Некоторое время назад мне пришла...видимо - в голову... мысль: создать на сайте страничку, на которой были бы размещены "визитные карточки" отдельных авторов - их лучшие стихи. Таким образом можно было бы "убить сразу нескольких зайцев": - размещение стиха на страничке свидетельствовало бы об определенной степени признания автора; - читатели получили бы возможность, не роясь в недрах сайта, сразу познакомиться со стихами хорошего качества, а затем, если захотят - более подробно с различными стихами того или иного автора; - для администрации сайта - это возможность формирования сборников по предварительной подборке; - для меня - возможность читать стихи, соответствующие моему вкусу. У кого-то может возникнуть вопрос: "А что вы считаете хорошим стихом?"- Насколько мне известно, общепринятое определение понятия "хороший стих" отсутствует... каждый автор и читатель трактует это по-своему, обычно даже не пытаясь определить "как именно". Кого-то привлекают "определенные стихи", кого-то - "определенные авторы"... В конце концов, у каждого автора есть неубиенный аргумент: "Я так чувствую, и, поэтому - так пишу!" На это определенно нечего возразить... кроме того, что некоторые, очень немногие стихи со временем становятся классическим выражением человеческих чувств и мыслей, а основная часть - нет... Поэтому один из способов творческого роста в поэзии - критическое сравнение своих стихов с лучшими образцами. Я исхожу из того, что нужно оценивать не автора, а - "собственно текст" и, в этом смысле, вполне возможно, что на этом сайте есть стихи не хуже, скажем, чем у Пушкина, Блока, Есенина... просто их пока не заметили. Предлагается следующее: 1. Отказаться от "объективности и демократичности выбора" :) Во-первых это позволяет избежать "коллективной безответственности", а во-вторых, как писал Сенека: "Не настолько хорошо обстоят дела с человечеством, чтобы большинство голосовало за лучшее: большая толпа приверженцев всегда верный признак худшего." - "О блаженной жизни" 2. Ввести максимально понятные правила отбора. Читая классическую и любительскую поэзию, и по мере сил участвуя в процессе, который некоторые оптимисты называют "поэзией" :) я выработал для себя некий свод требований к тому, что назвал бы "хорошим стихом". Эти требования кому-то могут показаться спорными, тем более, что, при внимательном взгляде, далеко не все стихи классиков в них укладываются. Однако, их выполнение обеспечивает, на мой взгляд, некоторую гарантию "качества текста". Те, кто считает, что правила должны быть "совсем другие", могут, я думаю, опубликовать их и, при наличии необходимого количества приверженцев, организовать, к примеру "зеленый, синий, желтый и, может быть, даже голубой уголки". "Пусть цветут сто цветов!" Какие правила могу предложить вам я? - Вот они: Требования по форме: 1. Стих должен быть написан в определенном ритме (не обязательно классическом) и, желательно, размере. Случайные отклонения не допускаются. Те, кто читал мои публикации о ритмике Чуковского и Высоцкого, могут сказать: "Вы сами себе противоречите!" - ничуть: Прежде чем "начинать исполнять симфонии", нужно в совершенстве освоить гаммы... 2. Рифмы должны обладать созвучием: ударные гласные совпадают (допускаются сочетание а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и. Желательно также созвучие предшествующих им согласных. Нерифмованные строки - не допускаются. (Таким образом отсеивается верлибр и восточная поэзия, в которых я ничего не понимаю :) 3. Объем стиха - не более 25 строк (рекомендация А.Блока - 20) 4. Количество слогов в строке - не более 17 (не пытайтесь переплюнуть Гомера). Желательно - не более 13 (в противном случае ритмическая основа стиха скрадывается). 5. Наполнители (необоснованные по смыслу вставки слов и слогов для соблюдения ритма) - не допускаются. 6. Должен соблюдаться естественный порядок слов и стилевое единство: не допускается смешение "высоких" и простонародных слов и выражений, использование "высокого штиля" - нежелательно. 7. Глагольные рифмы (глагол-глагол) - не более одной на стих ( я не противник глагольных рифм, но, они не являются украшением короткого стихотворения.) Требования по содержанию: 8. Стих должен содержать ясное и последовательное изложение и развитие определенной, желательно - оригинальной мысли. ("...стих без смысла в песне модной" - не принимается) 9. Стих должен быть эмоциональным (вариации на тему "У попа была собака" - не принимаются) 10. Окончания смысловых высказываний должны совпадать с окончаниями строк. 11. Этическая значимость стиха ("...что чувства добрые я лирой пробуждал...") 12. Желательна эффектная концовка, содержащая главную мысль. Вот, собственно, и все... Думаю, что каждый автор сможет самостоятельно, безошибочно оценить соответствие своего стиха требованиям по форме. Требования к содержанию не так однозначны... но, надеюсь, в целом - тоже понятны. Теперь - о способе размещения стихов в "Красном уголке". Здесь возможны варианты: авторы либо сами размещают стих в этой рубрике (с возможным последующим удалением по результатам его анализа), либо присылают его по почте - в этом случае переписка может происходить как на сайте, так и за его пределами. Наверное, возможны и другие варианты, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Желательно выбрать способ, наиболее просто реализуемый при имеющихся возможностях сайта. Хотелось бы узнать мнения авторов на эту тему. Это - не "мастер-класс", поскольку я - не мастер, и не собираюсь никого учить, по крайней мере в той форме, как это обычно представляется: тот, кто хочет чему-либо научиться, способен это сделать самостоятельно... а тот, кто считает, что он все знает и умеет - просто глуп. Закончу еще одной цитатой из Сенеки: "Я не мудрец и - пусть утешатся мои недоброжелатели - никогда им не буду. " :) Если "Красный уголок" кому-либо в чем-то поможет - буду рад. В заключение - стихотворение Есенина, в качестве Камертона к рубрике: Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Пожалуйста, голубчик, не лижись, Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого не капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила? Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват. ******************************** (На мой взгляд, по этому стиху можно было бы сделать некоторые формальные замечания... но, и на солнце есть пятна. Дай Бог, чтобы у кого-нибудь из нас... хоть что-нибудь получилось лучше!) Прошу высказаться: Вам нужен такой "Красный уголок"? Ваш, Александр Красный |