Алена Чубарова КТО ТАКОЙ ХРЮГОША? Почти обыкновенная история Действующие лица: Аня – ученица младших классов. Саня – ее брат, с точки зрения Ани, очень взрослый мальчик. Хрюгоша – странное существо, нечто среднее между поросенком и попугаем. Доктор Айболит – тот самый доктор, из известной сказки. Левая голова Змея Горыныча – одна из трех, самая симпатичная. СЦЕНА 1 Детская комната, письменный стол, книжные полки, школьный портфель. На стене часы. Из соседней комнаты доносятся голоса Ани и Сани. АНЯ. Ну, Санечка, миленький, ну, пожалуйста… САНЯ. Сначала уроки! АНЯ. Скоро мультики начнутся! САНЯ. Уроки сделаешь, потом мультики будешь смотреть. АНЯ. Н-ну, Санечка! Н-ну, пожалуйста-а-а-а! Брат затаскивает сестру в комнату, подталкивает к портфелю. САНЯ. Меня мама за старшего оставила, и она твои уроки с меня спросит. АНЯ. Я только мультики посмотрю, а потом все-все уроки сделаю, даже больше, чем задали! САНЯ. Знаем мы это «потом»… АНЯ. А ты сам почему уроки не делаешь? САНЯ. А я как-нибудь без сопливых разберусь. АНЯ. А-а-а! Понятненько! Я все папе расскажу. САНЯ. Что ты расскажешь? АНЯ. Что ты целый день в компьютер играешь! САНЯ. Ябеда! АНЯ (пытается вырваться в соседнюю комнату). Там скоро мультики… Да ну их, эти уроки, а?.. САНЯ (не выпуская ее). До мультиков еще 10 минут, успеешь сделать уроки – включу тебе телевизор. АНЯ. За 10 минут?!. Я не успею… САНЯ. А если наябедничаешь про компьютер, я скажу, что… что… что ты все шоколадные конфеты съела. (Уходит, запирая за собой дверь.) АНЯ (возмущенно). Что?! Конфеты?! Я?!. Да… Да… Да мы же их вместе ели! Мерзкий, противный мальчишка… (Бросает в закрытую дверь подвернувшиеся под руку предметы, строит рожи ушедшему брату.) ГОЛОС САНИ. У тебя осталось 9 минут. СЦЕНА 2 Аня смотрит на часы, бросается к портфелю, фейерверком выбрасывает из него книжки и тетрадки. АНЯ. Что нам там задали? Где же этот дневник, куда он подевался?.. А, вот. По письму выучить словарные слова, это устно, это не считается, и одно упражнение. По математике одну задачу. По чтению выучить стихотворение, это он может проверить… (Грозит кулаком в сторону двери.) Ай, еще по рисованию иллюстрацию к сказке «Три поросенка»… (Чуть не плачет.) Ну, как это все сделать за 9 минут! Раскладывает сразу все тетрадки, часть из них на полу. На стол кладет альбом для рисования. Пытается делать все уроки одновременно. Надо выписать слова, которые пишутся с большой буквы. Ага… «мальчик Саша»… Саша – это Санька. Мой вредный брат. Я его с большой буква ни за что не напишу! Снова корчит рожи в направлении двери. На дереве сидело 7 попугаев, потом 2 попугая улетело, сколько попугаев осталось на дереве. Так, пишем условие, было – семь, улетело – два… Сделать все это за девять минут… (Плачет.) Семь да два будет девять. Сам-то вместо уроков в компьютер играет, а я… А мне… К «Трем поросятам» можно нарисовать одного поросенка – это быстрее. Если спросят, почему один, я скажу… Скажу, что остальные стоят за первым и их просто не видно. (Рисует.) Ой, я забыла ответ в задаче написать. Ответ: девять попугаев. (Возвращается к рисованию.) А папе я все равно про Саньку нажалуюсь, пусть меня потом мама за конфеты накажет. Меня только за конфеты, а его и за конфеты, и за компьютер!.. Ох, я же еще упражнение по письму не все сделала. «Мальчик Саша» – с этим все понятно, «попугай Гоша» – опять попугай? Что тут с большой, что тут с маленькой писать? Ладно, напишу все с большой. (Смотрит на часы.) Осталось 4 минуты… Стихотворение! (Судорожно открывает нужную страницу книги, читает.) