Надеемся, никто не будет спорить, что влияние литературы не просто велико, а очень велико. На всё – на культуру общества, на критерии культурных ценностей и на душу. На саму жизнь и её понимание. Поэтому, не будем останавливаться на описании процесса вычленения этого фактора из общей массы, а сразу перейдём к условиям задачи. Задача. Имеем: Литература влияет на Культуру. На культуру читателя, на культуру писателя, на культуру восприятия реальности, на уровень культуры общества, культурную жизнь рядового обывателя и культурные ценности текущего времени. То есть: Скорый поезд из пункта А. (писатель), движется в пункт Б. (читатель), по скоростной железной дороге (Интернет) со средней скоростью – 250 страниц в секунду. Нормальный (не скорый) поезд из пункта А. (писатель), движется в пункт Б. (читатель), по дороге с издательствами, типографиями и магазинами, со средней скоростью – одна книжка в неделю. Из пункта Б., в пункт А., поезда вообще не ходят. Сообщение между этими пунктами, именно в таком направлении – из Б., в А., осуществляется на попутной телеге, запряженной ослом. От случая к случаю. Вопрос: какое расстояние между пунктами А. и Б., если эти поезда везут культуру в массы – тоннами, а телега застряла в колдобине, под названием – потребительский спрос. Ответ: расстояние не меряют тоннами и спросом. Обычно – километрами, метрами, но уж, совсем, в крайнем случае – рублями. На самом деле, вопросов очень много. Литература, как творческое проявления человеческой культуры. Литература – как зеркало современной культуры. И так далее, и тому подобное. А ответов – ещё больше. Конечно, деление на читателей и писателей – весьма условно. Кто-то творит в разговорном жанре, кто-то пишет стихи, кто-то смотрит футбол. Но если разделить людей по принципу: - изливающие свои слова другим и впитывающие слова других, то получится одностороннее влияние первых на вторых. И если принять, что Литература – это то, что написано и это находится между «изливающими» и «впитывающими». То тогда получается, что влияние Литературы на Культуру – перекошенное, однобокое. Идёт фактический диктат. Диктатура Литературы в Культуре. Или абсолютная монархия. Нет даже государственной думы. Нет. Неправильно. Нет - не диктат Литературы. Диктат - Литераторов. Потому что всё это творим мы – люди. Творили когда-то Пушкин, Байрон и Шиллер. Толстой, Шопенгауэр и Ницше. Сколько сегодня людей творят, считая себя (для себя – и это пока успокаивает), новоявленными Пушкиными и Толстыми. Тысячи, если не миллионы. И когда, всё это высококультурное творчество – обрушивается на читателя, то нормальный, заинтересованный, думающий и чувствующий читатель – пытается разобраться в своих ощущениях и мыслях. Но не успевает. Идёт следующая волна. Из телевизора, из Интернета, от друзей, коллег и просто прохожих. Девятый Вал. Асфальтовый каток. Бегемот – танцующий на муравейнике. И можно долго философствовать на тему трудностей бытия, скорости технического прогресса, обнищания культуры и подавлении души. Только ни к чему это не приведёт. Кем был Пушкин? Всего лишь гениальным поэтом, волею случая, попавшим в Александровский Лицей? А Толстой? Гениальным прозаиком, волею судьбы затворившим себя в Ясной Поляне? Наверное… Поэтому ответ, на вопрос, поставленный в начале, очень простой. Тогда, когда следующий случай приведёт гениального поэта в соответствующее учебное заведение. Тогда, когда судьба заведёт гениального прозаика в его место затворничества. Нужно только подождать. Георгий Стенкин |