ. Поэтому отсылаем всех к статье Елены Захарченко. Игорь Шевченко & Silver Wolf |