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (Повторяет, чуть подглядывая, но все равно неправильно.) Буря мглою небо кроет, Бабу снежную лепя… То дворец ледовый строит, То… там что-то про дитя… То по крыше обветшалой Барабашкой застучит… То, как путник запоздалый, Все разрушит и сбежит… Будем считать, что почти правильно, а если некоторые строчки своими словами… Так нам учительница всегда говорит, главное – смысл понимать. (Смотрит на часы.) Осталось 2 минуты… Надо скорее поросенка дорисовывать! Ну вот, розовый карандаш сломался, точить некогда. Дорисую… зеленым. Так еще два слова написать (бросается к тетради) – «река Москва». Думать некогда, а если все слова с маленькой, то, по условию, их выписывать не надо, значит - с маленькой. Все, будем считать, что все сделала! Бросается к дверям требовать, чтобы Саня ее выпустил, неожиданно из альбомного листа раздается голос. СЦЕНА 3 ГОЛОС. Да нет, это просто безобразие! АНЯ. А? ГОЛОС. Безобразие. АНЯ. Кто это сказал?.. Показалось? Ну, конечно же, показалось. ГОЛОС. А вот и не показалось. АНЯ. Кто здесь? Мамочка, мне страшно. ГОЛОС. Сначала рисуют тяп-ляп, а потом «ма-амочка», «стра-ашно»… Из альбома по рисованию начинает появляться существо неопределенного вида, чем-то похожее на поросенка, но с явными чертами попугая, половина тела – розовая, половина – зеленая. Аня при виде его от ужаса сползает по двери на пол, закрывает от страха глаза. АНЯ. Говорила мне мама меньше телевизор смотреть… СУЩЕСТВО. Страшно ей! А мне не страшно?.. Ну ладно бы – просто уродец, а то ведь совсем не поймешь кто. АНЯ (приоткрывая глаза и снова закрывая от страха). Уйди, пожалуйста, а… Я тебе ничего плохого не сделала. СУЩЕСТВО. Что? Ничего плохого?.. Я по твоей милости вот такой неизвестно кто… И куда это я могу теперь уйти? Меня в таком виде ни в одну сказку не примут… АНЯ. Да кто ты? СУЩЕСТВО. Это у тебя спросить надо, кто я. АНЯ. Почему у меня? СУЩЕСТВО. А кто меня таким нарисовал?.. АНЯ (начинает понимать).Ой… СУЩЕСТВО. Кто я? Очень бы мне это хотелось узнать! АНЯ (растерянно). Я поросенка рисовала…. А в уме попугаев считала… СУЩЕСТВО (мечтательно). Был бы я поросенком, меня бы звали Хрюшей! Был бы попугаем – Гошей. А так? Ни то, ни се… Хрюгоша какая-то… Или какой-то? Поди тут разберись… АНЯ (оправдываясь). Я поросенка рисовала… а по письму тоже попугай попался… Вот и нарисовался Хрюгоша… СУЩЕСТВО. Ты глаза не растопыривай, думай, чего теперь со мной делать. АНЯ. Я уже думаю. СУЩЕСТВО. Плохо думаешь, не заметно. АНЯ (сосредоточенно морщит лоб). Теперь заметно? СУЩЕСТВО. Теперь лучше. Ну, что придумала что-нибудь? АНЯ. Придумала. У меня старший брат Санька, ужасно умный. Он целый день за компьютером сидит. Я сейчас его позову Колотит в дверь, зовет: «Саня! Сань! Иди сюда скорее! Саня!». Пока она стучит, Хрюгоша прячется в альбом. Входит Саня. СЦЕНА 4 САНЯ. Дверь сломаешь… Чего звала? Уроки сделала? АНЯ. Уроки?.. Да, то есть нет, то есть теперь это неважно, тут Хрюгоша, ему нужна помощь! САНЯ. Какой еще Хрюгоша? АНЯ. Он не виноват, что он такой, это все я… Я поросенка рисовала, а по математике и по письму – попугаи… а ты умный, ты обязательно ему поможешь! САНЯ. Да кому надо помочь? АНЯ. Хрюгоше! Вот он! (Показывает туда, где только что был Хрюгоша.) Саня внимательно оглядывает комнату, затем подозрительно смотрит на сестру, щупает ей лоб. САНЯ. От уроков пытаешься отмазаться? А не выйдет! (Уходит.) Аня, оставшись одна, пытается понять, а был ли действительно Хрюгоша, осматривает разбросанные книги и тетради, затем альбом для рисования, видит свой рисунок… СЦЕНА 5 АНЯ. Хрюгошка, ты почему спрятался? ГОЛОС ХРЮГОШИ. Испугался. АНЯ. Кого? Сани? ГОЛОС ХРЮГОШИ. Компьютера. Меня твой Саня в компьютер посадит. А там одни монстры, я к ним не хочу. АНЯ. Смешной ты какой, Хрюгошечка! Компьютера боится… Ну, вылезай, будем дальше думать, что с тобой делать. ГОЛОС ХРЮГОШИ. А ты пообещай, что больше не будешь звать своего брата. АНЯ. Обещаю. Ой, а что, если я попробую тебя дорисовать. (Берет карандаши, что-то дорисовывает, что-то стирает ластиком.) ГОЛОС ХРЮГОШИ. Ой, щекотно… Хи-хи… А вот это больно, это не надо. АНЯ. Ну все, все, больше не буду. (Делает еще несколько штрихов, виновато смотрит на рисунок, отходит.) Из альбомного листа появляется дорисованный Хрюгоша, теперь это уже и не поросенок, и не попугай, а совсем непонятно кто, хотя, в отличие от Хрюгоши первого, тяп-ляпистого, второй нарисован с любовью и старанием, и очень обаятелен. ХРЮГОША. Ну? Кто я теперь? АНЯ. Если бы я на уроках рисования внимательнее слушала учительницу… ХРЮГОША (обреченно). Значит, мне теперь навсегда непонятно кем оставаться? АНЯ. Нет-нет, Хрюгошечка, мы обязательно что-нибудь придумаем. ХРЮГОША. А ты меня не бросишь, такого? АНЯ. Ну, что ты! Я ведь тебя нарисовала. Как же я могу тебя бросить! ХРЮГОША. Ну, тогда думай дальше. (Рассматривает комнату Ани.) А у тебя тут ничего, уютно. Книг много. (Читает названия по корешкам.) «Приключения Незнайки», «Красная шапочка», «Русские народные сказки», «Доктор Айболит»… АНЯ. Доктор Айболит? ХРЮГОША. Хорошая сказка? АНЯ. Доктор Айболит! Вот кто нам нужен! ХРЮГОША. Так давай его быстрее позовем. АНЯ. Но я не знаю, как… Он же в книжке. ХРЮГОША (снисходительно). Эх, двоечница, про компьютер она все знает, а как из книжки кого-нибудь позвать… АНЯ. Причем тут двоечница? У нас в школе этому не учат! ХРЮГОША. Да? Совсем неправильные у вас школы. АНЯ. А ты знаешь?.. Научи. ХРЮГОША. Да проще простого. В книжке картинка с этим Айболитом есть? АНЯ (ищет в книжке). Кажется, есть. Вот она. ХРЮГОША. Тогда совсем делать нечего. Берешь книжку (Аня выполняет), смотришь на картинку (Аня выполняет), и представляешь, что картинка оживает. АНЯ. И все? ХРЮГОША. И все. А чего бы ты еще хотела? АНЯ. Не знаю, заклинание какое-нибудь, слово волшебное. ХРЮГОША. Главное, сомневаться нельзя. Тогда и без заклинания сработает. АНЯ (пристально смотрит на картинку). А может, все же какое-нибудь словечко волшебное, а то не получается. ХРЮГОША. Ну, если без словечка не получается… (Придумывает.) Говори три раза «Хрюгоша хороший». АНЯ (с самым серьезным видом начинающей волшебницы). Хрюгоша хороший. Хрюгоша хороший. Хрюгоша хороший. Из книжки появляется доктор Айболит. СЦЕНА 6 ДОКТОР АЙБОЛИТ. Кто больной? Кого лечить? АНЯ. Получилось… ДОКТОР АЙБОЛИТ (начинает осмотр Ани). Девочка, на вид лет 7 – 8. Цвет лица – здоровый. Глаза – блестят. Пульс – учащенный. АНЯ. Да нет, это не меня надо лечить. Я – здорова. Хотя мама у меня и находит все время какие-то болезни, но это ерунда… Ой! Как же я рада, что получилось!!! Я теперь буду разных героев сказок к себе в гости звать. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Если у вас тут все здоровы, то я, извините, пойду, у меня там обезьяны болеют. АНЯ. Подождите, пожалуйста! У нас есть больной. Вот, Хрюгоша. (Показывает на Хрюгошу.) ДОКТОР АЙБОЛИТ (осматривая Хрюгошу). А что у него болит? ХРЮГОША. Все. Но оно не болит. Оно просто – не то. ДОКТОР АЙБОЛИТ. То есть как все – не то? Я что-то не очень понимаю. АНЯ (торопливо, пытаясь объяснить подробно). Понимаете, доктор, я рисовала поросенка, а в это время в задачке улетело два попугая, а я на брата злилась, и очень хотела мультики смотреть, а розовый карандаш сломался, и еще по письму попугай… ДОКТОР АЙБОЛИТ. Значит, болеют еще поросенок, брат и два попугая? Это уже пахнет эпидемией. ХРЮГОША. Она все неправильно объясняет. Ее брат играет в компьютер, а там одни монстры, я туда не хочу. Попугаев в задачке было семь, и я бы к ним с радостью присоединился, если бы Аня нарисовала меня попугаем. АНЯ. Но нам задали иллюстрацию к сказке «Три поросенка», я не могла рисовать попугая, надо было нарисовать поросенка, точнее, надо было трех поросят. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Ага. Значит, брат и попугаи здоровы, а болеют три поросенка? ХРЮГОША. Да вовсе не три, а один. И это я. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Вы – поросенок? ХРЮГОША. Если начинать от замысла, то – да. Но если смотреть на результат, то скорее – нет. АНЯ. Только не плачь, доктор тебя обязательно вылечит. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Друзья мои, я умею лечить насморк, ветрянку, коклюш, скарлатину, иногда даже грипп. Я знаю, что делать, когда болит голова, живот, нога или рука. Я могу помочь, если у поросенка чешется пятачок или слишком туго закручен хвостик. И когда у попугайчика несмыкание клюва или не блестят перья на крыльях… но в вашем случае… ХРЮГОША. Что? АНЯ. Нет?.. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Боюсь, что… я бессилен. ХРЮГОША. Как же так? АНЯ. Не может быть… ДОКТОР АЙБОЛИТ. Если ничего не болит. А при этом все – не то, то тут проблема не медицинская, а скорее – философская. ХРЮГОША. Какая? АНЯ. Фи-ло-соф-ска-я. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Простите, но меня ждут больные обезьяны. Разрешите откланяться. (Уходит обратно в книгу.) СЦЕНА 7 ХРЮГОША (повесив нос или что там у него вместо носа). Ну вот, вылечить меня нельзя… Проблема, как он сказал… фисофская. АНЯ. Не отчаивайся, если проблема философская, то нам поможет философ. ХРЮГОША. А кто такой философ? АНЯ (перебирая книги на столе и на полке). Точно не знаю, но это кто-то очень мудрый, или тот, кто думает с утра до вечера. ХРЮГОША. О чем думает? АНЯ. Ну, обо всем. ХРЮГОША. Обо всем… Если обо всем, тогда это тот, кто нам нужен! АНЯ. Черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик»… Или вот еще – Сова из «Винни-пуха»… Или Старик Хоттабыч… А вот, Василиса Премудрая… Кого же выбрать? ХРЮГОША (присоединяется к поискам). Самые мудрые – это змеи. Давай позовем Змея Горыныча. (Показывает найденную страничку в книжке.) АНЯ. Он же нас съест или огнем спалит. ХРЮГОША. А нам он весь, трехголовый, и не нужен. Позовем одну только голову, смотри, вот эта, левая, очень даже симпатичная. АНЯ. Если ты такой смелый, сам зови. А я отойду подальше. (Прячется.) ХРЮГОША (напряженно глядя в книгу). Левая голова Змея Горыныча, выходи, поговорить надо. Из книги появляется змеиная голова. СЦЕНА 8 Голова Змея удивленно осматривает комнату, останавливает взгляд на Хрюгоше. ЗМЕЙ. Это что за чудо-юдо? ХРЮГОША (преодолевая робость). Я осмелился вас побеспокоить, потому что мне вас доктор прописал, как лекарство. ЗМЕЙ. Меня, как лекарство?.. Ха-ха-ха! ХРЮГОША. Но ведь вы же – философ. ЗМЕЙ. Тсс! А вот об этом так громко – не надо. ХРЮГОША. Почему? ЗМЕЙ. Дело в том, что наша средняя голова все время рвется с кем-нибудь драться. А правая – постоянно хочет есть. И они обе мое стремление к философии считают делом бесполезным. ХРЮГОША. Они ничего не понимают, вы очень даже полезны. Если существуют философские проблемы, значит, без философов просто не обойтись. ЗМЕЙ. Ты и вправду так думаешь? ХРЮГОША. Змей – на востоке символ мудрости. ЗМЕЙ. Мне нравятся твои речи, маленькое дерзкое чудо-юдо. И пока две мои другие головы куда-то подевались, я готов тебе помочь. (Принимает философское выражение морды.) Излагай свою проблему. ХРЮГОША. У меня ничего не болит. Но при этом все – не то, то есть не так, в смысле, не такое. ЗМЕЙ. А тебе случайно не кажется, что ты – такой, как надо, а вот мир вокруг совсем неправильный? ХРЮГОША. Да нет, что вы! Мир вокруг – замечательный. Сказок много чудесных, картинки в книжках красивые, дети уроки делают. Аня в своем убежище виновато вздыхает. ЗМЕЙ. В таком случае, с философской точки зрения, с тобой все в порядке. ХРЮГОША. Но я даже точно не знаю: кто я? ЗМЕЙ. О! Я поздравляю тебя! С этого вопроса начинается путь к мудрости. ХРЮГОША. Так что же мне делать? ЗМЕЙ (в эйфории от собственных философских высказываний). Я буду иногда навещать тебя для философских бесед. А теперь мне пора, пока две мои глупые головы не прогневались на меня за мое отсутствие. (Исчезает туда, откуда появился.) СЦЕНА 9 Аня появляется из своего укрытия. АНЯ. Философия – это еще труднее, чем математика. Я ничегошеньки не поняла. ХРЮГОША. Честно говоря, я тоже. Пауза. АНЯ. Прости меня, Хрюгошечка… ХРЮГОША. Да ладно, ты же не нарочно. АНЯ. Я не должна была торопиться. Но мне так хотелось успеть… (Начинает плакать.) ХРЮГОША (обижается). Это я должен плакать, а ты меня утешать! АНЯ. Да, конечно… но я не знаю, что теперь делать… ХРЮГОША. Давай думать вместе! АНЯ. Давай. Думают изо всех сил. Неожиданно в комнату входит Саня, Аня в последнюю минуту успевает закрыть собой Хрюгошу. САНЯ. Там мультики начинаются, между прочим… Как твои уроки? АНЯ. Уроки?.. Совсем немножко осталось… САНЯ (снисходительно). Давай посмотрю. Может, и выпущу тебя… там твой любимый, про Чебурашку. АНЯ. Про Чебурашку?.. Чебурашка!!! Вот кто нам нужен… (Брату.) Я сейчас, сначала доделаю уроки. САНЯ. Что с тобой? Ты не заболела? Я – добрый. Я тебя выпускаю! Не поняла, что ли? АНЯ. Нет, все в порядке, поняла. Я скоро приду, я быстро… САНЯ. Ну-ну… (В недоумении выходит.) АНЯ. Чебурашка! Ну, конечно… Он ведь тоже был не пойми кто. Он нам поможет. (Бросается искать книжку.) Ну, где же? Где же? Где она… (Вынимает книги из всех полок, ящиков стола, книжных шкафов, если таковые имеются.) ХРЮГОША (обрадовано). А… А как она выглядит, эта чебурашка? Она похожа на меня? АНЯ. Ой, я, кажется, эту книжку в школу отнесла и кому-то почитать отдала… Кто же знал… А может, через телевизор, с экрана? ГОЛОС САНИ. Ну, ты чего, зубрилка, совсем, что ли, смотреть не будешь? Дверь распахивается, на пороге комнаты появляется Саня. Хрюгоша не успевает спрятаться. Старший брат в полном ужасе застывает при виде непонятного существа. Пауза. СЦЕНА 10 АНЯ. Санечка! Ты только не сердись… Я не хотела… у меня это случайно получилось… (Хрюгоше.) Я – за Чебурашкой! Я быстро, а то мультик закончится. (Выбегает.) САНЯ. А-а… О-о… У-у… Ы-ы…Э-э… ХРЮГОША. Да-да, я с вами абсолютно согласен. Если бы я увидел себя со стороны, я бы сказал то же самое. САНЯ. Э-э… Ы-ы… У-у… О-о… А-а… ХРЮГОША. Пожалуйста, не сажайте меня в компьютер. Там монстры, а я их боюсь… (Вздыхает.) САНЯ. Да… да… да сам ты монстр… ХРЮГОША. Я не монстр! Я… Я просто неизвестно кто. АНЯ (возвращается расстроенная). С телевизором никак не получается, там все время все двигаются, и никак не сосредоточишься… а тут еще экран заморгал. И, как назло, я не помню, кому я книжку ту отдала… САНЯ (указывая на Хрюгошу). Что? Это? Такое? АНЯ. Я рисовала поросенка, а в уме считала попугаев… Нам очень нужен Чебурашка, а я не помню, кому книжку… Сань, может, ты наладишь телевизор, а? САНЯ. Телевизор я, может, и налажу, но чтобы этого безобразия (кивает на Хрюгошу) через пять минут здесь не было! (Выходит, хлопая дверью.) Пауза. АНЯ (передразнивает брата). Чтобы через пять минут… Раскомандовался. ХРЮГОША (обречено). А где же должно быть «это безобразие»? Через пять минут… У меня ведь нет своей сказки… АНЯ. Только, чур не плакать! Что-нибудь придумаем… На вот, посмотри картинки (дает ему детские журналы), я сейчас… (Выходит вслед за Саней, из соседней комнаты слышны голоса ссорящихся брата и сестры.) СЦЕНА 11. Хрюгоша некоторое время прислушивается к звукам ссоры, потом начинает механически листать журнал, затем все больше заинтересовывается красивыми картинками, останавливается на одной. ХРЮГОША. Как много девочек и мальчиков! Все очень внимательно куда-то смотрят, улыбаются, хлопают в ладоши… А, это, наверное, зрители в театре… Какие у них добрые глаза! Они бы мне обязательно помогли… Так, я их сейчас сюда позову из журнала. (Пристально смотрит на картинку.) Мне нужна ваша помощь, приходите! (Смотрит в зал.) Ой, как здорово! Вот вы и здесь… Здравствуйте… А вы тут еще симпатичнее, чем на картинке! Я вас не очень отвлек от ваших дел?.. Только вы тсс-с! Не очень шумите, а то у Ани старший брат… очень сердитый. Появляется Доктор Айболит. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Я дал лекарства обезьянам и вернулся. Хотя я и не понимаю, как вас лечить, но врач не имеет права оставлять больного без помощи. ХРЮГОША. Доктор! Как здорово, что вы пришли! Посмотрите, сколько девочек и мальчиков, вместе мы обязательно что-нибудь придумаем… ДОКТОР АЙБОЛИТ (озабоченно). Тут уже эпидемия? Ваша болезнь оказалась заразной? ХРЮГОША. Да нет, дети здоровы, они пришли мне помочь. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Насколько они здоровы, надо обязательно проверить! (Спускается в зал, начинает проверять, насколько здоровы дети: кому-то щупает пульс, кому то заглядывает в глаза, кого-то просит открыть рот, кого-то слушает фонендоскопом.) Ваша болезнь – неизвестный науке феномен, мы не знаем, передается ли она воздушно-капельным путем… Вы поступили очень опрометчиво, пригласив сюда детей. (Продолжает медицинский осмотр.) ХРЮГОША. Доктор, но у меня ничего не болит, я просто… неизвестно кто. ДОКТОР АЙБОЛИТ (детям в зале, не обращая внимания на Хрюгошины протесты). Дышите. Не дышите. Угу… Так… Глаза горят. Бантики завязаны правильно. Ну-ка, похлопайте в ладоши… Хорошо, хлопают дружно… Похоже, действительно, дети здоровы. Появляется Левая голова Змея Горыныча. ЗМЕЙ. Две мои глупые головы уснули, и я решил продолжить приятное общение на философские темы. ХРЮГОША. Ну, если и мудрая голова Змея Горыныча здесь, мы обязательно что-нибудь придумаем… В соседней комнате слышны голоса брата и сестры, входит грустная Аня. СЦЕНА 12 АНЯ. Откуда только берутся такие вредные мальчишки! Подумаешь, маме он все расскажет, ябеда… а мама, между прочим, совсем не такая вредная и тоже когда-то была девочкой! А папа – вот папа девочкой не был… Но и он не такой вредный, как этот Санька. (Замечает кучу народа в ее комнате.) Ой… Доктор Айболит… ДОКТОР АЙБОЛИТ. Здравствуйте. АНЯ. Змей Горыныч… ЗМЕЙ. Левая голова, позвольте заметить. АНЯ (глядя на детей в зале). А это кто? ХРЮГОША. Это зрители в театре. Я их вот в этом журнале нашел. ГОЛОС САНИ. Пять минут истекло, ты разобралась со своим чудовищем?! АНЯ (кричит в сторону невидимого брата). Сейчас разберусь! (Всем.) Друзья! Надо срочно что-то придумать… Если в зале возникают предложения, их выслушивают и обсуждают. Возможно, возникают идеи о зоопарке, цирке. ЗМЕЙ. Подождите! Мы все время говорим о будущем нашего друга… АНЯ. Ну да. ЗМЕЙ. Чтобы иметь светлое будущее, надо сначала придумать прекрасное прошлое! ДОКТОР АЙБОЛИТ. Я не очень понимаю, о чем вы говорите. ЗМЕЙ (многозначительно). Мы должны написать сказку о том, как он появился, и что с ним приключилось. ХРЮГОША. И у меня будет своя сказка? ДОКТОР АЙБОЛИТ. Так давайте срочно писать сказку! Аня бросается к столу, берет чистую тетрадку, ручку, готовится записывать. АНЯ. С чего начинать? ЗМЕЙ. С начала. ДОКТОР АЙБОЛИТ. А что было сначала? Если никто из зрителей не подсказывает. Аня вспоминает сама. АНЯ. Я хотела смотреть мультики, а Санька заставлял меня делать уроки… ЗМЕЙ. Вот так и запишем: однажды девочка Аня, ученица…. В каком ты классе учишься? АНЯ (записывая начало). Во втором «Б». ЗМЕЙ. …ученица второго класса «Б» не хотела делать уроки, а хотела смотреть телевизор. Аня хочет что-то возразить, но передумывает и послушно записывает. ДОКТОР АЙБОЛИТ (к залу). А что было дальше? Тест, который записывает Аня, может несколько варьироваться в зависимости от подсказок зала, но общий смысл его остается: пересказ всего, только что случившегося на сцене. ЗМЕЙ (диктует). Старший брат поставил условие: сначала сделать все уроки. АНЯ. Но мультики должны были вот-вот начаться… ДОКТОР АЙБОЛИТ (в зал). Сколько времени оставалось? Дети отвечают. ЗМЕЙ (диктует Ане). За десять минут ученица второго «Б» класса решила сделать все уроки. (Аня записывает.) ДОКТОР АЙБОЛИТ. Но я пока не понимаю, а причем тут наш друг? АНЯ. По рисованию задали иллюстрацию к сказке «Три поросенка»… ХРЮГОША. А по математике была задачка про попугаев. ЗМЕЙ (в зал). Итак, ученица второго класса «Б» рисовала… Кого? Дети подсказывают. Аня записывает. ЗМЕЙ. А думала в это время… Дети подсказывают. Аня записывает. ХРЮГОША. Еще у нее розовый карандаш сломался. АНЯ. А времени оставалось очень мало, и я… то есть, она – мы ведь про сказочную девочку пишем? Она не стала его чинить, а дорисовала поросенка зеленым. ДОКТОР АЙБОЛИТ. И получился ни Хрюша, ни Гоша, а… Дети подсказывают. Аня записывает. ЗМЕЙ (диктует). Хрю-го-ша. (Размышляет.) Хрюгоша – по-моему, очень симпатичное имя. Итак, появился Хрюгоша! ХРЮГОША. Не совсем, меня Аня еще немножко дорисовывала. АНЯ. Зашел Саня, и Хрюгоша спрятался обратно, в альбомный лист. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Значит, Хрюгоша родился со второй попытки. ЗМЕЙ. Главное – имя! Если есть имя – значит, ты существуешь! ХРЮГОША. Урра! Я – существую! ВСЕ ВМЕСТЕ (Скандируют и хлопают с ладоши). Хрю-го-ша! Хрю-гоша! ДОКТОР АЙБОЛИТ (в зал). А дальше? Дети подсказывают. Аня записывает. Змей диктует. ЗМЕЙ. Хрюгоша научил Аню приглашать в гости сказочных героев и просить у них помощи. Сначала пришел… Кто? (Зал подсказывает.) Доктор Айболит. (Доктор раскланивается.) ХРЮГОША. Потом… Кто? (Зал подсказывает.) Левая голова Змея Горыныча. (Голова Змея раскланивается.) ДОКТОР АЙБОЛИТ. Потом хотели позвать… Кого? (Зал подсказывает.) Чебурашку. ЗМЕЙ. А почему не позвали? (Зал подсказывает.) Потому что Аня не нашла книжку. ДОКТОР АЙБОЛИТ. А дальше? ЗМЕЙ. В комнату вбежал… Кто? (Зал подсказывает.) Старший брат нашей сказочной Ани, Хрюгоша не успел спрятаться, Саня его увидел и… Что сделал? (Зал подсказывает.) Сначала испугался, а потом потребовал… Что? (Зал подсказывает.) Разобраться с «этим чудовищем». ХРЮГОША. А я теперь не чудовище, я теперь – Хрюгоша. И у меня скоро будет своя сказка! АНЯ. Аня пошла поговорить с братом. А чтобы Хрюгоша не скучал, оставила ему… Что? (Зал подсказывает.) Журнал с картинками. ХРЮГОША. В этом журнале были… Кто? (Зал подсказывает.) Зрители в театре. ЗМЕЙ. И все мы вместе решили… Что сделать? (Зал подсказывает.) Написать про Хрюгошу сказку. АНЯ (пишет). Написать сказку, точка. Есть. Дальше? ЗМЕЙ. Вот мы ее и написали! ХРЮГОША. Как? Уже все? А мне так понравилось! ЗМЕЙ. Это может быть только начало приключений, так сказать – первая серия. ДОКТОР АЙБОЛИТ. Если вы только сегодня родились, то ваши приключения – в самом начале! АНЯ. А если он сегодня родился, то мы можем праздновать его День Рождения! ХРЮГОША. Вот это здорово, я всех приглашаю к себе на День Рождения! Входит Саня. СЦЕНА 13 (на сегодня последняя) САНЯ. Что за шум? Почему это чудище еще здесь? А это кто такие? АНЯ. Это – не чудище, это – Хрюгоша! Мы про него только что сказку сочинили! ХРЮГОША. А это все мои друзья. Они пришли ко мне на День Рождения. АНЯ (торжественно вручает брату написанную сказку). Вот, читай, если не веришь! ХРЮГОША. И давайте с нами вместе праздновать мой День Рождения. Звучит музыка. Герои сказки поздравляют Хрюгошу с Днем Рождения. Саня читает сказку. АНЯ. А я больше никогда не буду торопиться делать уроки, потому что… ЗМЕЙ. Поспешишь – людей насмешишь. ДОКТОР АЙБОЛИТ. А если кто захочет придумать продолжение нашей сказки, не стесняйтесь, пишите и присылайте. Только – не торопитесь. Музыка вовлекает всех героев в общий танец. Если позволяет сценическая площадка, к финальному танцу можно привлечь и зрителей. З а н а в е с Пьеса предполагает продолжение приключений Хрюгоши и его друзей, дополнение новыми «сериями». А также выход героев в зал для проведения интерактивных представлений и игр. Алена Чубарова (Чубарова Елена Викторовна) член Союза Театральных Деятелей художественный руководитель театра «КомедиантЪ» |